Ценностно-смысловая и общекультурная компетенции, возможности их формирования на уроках гуманитарного цикла

Глаголева Татьяна Васильевн,
учитель обществознания
МБОУ гимназии №1
г. Липецк, Липецкая область
Ценностно-смысловая и общекультурная компетенции, возможности
их формирования на уроках гуманитарного цикла
Аннотация: Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции среди
ключевых компетенций имеют первостепенное значение для развития
личности. Эти компетенции связаны с ценностными ориентирами ученика, его
способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,
принимать решения. Особое внимание их развитию следует уделить именно на
уроках гуманитарного цикла.
Наши ученики это люди нового поколения, нового информационного
конкурентного общества. И умение творить себя, свою жизнь в таком обществе
очень важно. Именно на развитие учащихся, их становление как личности, и
направлен компетентностный подход в образовании и воспитании учащихся,
заложенный в стандартах нового поколения.
Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции среди ключевых
компетенций имеют, на мой взгляд, первостепенное значение для развития
личности. Эти компетенции связаны с ценностными ориентирами ученика, его
способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,
принимать решения.
Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции проявляются в
том, что дети:
- учатся адекватно оценивать свои способности и возможности;
- понимают важность таких ценностей как здоровье, семья и интересная
работа;
- создаются внутреннюю мотивацию приобретения знаний для
дальнейшего образования;
- формируют собственное представление о необходимости соблюдать
общечеловеческие, нравственные законы и нормы.
Наибольшим потенциалом в плане развития ценностно-смысловой и
общекультурной компетентности обладают дисциплины гуманитарного цикла,
это связано с их личностно-ориентированным характером. На уроках истории и
обществознания идёт процесс формирования этих компетентностей через
разные формы работы учащихся:
- изучение различных источников и их оценку;
- исследование своей родословной;
- через создание презентаций на заданные темы, самостоятельный поиск,
анализ и отбор необходимой информации;
- через работу в группах.
Эффективным средством развития ценностно-смысловой компетентности
выступает и проектная деятельность аксиологической, т.е. ценностной
тематики. Например, у обучающихся значительный интерес вызвал такой
проект как «Динамика системы семейных ценностей на современном этапе (на
примере моей семьи)», который выполнялся в рамках предмета
«Обществознание». Эта тема
оказалась близка учащимся, поскольку предполагала обращение к
ценностям своей семьи. Ребята с интересом выясняли социальные,
политические, культурные и экономические факторы, оказывающие влияние на
ценности их семьи (родителей, её и братьев или сестер). Работа над данным
проектом помогла не только лучше понять своих родителей, но и
переосмыслить собственные ценности.
Возможность апробировать свой опыт предоставляется учащимся в
научно-исследовательской деятельности по преодолению возникающих в
обществе проблем. Примером может служить проведение исследования по
теме «Велосипед в городе», которое было сделано Вендеревским Максимом.
Ученик провёл анализ роли велоспорта в жизни человека, значения и
необходимости для города велосипедных дорожек. С этой целью он изучил
различные источники, документальные материалы, составил опросный лист и
провел социологическое исследование. В процессе такой деятельности
активно формируется ценностно-смысловая компетенция.
Знания о роли велодорожек для города помогли сделать вывод о степени
его важности для изменения экологической обстановки. Всё это, а также
заинтересованность ученика в представлении его работы на научных
конференциях, является примером проявления его общекультурной
компетенции.
Гуманитарные и обществоведческие предметы связаны с решением
главной социальной функцией образования - передачей опыта, накопленного
предшествующими поколениями людей. Общественные изменения в России в
образе жизни людей привели к усилению значимости материальных ценностей,
которые, как известно, исчезают, уничтожаются, разрушаются в определенные
кризисные времена. Единственным условием, удерживающим общество на
гуманистических основах, остается правильно сформированная система
ценностей. Этот процесс осуществляется в соответствии с возрастными
особенностями и на основе принципа активности самих учащихся. Усвоение
учениками идеи любви к семье, к Родине, развитие нравственности является
важнейшим этапом формирования гражданственности.
На уроках обществознания в 10-11 классах ученики готовят сообщения о
событиях в мире на основе выпусков новостей. Это не просто передача того,
что слышали или читали, это обязательная самостоятельная оценка
произошедшего, с аргументацией, основанной на полученных знаниях. Задание
не простое. Старшеклассники часто проявляют аполитичность, а потому не
могут дать адекватной, взвешенной оценки происходящему, поэтому считаю
важным привитие интереса к событиям в стране и в мире, развитие
способности применять полученные знания в диалогах и дискуссиях об
истории и современности.
При написании эссе, а это наиболее сложное задание части С в ЕГЭ по
обществознанию, ребята задумываются над вопросом о социальной
значимости деятельности человека, о необходимости сотрудничества,
милосердия, героизма, патриотизма.
Диалогичность обучения, подразумевает не только установление диалога
между педагогом и воспитанниками в процессе обучения, уважении точки
зрения собеседника, выявлении различных позиций, но и понимание диалога в
более широком смысле. Обучающиеся должны применять диалогичность в
общении с миром, анализируя и оценивая как свои поступки, так и поступки
других людей, идеи, высказывания, материальные и духовные объекты, с
которыми взаимодействует человек, значимые события.
Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции формируют
понимание проблем государственного масштаба. К примеру, на уроке
обществознания по проблемам национально территориального устройства
учащиеся размышляли над вопросом, для чего наша страна делится на
субъекты и почему государство выбрало именно такие способы деления
страны. Дискуссия позволила ребятам еще раз вспомнить про
многонациональный состав нашего государства, про проблемы в отношения
между народами.
Российское государство и общество сегодня предъявляют к системе
образования обоснованное требование усилить внимание к вопросам
формирования гражданско-патриотической позиции молодежи, что признано
приоритетом государственной образовательной политики. Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России является
методологической основой разработки и реализации федерального
государственного образовательного стандарта общего образования.
При организации учебной деятельности на уроке необходимо создавать
условия саморазвития. При таком подходе знания, умения и навыки сами по
себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью
обучения становится целостное развитие личности ученика, т.е. наиболее
полное развитие заложенных в ней активно- творческих возможностей, ее
интеллектуально- нравственной свободы. Процесс же приобретения знаний,
формирование умений и навыков превращается из цели в средства развития
личности обучаемого.
Для стимулирования оценочной деятельности обучающихся я часто
использую такой приём как «диалог личностей». Такой приём реализуется
через механизмы идентификации. Идентификация подразумевает постановку
себя на место другого человека (например, конкретной исторической личности
или современного общественного, культурного, научного деятеля), что
предусматривает погружение себя в пространство и обстоятельства другого
человека. Это даёт возможность ученикам задуматься о том, почему
исторический деятель поступил так, а не иначе. Почему Сократ не сбежал из
тюрьмы, беспокоясь, что подаст плохой пример пренебрежения законами,
почему Александр Второй не уехал во время покушения на него, а пытался
помочь пострадавшему ребёнку, почему при похоронах Нахимова наши
противники приспустили флаги в знак скорби? Такой, специально подобранный
материал, помогает формировать правильные ценностно-смысловые
ориентиры.
Подводя итог, хочу отметить, что ценностно-смысловые и
общекультурные компетенции нельзя механически усвоить или впитать от
учителя. Они вырабатываются самой личностью как результат её творческой
активности, и задача педагога создать все необходимые условия для этого.