Презентация "Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять...”" 10 класс

Подписи к слайдам:
Лингвостилистический анализ стихотворения

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Ф.И.Тютчев

22 ноября 1866

Критики о поэзии Ф.И.Тютчева Лозунг мессианской (спасительной) роли России. Т. Бек Каждое стихотворение начиналось мыслию… мысль его никогда не является нагою, но всегда сливается с образом… И.С.Тургенев Проблема Лозунг («Чувство мыслящее») Художественный образ («Мысль чувствующая и живая») Уровни организации образа
  • Роль композиции в создании художественного образа
  • Лексические средства создания художественного образа
  • Художественно – изобразительные средства создания художественного образа
  • Ритмико – звуковая организация художественного образа
Роль композиции в создании художественного образа Композиция у Тютчева содержит сильное и быстрое движение мысли. А.Чичерин
  • Какой тип речи использует автор и как это связано с делением стихотворения на части? Чему посвящена каждая часть?
  • Как соотносятся начало и конец стихотворения: какая стилистическая фигура лежит в основе композиции? Сравните смысл глаголов: с каким из них ассоциируется художественный образ? Объясните лексическое значение этого глагола.
  • Вывод: это классическое рассуждение, в основе которого лежит развитие мысли, отражающей оппозицию: ум – вера, неприятие – гармония.
Лексические средства создания художественного образа Ничего, кроме образа, в литературном произведении нет. Л.И.Тимофеев
  • Найдите в тексте антонимическую пару. Какова её роль? Какой вид антонимов использует автор?
  • Ф.И.Тютчев поэтически переосмыслил фразеологический оборот мерить на свой аршин. Как от этого изменился смысл фразы?
  • Какое слово имеет явно высокое, книжное звучание? Почему? Каков его смысл?
  • Вывод: философская глубина образа при внешней простоте лексики достигается за счёт контекстуальных антонимов, переосмысления фразеологизма, слов книжного звучания.
Художественно – изобразительные средства создания образа Одна метафора, одно сравнение заполняют всё стихотворение. Вернее, всё стихотворение является одним сложным образом. Ю. Тынянов
  • В какой из трёх частей стихотворения используется такой троп, как эпитет, почему именно в этой части?
  • Какое слово и с какой целью повторяется?
  • Найдите примеры инверсий. Почему их так много в стихотворении? Как они создают художественный образ?
  • Вывод: эмоционально-смысловая насыщенность образа возникает благодаря выразительному эпитету, гипнотическому влиянию повторов и инверсиям, создающим полюса напряжения мысли.
Ритмико – звуковая организация художественного образа Всякое произведение только потому художественно, что создано по закону необходимости, что в нём ни одно слово, ни один звук не может замениться другим звуком… В.Г. Белинский 1. Какой гласный звук преобладает как во всём стихотворении, так и в одной из строк? В какой? Как называется этот приём? 2. Какие согласные преобладают и как это формирует образ? 3. Какой стихотворный размер используется поэт и почему? Как тип и способ рифмовки влияет на создание образа? Вывод: художественный образ создаётся интенсивным ассонансом и музыкальной аллитерацией, дающими элегический ключ к мелодии стиха. Автор использует характерные для русской поэзии способ и тип рифмовки. Всю жизнь он тешился сверкающей игрой своего ума, гнался за ясностью мысли, за её стройностью. Но своего истинного и исключительного величия достигал, когда внезапно открывалось ему то, чего «умом не понять». В. Ф. Ходасевич Чувство мыслящее Мысль чувствующая

Образ мысли о России

Источники (картинки)
  • http://vsenichego.ru/wp-content/uploads/2013/12/491px-Fyodor_Tyutchev.jpg
  • http://www.litrossia.ru/img/articles/15_31.jpg