Презентация "«Деревенская проза» в русской литературе" 11 класс
Подписи к слайдам:
«Деревенская проза»
в русской литературе
Урок литературы в 11 классе
(Тараканова Н.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов г.Кстово Нижегородской обл.)
Русская проза в 50—90-е годы
— Проза о Великой Отечественной войне 50—90-х гг.
— «Деревенская» проза 60—80-х гг..
— Нравственные искания прозаиков этих лет.
«Деревенская» проза
На протяжении ХХ века, во времена революций, войн, НЭПа, русская культура менялась, перестраивалась, ломалась с десяток раз.
К 1950-ым годам стало ясно, что самой незащищенной, в условиях исторических ломок оказывается деревня и ее жители. Появившаяся в это период проза о деревне стала существенным звеном литературного процесса. Её создатели были первыми, кто уже на рубеже 60 – 70-х годов остро почувствовал дефицит духовности, кто первым оценил её как главную тенденцию времени в настойчивом поиске пути утверждения «традиционной нравственности».
«Деревенская» проза
Ставший позднее одним из самых полноводных потоков советской литературы последних десятилетий получил название «деревенской прозы».
Казалось бы, единственное, что объединяет творения столь различных, несхожих между собой писателей, как В. Овечкин, Е. Дорош, В. Солоухин, А. Яшин, И. Акулов, М. Алексеев, В. Тендряков, Ф. Абрамов, В. Белов, С. Залыгин, В. Астафьев, В. Шукшин, Б. Можаев, В. Распутин, – это тема: речь идет о произведениях, рассказывающих о русском селе.
Жизнь и судьба русской деревни в истории послереволюционной России:
- — «Год великого перелома» и его отражение в романах М. Шолохова «Поднятая целина», Б. Можаева «Мужики и бабы», В. Белова «Кануны». — Роль русского крестьянства в годы Великой Отечественной войны. — Судьба русского крестьянства в годы послевоенного лихолетья. Матрена (А. Солженицын. «Матренин двор»), тетка Дарья (А. Твардовский. «По праву памяти»), Катерина (В. Белов. «Привычное дело»), Настена (В. Распутин. «Живи и помни») — художественные открытия «деревенской» прозы.
- В «деревенской прозе» вопросы нравственности связаны с сохранением всего ценного в сельских традициях: вековой национальной жизни, уклада деревни, народной морали и народных нравственных устоев. Тема преемственности поколений, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, проблема духовных истоков народной жизни по-разному решается у разных писателей.
- Так, в произведениях Овечкина, Троепольского, Дороша приоритетным является социологический фактор, что обусловлено жанровой природой очерка. Яшин, Абрамов, Белов связывают понятия «дом», «память», «быт». Фундаментальные основы прочности народной жизни они связывают с соединением духовно-нравственных начал и творческой практики народа. Тема жизни поколений, тема природы, единство родового, социального и природного начал в народе характерна для творчества В. Солоухина. Ю. Куранова, В. Астафьева
- Во многих произведениях всех времён женщины играют большую роль. Так и в «деревенской прозе» русские женщины в центре внимания, потому что связаны с русской деревней, на их плечах держится она.
- Женщинам выпадала нелегкая доля. Но нельзя сказать, что все женщины, описанные в произведениях, посвященных деревне - сильные, молодые. У В. Распутина в повести «Последний срок» мы встречаем на смертном одре старуху Анну. Практически с самой первой страницы повести читателю становится известно, что в скором времени старуха умрет. Анна живет в ожидании детей. Живет их радостями, печалью, счастьем. Подобный типаж женщины распространен. И не только в деревне: многострадальная мать, терпящего от своего дитя равнодушие, злость, закрывающая глаза на его многочисленные недостатки и ждущая, что еще чуть-чуть и дитя станет лучше. Самопожертвование – главный мотив русской души.
- Женские характеры в центре внимания писателей «деревенщиков». Безвестные, простые, но великие в своих деяниях, чувствах и мыслях. Отношения между матерью и детьми отражены во многих произведениях
- Появление рассказа «Матренин двор» А. Солженицына, четырех повестей В. Распутина, «Последнего поклона» В. Астафьева заставило критиков задуматься о необыкновенной популярности женских персонажей, особенно старух, у писателей «деревенской прозы». Удачнее других эту тенденцию объяснил Ф. Абрамов, заявив, что это запоздалая, сыновняя благодарность русской крестьянке, которая одна, без посторонней помощи, кормила и одевала армию и город во время и после войны.
- Один из американских критиков, Д. Лоуи, признавал, что Матрёна в повести Солженицына становится современной святой, символом достоинства и праведности. Женские персонажи анализируются чаще всего на примере героинь А. Солженицына и В. Распутина
- 1. Назовите произведения 60—80-х годов, которые связаны с понятием «деревенская» проза. Какие из них были прочитаны вами?
- 2. Что общего в биографии писателей, которых было принято называть «деревенщиками»? Чем был продиктован их интерес к деревенской жизни, к судьбам крестьянства России?
- 3. Какое место в произведениях Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева занимают лирические пейзажи? Выразительно прочитайте их.
- 4. Какие герои «деревенской» прозы нарисованы с явной симпатией? Чем они привлекли внимание к себе?
- 5. Какой смысл писатели вкладывали в слова «лад», «зов земли»?
- 6. Какой смысл содержат в себе слова: «Россия, которую мы потеряли»?
- https://infourok.ru/derevenskaya-proza-kak-fenomen-russkoy-literaturi-1332272.html
- Художественный мир современной прозы. – М.:Наука, 1983. – 191 с.
- Бочарова А. Г., Белая Г. А. Современная русская советская литература. – М.: Просвещение, 1987. – 256 с.
- Белая Г.А. Перепутье // Вопросы литературы . – 1987. – №12. – С.13
- А. М. Минакова Современная советская «деревенская проза» и традиции фольклора (В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин): автореферат С.3
- Женские образы в деревенской прозе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ulduz.su/ru/rossiya/novosti/kultura/3866-zhenskie-obrazy-v-derevenskoj-proze.html
- Бочарова А. Г., Белая Г. А. Современная русская советская литература. – М.: Просвещение, 1987. – 256 с.
- Партэ К. Деревенская проза: светлое прошлое. – Изд. ТГПУ, 2004. – С. 204
- Чеканникова И.М. Русская «деревенская проза» в англо-американской славистике: автореф. дисс.на соиск. уч.степ.канд. фил.наук: 10.01.01. – Томск, 2005. – 27 с.
- Деревенская проза 60-90 годов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-hh-veka/derevenskaya-proza-60-90-godov.html
- Большакова А. Ю. Феномен деревенской прозы (вторая половина ХХ в.) : дисс….докт. фил. наук : 10.01.01. – М., 2002. – 403 с.
- Чеканникова И.М. Русская «деревенская проза» в англо-американской славистике: автореф. дисс.на соиск. уч.степ.канд. фил.наук: 10.01.01. – Томск, 2005. – 27 с.
- Женские образы в деревенской прозе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ulduz.su/ru/rossiya/novosti/kultura/3866-zhenskie-obrazy-v-derevenskoj-proze.html
- Чеканникова И.М. Русская «деревенская проза» в англо-американской славистике: автореф. дисс.на соиск. уч.степ.канд. фил.наук: 10.01.01. – Томск, 2005. – 27 с.
- http://www.school-russia.prosv.ru/metod/churavl11/12.htm
- Фото с Яндекса
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Стихитворение русских поэтов ХХ века о природе" 7 класс
- Презентация "Л.Н. Толстого «Детство»" 6 класс
- Конспект урока "Мы родом из детства" 6 класс
- Технологическая карта урока "Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»" 5 класс
- Сценарий "Герои русской литературы 18-19 века"
- Открытый урок "Л.Н. Толстой «Русский характер». Человеческая красота и сила характера героев произведения" 7 класс