Конспект урока "Мы родом из детства" 6 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Погорельская основная школа
Первомайского района Ярославской области
«Мы родом из детства»
Урок литературы в 6 классе по повести Л. Н. Толстого «Детство»
Разработала
учитель русского языка и литературы
Сиротина Светлана Валентиновна
Игнатцево, 2017
Цель урока:
раскрыть идейно-художественный смысл произведения, определить нравственные проблемы,
поставленные автором.
Задачи:
- обучающие (формирование регулятивных УУД):
познакомиться с некоторыми фактами биографии Л.Н.Толстого, познакомить с Ясной
поляной, родовым гнездом писателя;
выяснить особенности его творческого метода;
совершенствовать умение учащихся работать с книгой и другими информационными
ресурсами, самостоятельно добывать знания;
совершенствовать умение характеризовать героев, выявлять средства характеристики
персонажа.
- развивающие ( формирование коммуникативных и познавательных УУД):
развивать познавательный интерес; культуру устной речи, умение выразительного чтения;
развивать творческие способности учащихся;
развивать умение сопоставлять изучаемые на уроках объекты;
развивать уверенность в своих силах, настойчивость
- воспитательные (формирование личностных УУД):
укрепить интерес к творчеству Л.Н.Толстого;
помочь учащимся задуматься над нравственными проблемами, поставленными автором в
повести «Детство»;
закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке.
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, проблемные
задания, повторение изученного, словарная работа, демонстрация фотографий и репродукций.
Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, поисковая.
Вид деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Оборудование урока: мультимедийная презентация; книги Л.Н. Толстого; распечатки текстов для
анализа и вопросы к текстам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Рефлексия, подготовка к восприятию нового материала.
На предыдущих уроках мы с вами с удовольствием читали и обсуждали рассказы Чехова. Мы
выяснили, что над сюжетами этих рассказов можно не только посмеяться. Они во многом
поучительны для нас, читателей. Чехов не просто смеется над человеческими пороками. Помните,
что он написал в своем письме брату Михаилу? «Нужно по капле выдавливать из себя раба». Что это
значит? А для чего это нужно делать? - Чтобы стать и оставаться настоящим, свободным
Человеком.
- Когда начинается работа над собой?
- В чем она, по вашему мнению, проявляется?
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (слайд 2). Что имел в виду автор «Маленького
принца»?
Действительно, работать над своим характером нужно начинать с детства. Первые шаги этой работы
отдавать себе отчет в своих действиях, нести ответственность за слова и поступки.
Мы умеем спрашивать с других. Спросить с себя гораздо сложнее.
Вот на такую сложную тему мы начинаем разговор сегодня. Разговор интересный, непростой и
долгий. А поможет нам в этом, шагнув через века, великий русский писатель. Взгляните, здесь на
фото ему чуть больше 20 лет. Именно в этом возрасте он написал свою первую книгу. Кто это?
(Слайд 3 молодой Толстой) Нам больше знаком другой портрет писателя (Слайд 4)
Лев Николаевич Толстой. Вам знакомо это имя? Какие произведения писателя вы можете назвать? --
- Что вы хотели бы получить от урока?
- Итак, какова цель нашего урока? (ответы учеников, затем – слайд 5)
III. Освоение новых литературных терминов.
Л. Н. Толстому было всего 24 года, когда в журнале «Современник» была опубликована его
автобиографическая повесть «Детство».
- Что такое автобиография? (работа со словарем, слайд 6 )
- Каковы особенности жанра повести? (словарь, слайд 6)
«Детство» - 1 часть автобиографической трилогии. Предположите, какие произведения можно
назвать трилогией?
- Проверим наши предположения (слайд 7)
Итак, автобиографическая повесть это произведение, основанное на воспоминаниях автора и
имеющее хроникальный сюжет.
- С чем у вас ассоциируется слово «детство»?
Дом для Толстого – это Ясная Поляна.
IV. Заочная экскурсия в Ясную поляну.
Я предлагаю вам посетить место, где каждое дерево, камень, тропинка связаны с Львом
Николаевичем, хранят память о нем.
Слайд 8 -10 Крестьяне как-то спросили у Толстого:
Лев Николаевич, вы за границей бывали. Небось, там лучше?
Нет, – ответил он, – лучше своей родины нигде нет. Для меня самое лучшее – Ясная Поляна.
Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» находится в Тульской области, в 200 км к югу от
Москвы и в 14 км от Тулы. Это один из самых знаменитых музеев мира, где по-прежнему живет дух
великого писателя и поддерживаются традиции его семьи. В Ясной Поляне Толстой родился,
прожил большую часть своей жизни, здесь он и похоронен.
Ехать в Ясную Поляну можно в любое время года здесь всегда по-своему хорошо. Территория
музея-заповедника огромная (412 гектаров). Планируя свой визит, надо иметь в запасе хотя бы
полдня, а лучше день
Слайд 11
У ворот усадьбы стоят две круглые кирпичные башни, построенные дедом Толстого, князем
Н. С. Волконским. Внутри башни полые, в них укрывались от непогоды сторожа. Слева от входа
небольшой домик для садовника, называемый «каменка». В 90-е годы XIX века в «каменке» была
школа для крестьянских детей, в которой преподавали старшие дочери Толстого Татьяна и Мария.
Слайд 12
От башен к дому писателя ведет березовая аллея, называемая «Прешпект». Писатель любил её
и неоднократно упоминал в своих произведениях.
Вообще для него была «самая чистая радость радость природы». «Необычайная красота
весны нынешнего года в деревне разбудит мертвого… Утром опять игра света и теней от
больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уж, темно-зеленой траве, и незабудки, и
глухая крапивка, и все главное, маханье берез прешпекта такое же как было, когда я, 60 лет тому
назад, в первый раз заметил и полюбил красоту эту». Так писал Толстой 3 мая 1897 из Ясной
Поляны своей жене в Москву.
Слайд 13
По левую сторону от «Прешпекта» находится Большой пруд. Половина этого пруда
принадлежала помещику, половина крестьянам. В былые времена здесь ловили рыбу, катались на
лодках, а зимой – на санках и коньках. На берегу пруда сохранилась баня.
Слайд 14
По правую сторону «Прешпекта» разбит английский парк с каскадом из трех небольших
прудов: Верхнего, Среднего и Нижнего.
Слайд 15 - 17
Поворачиваем с «Прешпекта» налево, к дому Волконского, и любуемся дивными яблоневыми
садами. Плодовые сады украшение яснополянской усадьбы. Молодой Л. Н. Толстой увеличил
площадь сада с 10 до 40 гектаров. В первый год после женитьбы он, по воспоминаниям жены,
«насажал большой яблочный сад, говоря, что это для Сережи, который тогда родился» (Сережа
старший сын Толстых). Слева от дороги сад старый, с разными сортами яблок, которые по осени тут
можно купить.
В старом саду можно встретить красивых лошадок, которых выпустили на прогулку из
конюшни как и в старые времена, она находится напротив дома Волконского. На лошадях при
желании можно прокатиться. Вокруг дома Волконского расположились и другие хозяйственные
постройки: птичник, сарай, кучерская изба.
Слайд 18
Дом Волконского – самое старое здание в усадьбе. Предполагается, что в нем некоторое время
жил дед писателя князь Н. С. Волконский (считается, что он стал прототипом старого князя
Болконского из «Войны и мира», а его дочь, мать писателя – прототипом княжны Марьи). При князе
в центральной части дома располагались мастерские по изготовлению полотна, ковров, обработке
кожи. При Толстом здесь жила прислуга, находились прачечная и «черная кухня». В восточном
крыле Дома Волконского размещалась художественная мастерская дочери Толстого Татьяны.
Сейчас в этом здании находится администрация музея, а также проходят временные выставки.
Слайд 19
По дороге к дому Толстого проходим флигель Кузминских. В 1859 году во флигеле Толстым
была открыта школа для крестьянских детей, просуществовавшая три года. Позднее здесь
останавливались гости. Чаще других здесь жила Татьяна Кузминская младшая сестра жены
писателя со своей семьей. По ее имени и назван флигель.
Слайд 20 -23
Главная святыня дом Л.Н. Толстого, в который он переехал в 1856 году. Сюда привез он в
1862 году свою молодую жену, позже дом достраивался, потому что его не хватало для большой
семьи. В этом доме Толстой прожил более 50 лет. Все вещи, книги, картины здесь подлинные: они
принадлежали Толстому, его домашним или даже предкам писателя. В доме сохраняется обстановка
1910 года, последнего года жизни Толстого. Во время Великой Отечественной войны усадьба сильно
пострадала, здесь стояли фашисты и при отходе пытались поджечь дом Толстого. К счастью,
строение успели потушить и спасти, как и многие ценные экспонаты, которые заблаговременно
эвакуировали в Томск.
Слайд 24
До могилы Льва Николаевича нужно пройтись по лесной дороге минут 10-15.
Толстой похоронен не на кладбище, а на краю оврага в лесу Старый Заказ в точности по своему
завещанию. Это место «зеленой палочки», легенду о которой писатель услышал в своем детстве от
любимого брата Николая.
Некоторые впечатления детства обладают такой силой, что следы от них сохраняются в
памяти до конца жизни. По этим следам, как по остаткам древних надписей, можно иной раз
восстановить факты, имеющие историческое значение.
Лев Толстой запомнил на всю жизнь, как однажды старший брат, Николенька, объявил
младшим, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются
счастливыми «муравейными братьями»; тайна эта написана на зеленой палочке, а палочка зарыта в
лесу, у дороги, на краю оврага. Николеньке было тогда десять лет, Льву пять. Прошло семьдесят
лет, и Толстой рассказал в «Воспоминаниях» эту полюбившуюся ему детскую утопию, ставшую для
него своего рода символом веры: «Как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой
написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь,
что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает»
.
В памяти Толстого сохранилась, конечно, только самая основа Николенькиной легенды; в
полном виде легенда эта была, наверно, и таинственнее, и занимательнее, и ближе к детским
интересам и представлениям.
V. Подготовка к анализу текста.
Как же сохранить в памяти события детства? Каждый день множество событий, побед,
разочарований. Л. Толстой едва ли не единственный писатель, который всю свою сознательную
жизнь вел дневник. Что это такое? С какой целью люди ведут дневники? (анализ собственных
поступков)
Автобиографическая проза основывается обычно на живой памяти о прошлом,
достоверности непосредственных впечатлений. Подумайте, кому принадлежат эти слова: автору или
герою Николеньке Иртеньеву? Почему вы так решили? Какие мысли и чувства в них переданы?
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о
ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших
наслаждений. (Слайд 25) Конечно, это размышления взрослого человека, для которого детство
далекое прошлое. А воспоминания о нем, о том, что было, «возвышают душу, т. е. заставляют
быть лучше, походить на прекрасных людей, встретившихся на жизненном пути, помнить и
любить самых близких людей — мать и отца.
VI. Аналитическая беседа по главе 1 «Карл Иваныч» (слайд 26).
Итак, главный герой автобиографической повести — Николенька Иртеньев.
- При каких обстоятельствах мы видим его впервые?
- Каким вы его себе представляете?
- О чем мечтал главный герой?
- Как он относится к своему учителю?
- Считаете ли вы, что герою повезло с учителем? Почему?
- Почему герою памятен уголок в классной комнате? О чем говорит частое посещение героем этого
уголка?
- С каким предметом связаны воспоминания мальчика о Карле Ивановиче? Зачем он был нужен
учителю?
- Какие книги читали дети?
- Что читал Карл Иванович?
- Какую же роль играл этот человек в жизни детей?
VII. Групповая работа по главам 2 «Maman», 3 «Папа» ( слайд 27).
Вопросы группе 1: (текст прочитан дома)
Каким чувством проникнуты воспоминания автора о матери? (Любовью, обожанием.
Ему запомнились отдельные черты «любимого существа: карие глаза, которые всегда выражали
одинаковую доброту и любовь ко всем, «нежная сухая рука, которую он целовал, когда она ласкала
его. Из одежды запомнил только шитый белый воротничок. Детская память сохранила не общее
выражение образа матери, а только его детали.)
Что еще запомнилось автору в портрете матери? (Улыбка, которая красивое и доброе
лицо матери делала прекрасным. Глаза лучились добротой и радостью. Улыбка прибавляла
прелести ее лицу. И казалось, что все вокруг светилось счастьем и радостью. И если бы, по
признанию автора, в тяжелые минуты жизни хоть мельком мог видеть эту улыбку, то «не знал
бы, что такое горе»)
Как относилась матушка к слугам? («Постойте на минутку, Мими, - сказала Марье
Ивановне с улыбкой... «Наденьте, Карл Иванович, сказала матушка, когда он поднял шапочку над
головой. Наталья Николаевна не высказала ни нетерпения, ни досады, когда ей пришлось
повторить свой вопрос, спокойно ли дети спали, три раза.)
Почему автор «невольно содрогнулся, отвечая на вопрос, почему он плакал? («Это я
во сне плакал... Это была ложь. Он не мог объяснить причину слез, чтобы не огорчить матушку.
Но лгать ей, этому доброму, чистому, небесному существу, было для него грехом великим...)
- Почему матушка была так рассеянна за чаем?
- Чем были вызваны ее грустные мысли?
Вопросы группе 2(текст прочитан дома)
Каков портрет отца?
- Герой или автор дает характеристику папе в главе «Что за человек был мой отец?»
Как к нему относились окружающие? Нравился он всем, в особенности же тем, кому
хотел нравиться. В общении с людьми соблюдал границу гордости и самонадеянности. Умело
скрывал от других неприглядные стороны жизни, избегая огорчений». Одним словом, отец автора
прирожденный артист, знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и он умел
пользоваться ими. Общался отец с родственниками жены, матушки автора, и друзьями своей
молодости, сердясь на них, конечно, в душе за то, что преуспели в службе и от него «далеко ушли в
чинах». Отец любил музыку, пел; ему нравилась народная музыка. Автор сомневается, были ли у
него нравственные убеждения.)
- Как к нему относятся дети?
- Как отец относится к своим домашним и слугам?
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Какой представляется матушка герою повести? Когда ее лицо становилось еще лучше?
Каким был отец и что было характерно для него?
- Оправдал ли урок ваши ожидания? Какие эмоции, знания, умения с удовольствием унесете с
собой?
Домашнее задание:
Прочитать главу «Классы», ответить на вопроы:
- Почему герои в расстроенных чувствах?
- Какие детали выдают это?
- Что нового узнали вы о характерах героев из этой главы?
В разработке урока использованы материалы сайтов:
http://museum-guide.livejournal.com/8311.html
http://www.textologia.ru/
http://enc-dic.com/lit/
http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0010.shtml
Приложение 1
Тексты для групповой работы
Группа 1
Глава II. Maman
Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою
кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела
пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли.
Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении
черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это
слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне
представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка
на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый воротничок,
нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее
выражение ускользает от меня.
Налево от дивана стоял старый английский рояль; перед роялем сидела черномазенькая моя
сестрица Любочка и розовенькими, только что вымытыми холодной водой пальчиками с заметным
напряжением разыгрывала этюды Clementi. Ей было одиннадцать лет; она ходила в коротеньком
холстинковом платьице, в беленьких, обшитых кружевом, панталончиках и октавы могла брать
только arpeggio. Подле нее, вполуоборот, сидела Марья Ивановна в чепце с розовыми лентами, в
голубой кацавейке и с красным сердитым лицом, которое приняло еще более строгое выражение, как
только вошел Карл Иваныч. Она грозно посмотрела на него и, не отвечая на его поклон, продолжала,
топая ногой, считать: «Un, deux, trois, un, deux, trois»
[1]
, еще громче и повелительнее, чем прежде.
Карл Иваныч, не обращая на это ровно никакого внимания, по своему обыкновению, с немецким
приветствием подошел прямо к ручке матушки. Она опомнилась, тряхнула головкой, как будто
желая этим движением отогнать грустные мысли, подала руку Карлу Иванычу и поцеловала его в
морщинистый висок, в то время как он целовал ее руку.
Ich danke, lieber
[2]
Карл Иваныч, и, продолжая говорить по-немецки, она спросила:
Хорошо ли спали дети?
Карл Иваныч был глух на одно ухо, а теперь от шума за роялем вовсе ничего не слыхал. Он
нагнулся ближе к дивану, оперся одной рукой о стол, стоя на одной ноге, и с улыбкой, которая тогда
мне казалась верхом утонченности, приподнял шапочку над головой и сказал:
Вы меня извините, Наталья Николаевна? Карл Иваныч, чтобы не простудить своей голой
головы, никогда не снимал красной шапочки, но всякий раз, входя в гостиную, спрашивал на это
позволения.
Наденьте, Карл Иваныч… Я вас спрашиваю, хорошо ли спали дети? сказала maman,
подвинувшись к нему и довольно громко.
Но он опять ничего не слыхал, прикрыл лысину красной шапочкой и еще милее улыбался.
Постойте на минутку, Мими, сказала maman Марье Ивановне с улыбкой, ничего не
слышно.
Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и
кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту
улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют
красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его,
то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.
Поздоровавшись со мною, maman взяла обеими руками мою голову и откинула ее назад, потом
посмотрела пристально на меня и сказала:
Ты плакал сегодня?
Я не отвечал. Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила:
О чем ты плакал?
Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом языке, который знала в
совершенстве.
Это я во сне плакал, maman, сказал я, припоминая со всеми подробностями выдуманный
сон и невольно содрогаясь при этой мысли.
Карл Иваныч подтвердил мои слова, но умолчал о сне. Поговорив еще о погоде, разговор, в
котором приняла участие и Мими, maman положила на поднос шесть кусочков сахару для
некоторых почетных слуг, стала и подошла к пяльцам, которые стояли у окна.
Ну, ступайте теперь к папа, дети, да скажите ему, чтобы он непременно ко мне зашел, прежде
чем пойдет на гумно.
Музыка, считанье и грозные взгляды опять начались, а мы пошли к папа. Пройдя комнату,
удержавшую еще от времен дедушки название официантской, мы вошли в кабинет.
Вопросы для анализа
Каким чувством проникнуты воспоминания автора о матери?
Что еще запомнилось автору в портрете матери
Как относилась матушка к слугам?
Почему автор «невольно содрогнулся, отвечая на вопрос, почему он плакал?
- Почему матушка была так рассеянна за чаем?
- Чем были вызваны ее грустные мысли?
Группа 2
Глава III. Папа
Он стоял подле письменного стола и, указывая на какие-то конверты, бумаги и кучки денег,
горячился и с жаром толковал что-то приказчику Якову Михайлову, который, стоя на своем
обычном месте, между дверью и барометром, заложив руки за спину, очень быстро и в разных
направлениях шевелил пальцами.
Увидев нас, папа только сказал:
Погодите, сейчас.
И показал движением головы дверь, чтобы кто-нибудь из нас затворил ее.
(…)Я близко стоял от стола и взглянул на надпись. Было написано: «Карлу Ивановичу Мауеру».
Должно быть, заметив, что я прочел то, чего мне знать не нужно, папа положил мне руку на
плечо и легким движением показал направление прочь от стола. Я не понял, ласка ли это или
замечание, на всякий же случай поцеловал большую жилистую руку, которая лежала на моем плече.
(…)Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть
маленькими и что пора нам серьезно учиться.
Вы уже знаете, я думаю, что я нынче в ночь еду в Москву и беру вас с собою, сказал он.
Вы будете жить у бабушки, a maman с девочками остается здесь. И вы это знайте, что одно для нее
будет утешение — слышать, что вы учитесь хорошо и что вами довольны.
Глава X. Что за человек был мой отец
Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер
рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей нынешнего века
он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил столько же от врожденной гордости, сколько от
тайной досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые имел в
свой. Две главные страсти его в жизни были карты и женщины; он выиграл в продолжение своей
жизни несколько миллионов и имел связи с бесчисленным числом женщин всех сословий.
Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать
плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы,
которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении -- пришепетывание,
и большая, во всю голову, лысина: вот наружность моего отца, с тех пор как я его запомню, --
наружность, с которою он умел не только прослыть и быть человеком à bonnes fortunes [удачливым],
но нравиться всем без исключения -- людям всех сословий и состояний, в особенности же тем,
которым хотел нравиться.
Он умел взять верх в отношениях со всяким. Не быв никогда человеком очень большого света,
он всегда водился с людьми этого круга, и так, что был уважаем. Он знал ту крайнюю меру гордости
и самонадеянности, которая, не оскорбляя других, возвышала его в мнении света. Он был
оригинален, но не всегда, а употреблял оригинальность как средство, заменяющее в иных случаях
светскость или богатство. Ничто на свете не могло возбудить в нем чувства удивления: в каком бы
он ни был блестящем положении, казалось, он для него был рожден. Он так хорошо умел скрывать
от других и удалять от себя известную всем темную, наполненную мелкими досадами и
огорчениями сторону жизни, что нельзя было не завидовать ему. Он был знаток всех вещей,
доставляющих удобства и наслаждения, и умел пользоваться ими. Конек его был блестящие связи,
которые он имел частию по родству моей матери, частию по своим товарищам молодости, на
которых он в душе сердился за то, что они далеко ушли в чинах, а он навсегда остался отставным
поручиком гвардии. Он, как и все бывшие военные, не умел одеваться по-модному; но зато он
одевался оригинально и изящно. Всегда очень широкое и легкое платье, прекрасное белье, большие
отвороченные манжеты и воротнички... Впрочем, все шло к его большому росту, сильному
сложению, лысой голове и спокойным, самоуверенным движениям. Он был чувствителен и даже
слезлив. Часто, читая вслух, когда он доходил до патетического места, голос его начинал дрожать,
слезы показывались, и он с досадой оставлял книгу. Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе на
фортепьяно, романсы приятеля своего А..., цыганские песни и некоторые мотивы из опер; но ученой
музыки не любил и, не обращая внимания на общее мнение, откровенно говорил, что сонаты
Бетховена нагоняют на него сон и скуку и что он не знает лучше ничего, как "Не будите меня,
молоду", как ее певала Семенова, и "Не одна", как певала цыганка Танюша. Его натура была одна из
тех, которым для хорошего дела необходима публика. И то только он считал хорошим, что называла
хорошим публика. Бог знает, были ли у него какие-нибудь нравственные убеждения? Жизнь его
была так полна увлечениями всякого рода, что ему некогда было составлять себе их, да он и был так
счастлив в жизни, что не видел в том необходимости.
В старости у него образовался постоянный взгляд на вещи и неизменные правила, -- но
единственно на основании практическом: те поступки и образ жизни, которые доставляли ему
счастие или удовольствия, он считал хорошими и находил, что так всегда и всем поступать должно.
Он говорил очень увлекательно, и эта способность, мне кажется, усиливала гибкость его правил: он
в состоянии был тот же поступок рассказать как самую милую шалость и как низкую подлость.
Вопросы для анализа
Каков портрет отца?
- Герой или автор дает характеристику папе в главе «Что за человек был мой отец?»
Как к нему относились окружающие?
- Как к нему относятся дети?
- Как отец относится к своим домашним и слугам?