Сравнительное эссе стихотворений А.С. Пушкина «Пророк» и В.Я. Брюсова «Творчество»

Сравнительное эссе стихотворений А.С. Пушкина «Пророк» и В.Я. Брюсова
«Творчество»
Литературное творчество представляет собой сложный, но в то же время
наполненный вдохновением и окутанный тайной процесс. Ведь никому неизвестно, что
может написать сейчас поэт под чарами музы, которая приходит лишь к избранным и
доказывает, что человек занимается именно тем, что уготовано ему судьбой и
предначертано свыше, т.е. дано Богом. Но каждая эпоха отличается своим особенным
представлением о культуре, о творчестве. Ярким подтверждением тому служат творения
двух разных периодов литературы, «золотого» века и серебряного: стихотворение
А.С.Пушкина "Пророк" и стихотворение В.Я.Брюсова "Творчество".
Неизменным «законодателем» классического представления процесса творчества
является мастер русского слова, гений русской культуры А.С. Пушкин. Для этого поэта
процесс творчества - что-то небесное, возвышенное. Творчество поэта, его талант у А.С.
Пушкина неразрывно связаны с пониманием того, что за свой творческий дар ты должен
нести ответственность, т.к. поэтический дар имеет божественную природу. Ты в ответе
перед Богом и это твоё предназначение, долг. Автор задумывается о призвании поэта, о
его роли в обществе, о роли поэзии перед людьми, страной, перед Богом. И впервые в
русской поэзии миссия поэта была возвышена до пророка избранника Божьего, чей дар
имеет божественную природу, за которую он несет огромную ответственность.
Возвышается и призвание поэта-пророка это исполнение божественных заповедей,
призыв к любви, милосердию, прощению, истине, свету, правде. Поэт должен нести
людям самую тяжёлую, несмотря на трудности и тяготы.
Но какое понимание высказывают поэты-символисты, у которых весь мир
заключён в символах и скрытых намёках. Ярким представителем и «отцом русского
символизма» является В.Я. Брюсов, который в стихотворении «Творчество» выразил свои
мысли поэтического творчества. Что же для него творчество? Не зря поэт выводит в
название стихотворения это ключевое слово.
По мнению В.Я.Брюсова, творчество, создание нового глубоко
индивидуализированный, неясный, надразумный процесс, неподвластный логике. Всё для
символистов – тайна. Всё, что написано языком символов, остается тайной. Для них
существует мир обыденный, реальный, привычный нам, - и мир тайный, сокрытый от
случайных взглядов, но раскрывающийся тому, кто сумеет открыться навстречу миру.
Первый мир значим, но лишь постольку, поскольку в нем отражается второй, подлинный
мир и право на истинность. И цель творческой личности показать великое через
обыденное и придерживаться правила символизм «хотел быть и всегда был только
искусством». Подлинный мир для поэтов-символистов - это странный, фиолетово-
голубой, перламутровый мир, доступный лишь избранным, отсюда вытекает и столь
зыбкое, текучее и переменчивое человеческое сознание. Процесс поэтического творчества
поэта-символиста иррационален. Понимание стихотворения это процесс интуитивный,
это прорыв в запредельные миры, мир духа, творчества, который можно выразить языком
символов. Происходит сближение в целом искусства не с замедленной жизнью, а с ее
тайнами, интуитивными прозрениями.
Можно сделать вывод, что для символистов поэтический процесс это не
объяснимое людям простым языком, то, что не раскрывается с первого раза. Чтобы
осмыслить поэтический текст нужно знать язык символов, которыми владеет лишь узкий
круг людей, интеллектуальная элита, поэтическая богема («Кто поймет, кому понравится,
тому и пишу»), т.е. придерживаются индивидуалистической позиции. Искусство для
искусства, для своих. Итак, мы видим, что поэзия символистов элитарная. В отличие от
символистов роль поэзии, творчества, вдохновения автором стихотворения "Пророк"
понимается более серьезно, несёт в себе глубокий смысл - служение народу. Поэзия
Пушкина предназначена для широкого круга людей, она близка каждому человеку.
Расхождение мы можем увидеть и в идейном осмыслении стихотворений. Для А.С.
Пушкина именно процесс творчества является утверждением пророческой миссии поэта в
мире и ответственности художника перед Богом. В то время как для В.Я. Брюсова
вдохновение очень хрупкое, его невозможно постичь, оно приходит мгновенно и
неожиданно.