Презентация "Художественный мир русской литературы второй половины ХIХ века"
Подписи к слайдам:
Художественный мир
русской литературы
второй половины ХIХ века
- Художественные открытия русской литературы:
- эпоха русского романа, своеобразие русской драматургии
- Литература до 60-х (1852-66/7)
- 1868-81 (81 – важная дата: умирает Достоевский, погибает Александр II)
- 1881-94
- В 1852 году умирают Гоголь и Жуковский, выходит отдельное издание «Записок охотника» Тургенева.
- В 1855 году заканчиваются Крымская компания (неудачно для России) и правление Николая 1.
- Вскрылась коррупция и техническая отсталость России. Нужны были реформы.
- Начало правления Александра II – cамое либеральное время 19 века. В России появилась политика в полном смысле слова.
- В начале 60-х годов – реформы:
- крестьянская
- земская
- судебная (гласное судопроизводство, суд присяжных, соревнование)
- военная.
- Реформы носят половинчатый характер.
- В начале 60-х годов активизируется протестное движение, появляются подпольные организации (в т. ч. Земля и Воля).
- На первый план выходит фигура публициста.
- Новый герой – разночинец.
- Происходит разрыв между культурной элитой и властью. Между этими 2 группами неравномерно распределена власть:
- физическая, над телом – у бюрократии;
- над умами и душами – у интеллектуальной элиты.
- Журнал (литература соседствует с политикой).
- Начинается эпоха больших романов.
- Покушение Каракозова, закрытие радикальных левых журналов, начало реакции.
- Первые народнические кружки, и уже в 70-е гг. начинается хождение в народ.
- Журналы «Отечественные записки», «Дело», «Вестник Европы», «Дневник писателя».
- Складывается «театр Островского».
- Некрасов.
- Расцвет революционной поэзии.
- Одна из самых скучных эпох, время правления Александра III Миротворца.
- Время интеллектуального упадка, застоя.
- Усталость от больших идей: писатели отказываются от морального права учить кого-то.
- Не создаётся героических характеров, место романов занимает небольшая повесть или рассказ.
- "… теперь наша литература превратилась в роман и повесть (…) Какие книги больше всего читаются и раскупаются? Романы и повести. (…) Какие книги пишут все наши литераторы, призванные и непризванные (…)? Романы и повести. (…) в каких книгах излагается и жизнь человеческая, и правила нравственности, и философические системы, и, словом, все науки? В романах и повестях".
- И. А. Гончаров «Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв»
- И. С. Тургенев «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне»
- Н. Г. Чернышевский «Что делать?»
- М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы»
- Л. Н. Толстой «Воскресение», «Анна Каренина», «Война и мир»
- который представляет собой развёрнутое во времени и пространстве произведение,
- в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей в процессе их развития и в связи с другими героями.
- разветвленность сюжета, множественность сюжетных линий; нередко центральные герои романа имеют "свои" сюжетные линии, автор подробно рассказывает их историю;
- многообразие персонажей (по возрасту, социальным группам, характерам, типам, взглядам и т.д.);
- глобальность тематики и проблематики;
- большой охват художественного времени;
- проработанный исторический фон, соотнесенность судеб героев с особенностями эпохи и т.д.
- исторический
- фантастический
- готический (или роман ужасов)
- психологический
- философский
- социальный
- роман нравов (или бытописательный )
- роман-утопия или -антиутопия
- роман-притча
- авантюрный (или приключенческий)
- детективный
- идеологический роман.
- Исторический роман интересуется крупными, переломными историческими событиями и обусловливает судьбу человека в ту или иную эпоху особенностями изображаемого времени;
- фантастический роман рассказывает о фантастических событиях, выходящих за рамки привычного материального, научно познанного человеком мира;
- в центре авантюрного романа, естественно, приключения героя; при этом особенности характеров персонажей, историческая правда и исторические подробности не всегда интересны автору и зачастую находятся на втором, а то и на третьем плане;
- роман нравов или бытописательный роман изображает бытовую сторону существования человека, особенности его повседневной жизни, отражает его привычки, моральные нормы, возможно, какие-то этнографические подробности;
- роман-утопия изображает прекрасное будущее человека или идеальное устройство государства, с точки зрения автора; роман-антиутопия же, наоборот, рисует мир и общество такими, какими, по мнению автора, они не должны быть, но могут стать по вине человека.
- психологический роман рассказывает об особенностях и мотивах поведения человека в определенных обстоятельствах, о проявлении внутренних качеств человеческой натуры, о личностных, индивидуальных особенностях человека, нередко рассматривая при этом различные психологические типы людей;
- философский роман раскрывает систему философских представлений писателя о мире и человеке;
- социальный роман постигает законы организации общества, изучает влияние этих законов на человеческие судьбы; изображает состояние отдельных социальных групп и художественно его объясняет;
- каждый из перечисленных выше признаков глобально развит и разработан писателем; эпопея создает широкое полотно человеческого бытия.
- Эпопее обычно недостаточно одной человеческой судьбы, она интересуется историями целых семей, династий в длительном временном контексте, на широком историческом фоне, делая человека важной частью огромного и вечного мира.
- особенно романы Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, достигает качественно нового уровня: одно из основных свойств романа – его способность воплотить всеобщий, всечеловеческий смысл в частных судьбах и личных переживаниях героев.
- Русская литература 2-й половины XIХ века отдавала предпочтение реалистическому роману социально-философского и бытописательного содержания.
- анализ внутреннего мира героев, проявляющийся в виде психологически окрашенных поступков, диалогов, монологов, психологически насыщенных портретных и иного типа деталях.
- Характер психологизма может быть разным:
- прямым (в диалогах, монологах, репликах)
- косвенным (в поступках, жестах, портретах)
- «тайным», как называл свой вариант психологизма Тургенев
- явным, «наглядным», как это показал Достоевский.
- Главный герой оказывается не просто глубоко содержательной личностью, но автором идеологической концепции или теории, требующей, по мысли писателя, анализа, объяснения и оценки.
- Но и здесь психологические и моральные аспекты доминируют, более того, именно они используются для проверки и оценки предлагаемых идей.
Литература - еще материалы к урокам:
- Итоговая контрольная работа по литературе 9 класс
- Презентация "Жизнь и творчество Березовского и Бортнянского"
- Тест по повести Б.Лавренева "Сорок первый" 11 класс
- Урок литературы в 10 классе "Дорога Р. Раскольникова к мечте"
- Урок литературы в 9 классе: Герои комедии "Горе от ума"
- Урок литературы в 5 классе "«В природу русскую влюблён…» (Лето в поэзии Н. В. Ефлатова)"