Презентация "Пророк Пушкина и Лермонтова (Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М.Ю. Лермонтова)" 9 класс

Подписи к слайдам:
Пророк Пушкина и Лермонтова Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А.С.Пушкина и «Пророк» М.Ю.Лермонтова

Автор: Тимофеева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 174 г.Нижнего Новгорода

Цели и задачи
  • Рассмотреть значение художественного образа поэта в стихотворениях Пушкина и Лермонтова.
  • Сопоставить и проанализировать два стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и «Пророк» М.Ю.Лермонтова.
  • Обобщить и сделать выводы.

Центральные образы

Поэт и серафим

Поэт и толпа

Настроение стихотворения

Торжественно

Полно скорби и отчаяния

Время создания

Пушкин написал это стихотворение в 1826 году в ссылке, после расправы с декабристами

Лермонтов создал стихотворение в 1841 году, до гибели поэта оставались считанные недели

Первые впечатления в сопоставлении

Библейская основа

«Пророк» Пушкина- Книга Пророка Исайи.

Пророк Лермонтова Книга Пророка Иеремии

Сюжет

Становление пророка.

Он терпит муки, чтобы ему открывалась высшая истина, которую он понесет людям.

Пушкинский пророк из «пустыни мрачной» движется к людям

Жизнь поэта, ставшего пророком.

Он терпит муки и одиночество от тех, кто не желает и слышать.

Герой Лермонтова уходит от людей в пустыню

Образ поэта-пророка

Пушкин. Поэт- выразитель суда истории, воплощение высшей справедливости. В минуты вдохновения поэт становится пророком, обладает всезнанием, высшей мудростью, ему понятны законы природы и людской жизни, у него есть дар сердцеведения, он может «жечь» своим словом сердца людей. Сердце поэта горит любовью к людям и ненавистью ко лжи и злу в общественной жизни.

Лермонтов. Это портрет пророка, который вызывает сочувствие: « угрюм, худ, бледен,.. наг и беден». Его миссия двояка, она сводится к исправлению рода людского – разоблачения "злобы и порока" и поучению в любви и истине.

Взаимоотношения с природой и миром людей

Открылась гармония мира

Готов к встрече с людьми

Постиг высшую сущность мира, в том числе и природы

Гармонии с миром нет

Не принят людьми, изгнан из общества

В природе ощущает покой и свободу

Предназначение поэта

Миссия пророка у Пушкина и Лермонтова- «глаголом жечь сердца людей»

Поэт Пушкина- посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече со Всевышним. Этим его свободный выбор исчерпывается.

Пророк Лермонтова, самый "своевольный", сам поясняет содержание своих "глаголов" и выносит оценку совершаемому. При этом его миссия двояка, она сводится к исправлению рода людского – разоблачения "злобы и порока" и поучению в любви и истине.

Ключевая лексика

Пушкин

Архаичная лексика, торжественный тон. Скупой библейский синтаксис кратких предложений. Построение стихотворения по принципу анафоры. Больше половины стихотворных строк начинается союзом “и”. Нет деления на строфы.

Лермонтов

Церковнославянская лексика уступает место современному языку, нет торжественности, предельно очеловеченный рассказ.

Выводы
  • Пушкин сформировался как поэт на волне патриотического подъема, охватившего страну после победы в Отечественной войне 1812 года.
  • Поэзия в эпоху Лермонтова, как и его поколение, утратила свою былую мощь и славу. Стремление к внешним эффектам заслоняет истинную сущность поэзии, которая уже не способна "глаголом жечь сердца людей". Поэты-пророки не признаны "в шумном граде", их пророческий дар никому не нужен. Бездуховность света, "блестки и обманы" жизни породили бесславное, потерянное поколение, у которого нет будущего.
Литература
  • Белова Л. А. Золотая нить русской литературы: Пушкин — Лермонтов — Чехов // Литература в школе. — 1996. — № 1.
  • Непомнящий В. О Пушкине и его художественном мире. Статьи 1—3 // Литература в школе. — 1996. — № 1, 2, 3.
  • Зуев Н. Всегда с Пушкиным // Литература в школе. — 1996. — № 2.