Презентация "Мотив сна в русской литературе"

Подписи к слайдам:
Мотив сна в русской литературе Сон как композиционный элемент имеет свои функции:
  • комментирование и оценка изображенных событий;
  • психологическая характеристика персонажа;
  • осмысление идейного содержания произведения;
  • «чужой пророческий голос» - общение с божественным.
Ключ
  • 1- В) - В);
  • 2 - Д) - Г);
  • 3- Г)- Д);
  • 4- Б) - А);
  • 5- А) - Б)
Функции сна в литературе:

Сон

Функция сна

Автор и произведение

Сон пророческий

Сон предсказание

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Сон вещий

Предупреждение, дающее возможность изречения «золотого слова Святослава»

Слово о полку Игореве

Сон как способ раскрытия характера, как композиционная функция.

В.А.Жуковский«Светлана»

Сон возможный

Сон оправдательный, выдуманный

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Сон эпитафия

Надгробная надпись, но в данном случае эпитафия от лица самих умерших.

Н.А.Некрасов «Железная дорога»

"И снится чудный сон Татьяне…" Идейно-композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Цель урока: определить место и роль “сна Татьяны” в произведении, проследить его связь с другими сценами;

Задачи:

  • Усвоить понятия об идейно-композиционной роли эпизода в художественном произведении, совершенствовать навыки анализа текста;
  • Развить внимание, умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;
  • Воспитать в себе интерес к явлениям русской культуры.
К.И. Рудаков “Татьяна Ларина” Святки
  • Святки - это время от Рождества до крещения. Славят Христа, ходят с вертепами и с звездой, гадают. В.И. Даль
Коровин К.А. “Сон Татьяны” И.Босх «Страшный суд» Смысловые «рифмы» сюжета сна и именин Татьяны

Сон Татьяны

Именины

1. Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ.

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

2. ...за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый.

Но вскоре гости понемногу

Подъемлют общую тревогу

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат.

3. Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!

Вдруг двери настежь.

Ленский входит.

И с ним Онегин. «Ах, творец! —

Кричит хозяйка: — Наконец!»

4. ...вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский, страшно тени

Сгустились...

Нагнулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Теперь, заране торжествуя,

Он стал чертить в душе своей

Карикатуры всех гостей.

Домашнее задание. Письменно проанализируйте эпизод: 1 группа - «Именины Татьяны», 2 группа -«Сон Татьяны»

План.

 

     1. Место и роль эпизода в композиции произведении.

     2. Тема эпизода.

     3. Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.

     4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).

     5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:

        – через обстоятельства;

        – через конфликт;

        – через описания;

        – через монолог;

        – через диалог;

        – через поступки и психологию героев.

      6. Ключевые слова.

      7. Особенности языка.

      8. Средства художественной выразительности.

      9. Образ автора, авторская позиция.

Синквейн на тему Евгений Онегин

Евгений Онегин разочарованный опустошенный покинул почувствовал осознал постиг никчемность светского общества петербургский денди

Синквейн на тему Татьяна Ларина Татьяна Ларина Искренняя пламенная Мечтала любила разоблачила Идеал русской женщины для Пушкина Чистый образ