Рабочая программа по музыке 3 класс 2015-2016 уч. год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей №173
СОГЛАСОВАНО
Заседание МО учителей
эстетического цикла
Протокол №____
от «____» ______2015г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ-лицей
№173
__________С.В. Куницкая
Приказ №_________
от «_______» ______2015г.
Рабочая программа
ИСКУССТВО. МУЗЫКА
(базовый уровень)
3 класс
Разработчик программы:
Штуркина Наталья Сергеевна
Учитель музыки первой категории
Екатеринбург, 2015
1
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в
соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения
начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования
по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов:
Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник для учащихся 3
класса,М., Просвещение, 2010.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для
учащихся 3 класса начальной школы», М.,Просвещение, 2008.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя
/Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2004;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.3 класс» - (CD
mp3,М.,Просвещение, 2009)
Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М.,
Просвещение, 2010.
Цели программы:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения
отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным
традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса,
творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение,
слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-
пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет,
симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности
(сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Общая характеристика учебного предмета
2
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих
освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества.
Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее
изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат
понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.
Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания
школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы,
формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и
другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого
культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки
музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений
литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию
эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального
произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их
восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания»,
«видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по
своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию
ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение
музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с
музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся
входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические
движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов
сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как
средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в
размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в
рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового
концерта.
Описание места учебного предмета.
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка»
отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.
Тематическое распределение часов
Рабочая
программа
Рабочая программа по классам
1
2
3
4
1.
Музыка в жизни человека.
35 ч.
14 ч.
13 ч.
4 ч.
4 ч.
2.
Основные закономерности
музыкального искусства
66 ч.
2 ч.
17 ч.
24 ч.
23 ч.
3.
Музыкальная картина мира.
34 ч.
17 ч.
4 ч.
6 ч.
7 ч.
4.
Резерв.
ИТОГО:
135 ч
33 ч
34 ч
34 ч
34 ч
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности
для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной
взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
3
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно
эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через
эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают,
что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его
духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию
другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки
сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут
сформированы:
4
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый
художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения
отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным
традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память
и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной
деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё
отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную
самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических
композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на
элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для
человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и
взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и
представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-
практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый
опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во
внеурочной и внешкольной деятельности.
Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как
способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на
искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой
деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального
фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности
профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-
исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность,
музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
5
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской
деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий
интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной
деятельности пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных
инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в
коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных
образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального
музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе
образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий,
представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности
(пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные
коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание программы учебного предмета «Музыка»
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в
жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина
мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования
содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В
первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.
«Музыка в жизни человека». 35 ч.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого
состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии
музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность,
маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и
поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации.
Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.
« Основные закономерности музыкального искусства» 66ч.
6
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение
эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация- источник музыкальной речи.
Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор
исполнитель слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее
выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных
интонаций, тем, художественных образов.
«Музыкальная картина мира».34 ч.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные
коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи,
видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие
голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные
инструменты.
Учебно-тематический план
3 класс
Разделы и темы
Кол-во
час
В том числе:
Контрольные
работы.
Россия-Родина моя.
5
1
Мелодия – душа музыки.
1
2
Природа и музыка.
1
3
Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.
1
4
Кантата «Александр Невский».
1
5
Опера «Иван Сусанин».
1
День, полный событий.
4
6
Утро.
1
7
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
1
8
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
1
9
Обобщающий урок 1 четверти.
1
1
«О России петь – что стремиться в храм».
4
10
Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!
1
11
Древнейшая песнь материнства.
1
12
Вербное Воскресение. Вербочки.
1
13
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
1
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
3
14
Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и
Морском царе
1
15
Певцы русской старины. Лель.
1
16
Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.
1
1
В музыкальном театре.
6
17
Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.
1
18
Опера «Орфей и Эвридика».
1
19
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
1
20
«Океан – море синее».
1
21
Балет «Спящая красавица».
1
7
Содержание программы предмета «Музыка» 3 класс.
«Россия - Родина моя» - 5 ч.
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы
вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки:
кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального
языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение
творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 1. Мелодия – душа музыки.
Урок 2. Природа и музыка.
Урок 3. Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.
Урок 4. Кантата «Александр Невский».
Урок 5. Опера «Иван Сусанин».
«День, полный событий» - 4 ч.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и
инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная
пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П.
Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно
осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей
тетради.
Урок 6. Утро.
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
22
В современных ритмах (мюзикл).
1
В концертном зале.
7
23
Музыкальное состязание (концерт).
1
24
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
1
25
Музыкальные инструменты (скрипка).
1
26
Обобщающий урок 3 четверти.
1
1
27
Сюита «Пер Гюнт».
1
28
«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
1
29
Мир Бетховена.
1
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
6
30
Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.
1
31
Мир Прокофьева.
1
32
Певцы родной природы.
1
33
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
1
34
-35
Обобщающий урок.
1
1
итого
35
4
8
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном
искусстве, икона Владимирской Богоматери величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной
церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской
княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении,
песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение
творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 10. Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!
Урок 11. Древнейшая песнь материнства.
Урок 12. Вербное Воскресение. Вербочки.
Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин).
Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и
обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных
инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно
осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей
тетради.
Урок 14. Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе.
Урок 15. Певцы русской старины. Лель.
Урок 16.Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.
«В музыкальном театре» - 6 ч.
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений
школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-
характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В.
Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников).
Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий
из рабочей тетради.
Урок 17. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.
Урок 18. Опера «Орфей и Эвридика».
Урок 19. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
Урок 20. «Океан – море синее».
Урок 21. Балет «Спящая красавица».
Урок 22. В современных ритмах (мюзикл).
«В концертном зале» - 7ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста
и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский).
Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н.
Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины.
Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двух-
частная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение
творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 23. Музыкальное состязание (концерт).
Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
9
Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка).
Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти.
Урок 27. Сюита «Пер Гюнт».
Урок 28. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
Урок 29. Мир Бетховена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 6ч.
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в
создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных
композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в
джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые
музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ певцы родной природы.
Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии
прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений
разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 30. Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.
Урок 31. Мир Прокофьева.
Урок 32. Певцы родной природы.
Урок 33. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
Урок 34 - 35. Обобщающий урок.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса
обучающиеся должны уметь:
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных
инструментах, составах оркестров;
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки,
увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и
отстаивать собственную точку зрения;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,
взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной
речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в
пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде
исполнительской деятельности (пение, музицирование);
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных
музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык
народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся.
обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей,
композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных
композиторов;
накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и
10
сложными);
выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с
предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор
исполнитель слушатель);
развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен,
вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного
исполнения;
совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать
его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного
дирижирования»;
освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах
детского музицирования;
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Примерный музыкальный материал.
Раздел 1. Россия — Родина моя (5 ч)
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого.
Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.
Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Раздел 2. День, полный событий (4 ч)
Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.
Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.
Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.
Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.
Раздел 3. О России петь что стремиться в храм (4 ч)
Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
Прелюдия 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер.
Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока.
Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)
Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н. Римского-Корсакова.
Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).
Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н.
Римский-Корсаков.
11
Веснянки, русские и украинские народные песни.
Раздел 5. В музыкальном театре (6 ч)
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
Раздел 6. В концертном зале (7 ч)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). ГГ Чайковский.
Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.
Каприс 24 для скрипки соло. Н. Паганини.
Пер Гюнт. Сюита 1 (фрагменты); Сюита 2 (фрагменты). Э. Григ.
Симфония 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Соната 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен.
Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.
Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
Волшебный смычок, норвежская народная песня.
Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч)
Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ.
Шествие солнцаС. Прокофьев.
Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г.
Свиридов.
Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.
Симфония 40. Финал. В.-А. Моцарт.
Симфония 9. Финал. Л. Бетховен.
Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского.
Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой.
Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
Музыканты, немецкая народная песня.
Камертон, норвежская народная песня.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,
Т.С.Шмагиной:
На основе «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы
программы «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.,
М., Просвещение, 2010., стр. 16 – 21 и 35 - 39.
«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М.,
Просвещение, 2008г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс», М., Просвещение,
2004г.
фонохрестоматия для 3 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.
Учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2009 г.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для
учащихся 3 класса начальной школы», М.,Просвещение, 2009.
MULTIMEDIA поддержка предмета
12
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при
издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров
(НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14. «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным». Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD
ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс» под редакцией Г.П.Сергеевой.
ЗАО «Новый диск», 2009.
Список научно-методической литературы.
1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников»,
М.,Академия, 2001г.
6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М.,
Академия, 2000г.
11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука,
1998г.
12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных
учреждениях», М., Академия, 2002г.
13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М.,
Просвещение, 1983г.
14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
15. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
16. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
17. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
18. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
19. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
20. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
21. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
22. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
23. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
24. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
25. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
26. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская,
Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
27. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
13
28. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 2008г., №№1-6 2009 г., №№1-5 2010г.
29. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
30. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
31. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
32. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
33. Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 3 класс», Волгоград, Учитель, 2005г.
34. Улашенко Н.Б. «Поурочные планы. Музыка 3 класс», Волгоград, Корифей, 2006г.
35. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 3 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2004г.
36. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
37. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
38. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
39. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс,
2007.- 176с.
40. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы.
Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
41. Песенные сборники.
42. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»,
2006.- 224с.
Технические средства обучения (ТСО) на уроках музыки
Музыкальный центр
Ноутбук
Проектор
Экран на штативе
Телевизор
Фортепиано
Набор детских шумовых инструментов
уро
ка
Дата
план
Дата
факт
Тема урока
Тип урока
Элемент содержания
Умения и виды деятельности
Контрольно-
оценочная
деятельность
ИКТ
средст
ва
обучен
ия
специальные
общеучебные
«Россия - Родина моя» - 5 ч.
1
Мелодия -
душа музыки.
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний.
Урок-беседа.
Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Музыкальные средства
выразительности. Рождение музыки как
естественное проявление человеческого состояния.
Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Основные средства музыкальной выразительности
(мелодия). Песенность, как отличительная черта
русской музыки. Углубляется понимание мелодии
как основы музыки – ее души.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере
«Хованщина». М. Мусоргский.
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4.
П. Чайковский.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н.
Кукольника.
Знать/понимать:
выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации,
Уметь: демонстрировать
личностно-окрашенное
эмоционально-образное
восприятие музыки,
показать определенный
уровень развития
образного и
ассоциативного мышления
и воображения,
музыкальной памяти и
слуха, певческого голоса.
- организация
самостоятельной
работы;
- соблюдение норм
поведения в
окружающей среде;
- воспринимать
информацию;
- оценивать и
осмыслять резуль-
таты своей
деятельности;
- умение понятно,
точно, корректно
излагать свои
мысли;
- умение отвечать на
вопросы;
- работать с
рисунками;
-составлять рассказ
по рисунку;
- определять общие
свойств и признаки
предметов (по
результатам наблю-
дения, объяснений
учителя);
- подбирать
ассоциативные ряды
к художественным
произведениями
различных видов
искусства;
- владение умениями
совместной
деятельности:
- согласование и
координация
деятельности с
другими ее
входной
устный
опрос
Видео
-презентация песни
2
Природа и
музыка.
Комбинированны
й урок.
Традиционный.
Выразительность и изобразительность в
музыке. Различные виды музыки: вокальная,
инструментальная; Выразительность и
изобразительность в музыке. Различные виды музыки:
вокальная, инструментальная. Основные средства
музыкальной выразительности (мелодия,
аккомпанемент). Романс. Лирические образы в
романсах и картинах русских композиторов и
художников.
Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А,
Толстого.
Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков,
слова А. Толстого.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к
повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Знать/понимать: названия
изученных жанров
(романс), смысл понятий:
солист, мелодия,
аккомпанемент, лирика.
Уметь: узнавать изученные
музыкальные
произведения и называть
их авторов,
продемонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, многозначности
музыкальной речи в
ситуации сравнения
произведений разных
видов искусств.
текущий
устный
опрос
Видео
-презентация
15
3
Виват, Россия!
(кант). Наша
слава- русская
держава.
Комбинированны
й урок.
Традиционный.
Народные музыкальные традиции Отечества.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и
различие. Знакомство учащихся с жанром канта.
Народные музыкальные традиции Отечества.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и
различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня.
Патриотическая тема в русских народных песнях.
Образы защитников Отечества в различных жанрах
музыки.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский.
Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.
Славны были наши деды; Вспомним,
братцы, Русь и славу! Русские народные
песни.
Знать/понимать: названия
изученных жанров (кант),
смысл понятий: песенность,
маршевость. Уметь:
эмоционально откликнуться
на музыкальное
произведение и выразить
свое впечатление в пении,
игре или пластике;
участниками;
- объективное
оценивание своего
вклада в решение
общих задач
коллектива.
- замечать
изменения,
происходящие с
объектом;
- выполнять
творческие задания в
творческой тетради;
-
импровизиров
ать на
заданные
тексты.
тематич
еский
устный
опрос
Презентация
4
Кантата
«Александр
Невский».
Урок обобщения
и систематизации
знаний.
Урок-
презентация.
Обобщенное представление исторического
прошлого в музыкальных образах. Народная и
профессиональная музыка. Кантата.
Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский».
Образы защитников Отечества в различных жанрах
музыки.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С.
Прокофьев.
Знать/понимать: названия
изученных произведений и
их авторов; названия
изученных жанров и форм
музыки (кант, кантата)
Уметь: узнавать изученные
произведения, называть их
авторов; эмоционально
откликнуться на
музыкальное произведение
и выразить свое
впечатление в пении, игре
или пластике;
продемонстрировать
знания о различных видах
музыки,
итоговы
й
фронтал
ьный
опрос
Видео фрагменты из кантаты.
16
5
Опера «Иван
Сусанин».
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний.
Урок –беседа.
Обобщенное представление исторического
прошлого в музыкальных образах. Сочинения
отечественных композиторов о Родине.
Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей.
Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Интонация как внутреннее озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение мыслей. Образ
защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван
Сусанин».
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Знать/понимать: названия
изученных произведений и
их авторов, названия
изученных жанров и форм
музыки (опера), смысл
понятий: хоровая сцена,
певец, солист, ария. Уметь:
демонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, многозначности
музыкальной речи в
ситуации сравнения
произведений разных
видов искусств.
Видео фрагменты из опер
День, полный событий. – 4 ч.
6
Утро.
Урок
закрепления
нового
материала.
Урок-беседа.
Звучание окружающей жизни, природы,
настроений, чувств и характера человека.
Песенность. Звучание окружающей жизни,
природы, настроений, чувств и характера человека.
Песенность. Выразительность и изобразительность в
музыкальных произведениях П.Чайковского
«Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С.
Свириденко.
Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А.
Плещеева.
Знать/понимать: названия
изученных произведений и
их авторов; смысл
понятий: песенность,
развитие. Уметь:
эмоционально
откликнуться на
музыкальное произведение
и выразить свое
впечатление в пении, игре
или пластике; передавать
собственные музыкальные
впечатления с помощью
различных видов
музыкально-творческой
деятельности, выступать в
роли слушателей.
- самостоятельная
организация учебной
деятельности;
- сравнивать
характер, настроение
и средства
выразительности в
музыкальных
произведениях;
- работать с
рисунками,
составлять рассказ по
рисунку;
- замечать
изменения,
происходящие с
объектом;
- выполнять
творческие задания в
тетради;
тексты;
- выделять
главную
текущий
группова
я
Видео
-презентация «
утро
»
17
7
Портрет в
музыке. В
каждой
интонации
спрятан
человек.
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний.
Урок-беседа.
Выразительность и изобразительность в
музыке. Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Портрет в музыке.
Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.
Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и
Джульетта». С. Прокофьев.
Знать/понимать: названия
изученных произведений и
их авторов; Уметь:
продемонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, многозначности
музыкальной речи в
ситуации сравнения
произведений разных
видов искусств;
передавать настроение
музыки в пении,
музыкально-пластическом
движении.
мысль.
- уметь переносить
знания, умения в
новую ситуацию для
решения проблем.
- Решать творческие
задачи на уровне
импровизаций.
- Самостоятельная
организация учебной
деятельности;
- сравнивать
характер, настроение
и средства
выразительности в
музыкальных
произведениях.
- Оценивать и
осмыслять резуль-
таты своей
деятельности;
текущий
устный
опрос
Фрагмент и
з балета.
18
8
«В детской».
Игры и
игрушки. На
прогулке.
Вечер.
Урок изучения и
первичного
закрепления
новых знаний.
Традиционный.
Выразительность и изобразительность в
музыке. Интонационная выразительность. Детская
тема в произведениях М.П.Мусоргского.
С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и
музыка М. Мусоргского.
Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты
«Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.
Знать/понимать: названия
изученных произведений и
их авторов,
выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации;
смысл понятий:
песенность ,
танцевальность,
маршевость, музыкальная
живопись. Уметь:
передавать собственные
музыкальные впечатления
с помощью различных
видов музыкально-
творческой деятельности,
выступать в роли
слушателей;
продемонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, многозначности
музыкальной речи в
ситуации сравнения
произведений разных
видов искусств;
текущий
устный
опрос
Видео фрагменты их опер. Ф
-т мультфильма «Детский альбом»
9
Обобщающий
урок.
Урок контроля,
оценки и
коррекции
знаний
учащихся.
Обобщение музыкальных впечатлений
третьеклассников за 1 четверть. Накопление
учащимися слухового интонационно-стилевого опыта
через знакомство с особенностями музыкальной речи
композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского,
Э.Грига, М.Мусоргского).
Исполнение изученных произведений, участие в
коллективном пении, передача музыкальных
впечатлений учащихся за 1 четверть.
Знать/ понимать: названия
изученных произведений и
их авторов.
Уметь: демонстрировать
личностно-окрашенное
эмоционально-образное
восприятие музыки,
увлеченность
музыкальными занятиями
и музыкально-творческой
деятельностью; охотно
участвовать в
коллективной творческой
деятельности при
тематиче
ский
тест
19
воплощении различных
музыкальных образов;
узнавать изученные
музыкальные сочинения,
называть их авторов;
выступать в роли
слушателей, критиков,
оценивать собственную
исполнительскую
деятельность и
корректировать ее.
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
10
Радуйся
Мария!
Богородице
Дево, радуйся!
Урок изучения и
закрепления
новых знаний.
Урок-беседа.
Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Духовная музыка в творчестве
композиторов. Образ матери в музыке, поэзии,
изобразительном искусстве.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А.
Плещеева.
Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо
темперированного клавира». И.-С. Бах.
Богородице Дево, радуйся, 6. Из «Всенощного
бдения». С. Рахманинов.
Знать/ понимать: образцы
духовной музыки,
религиозные традиции.
Уметь: демонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, многозначности
музыкальной речи в
ситуации сравнения
произведений разных
видов искусств;
узнавать изученные
музыкальные
произведения и называть
имена их авторов,
определять и сравнивать
характер, настроение и
средства музыкальной
выразительности в
музыкальных
произведениях
- формирование
монологической
речи учащихся;
-умение
рассматривать
предметы в
соответствии с
предложенной
целью;
- выделять их
признаки и свойства;
- уметь переносить
знания, умения в
новую ситуацию для
решения проблем;
- владение умениями
совместной
деятельности:
согласование и
координация
деятельности с
другими ее
участниками;
- объективное
оценивание своего
вклада в решение
общих задач
коллектива;
- замечать
изменения,
происходящие с
текущий
устный
опрос
группова
я
11
Древнейшая
песнь
материнства.
Комбинированны
й урок.
Традиционный.
Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Духовная музыка в творчестве
композиторов. Образ матери в музыке, поэзии,
изобразительном искусстве.
Тропарь Владимирской иконе Божией Матери.
Знать/ понимать: образцы
духовной музыки,
религиозные традиции.
Уметь: демонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
текущий
устный
опрос
20
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, многозначности
музыкальной речи в
ситуации сравнения
произведений разных
видов искусств;
эмоционально
откликнуться на
музыкальное произведение
и выразить свое
впечатление в пении.
объектом;
- выполнять
творческие задания в
творческой тетради;
-
импровизиров
ать на
заданные
тексты.
12
Вербное
Воскресение.
Вербочки.
Урок изучения и
закрепления
новых знаний.
Традиционный.
Народные музыкальные традиции Отечества.
Духовная музыка в творчестве композиторов.
Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Мама. Из вокально-инструментального цикла
«Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос —
суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.
Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока;
Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.
Знать/ понимать: образцы
духовной музыки,
народные музыкальные
традиции родного края,
религиозные традиции.
Уметь: демонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, многозначности
музыкальной речи в
ситуации сравнения
произведений разных
видов искусств;
эмоционально
откликнуться на
музыкальное произведение
и выразить свое
впечатление в пении, игре
или пластике;
текущий
устный
опрос
Видео-
фрагм
енты
из
оперы
21
13
Святые земли
Русской.
Княгиня Ольга
и князь
Владимир.
Комбинированны
й урок.
Традиционный.
Народная и профессиональная музыка. Духовная
музыка в творчестве композиторов. Святые
земли Русской.
Величание князю Владимиру и княгине
Ольге;
Баллада о князе Владимире. Слова А.
Толстого
Знать/ понимать: смысл
понятий: величание,
молитва; Уметь:
демонстрировать знания о
различных видах музыки;
определять, оценивать,
соотносить содержание,
образную сферу и
музыкальный язык
народного и
профессионального
музыкального творчества.
тематиче
ский
устный
опрос
группова
я
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
14
Настрою гусли
на старинный
лад…
(былины).
Былина о
Садко и
Морском царе
Комбинированны
й урок.
Традиционный.
Музыкальный и поэтический фольклор России.
Народные музыкальные традиции Отечества.
Наблюдение народного творчества. Былины.
Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А.
Римского-Корсакова.
Садко и Морской царь. Русская былина
(Печорская старина).
Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из
оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Знать/ понимать:
различные виды музыки
(былина), музыкальные
инструменты (гусли);
былинный напев, распевы.
Уметь: проявлять интерес
к отдельным группам
музыкальных
инструментов (гусли);
охотно участвовать в
коллективной творческой
деятельности при
воплощении различных
музыкальных образов;
определять, оценивать,
соотносить содержание,
образную сферу и
музыкальный язык
народного и
профессионального
музыкального творчества.
- работать с
рисунками,;
- составлять рассказ
по рисунку;
- выполнять
творческие задания в
творческой тетради;
- формировать
приемы
мыслительной
деятельности
(сравнение, класси-
фикация).
- владение умениями
совместной
деятельности:
согласование и
координация
деятельности с
другими ее
участниками;
- объективное
оценивание своего
вклада в решение
общих задач
коллектива;
- пересказ
прочитанного
текста, ответы на
вопросы по тексту;
- определять
текущий
самостоя
тельная
работа
диск
«Русск
ие
народн
ые
инстру
менты
»
15
Певцы русской
старины. Лель.
Комбинированны
й урок.
Традиционный.
Музыкальный и поэтический фольклор России.
Народная и профессиональная музыка.
Певцы гусляры. Образы былинных сказителей,
народные традиции и обряды в музыке русских
композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М.
Глинка.
Знать/ понимать:
изученные музыкальные
произведения и называть
имена их авторов, смысл
понятий: певец
сказитель, меццо-сопрано.
Уметь: определять,
оценивать, соотносить
содержание, образную
сферу и музыкальный язык
тематиче
ский
устный
опрос
диск
«Русск
ие
народн
ые
инстру
менты
»
22
народного и
профессионального
музыкального творчества;
продемонстрировать
знания о различных видах
музыки, певческих
голосах, музыкальных
инструментах; воплощать
в звучании голоса или
инструмента образы
природы.
причины возникших
трудностей,
выбирать пути
преодоления
ошибок;
- оценивание своих
учебных
достижений.
16
Звучащие
картины.
Прощание с
Масленицей.
Обобщающий
урок.
Урок контроля,
оценки и
коррекции
знаний
учащихся.
Урок-викторина.
Музыкальный и поэтический фольклор России:
обряды. Народная и профессиональная музыка.
Народные традиции и обряды в музыке русского
композитора Н.Римского-Корсакова.
Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы».
Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-
Корсаков.
Веснянки. Русские, украинские народные песни.
Знать/понимать: названия
изученных произведений и их
авторов, смысл понятий:
музыка в народном стиле;
народные музыкальные
традиции родного края
(праздники и обряды);
Уметь: продемонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
взаимосвязи выразительности
и изобразительности в
музыке, многозначности
музыкальной речи в ситуации
сравнения произведений
разных видов искусств;
исполнять музыкальные
произведения отдельных
форм и жанров (пение,
драматизация, музыкально-
пластическое движение,
инструментальное
музицирование).
итоговы
й
тест;
индивид
уальный.
Фрагм
енты
из
оперы
.
«В музыкальном театре» - 6 ч.
23
17
Опера «Руслан
и Людмила».
Увертюра.
Фарлаф.
Урок изучения и
закрепления
новых знаний.
Урок- беседа.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении
и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Формы построения
музыки как обобщенное выражение
художественно-образного содержания
произведения. Певческие голоса.
Музыкальные темы-характеристики главных героев.
Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки
«Руслан и Людмила».
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М.
Глинка.
Знать/понимать: названия
изучаемых жанров и форм
музыки (рондо), названия
изученных произведений и
их авторов; смысл
понятий: контраст, ария,
каватина, увертюра
Уметь: демонстрировать
знания о различных видах
музыки, певческих голосах
(баритон, сопрано, бас);
передавать собственные
музыкальные впечатления
с помощью различных
видов музыкально-
творческой деятельности,
выступать в роли
слушателей. Знать и
понимать названия
изученных жанров и форм
музыки.
- уметь переносить
знания,;
- умения в новую
ситуацию для
решения проблем;
- подбирать
ассоциативные ряды
к художественным
произведениями
различных видов
искусства;
- самостоятельная
организация учебной
деятельности;
- сравнивать
характер, настроение
и средства
выразительности в
музыкальных
произведениях
- уметь переносить
знания, умения в
новую ситуацию для
решения проблем;
- выполнять
творческие задания в
творческой тетради;
- формировать
приемы
мыслительной
деятельности
(сравнение, класси-
фикация);
- формирование
монологической
речи учащихся;
- умение
тематиче
ский
устный
опрос
Фрагмены из оперы.
18
Опера «Орфей
и Эвридика».
Урок обобщения
и систематизации
знаний.
Урок-беседа.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении
и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Основные средства
музыкальной выразительности. Интонационно-
образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и
Эвридика».
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В.
Глюк.
Знать/понимать: названия
изучаемых жанров, смысл
понятий хор, солист,
опера, контраст; названия
изученных произведений и
их авторов. Уметь:
узнавать изученные
музыкальные
произведения и называть
имена их авторов,
передавать собственные
музыкальные впечатления
с помощью различных
видов музыкально-
творческой деятельности,
выступать в роли
слушателей
текущий
устный
опрос
Презентация.
24
19
Опера
«Снегурочка».
Волшебное
дитя природы.
Комбинированны
й урок.
Традиционный.
Интонация как внутренне озвученное
состояние, выражение эмоций и отражений
мыслей. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих
чувств, тем, художественных образов. .
Музыкальные темы-характеристики главных героев.
Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-
Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере
«Садко» «Океан – море синее».
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-
Корсаков.
Знать названия изученных
жанров и форм музыки
песня, романс, вокализ,
сюита.
Уметь выражать
художественно-образное
содержание произведений
в каком-либо виде
исполнительской
деятельности. Высказывать
собственное мнение в
отношении музыкальных
явлений, выдвигать идеи и
отстаивать собственную
точку зрения;
продемонстрировать
знания о различных видах
музыки, певческих
голосах, музыкальных
инструментах.
рассматривать
предметы в
соответствии с
предложенной
целью;
- выделять их
признаки и свойства.
текущий
устный
опрос
Видео
-фрагменты и
з оперы.
20
«Океан – море
синее».
Комбинированны
й урок.
Традиционный.
Интонация как внутренне озвученное
состояние, выражение эмоций и отражений
мыслей. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих
чувств, тем, художественных образов.
Интонационно-образное развитие в балете
П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
Океан — море синее. Вступление к опере
«Садко». И. Римский-Корсаков.
Знать/ понимать: названия
изученных жанров и форм
музыки; смысл понятий:
ария, каватина, тенор,
зерно-интонация,
развитие, трехчастная
форма. Уметь: узнавать
изученные музыкальные
произведения и называть
имена их авторов,
передавать собственные
музыкальные впечатления
с помощью различных
видов музыкально-
творческой деятельности,
выступать в роли
слушателей
текущий
устный
опрос
Видео
из
фильм
а
«Садко
»
21
Балет
«Спящая
красавица».
Комбинированны
й урок.
Традиционный.
Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении
и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П.
Чайковский.
Знать/понимать:
контрастные образы,
балет, развитие.
Уметь: узнавать изученные
музыкальные
произведения и называть
имена их авторов,
тематиче
ский
устный
опрос
Фрагм
енты
из
балета
.
25
передавать собственные
музыкальные впечатления
с помощью различных
видов музыкально-
творческой деятельности,
выступать в роли
слушателей;
исполнять музыкальные
произведения отдельных
форм и жанров (пение,
музыкально-пластическое
движение).
22
В современных
ритмах
(мюзикл).
Урок изучения и
закрепления
новых знаний.
Традиционный.
Обобщенное представление об основных
образно-эмоциональных сферах музыки и
многообразии музыкальных жанров. Мюзикл.
Мюзикл как жанр легкой музыки.
Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М.
Цейтлиной.
Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А.
Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
Знать/ понимать: названия
изученных жанров и форм
музыки, названия
изученных произведений и
их авторов. Уметь: охотно
участвовать в кол-
лективной творческой
деятельности при воп-
лощении различных
музыкальных образов;
показать определенный
уровень развития
образного и
ассоциативного мышления
и воображения,
музыкальной памяти и
слуха, певческого голоса.
текущий
устный
опрос
Презентация
.
«В концертном зале» - 7 ч.
23
Музыкальное
состязание
(концерт).
Комбинированны
й урок.
Традиционный.
Различные виды музыки: инструментальная.
Концерт. Композитор исполнитель
слушатель. Жанр инструментального концерта.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я
часть (фрагмент). П. Чайковский.
«Веснянка»-укр. народная песня.
Знать/ понимать: смысл
понятий: композитор
исполнитель слушатель
вариационное развитие.
Уметь: передавать
собственные музыкальные
впечатления с помощью
различных видов
музыкально-творческой
деятельности, выступать в
роли слушателей, узнавать
изученные музыкальные
сочинения, называть их
авторов.
- работать с учебным
текстом;
- делать простые
выводы;
- участие в диалоге;
- поиск необходимой
информации в
словарях;
- подбирать
ассоциативные ряды
к художественным
произведениями
различных видов
искусства.
тематиче
ский
устный
опрос
группова
я
26
24
Музыкальные
инструменты
(флейта).
Звучащие
картины.
Комбинированны
й урок.
Урок-лекция.
Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их
выразительные возможности. Выразительные
возможности флейты.
Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В.
Глюк.
Волшебный смычок, норвежская народная песня;
Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
Знать/ понимать:
изученные музыкальные
сочинения, называть их
авторов; Уметь:
демонстрировать знания о
музыкальных
инструментах (флейта);
продемонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке.
- подбирать
ассоциативные ряды
к художественным
произведениями
различных видов
искусства;
- работать с учебным
текстом;
- делать простые
выводы;
-участие в диалоге;
- формирование
учебного сотруд-
ничества;
- поиск необходимой
информации в
словарях;
- анализировать и
соотносить
выразительные и
изобразительные
интонации,
музыкальные темы в
их взаимосвязи и
взаимодействии;
- импровизировать
на заданные тексты.
текущий
устный
опрос
Модул
ь
Музык
альные
инстру
менты.
25
Музыкальные
инструменты
(скрипка).
Урок обобщения
и систематизации
знаний.
Урок-беседа.
Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их
выразительные возможности. Выразительные
возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные
мастера и исполнители.
«Волшебный смычок» - норвежская народная
песня
Мелодия. П. Чайковский.
Каприс № 24. Н. Паганини.
Знать/ понимать:
изученные музыкальные
сочинения, называть их
авторов; смысл понятий:
скрипач, виртуоз. Уметь:
демонстрировать знания о
музыкальных
инструментах (скрипка);
эмоционально
откликнуться на
музыкальное произведение
и выразить свое
впечатление в пении, игре
или пластике.
тематич
еский
устный
опрос
Модул
ь
Музык
альные
инстру
менты.
26
Обобщающий
урок 3
четверти.
Урок изучения и
закрепления
новых знаний.
Урок-викторина.
Исполнение изученных произведений, участие в
коллективном пении, музицирование на
элементарных музыкальных инструментах, передача
музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.
Музыкальные фрагменты из опер, балетов,
мюзиклов;
Исполнение песен.
Знать/ понимать:
изученные музыкальные
сочинения, называть их
авторов; Уметь:
демонстрировать
личностно-окрашенное
эмоционально-образное
восприятие музыки,
увлеченность
музыкальными занятиями
и музыкально-творческой
деятельностью; узнавать
изученные музыкальные
сочинения, называть их
авторов; выступать в роли
текущий
устный
опрос
Фрагм
енты
мюзик
лов.
27
слушателей, критиков,
оценивать собственную
исполнительскую
деятельность и
корректировать ее;
продемонстрировать
знания о различных видах
музыки, певческих
голосах, музыкальных
инструментах.
27
Сюита «Пер
Гюнт».
Урок изучения и
закрепления
новых знаний.
Традиционный.
Формы построения музыки как обобщенное
выражение художественно-образного
содержания произведений. Развитие музыки
движение музыки. Песенность,
танцевальность, маршевость Контрастные
образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Пер Гюнт; Сюита 1 (фрагменты);
Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.
Знать/понимать: смысл
понятий: вариационное
развитие, сюита, тема,
контрастные образы.
Уметь: передавать
собственные музыкальные
впечатления с помощью
различных видов
музыкально-творческой
деятельности, выступать в
роли слушателей,
- узнавать изученные
музыкальные сочинения,
называть их авторов;
- показать определенный
уровень развития
образного и
ассоциативного мышления
и воображения.
текущий
устный
опрос
Мульт
фильм
«В
пещере
горног
о
короля
»
28
«Героическая».
Призыв к
мужеству.
Вторая часть,
финал.
Урок обобщения
и систематизации
знаний.
Урок-лекция.
Симфония. Формы построения музыки как
обобщенное выражение художественно-
образного содержания произведений.
Контрастные образы симфонии Л.Бетховена.
Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и
образы музыки Бетховена.
Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л.
Бетховен.
Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
Знать/понимать:
продемонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, Уметь:
эмоционально
откликнуться на
музыкальное произведение
и выразить свое
впечатление в пении, игре
или пластике;
тематиче
ский
устный
опрос
Модул
ь
Бетхов
ен.
Станов
ление
личнос
ти.
28
29
Мир
Бетховена.
Комбинированны
й урок.
Традиционный.
Симфония. Формы построения музыки как
обобщенное выражение художественно-
образного содержания произведений.
Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент).
Л. Бетховен.
Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л.
Бетховен.
Знать/понимать:
демонстрировать
понимание интонационно-
образной природы
музыкального искусства,
взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, Уметь: эмоциона-
льно откликнуться на
музыкальное произведение
и выразить свое
впечатление в пении, игре
или пластике;
текущий
устный
опрос
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 6ч.
30
Чудо музыка.
Острый ритм –
джаза.
Урок изучения и
закрепления
новых знаний.
Урок-беседа.
Обобщенное представление об основных
образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей.
Композитор- исполнитель – слушатель.
Джаз музыка ХХ века. Известные джазовые
музыканты-исполнители. Музыка источник
вдохновения и радости.
Мелодия. П. Чайковский.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина,
русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары.
Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Знать/ понимать:
творчество отечественных
и зарубежных
композиторов, знакомство
с джазовой музыкой, ее
специфические
особенности, известных
джазовых исполнителей.
Детские музыкальные
коллективы и театры.
Уметь: узнавать
изученные произведения,
называть имена авторов,
использовать
приобретенные знания и
умения для передачи
музыкальных впечатлений.
- анализировать и
соотносить
выразительные и
изобразительные
интонации,
музыкальные темы в
их взаимосвязи и
взаимодействии;
- умение
ориентироваться в
информационных
потоках
окружающего мира,
устно описывать
объект наблюдения,
владение способами
контроля и оценки
деятельности;
- подбирать
ассоциативные ряды
к художественным
произведениями
различных видов
искусства;
- умение
ориентироваться в
информационных
потоках
окружающего мира;
текущий
устный
опрос
Модуль «Джаз»
31
Мир
Прокофьева.
Урок
закрепления
знаний.
Урок- беседа.
Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации,
выраженной в звуках. Музыкальная речь как
сочинения композиторов, передача информации,
выраженной в звуках. Сходство и различие
музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева,
Э.Грига, М.Мусоргского.
Шествие солнца. С. Прокофьев.
Мелодия. П. Чайковский.
Знать и понимать смысл
понятий: «композитор» -
«исполнитель» -
«слушатель»;
названия изученных
произведений и их авторов
и исполнителей;
Проявлять интерес к
отдельным группам
музыкальных
инструментов; называть
имена выдающихся
тематиче
ский
устный
опрос
29
Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;
композиторов и
исполнителей разных
стран мира.
- устно описывать
объект наблюдения;
- владение
способами контроля
и оценки
деятельности;
- аргументировать
свое отношение к
тем или иным
музыкальным
сочинениям.
32
Певцы родной
природы.
Комбинированны
й урок.
Традиционный.
Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации,
выраженной в звуках. Сходство и различие
музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных
иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
Г. Свиридов.
Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов,
стихи Б. Пастернака.
Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина.
Знать и понимать
выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации.
Уметь узнавать изученные
музыкальные
произведения и называть
имена их авторов;
выражать художественно-
образное содержание
произведений в каком-
либо виде
исполнительской
деятельности (пение,
музицирование); охотно
участвовать в
коллективной творческой
деятельности при
воплощении различных
музыкальных образов
текущий
устный
опрос
Видео
-презентация «Песня Сольвейг»
33
Прославим
радость на
земле. Радость
к солнцу нас
зовет.
Урок- беседа.
Музыкальная речь как способ общения между
людьми, ее эмоциональное воздействие на
слушателей. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации,
выраженной в звуках. Музыка источник
вдохновения и радости.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.
Симфония 40. Финал. В.-А. Моцарт.
Симфония 9. Финал. Л. Бетховен.
Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст
П. Синявского;;
Уметь узнавать изученные
музыкальные
произведения и называть
имена их авторов;
продемонстрировать
знания о различных видах
музыки, певческих
голосах, музыкальных
инструментах, составах
оркестров; взаимосвязи
выразительности и
изобразительности в
музыке, многозначности
музыкальной речи в
ситуации сравнения
произведений разных
видов искусств.
тематиче
ский
Фронтал
ьный
опрос
30
34
35
Обобщающий
урок.
Урок контроля,
оценки и коррек
ции знаний
учащихся
Урок – концерт
Исполнение изученных произведений, участие в
коллективном пении, передача музыкальных
впечатлений учащихся.
Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александ-
ровой
Знать названия изученных
произведений и их
авторов. Уметь узнавать
изученные музыкальные
произведения. Передавать
собственные музыкальные
впечатления с помощью
различных видов
музыкально-творческой
деятельности, выступать в
роли слушателей,
критиков, оценивать
собственную
исполнительскую
деятельность и
корректировать ее;
увлеченность
музыкальными занятиями
и музыкально-творческой
деятельностью. Личностно
оценивать музыку,
звучащую на уроке и не
школы.
итоговы
й
контроль
группова
я
Фрагмент из опреы, «Рассвет на Москве
-реке»