Презентация "Организация исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла"
Подписи к слайдам:
Голышевой Галины Эриевны
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Нефтекумска Ставропольского края
Краткая характеристика работы- Мастер-класс представляет собой исследование древнейших русских народных сказок «Репка», «Колобок» и «Курочка ряба». Идея занятия возникла вследствие поиска ответа на вопросы: «В чём смысл этих детских сказок? Какова логика сказочных событий? Чему учат данные сказки, особенно «Курочка ряба», с которых русский ребёнок начинает своё знакомство с миром вообще и фольклором в частности?»
- Учитель строит работу мастер-класса на методах исследования, что не только познавательно, но и носит обучающий характер.
- «Диалоги о начале бытия» имеют метапредметный характер, но в первую очередь предназначены для учителей русского языка и литературы, которые могут использовать содержание и методы мастер-класса как в среднем звене, так и в старшем.
- Цель: выяснить глубинный смысл древнейших русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Курочка ряба».
- Задачи: 1) определить общее в характеристике главных героев сказок; 2) сопоставить теории происхождения вселенной в мифах египтян, греков и славян; в учении Платона и в современной научной трактовке (теория большого взрыва); 3) проанализировать принципы организации смысла в фольклоре (метафоричность, катастрофичность, цикличность, космологичность).
- Гипотеза: древнейшие русские народные сказки имели не назидательный (воспитывающий ) смысл, а иной.
- Мотивация.
- Постановка проблемы и целеполагание.
- Определение границ знаемого.
- Анализ источников.
- Расширение границ знания через анализ принципов организации смыслов.
- Выводы.
- Рефлексия.
- Беседа
- Анализ и синтез
- Индукция и дедукция Литературоведческие
- Сравнительно- сопоставительный
- Мифо-поэтический
- Метод структурализма
- Исследование закона композиционного стержня с целью выявления общности главных героев: колобка, репы, яйца. Круг – самая универсальная из всех геометрических фигур, символ цельности, постоянства и цикличности, вечности и бесконечности.
- Исследование источников информации с целью выявления общности в разных способах осмысления мира:
- сформулируйте суть научного объяснения происхождения Вселенной, построив логическую цепочку на основе просмотра видеофрагмента: точка–взрыв–энергия –материя. (теория большого взрыва) (https://www.youtube.com/watch?v=gv9CjAXLIaA – Путешествие во времени. Все научные версии происхождения Вселенной)
- Групповая работа: учение Платона (О.П.Мороз «В поисках гармонии»), древнеегипетский миф (И.В.Рак «Древний Египет. Месопотамия», древнегреческий миф (Р.Грейвс «Мифы Древней Греции») о происхождении Вселенной.
Мифология в качестве основного способа осмысления мира была первоначальной формой культуры. Многое в учении Платона пересекается с мифами.
– Что общего в мифах?
Яйцо как символ сотворения мира и как источник жизни.
– Что символизирует яйцо в мифах?
Прежде всего с мифом о сотворении мира связан самый древний вид русских народных сказок – о животных.
– А.Моравиа утверждал:
Чтобы сказка была сказкой, а не вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, исключающие друг друга… абсурдность – и в то же время она должна подчиняться законам логики.
– Чтобы понять истинный смысл народной сказки, анализу должен быть подвергнут её мифологический уровень, который опирается на четыре принципа порождения смысла сказки: метафоричность, катастрофичность, цикличность, космологичность.
Анализ метафорического уровня смысла русских сказок
Космография Индикоплова
(из русской летописи).
Диалог с мифами древних славян
– Сформулируйте суть славянского мифа о происхождении
Вселенной , определите семантическую роль эпитета золотой («Русская мифология. Энциклопедия», С.И.Селиванова «Русский фольклор»).
Пропп писал: «Золотая окраска предметов есть окраска солнца».
– Опираясь на мифологию славян и роль эпитета «золотой», определите скрытый смысл сказок, учитывая символику репы, колобка, яйца.
– Что (кого) символизируют в сказках дед и баба?
Расширение границ знания: анализ катастрофического уровня. – Чтобы стало ясно, о какой катастрофе и каком порядке с точки зрения сюжета идёт речь, познакомьтесь с символикой героев-животных в славянских мифах («Энциклопедия знаков и символов», Афанасьев «Древо жизни»).- Заяц – облака, Волк – тьма, Медведь – сила (волховать – совершать магические обряды, отсюда слово волшебный), Лиса – грозовая туча, в загадках – метафора огня (заря, солнце), Мышь – из подземного царства, может поколебать силы добра и зла, одним своим появлением круто меняет ход событий. Катастрофичность: мышь разбивает яйцо; колобок убегает из дому; репка выросла такая, что невозможно вытянуть. Порядок: курочка сносит новое яйцо; колобок проглочен лисой; репку съела мышь. – С какими природными явлениями связаны герои? (Облака, тучи, солнце, заря, тьма.) С каким временем суток ассоциируются ? (День, ночь.)
- способ добывания знаний древнего человека: события располагаются в ряд, обобщений нет
- процесс формирования связной речи: с помощью повторов путём увеличения лексического объёма.
- Курочка ряба: яйцо – это солнце; сила мышиного хвоста, в отличие от человека, разбивающего яйцо-солнце, сравнима с силой молнии; путь от золотого яйца к простому – это осуществление дневного цикла, начинающегося с восхода солнца и заканчивающегося его заходом и появлением луны.
- Колобок: коло (колесо, круг) – солнце-младенец, т.е. молодое солнце. В сказке прослеживаются солярные мотивы: солнце катится по небу, не страдая от встреч с облаками, бликами света (солнечный зайчик) и тёмными тучами (волк, медведь), но могучий огненный зверь-заря (лиса) его всё же поглощает.
Подтверждение такой интерпретации есть в загадках из собрания В.Даля: Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. Шар/колесо могут сами катиться только в направлении спуска (вниз: катиться по наклонной плоскости), а здесь наступают владения Нижнего мира людей – царство Ночи. Напрашивается параллель с одним из сюжетов египетской мифологии: небесную богиню представляли в облике небесной коровы, пожирающей своего быка вечером, чтобы утром родить телёнка-Солнце.
Другая версия скрытого смысла сказки о Колобке – это астрономическое наблюдение древнего человека за движением месяца по небосклону: от полнолуния до новолуния.
- Репка: в народных представлениях растения связывались прежде всего с идеей плодородия и жизни. Круглая, весёлая репка – символ солнца, которое медленно рождается на свет божий. Медленно – потому что это северное солнце! И земля смилостивилась: выпустила репку – солнце. Кстати, в сюжете наблюдаются элементы обрядовой магии, когда репу сажали только мужики.
Мы вели диалоги о начале бытия, которое пока остаётся неразгаданным, как «Чёрный квадрат» Малевича.
– Что вы делали, чтобы добыть новые знания? Какие методы исследования мы применяли? В чём для вас ценность нового знания?
Источники (картинки)- http://s49.radikal.ru/i124/0903/3f/d5b21fcbdf35.jpg
- https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=29647a8fc6412bf7e7f96f7983ca9308&n=33&h=215&w=323
- https://i.ytimg.com/vi/0kp3y-1ftl8/hqdefault.jpg
- https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjjxfnWoNvUAhXpC5oKHeNIAw8QjRwIBw&url=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DoclqR_hcYTo&psig=AFQjCNFhhPwcbM1LfUfjbvrZM-FPxfPpNg&ust=1498557687633392
- http://www.booksite.ru/enciklopedia/faith/1.gif
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс
- Конспект урока "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс
- Открытый урок по литературе по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" 8 класс
- Урок литературы Г.Х. Андерсен "Русалочка" 4 класс
- Проект "Что за прелесть эти сказки!" (Сказка на современный лад) 5 класс
- Своя игра по произведениям В.Ю. Драгунского