Сценарий "Герои русской литературы 18-19 века"

Сценарий
школьного бала
«Герои русской литературы
18-19 века»
Цель проведения бала литературных героев:
- познакомить с правилами хорошего тона, этикета во время
танцевальных вечеров (или балов);
- показать красоту русской души через восторженных героинь русской
литературы 18-19 века.
- познакомить учащихся с пушкинской эпохой, сделав их действующими
лицами своеобразной игры, и ввести в школу те формы общения,
которые незаслуженно забыты и могут раскрыть для каждого
школьника – участника этого бала – в себе и своих друзьях и знакомых
новые качества.
Реквизит и костюмы:
- свечи и подсвечники
- тюль
- цветы и светильники
- букеты
- строгие костюмы на кавалерах
- длинные, нежных тонов платья на дамах
За 2 недели до бала повестить изящно оформленное объявление,
интригующее, завораживающее своим содержанием.
Бал литературных героев!
3 марта сего года
в салоне госпожи Засекиной Зинаиды Александровны
по случаю весенних праздников
будет дан бал.
Приглашаются воспитанницы и воспитанники
Усть-Усинской средней школы.
В программе бала
танцевальные, литературные и художественные зрелища.
Просим поторопиться с выбором бальных туалетов.
За пропажу цилиндров и тростей хозяйка салона
ответственности не несёт.
Засекина З.А.
Зал украшен в стиле 18—19 века, ввысь
тянутся тяжёлые колонны, вдоль стен
стоят подсвечники, зал полон цветов, в
центре зала сделана сцена—подиум, над ней
свисает огромная люстра, переливающаяся
золотыми огнями.
Звучит вальс М. Глинки «Вальс—фантазия».
В зал входит дворецкий и зажигает свечи.
Дворецкий: - Однажды в одной библиотеке произошло нечто невероятное, всполошились
герои литературных произведений. Такая жизнь им наскучила: их редко берут читать и им
стало очень тоскливо. И вот, чтобы как-то развлечь себя они решили устроить бал. Долго
спорили, у кого они соберутся. Остановились здесь, у Зинаиды Александровны Засекиной.
В дворцовую залу входит юная особа, в
платье 19 века и с букетом цветов, готовит
залу к встрече гостей.
Девушка: Добрый вечер, уважаемые гости нашего сегодняшнего бала!
Стремительно входит юноша, подходит к
девушке и целует ей руку.
Юноша: Здравствуйте! Дорогая Татьяна, я должен выразить вам своё восхищение вы
сегодня прекрасно выглядите!
Девушка: Благодарю вас! Вы получили моё приглашение на бал?
Юноша: Да, благодарю Вас! Бал, что мы представляем, когда слышим это слово?
Девушка: На память приходят прежде всего балы 18 и 19 века.
Юноша: Балы знатных господ Москвы и Санкт-Петербурга, царские балы. А вы знаете,
какие танцы бывают на балу?
(ответы из зала)… Правильно! И я приглашаю всех на вальс! Маэстро, музыку!!!
На сцене—подиуме участники студии
бальных танцев исполняют вальс
(произведение П. Чайковского «Средь
шумного бала» ). Среди участников бала
появляются мсье Вольдемар и Зинаида
Александровна (герои романа Тургенева
«Первая любовь»). Пройдя между колон
поднимаются на сцену.
- Что вы подумали обо мне вчера, мсье? Вы, наверно, осудили меня?
- Я… княжна… я ничего не думал… как я могу…
- Послушайте, вы меня еще не знаете: я престранная; я хочу, чтоб мне всегда правду
говорили. Вам, я слышала, шестнадцать лет, а мне двадцать один: вы видите, я гораздо
старше вас, и потому вы всегда должны говорить мне правду… и слушаться меня. Глядите
на меня, отчего вы на меня не глядите? Глядите на меня, мне это не неприятно… Мне
ваше лицо нравится; я предчувствую, что мы будем друзьями. А я вам нравлюсь?
- Княжна…
- Во-первых, называйте меня Зинаидой Александровной, а во-вторых, что это за привычка
у детей… у молодых людей – не говорить прямо то, что они чувствуют? Это хорошо для
взрослых. Ведь я вам нравлюсь?
- Конечно, вы очень мне нравитесь, Зинаида Александровна, я не хочу это скрывать.
Их беседу прерывает лакей
Лакей: Господа!!! Гости прибыли.
Лакей представляет прибывших на бал
гостей.
Лакей:
- Господин Евгений Онегин и госпожа Татьяна Ларина
- Дубровский и Мария
- Господин Иван Александрович Хлестаков
- Марья Антоновна и Анна Андреевна
- Пьер Безухов и княжна Марья
- Господин Гагин и Ася
- Александр Чацкий и Софья Фамусова
- Хлёстова
- Кабановы Катерина и Варвара
- Муромцева Елизавета Григорьевна
Представленные гости расходятся по залу
приветствуя друг друга. Дамы
разглядывают кавалеров пристально в
лорнеты, слегка прикрываясь веером.
На сцену входят Пьер и княжна Марья.
Пьер: (подходит к княжне Марье) - Вы танцуете?
Кн. Марья: - Нет, я больше люблю наблюдать за окружающими.
Пьер: - Я сделал одно наблюдение: молодой человек, я говорю о Борисе Друбецком,
чтобы понравиться девушке, должен быть меланхоличным при ней. Вот он сейчас в
нерешительности, кого ему атаковать – вас или Элен Курагину. Пошли бы за него?
Кн. Марья: Ах, боже мой, граф! Есть такие минуты, что я пошла бы за всякого.
(её голос дрожит) Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что
ничего… не можешь для него сделать, кроме горя, когда знаешь, что не можешь его
переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?
Пьер: Что с вами, княжна?
Кн. Марья: Я не знаю, что со мной нынче. Забудьте, что я вам сказала…
Музыка микшируется, лакеи раздают
прохладительные напитки.
После музыка стихает, свет в зале
микшируется, высвечивается лишь колонна
у которой стоят Маша и Дубровский
(произведение А.С.Пушкина «Дубровский»).
- Я всё знаю. Вспомните ваше обещание.
- Вы предлагаете мне своё покровительство, но не сердитесь: оно пугает меня. Каким
образом окажете вы мне помощь?
- Я вы мог избавить вас от ненавистного человека.
- Ради бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня любите. Я не хочу быть
виною какого-нибудь ужаса…
- Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнью. Никогда
злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже и в моих
преступлениях. Но как же спасу вас от жестокого отца?
- Ещё есть надежда. Я надеюсь тронуть его моими слезами и отчаянием. Он упрям, но он
так меня любит.
- Не надейтесь по-пустому: в этих слезах увидит он только обыкновенную боязливость и
отвращение, общее всем молодым девушкам, когда идут они замуж не по страсти, а из
благоразумного расчёта; что, если возьмёт он себе в голову сделать счастие ваше вопреки
вас самих; если насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во
власть старого мужа?
- Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женой.
- Соберитесь с всеми силами души, умоляйте отца, бросьтесь к его ногам, представьте ему
весь ужас будущего, вашу молодость, увядающую близ хилого и развратного старика, и
решитесь на жестокое объяснение: скажите, что если он останется неумолим, то… то вы
найдете ужасную защиту… скажите, что богатство не доставит вам и одной минуты
счастья; роскошь утешает одну бедность, и то с непривычки на одно мгновение; не
отставайте от него, не пугайтесь ни его гнева, ни угроз, пока останется хоть тень надежды,
ради Бога, не отставайте. Если же не будет уже другого средства…
Гостям бала Зинаида Александровна
предлагает сыграть в «Фанты».
Игра «фанты»
Губернатор, в костюме которого смешение
всех эпох и стилей, задаёт вопросы… Но
отвечать на них правильно нельзя, а нужно
сказать что-нибудь не относящееся к
вопросу. Губернатор считает: «раз, два,
три». Кто ответит правильно или
растеряется, проигрывает фант.
Например: Губернатор спрашивает у одного
из гостей: - Вам нравится у нас на острове?
Раз, два, три… Если бы гость ответил
«Нравится!», ему бы пришлось отдавать
фант, но он говорит:
- Какие пышные у вас усы!
Губернатор: - Пышные усы? Раз, …
- Да! – забывшись отвечает гость. С него
берётся фант.
Чтобы получить фант обратно, нужно его
выкупить каким либо заданием: спеть
романс; прочитать стихотворение;
поцеловать ручку хозяйке; сделать
комплемент хозяйке, сыграть в игру
«Секрет под платочком» и т.д.
На сцену, смотря по сторонам и показывая
зрителю восторг, поднимаются Ася и Гагин.
Звучит отрывок из произведения
И.С.Тургенева «Ася».
- Посмотрите, как хорошо!
- Да, хорошо! Если б мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели… Так
бы и утонули в этой синеве… Но мы не птицы.
- А крылья могут у нас вырасти.
- Как так?
- Поживите – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у
вас будут крылья.
- А у вас были?
- Как вам сказать… Кажется, до сих пор я еще не летал.
- Умеете вы вальсировать?
- Умею.
- Так пойдемте, пойдемте… Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мы вообразим, что мы
летаем, что у нас выросли крылья.
Ася и Гагин приглашают всех на вальс.
Звучит фортепьянный вальс Ф.Листа
«Мефисто—вальс».
Ася: - Всех приглашаем на вальс!
Музыка стихает, свет в зале микшируется,
освещается лишь окно у которого стоят
Марья Антоновна и Хлестаков
(произведение Н.В.Гоголя «Ревизор»).
Марья Антоновна: Ах!
Хлестаков: Отчего вы так испугались, сударыня!
Марья : Нет, я не испугалась.
Хлестаков. (рисуется): Помилуйте, сударыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за
такого человека, который… Осмелюсь ли спросить вас: куда вы намерены были
идти?
Марья: Право, я никуда не шла.
Хлестаков: Отчего же, например, вы никуда не шли?
Марья: Я думала, не здесь ли маменька…
Хлестаков: Нет, мне хотелось бы знать, отчего вы никуда не шли?
Марья: Я вам помешала. Вы занимались важными делами.
Хлестаков (рисуется): А ваши дела лучше, чем важные дела… Вы никак не можете мне
помешать, никаким образом не можете; напротив того, вы можете принесть
удовольствие.
Марья: Вы говорите по столичному.
Хлестаков: Для такой прекрасной особы, как вы. Осмелюсь ли быть так счастлив, чтобы
предложить вам стул? Но нет, вам должно не стул, а трон.
Марья: Право, я не знаю… мне так нужно было идти. (Села)
Хлестаков: Какой у вас прекрасный платочек!
Марья: Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над провинциальными.
Хлестаков: Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу
лилейную шейку.
Марья: Я совсем не понимаю о чем вы говорите: какой-то платочек… Сегодня какая
странная погода!
Хлестаков: Я вам лучше вместо этого представлю мою любовь, которая от вашего
взгляда…
(Придвигает стул)
Марья: Любовь! Яне понимаю любовь… я никогда не знала, что за любовь… (Отодвигает
стул)
Хлестаков: (придвигая стул): Отчего ж вы отодвигаете свой стул? Нам лучше будет сидеть
близко друг к другу.
Марья (отодвигаясь): Для чего ж близко? Все равно и далеко.
Хлестаков (придвигаясь): Отчего ж далеко? Все равно и близко.
Марья (встает в негодовании): Нет, это уже слишком… Наглость такая!
Хлестаков (удерживая ее): Простите, сударыня, я это сделал от любви, точно от любви.
Марья: Вы почитаете меня за такую провинциалку… (Силится уйти)
Хлестаков (продолжая удерживать ее): Из любви, право, из любви. Я так только пошутил,
Марья Антоновна, не сердитесь! Я готов на коленках у вас просить прощения.
(Падает на колени) Простите же, простите! Вы видите, я на коленях.
Анна Андреевна (увидев Хлестакова на коленях): Ах, какой пассаж!
Хлестаков (вставая): А, черт возьми!
Анна (дочери): Это что значит, сударыня? Это что за поступки такие?
Марья: Я, маменька…
Анна: Поди прочь отсюда! Слышишь: прочь, прочь! И не смей показываться на глаза.
(Марья уходит вся в слезах)
Анна: Извините, я, признаюсь, приведена в такое изумленье…
Хлестаков. (в сторону): А она тоже очень аппетитна, очень недурна. (Бросается на колени)
Сударыня, вы видите, я сгораю от любви.
Анна: Как, вы на коленях? Ах, встаньте, встаньте! Здесь пол совсем нечист.
Хлестаков: Нет, на коленях, непременно на коленях! Я хочу знать, что такое мне суждено:
жизнь или смерть.
Анна: Но позвольте, я еще не понимаю вполне значения слов. Если я не ошибаюсь, вы
делаете предложение моей дочери?
Хлестаков: Нет, я влюблен в вас. Жизнь моя на волоске. Если вы не увенчаете постоянную
любовь мою, то я не достоин земного существования. С пламенем в груди прошу
руки вашей.
Анна: Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем.
Хлестаков: Это ничего! Для любви нет различия! Карамзин сказал: «Законы осуждают».
Мы удалимся под сень струй… Руки вашей, руки прошу!
Свет становится ярче, на сцене идёт беседа
Фамусова, Хлёстовой, Чацкого и Софьи.
Павел Афанасьевич Фамусов: Ждем князя Петра Ильича,
А, князь уж здесь! А я забился там, в портретной.
Где Скалозуб Сергей Сергеич, а?
Нет, кажется, что нет, - он человек заметный -
Сергей Сергеич Скалозуб.
Хлестова: Творец мой! Оглушил, звонче всяких труб!
Фамусов: Сергей Сергеич, запоздали;
А мы вас ждали, ждали, ждали.
(подводит к Хлестовой)
Моя невестушка, которой уж давно
Об вас говорено.
Андрей Андреевич Чацкий: Ну! Тучу разогнал…
Софья: Нельзя ль не продолжать?
Чацкий: Чем вас я напугал?
За то, что он смягчил разгневанную гостью
Хотел я похвалить.
Софья: А кончили бы злостью.
Чацкий: Сказать вам, что я думал? Вот:
Старушки все – народ сердитый;
Не худо, чтоб при них услужник знаменитый
Тут был, как громовой отвод.
Молчалин! Кто другой так мирно все уладит!
Там Моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!
В нем Загорецкий не умрет!
Вы давече его мне исчисляли свойства,
Но многие забыли, да?
Софья (про себя): Ах! Этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!
Господин Н. (подходит): Вы в размышленьи?
Софья: Об Чацком.
Г.Н.: Как его нашли по возвращеньи?
Софья: Он не в своем уме.
Г.Н.: Уж ли с ума сошел?
Софья (помолчавши): Не то чтобы совсем…
Г.Н.: Однако есть приметы?
Софья (смотрит на него пристально): Мне не кажется.
Г.Н.: Как можно! В эти леты!
Софья: Как быть!
(в сторону)
Готов он верить!
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить!
Угодно ль на себя примерить?
Г.Н.: С ума сошел?.. Ей кажется!.. Вот на!
Недаром? Стало быть… с чего б взяла она?
Господин Д.: Что?
Г.Н.: Об Чацком.
Г.Д.: Что такое?
Г.Н.: С ума сошел!
Г.Д.: Пустое.
Г.Н.: Не я сказал, другие говорят.
Г.Д.: А ты расславить это рад?
Г.Н.: Пойду осведомлюсь; чай кто-нибудь да знает.
Г.Д.: Верь болтуну!
Услышит вздор и тотчас повторяет!
Ты знаешь ли об Чацком?
Антон Антонович Загорецкий: Ну?
Г.Д.: С ума сошел!
Загорецкий: А, знаю, помню, слышал.
Как мне не знать! Примерный случай вышел;
Его в безумные упрятал дядя – плут…
Схватили, в желтый дом и на цепь посадили.
Г.Д.: Помилуй, он сейчас здесь был в комнате, тут.
Загорецкий: Так с цепи, стало быть, спустили.
Г.Д.: Ну, милый друг, с тобой не надобно газет,
Пойду-ка я, расправлю крылья,
У всех повыспрошу; однако чур, секрет!
Звучит музыка, герои бала танцуют
мазурку.
Музыка микшируется, на сцене друг-другу
навстречу идут Евгений Онегин и Татьяна
Ларина (отрывок из произведения
А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).
Онегин читает письмо:
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Ещё одно нас разлучило…
Несчастной жертвой Ленский пал…
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся! Как наказан!..
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Всё решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Татьяна:
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.
Татьяна Ларина и Евгений Онегин
расходятся в разные стороны зала.
Генерал: Господа! Бал продолжается! Маэстро, музыку!!!
Все герои литературных произведений
приглашают гостей—зрителей на вальс
(произведение П.Чайковского «Средь
шумного бала»).
Гости по окончанию танца покидают залу;
подходят к Зинаиде Александровне и
прощаются с ней.
Евгений Онегин и Татьяна Ларина: - Благодарим Вас!
Дубровский и Мария: - Всё было великолепно!
Господин Гагин и Ася: - Это был чудеснейший бал!
Александр Чацкий и Софья Фамусова: - Остались бы ещё, но нам пора. Прощайте!