Организация работы по музейной педагогике на музыкальных занятиях
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 комбинированного вида»
Республика Мордовия город Саранск
Организация работы по музейной
педагогике на музыкальных
занятиях
(из опыта работы)
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Юдина Оксана Геннадьевна
г. Саранск
2015
Музейная педагогика — молодая отрасль педагогической науки, тесно
связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение,
история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она зародилась
более 100 лет назад, сам термин «музейная педагогика» начал употребляться в
нашей стране только в 70-е гг. В данный период было выделено содержание
культурно-образовательной деятельности музеев. Оно состоит в организации
работы с музейной аудиторией, и взаимодействии с системой образования. В
настоящее время для развития музейного дела характерно существенное
повышение значения его образовательной функции. Активно ведется поиск
новых форм и методов работы с детьми и педагогами.
Использование музейной педагогики на занятиях по музыке диктуется
временем потому, что работа музыкального руководителя в современных
условиях требует инновационных подходов. Основными направлениями
культурно-образовательной деятельности в музее являются информирование,
обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Такие подходы в своем
синтезе, как никогда лучше дают возможность преподнести новый
музыкальный материал детям.
Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений
применительно к музыкальным занятиям.
Информирование — это первая ступень освоения музейной ин-
формации, т.е. первичное получение сведений о музее и его коллекциях или об
отдельных музейных предметах, об их содержании, а также о вопросах,
связанных с профилем музея и различными направлениями его деятельности.
Ознакомление осуществляется с помощью таких традиционных форм, как
лекция и консультация. На музыкальных занятиях это может быть создание
выставки, посвященной композиторам Мордовии.
Обучение — вторая ступень освоения музейной информации на
качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а
также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.
Обучение в музее предполагает получение дополнительных либо
альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно
получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и
внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве и
изучении предметов-подлинников. На музыкальных занятиях это может быть
знакомство, например, с подлинными музыкальными инструментами, на
которых занимаются в музыкальных школах. Это может быть выставка-концерт
«В мире музыкальных инструментов», где дети могут не только увидеть, но
услышать профессиональную игру на музыкальных инструментах
Отличительные черты такого обучения — неформальность и
добровольность. Особенность его заключается в возможности максимально
реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется
экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных экспонатов.
Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков и
занятий, кружковой работы.
Развитие творческих начал — высшая ступень постижения музейной
информации. Развитие творчества подразумевает использование потенциала
музея для выявления наклонностей и раскрытия личности. В музее имеются
особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее
действенный — «вхождение» в систему лучших образцов, традиций, примеров
культуры прошлого и настоящего. Это направление может быть реализовано в
форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины,
исторической игры и др. Студия ставит целью раскрыть творческие
способности детей на основе изучения музейных собраний. Творческая
лаборатория представляет собой объединение заинтересованных лиц, ведущих
в музее под руководством научного сотрудника экспериментальную
деятельность в сочетании с творческой практикой. Фестиваль — это действие с
широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром
различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий,
кружков, иных творческих групп.
Общение — установление взаимных деловых или дружеских контактов
на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его
коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для ознакомления
с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и
неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в
форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок либо в какой-то нетрадиционной
форме.
Отдых — организация свободного времени в соответствии с желаниями
и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в
музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на
разновозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, День открытых дверей,
музейный праздник, концерт, КВН и т.д.). Однако существуют и специально
разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий
посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших
школьников, выпускной бал в музее и пр.). Необходимо создание в группах
музыкальных уголков, где дети могли бы самостоятельно манипулировать и
играть с музыкальным материалом.
Основной принцип любой формы культурно-образовательной
деятельности — предоставление посетителям возможности заниматься тем, что
их интересует, создание условий для самореализации. Важно учитывать
психологические особенности различных типов и категорий музейной
аудитории. Эффективность такой работы зависит и от взаимодействия музея с
образовательным учреждением, интеграции образовательной и музейной
педагогики.
В 1980-х гг. внедряется идея специфики общения музейного специалиста
с разными возрастными группами. При этом, если в работе, например, со
школьниками среднего и старшего возраста имелись давние традиции, то с
малышами приходилось начинать буквально с нуля.
Показателем происходящих изменений стала, в частности, Всесоюзная
межмузейная конференция «Музей и дети» (1982). В докладах ее участников
настойчиво звучала мысль о том, что музей обязан обратить внимание на
детскую аудиторию, создавая для нее специализированные экскурсии и
программы. Произошел всплеск интереса к проблеме со стороны музеев
различных
Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети
лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития
интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание
дополняет и обогащает зрительную информацию. Это положение было
обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Ж.
Пиаже, который расценивал предметные действия в качестве главного фактора
формирования интеллекта ребенка («знать предмет — значит действовать с
ним»), считая их основой для развития внутреннего плана сознания.
Работающие с детьми специалисты должны вводить в экспозицию или
специально приносить на занятия экспонаты (копии, дубликаты, модели),
которые ребенок может взять в руки. Если для самых маленьких
непосредственное манипулирование с предметом почти обязательно, то для
более старших детей достаточно «зрительное ощупывание» предмета,
мысленные действия с ним. Моделирование формы предмета движением руки
в воздухе значительно облегчает его восприятие. Психологи выявили, что
использование такого приема в работе с детьми 6—7 лет увеличивает
запоминание ими информации более чем на 40% и обеспечивает точность
описания и изображения исторических предметов и ситуаций.
Музейная информация может быть активно освоена и другими
способами, например, процессе игровой деятельности. Игра в жизни
дошкольников — ведущая форма познания. Именно в ней они лучше
сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного
манипулирования с предметами; пробуждается творческое начало, развивается
воображение. Вариантов игры в музее или с музейными предметами много.
Музейный педагог Н.Д. Рева применяет в своей деятельности целый спектр
музейно-образовательных игр, дающих стимул воображению и творческой
импровизации.
В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-
ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой
специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает
постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети этого возраста
особенно расположены к общению. Вопросы, которые им задаются, носят
отнюдь не риторический характер: каждый из них обычно подразумевает
конкретный ответ, который дети дают хором или поодиночке. Его можно
оспорить, с ним можно согласиться, но главное: он стимулирует дальнейший
ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знание (хотя они
тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращения
к собственному жизненному опыту и, что более важно, побуждают к
детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и
значения того, что видит ребенок.
Непринужденная беседа, в форме которой протекают занятия с
детьми, вносит в экскурсию немалый элемент непредсказуемости. Поэтому
музейному педагогу необходимо обладать даром импровизации, быть
находчивым, но одновременно и достаточно строгим. Атмосфера свободы и
раскованности, которая создается благодаря живому диалогу, не должна
мешать сосредоточенной работе детей.
Восприятие музейной информации требует большого умственного и
физического напряжения даже от взрослых посетителей. Но то, что и им
дается нелегко, представляет для детей особую трудность. Сравнительная
слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешает ребенку
подолгу стоять у музейной , витрины, рассматривать большое количество
экспонатов, впитывать все новые и новые сведения. Именно поэтому при
работе с детьми нужно очень четко знать, сколько времени займет экскурсия,
что им показать и в каком объеме.
Наиболее эффективно дети воспринимают информацию только
первые 15—20 мин, после чего внимание снижается. Поэтому при
продолжительности экскурсии 40—45 мин ее первую половину
рекомендуется сделать информационно более насыщенной, тогда как во
вторую — внести элементы игры, творческой работы детей или двигательной
разрядки. Последняя может быть связана непосредственно с осмотром
экспоната (экскурсовод предлагает детям самим рассмотреть
крупногабаритный предмет: они обходят его, наклоняются, приседают,
заглядывают внутрь), но может стать своеобразной паузой в экскурсии.
Чрезвычайно важно не забывать (а это происходит очень часто), что детям
очень трудно стоять на одном месте. Время остановки у одной витрины не
может быть очень долгим: обычно это 1—3 мин.
Особая проблема — отбор экспонатов. Музейная среда, как правило,
чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно
у маленького ребенка. Поэтому количество демонстрируемых предметов
следует ограничить 7—10, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».
Вообще методика рассматриваемой работы предполагает постоянную
организацию аудитории. Решая такие вопросы, как на что обращать внимание,
как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать
вопросы, экскурсовод, по существу, преследует весьма важную цель —
воспитание музейной культуры маленького посетителя.
Для того чтобы ребенок обогатился новыми знаниями и впечатлениями,
необходимо постоянное закрепление музейного материала, возвращение к уже
увиденному и услышанному. Довольно трудны, например, для дошкольников
слова «экскурсия», «экскурсовод», «экскурсант». Нужно, чтобы дети не только
повторили их за экскурсоводом (конечно, если этого требует содержание
занятия), но вернулись к ним не раз. Разумеется, сказанное касается и других
слов, понятий и сведений, которые, по мнению музейного педагога, должны
остаться в памяти детишек.
Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее
впечатлений и знаний выступает творческая работа как самый естественный для
детей способ освоения информации. Поэтому музыкальные занятия с
элементами музейной педагогики должны включать в себя различные
творческие задания с тем материалом, с которым происходит знакомство. Так,
если выставка посвящена музыкальным инструментам, то закрепление
материала может включать в себя игру на этих музыкальных инструментах,
игру в ансамбле с другими детьми, различные дидактические музыкальные
игры и т.д.
Список использованной литературы
1. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика в XXI веке. Мирмузея. - 2005.
2. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая
научная дисциплина - 1997.
3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. /Под ред. А.Н.
Морозовой, О.В. Мельниковой. - 2008.
4. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Мини-музей в детском саду. — М.:
Линка-пресс, 2008.
5. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной
педагогике.— М.: Изд-во РИК, 2001.
6. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
7. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ». М, ТЦ Сфера,
2006 г.
8. Загороднова, Н. И. Инновационный потенциал музейно-
педагогической программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова //
СПб., 2005г.
9.Чумалова Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная
технология. Проблемы и пути из решения /– М., 2001
Музыка - еще материалы к урокам:
- Литературно-музыкальная композиция "Музыкальные краски времен года"
- Рабочая программа по музыке 3 класс 2015-2016 уч. год
- Рабочая программа по музыке 1 класс 2015-2016 уч. год
- Рабочая программа по музыке 2 класс
- Рабочая программа "ИСКУССТВО. МУЗЫКА" 4 класс (базовый уровень)
- Презентация "Олимпиада по музыке" 6 класс