Сравнительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Парус» и Д.П.Ознобишина «Пловец»

МОУ Новоульяновская СОШ №1
Литература 6 класс
«Сравнительный анализ стихотворений
М.Ю.Лермонтова «Парус» и
Д.П.Ознобишина «Пловец».
Автор
Краева Валентина Николаевна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Актуальность: в последнее время в литературу снова возвращаются
незаслуженно забытые писатели. Среди них и один из известнейших поэтов
19 века Д.П.Ознобишин. В 2015 год литературы имя Дмитрия Петровича
вынесено на февраль, а в прошлом 2014 году мы отмечали 210- летие со дня
рождения Д.П.Ознобишина и 200-летие со дня рождения М.Ю.Лермонтова,
тесными узами связанного с нашим краем.
Цели: познакомить детей со стихотворениями поэтов 19 века ;
показать значение художественного мастерства поэтов, использование
различных изобразительно-выразительных средств;
развивать навыки анализа текста, выразительного чтения;
пополнять словарный запас учеников.
Задачи:
Образовательная формировать полноту, осознанность, системность,
гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать
речевые навыки: умение вести беседу;
формирование навыка многоуровневого анализа поэтического текста,
«разительного чтения, развитие монологической речи учащихся.
выявление идеи произведений, особенностей художественного мира
стихотворений.
Развивающая – формировать интерес к предмету;
формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы;
учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии,
обобщать и систематизировать;
развивать память, внимание;
развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе
выявления лексического значения слов гармония, дисгармония.
Воспитательная воспитывать культуру общения; любовь к родному
краю.
Форма работы: групповая
ХОД УРОКА
1.Обращение к домашнему заданию. Сообщения: «М.Ю.Лермонтов и
Д.П.Ознобишин – связь с Симбирским краем».
Оба они родились почти в один день -15 октября 1814 года родился
М.Ю.Лермонтов, а Д.П.Ознобишин 16 октября, только 1804 года. Т.о.,
Д.П.Ознобишин старше Михаила Юрьевича ровно на 10 лет, но, несмотря на
это, у них много общего.
Во-первых, у них симбирские корни, и тема Симбирского края нашла
отражение в их творчестве.
В 1821 году дед Д.П.Ознобишина, Иван Андреевич Варваци, составил
завещание в пользу своих внуков. По завещанию деда имение в Троицком
перешло в наследство Дмитрию Ивановичу Ознобишину.
С волнением подъезжал Дмитрий Петрович к Троицкому. Ему предстояло
быть почётным смотрителем в Карсунском уездном училище.
Бабушка Лермонтова, Е.А.Арсеньева, с которой он жил сначала в
Тарханах, а потом в Москве и Петербурге, была дочерью крупного
пензенско-симбирского помещика А.Е.Столыпина. Она не раз бывала в
городе. В местном архиве есть сведения о возможном пребывании Е.А.
Арсеньевой в Симбирске в 1829 году и, по мнению П.С.Бейсова, «самого
пятнадцатилетнего Лермонтова».
Во-вторых, их объединяет и общий круг знакомых.
Ознобишин был дружен с семьями симбирян Аксаковых, Ахматовых,
Астраханцевых, Блюм, фон Вик, Киндяковых, Языковых, Морозовых.
Переписывался с П. Вяземским, Ф. Глинкой, историком М.Погодиным,
писателем В.Соллогубом, с литератораторами С.Соболевским и Н Путятой,
поэтами Д.В.Давыдовым и А.С.Хомяковым.
Лучшим другом М.Ю.Лермонтова по армейской службе был Н.И.Поливанов,
поручик-гвардеец П.А.Урусов. неоценимую роль в знакомстве Лермонтова с
симбирянами сыграла семья Карамзиных, где он познакомился с
А.И.Тургеневым, М.Погодиным, В.А.Соллогубом. возможно, в юности
Михаил Юрьевич мог видеть поэта-партизана Д.В.Давыдова, был знаком с
поэтом А.С.Хомяковым, женатом на сестре Н.М.Языкова.
2.Выразительное чтение учащимися стихотворений «Парус», «Пловец»
3.Выявление первоначального восприятия.
Какие картины представляются вам при чтении стихотворений? Что
объединяет эти стихотворения?
4.Лексическая работа.
Форма скрыпит соответствует старомосковскому произношению.
Денница - утренняя заря.
Крез - обладатель несметных богатств
5.Анализ стихотворения.
Составьте ассоциативный ряд со словами парус (корабль) и море.
Исследовательская работа по группам.
1 группа «Парус»
2 группа «Пловец»
Парус «Парус одинокий», «что
ищет он», «что кинул он», «он
счастия не ищет и не от счастия
бежит», «он мятежный»
Корабль «его не радует денница»,
«ему грустна его темница», «как
лебедь встрепенулся»
Море «В тумане моря голубом!..»
«Играют волны ветер свищет...»
«Под ним струя светлей лазури...»
Море «синева зеркальных вод»,
«море злата», «вспенил волны»
Найдите в стихотворениях слова, соотнесенные со словом парус и корабль
Какое значение приобретает слово парус в контексте стихотворения?
«Парус одинокий», «что ищет он», «что кинул он», «он счастия не ищет
и не от счастия бежит», «он мятежный»;
«его не радует денница», «ему грустна его темница», «как лебедь
встрепенулся» и др.
На фоне бушующей и умиротворенной стихии белеет далекий парус. Образ
представлен и точно, и в то же время обобщенно. В художественном мире
Лермонтова и Ознобишина парус это человек, одиноко плывущий по
житейским волнам, неуспокоенный, чего-то ищущий.
2 группа
Найдите в тексте слова и словосочетания, соотнесенные со словом море.
Какое значение приобретает слово море в контексте стихотворения?
«В тумане моря голубом!..» «Играют волны ветер свищет...» «Под ним
струя светлей лазури...»;
«синева зеркальных вод», «море злата», «вспенил волны» и др.
В стихотворениях море представлено в состоянии бури и покоя. Поэты
связывают природные явления с человеческими переживаниями. Море в
художественном мире поэтов соотнесено с житейским морем, с жизнью как
таковой.
Таким образом, в стихотворениях два ключевых образа: парус (корабль)
воспринимается как одинокий человек, а море как бушующее житейское
море.
В стихотворениях и отдельные части, и весь текст формально строятся на
антитезе. Вспомните значение слова антитеза.
Исследовательская работа по вариантам
1 группа «Парус»
2 группа «Пловец»
Ищет — кинул.
Страна далекая — край родной.
Закат –денница
Жизнь-могила
1 группа «Парус»:
Найдите антитезы в первом четверостишии.
Ищет — кинул.
Страна далекая — край родной.
Какой характер имеют вопросы, которые звучат в четверостишии? Как они
влияют на его общую интонацию?
Образ моря контрастен одинокому парусу. Этот контраст усиливается
последующими тревожными вопросами:
«Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..»
Найдите антитезы во втором и третьем четверостишии.
Играют волны ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит... Под ним
струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой... Под ним — над ним.
Увы! — он счастия не ищет и не от счастия бежит!
Как меняется художественное пространство и его эмоциональная окраска
от строфы к строфе, с какой целью это делается?
Представьте, что вы наблюдаете за парусом издали. Можете ли вы
слышать, как «мачта скрыпит»? Где находится автор?
Парус белеет вдалеке, а мачта скрипит на самом паруснике. Автор
(наблюдатель) одновременно находится в разных местах.
Волны и ветер не соотнесены с движением корабля. Парус как будто
неподвижен («белеет») и в то же время «мачта гнется и скрыпит» значит,
парусник стремительно несется по волнам. Происходит взаимопро-
никновение движения и неподвижности, что вместе с противопоставлениями,
рассмотренными ранее, усугубляет дисгармонию.
В чем смысл таких противопоставлений?
Противоречие между состоянием моря и парусом символизирует про-
тиворечие между жизнью вообще и человеческой личностью. Человек вечно
стремится к чему-либо и не знает счастья ни в покое, ни в буре. Он
постоянно не удовлетворен жизнью и не может находиться в одном каким-
либо состоянии. Закон его жизни мятеж.
Поэт, рисуя морской пейзаж, совмещает несовместимое картины бури и
штиля на море, разноплановые психологические состояния человека (ищет
кинул). Зачем он делает это?
«Ищет», «кинул» контрастные образы, но они объединяются образами
моря и одинокого паруса. Символы «буря» и «покой» не просто
противопоставлены: буря включает в себя покой, а покой бурю.
Дисгармония в какой-то степени оборачивается гармонией. Вечный поиск
человека, его вечная неуспокоенность и есть гармония человеческого
существования. Без неуспокоенности невозможен поиск истины, гармонии.
2 группа «Пловец»
Найдите антитезы
Закат –денница
Жизнь-могила
Как меняется художественное пространство и его эмоциональная окраска
от строфы к строфе, с какой целью это делается?
Где находится наблюдатель? (на корабле)
В чем смысл таких противопоставлений?
Лексическая работа
Гармония согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.
Дисгармония отсутствие согласованности, разлад.
Слово учителя
Для усиления образности произведения М.Ю. Лермонтов и Д.П.Ознобишин
часто используют метафору.
2 группа «Пловец»
Определите переносное
(метафорическое) значение этого
слова, использовав сравнительную
конструкцию.
Луч яркий, блестящий, как золото.
Синева зеркальных вод
Цветообраз играет важную роль в создании художественного впечатления.
Запишите названия всех цветов и оттенков, которые использованы в
стихотворениях. Для этого выпишите все слова, где цвет назван или
ощущение цвета присутствует. Поэты используют близкие или
разнообразные цвета и оттенки?
2 группа «Парус»
2 группа «Пловец»
Голубом, лазури, золотой, светлей.
Эти близкие по тональности цвета
свидетельствуют о внутренней
гармонии картины, изображенной
поэтом.
Синева, светлый, злато, голубой,
белеет…
Найдите похожие строчки. Какой вывод сделали?
Под ним струя светлей
лазури…
Под ним лазурь бунтует море,
над ним горит лазурь небес
6. Работа с учебником.
В словаре литературоведческих терминов найдите определение инверсии.
Выпишите инверсии. Какого эффекта достигают поэты, обращаясь к
инверсии?
1 группа «Парус»
2 группа «Пловец»
Белеет парус одинокий…
Свод неба душен голубой…
Определите, к какой части речи относятся рифмующиеся слова в строфах.
«Парус»
Парус одинокий (прилагательное).
Тумане голубом (прилагательное).
Стране далекой (прилагательное).
Краю родном (прилагательное).
В первой строфе все рифмующиеся слова прилагательные,
обозначающие признаки предметов, которые созерцает или вспоминает
лирический персонаж.
Какие слова интонированы в первом четверостишии? Что способствует
такому интонированию?
Интонированы глаголы: ищет, кинул. Обратный порядок слов и интонация
позволяют акцентировать внимание на особом характере движения.
Слова какой части речи рифмуются во втором четверостишии? Что
обозначает указанная вами часть речи?
Свищет, скрыпит, ищет, бежит. Это глаголы третьего лица настоящего
времени, обозначают действия.
Назовите части речи, рифмующиеся в третьем четверостишии. Что
обозначает указанная вами часть речи?
Лазури, золотой, бури, покой. Чаще рифмуются существительные, обо-
значают явление, состояние.
«Пловец»
Посчитайте их.
Сущ.-22
Прил.-5, но злата, белеет, серебром
Глаг.-9
Какой вывод сделаем? Почему существительных больше? Почему мало
прилагательных?
Слово учителя
«Парус»
Таким образом, в первой строфе рифмуются прилагательные, во второй
глаголы, в третьей все (кроме одного) существительные, что выражает
движение от созерцательной описательности (прилагательные) к бурной
динамике (глаголы) и далее — к утверждению (существительные).
Подчеркнутый вопросами и инверсией интонационный акцент на
начальных глаголах выдвигает на первый план именно особый характер
движения, действия. Глаголы в третьем четверостишии употреблены в
настоящем времени и обозначают действие, постоянно протекающее,
ориентированное не на «сейчас», а на «всегда». Поиски гармонии, движение
вечное состояние человека, ведущее к обретению истины.
«Пловец»
Герой находится на корабле, он видит картины, уже наделенные
определенными качествами, но все же главным остается движение.
Какова авторская позиция в стихотворении?
«Парус»
Употребляется ли в тексте местоимение «я»? Сколько раз употреблено
местоимение «он»?
В тексте отсутствует местоимение «я». Местоимение «он» употребляется
шесть раз, постоянно обращая наше внимание к парусу, в том числе и тогда,
когда перед нами мысли и раздумья поэта.
Олицетворенный парус — персонаж, отдельный от автора, который его
наблюдает, и в то же время этот образ выражает авторское сознание.
Подчеркните в последней строфе стихотворения главное для понимания
идеи произведения слово. Назовите к нему синонимы и антонимы.
Мятежный спокойный (антоним).
Мятежный беспокойный, бунтующий (синонимы).
Чему отдает предпочтение поэт?
Буря ему заменяет счастье, и выбор делается сознательно.
Возможно ли отождествление олицетворенного Паруса и «я» Лермонтова?
«Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит». Так ли было в жизни
Лермонтова?
Пapyc «не от счастия бежит», а автор «бежал», хотя не может не жалеть о
«кинутом» «в краю родном». Полного отождествления нет. Поэт не знает,
что ищет и что «кинул» Парус, но о себе-то он это знает. В первой строфе
парус лишь объект наблюдения и размышления, во торой автор отчасти
соединяется с ним тсюда и «пространственное» приближение), в третьей
«он, мятежный» вполне заменяет мятежное авторское «я», сливается с ним.
Потому автор и знает, что Парус «просит бури».
«Пловец»
Поэт использует местоимение «я» в предпоследней и последней строфах.
Это значит, что герой не находится на корабле, он наблюдает за пловцом, и
он тоже хочет окунуться в эту клокочущую стихию. В последних строфах
автор использует обращения и восклицательные предложения.
7.Обращение к репродукциям картин И.К. Айвазовского.
В процессе сообщения учитель демонстрирует иллюстрации «Парус», «Буря
у мыса Айа», «Кораблекрушение», «Радуга».
8. Рефлексия. Итоги урока.
Человек не в состоянии преодолеть противоречия бытия, постоянно
стремится к недостижимому, предпочитая бунт, мятеж спокойному
существованию, отвергая достигнутое как несовершенное. Этому
стремлению нет предела. Постоянный поиск истины непременное условие
обретения гармонии.
9. Домашнее задание
Выучить стихотворение.
Использованные ресурсы
1. Дубовик Н. Песнь благодарения //Мономах №4 (63) 2010
2. Егоров В.Н. С любовью трепетной… Антология.- Ульяновск, 2005
3. Коваленко А., Боглачев С. Дом двух поэтов //Мономах №2 (45) 2006
4. Лермонтов М.Ю. Стихотворения (любое издание)
5. Селиванов К.А. Литературные места Ульяновской области. - Саратов,
1968
6. Трофимов Ж.А. Симбирск литературный. -Ульяновск, 1999
7. Трофимов Ж.А. Симбирская тропа к Лермонтову.- Ульяновск, 2011
8. Трофимов Ж.А.Жил и умер джентельменом-поэтом. -Ульяновск, 2005
9. Янушевский В.Н. Край прелестный это ты! (Хрестоматия). -
Ульяновск, 2008
10. Литература 6 класс / Под. ред. Меркина Г.С.- М.:Просвещение, 2013