Урок по родной литературе (русской) "Рассказ Гроссмана «Авель»" 9 класс
План – конспект урока по родной литературе (русской) по рассказу Гроссмана
«Авель» (Шестое августа) в 9 классе
Тип урока: обобщающий
Цели урока:
Обучающие:
• осмысление содержания рассказа В.С. Гроссмана «Авель (Шестое августа)»)
• формирование умения работы с ключевыми понятиями и образами текста;
Развивающие:
• развитие навыка групповой исследовательской деятельности;
• развитие навыка анализа художественного произведения,
• развитие логического мышления,
• развитие монологической речи учащихся;
• обогащение словарного запаса учащихся абстрактной лексикой
Воспитывающие: воспитание нравственных ценностей школьников.
Коммуникативные:
• обучение культуре речевого общения
• развивать умение работать в группе;
Ход урока
Эпиграф «Роковым препятствием на благородном человеческом пути была и остается
война – самое безнравственное деяние из всех, какие породил человек». В. П. Астафьев.
1. Приветственное слово учителя.
2. Активизация читательского восприятия.
(Звучит музыка Д Шостаковича Симфония №5 ля – минор. )
(Чтение учеником наизусть строк из стихотворения В. Г. Бенедиктова)
О, если б только в сторону мечи!
И если бы средь жизненного пира
Кровь не лилась! Господь нас научи
Творить дела путём любви и мира.
(В. Г. Бенедиктов).
Вопросы учителя по отрывку из стихотворения В. Г. Бенедиктова:
1.Почему люди участвуют в войнах?
2. За что они воюют?
3.За стихотворными, прозаическими строками всегда просматривается человеческое «я»
писателя, поэта. Всмотритесь, вслушайтесь в слова, взятые в качестве эпиграфа к уроку.
Что ценит в человеческой жизни поэт-романтик 19 века Владимир Бенедиктов?
4. Есть такое понятие – «вечные ценности»: как вы его понимаете? (то, что дорого
человеку во все времена: мир, любовь, здоровье, семья, дружба.)
А теперь давайте прочитаем отрывок «Мое поколение» из книги Юрия Бондарева
«Мгновения» о войне.
Война была жестокой и грубой школой, мы сидели не за партами, не в аудиториях, а в
мерзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулеметные
гашетки. Мы еще не обладали жизненным опытом и вследствие этого не знали простых,
элементарных вещей, которые приходят к человеку в будничной, мирной жизни, — мы не
знали, в какой руке держать вилку, и забывали обыденные нормы поведения, мы скрывали
нежность и доброту. Слова «книги», «настольная лампа», «благодарю вас», «простите»,
«пожалуйста», «покой», «усталость» звучали для нас на незнакомом и несбыточном языке.
Но наш душевный опыт был переполнен до предела, мы могли плакать не от горя, а от
ненависти и могли по-детски радоваться весеннему косяку журавлей, как никогда не
радовались — ни до войны, ни после войны. Помню, в предгорьях Карпат первые
треугольники журавлей возникли в небе, протянулись в белых, как прозрачный дым,
весенних разводах облаков над нашими окопами — и мы зачарованно смотрели на их
медленное движение, угадывая их путь в Россию. Мы смотрели на них до тех пор, пока
гитлеровцы из своих окопов не открыли автоматный огонь по этим косякам, трассирующие
пули расстроили журавлиные цепочки, и мы в гневе открыли огонь по фашистским окопам.
Неиссякаемое чувство ненависти в наших душах было тем ожесточеннее, чем чище, яснее,
ранимее было ощущение зеленого, юного и солнечного мира великих ожиданий — все это
жило в нас, снилось нам. Это сообщало нам силы, это рождало мужество и терпение. Это
заставляло нас брать высоты, казавшиеся недоступными.
Наше поколение — те, что остались в живых, — вернулось с войны, сумев сохранить,
пронести в себе через огонь этот чистый, лучезарный мир, непреходящую веру в будущее,
в молодость, в надежду. Но мы стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру,
наша совесть стала вторым сердцем. Ведь эта совесть была оплачена кровью, обжигающей
душу ненавистью ко всему черному, жестокому, античеловеческому. И вместе с тем четыре
года войны мы сохраняли в себе тепло солнца, естественный цвет молодой травы, улыбку
любимой женщины, мягкий блеск фонарей в теплых сумерках и вечерний снегопад...
Война уже стала историей. Но так ли это?
Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. Не забывать
Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей — это значит не забывать
Время. Быть историчным — это быть современным. Количество дивизий, участвовавших в
том или ином сражении, со скрупулезной точностью подсчитывают историки. Да, они
подсчитывают количество потерь, определяют вехи Времени. Но они не смогут подслушать
разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слезы в глазах
восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного
блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулеметной
очереди, убивающей жизнь.
В нашей крови пульсируют токи тех людей, что жили в Истории. Они не знали и не могли
знать то, что знаем мы, но они чувствовали то, что уже не чувствуем мы. При ежесекундном
взгляде в лицо смерти все обострено, все сконцентрировано в человеческой душе.
И вот этот фокус чувств чрезвычайно интересен мне.
Вопросы учителя по предложенному тексту:
1. Стоит ли спустя столько лет вспоминать эти страшные годы?
2. Что может остановить человечество от гибели?
3. Объявление темы и целей урока.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам нужно ответить на следующие вопросы:1. Можно
ли на войне оставаться человеком, соблюдать нравственные законы? 2.Есть ли на войне
место милосердию и состраданию? 3.Что делает война с душами людей? А поможет на
них ответить рассказ Гроссмана «Авель».
4. Работа с картиной В.В. Верещагина "Апофеоз войны"
1. Сообщение учащегося о картине.
2.Учащимся предлагается подумать над вопросами:
1.В чем заключается символический смысл картины?
2.Что хотел выразить художник в посвящении к картине? (Полотно "Апофеоз войны" - это
изображение смерти, уничтожения, разрушения. "Апофеоз войны" - это суровое
осуждение художником захватнических войн, уничтожения людьми себе подобных.)
3.Можно ли назвать сходными взгляды художника и автора рассказа Гроссмана «Авель»?
5. Работа с текстом Гроссмана «Авель».
Учитель: Ребята, дома вы внимательно прочитали рассказ, а теперь постарайтесь
ответить на следующие вопросы, опираясь на текст рассказа:
1. Как в рассказе изображается война? Зачитайте детали, ключевые слова, с помощью
которых описывается бой и взрыв бомбы. Какие зрительные, звуковые образы, эпитеты,
сравнения используются в текстах для описывания боя и взрыва бомбы.
(Вот звуки боя: “…рев, стрельба, матюки, крик раненых, дрожь земли, с визгом откаты
пушек…”. Рядом цветовые контрасты – переходы красного, черного, белого: “тьма,
зияющая за огнем”, “черная снеговая пороша”. Цветовы образы взрыва: «…вспыхнул
свет, свет смерти, давящий, жгущий…» «протуберанцы пурпурного, полотого, синего и
фиолетового пламени….», « поразительно прекрасным светом - он был серым и в то же
время непередаваемо ярким, в сотни раз более ярким, чем самое яркое тропическое
солнце, чем самое яркое зимнее солнце, сияющее над снежной равниной….», «светящийся
шар, словно рожденная вновь звезда, стремительно вознесся в небо, раскрылся в
субстратосфере наподобие огромного гриба, превратился в светящийся огненный
столб….»
-2.В рассказе появляется образ света образ света, огня, зачитайте детали описания
(«пламя взрывов…», «тьма, зияющая огнем…», «всепожирающий огонь», «пылающий
факел…», «горящий с ломом…», «свет смерти, давящий, жгучий…», неведомая планете
температура в семьдесят миллионов градусов, поднимаются клубы обращенных в
раскаленный атомный пар железа, алюминия, гранита, стекла, цветов, листьев,
обращенных в атомный пар человеческих глаз, смоляных девичьих кос, сердец, крови,
костей…»
3.Сделайте вывод, какова его роль в текстах? (Этот огонь напоминает ад).
4. В XX в. Люди для уничтожения себе подобных придумали чудовищное смертоносное
оружие. Как изображается техника в этих эпизодах?
Самолет: «наделенное волей существо», «самолет управлял поступками людей…»
5. Какую роль играют эти детали?
(Там, где потеряны людские души, смертоносная техника обретает душу. )
6.Что говорится об отношениях между летчиками в рассказе Гроссмана? («у них не
установилось душевной, человеческой связи», «естественной делалась гибель людей, она
являлась частью технического вопроса», «сердца сделались математической
функцией…»)
7.Что хотел подчеркнуть этим авторы? (Сражающиеся люди уподобляются животным и
бездушным механизмам.)
8.Сделай те вывод, какой изобразили писатель войну? Какой смысл вкладывал в это
изображение?
Делается 1-й ВЫВОД: Война – вселенская катастрофа, творимая человеком. Мир во
власти Сатаны. Война расчеловечивает человека.
9. В этих текстах встречается и иной образ света. Что это за образ? ( «растрепанная
белокурая голова и вокруг нее светящееся облако», - так описывается герой рассказа
«Авель»).
10.Что он символизирует? (Дом, семью, любовь, светлую душу).
Учитель: Итак, война – время жестоких испытаний, но все же «все мы прежде всего
люди», - сказал А. П. Чехов. Даже на войне для человека самыми важными остаются
непреходящие, вечные человеческие ценности. Эта мысль утверждается в произведении
В.Гроссмана.
Учитель: Читая и анализируя произведение, вы также отметили в нём
следующие образы: детство, Родина, мать, дом.
11.Какое значение имеют в текстах вспоминания героев о детстве, о доме, о родителях?
(Воспоминания героев о детстве, о доме, о родителях помогают раскрыть внутренний мир
героев, показать какую роль в воспитании их души сыграли родители. )
Учитель: Сделайте вывод о значении образов дома, детства, матери в тексте.
Учащиеся делают 2-й ВЫВОД: Непреходящие ценности – дом, семья, любовь –
остаются главными для человека даже на войне.
12.Каждый ли человек, пройдя через ад войны, может остаться человеком, любить и
сострадать? Какой ответ дает нам автор произведения?
6. Работа по определению смысла названия произведения.
Учитель: Давайте вспомним Библейскую историю о Каине и Авеле. (Сообщение
учащегося)
1.Кем был Авель? (Олицетворением добра и жертвой братоубийства).
2.О каких жертвах говорится в рассказе В. Гроссмана? (Город Хиросима с его жителями -
летчик Коннор и его душа).
7. Связь истории и литературы.
Учитель: Вы прекрасно знаете, что в истории можно встретить немало примеров того,
как во имя достижения великих целей гибли целые народы. В рассказе В. Гроссмана
«Авель» говорится о бомбардировке японского города Хиросима в 1945 г.
Учащийся выступает с сообщением о бомбардировке Хиросимы.
Учитель задает вопросы:
1."Всю жизнь я посвящу одному делу - освобождению энергии. Жизнь станет прекрасна,
человек полетит к звездам», - это слова физика, изобретателя бомбы. Всю жизнь он
посвятил достижению великой цели. Почему он был сильно потрясен после взрыва? Что
понял? (Никакая великая цель не может достигаться ценой жизни людей. А еще, что
могучая энергия, созданная для служения людям может стать страшной силой, которая
уничтожит жизнь на Земле.)
2.Вспомните, что говорят члены экипажа о моральной ответственности военных за то, что
они убивают на войне? («отвечают не те, кто стреляет», «техника освобождает нас от
моральной ответственности»)
- Кто из героев близок автору? (Коннор. Писатель наделил его совестью и состраданием.)
Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод, в чем выражается авторская позиция в рассказе
В.Гроссмана? (Человек должен нести ответственность за поступки, которые
совершает, - ответственность перед собой, перед человечеством.)
3.Почему Джозеф Коннор теряет рассудок и пытается покончить с собой?
4.В чем он обвиняет свою мать?
Учитель: Ребята, произведение заканчивается трагически. И все-таки в финале звучит
надежда писателя.
1.В чем заключается оптимистический смысл рассказа В. Гроссмана «Авель»?
(Джозеф Коннор теряет рассудок, убита его душа, но Гроссман хотел сказать, что, если
есть на Земле такие люди, как Коннор, благородные, совестливые, светлые, есть и
надежда на спасение. Именно любовь, сострадание, гуманность спасут человечество от
самоуничтожения!)
7. Заключительный этап урока.
Учитель: Ребята, на уроке мы проанализировали рассказ Гроссмана «Авель», так скажите
мне:
1.Актуально ли это произведение? О чем предупреждает нас писатель? (Да, т.к.
заставляют задуматься о вечных ценностях и о том, что мы должны помнить о прошлом,
чтобы все не повторилось вновь)
8. Рефлексия.
Учитель: 1.Достигли ли мы цели урока?
2.Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему?
3.Что понравилось?
4.Осталось ли что-нибудь непонятым?
9. Домашнее задание
Творческая работа: Напишите сочинение на одну из тем:
«Все мы прежде всего люди…» (По рассказу В.Гроссмана «Авель)
«О чем заставляет задуматься это произведение?»
Приложение №1 к уроку 1
Словарь абстрактных понятий
вооруженный конфликт - военные действия
жертвы войны - гражданское население, военнопленные, раненые и больные;
жестокость - безжалостность, беспощадность, бессердечие;
гуманизм - любовь к человеку, забота о его благе, уважение к человеческому
достоинству;
сострадание - сочувствие, жалость, вызываемые страданием другого человека;
милосердие – сострадательное, доброжелательное, любовное отношение к другому
человеку;
толерантность - признание и уважение права другой личности, сознательное подавление
чувства неприятия другого человека
душа - 1) внутренний мир человека.
2) свойства, черты личности.
мораль - совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;
нравственность - совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;
ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-л. отчёт в своих действиях,
поступках;
совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим
собой, перед обществом;
цель - то, к чему стремятся; главная задача, основной замысел.
средства – способ действия для достижения цели
выбор – духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении
принципов, решений и действий
Приложение №2 к уроку 1
Таблица «Основные образы и абстрактные понятия»
(По рассказу В. Гроссмана «Авель»)
Абстрактные
понятия
Образы
Ключевые слова
Вооруженный
Огонь, свет
Взрыв
конфликт
(война)
«свет смерти, давящий, жгучий», «серый»,
«воронка», «клубы обращенных в атомный пар
железа, алюминия…, человеческих глаз, девичьих
кос, сердец, крови, костей»,
«он ударил подобно острому топору», «светящийся
огненный столб»
Самолет
«наделенное волей существо», «самолет управлял
поступками людей»
Люди
«у них не установилось душевной, человеческой
связи», «естественной делалась гибель людей, она
являлась частью технического вопроса», «сердца
сделались математической функцией»
Выводы
Война – вселенская катастрофа, творимая человеком. Мир во власти
Сатаны. Война расчеловечивает человека.
Любовь, душа,
Свет
Детство. Родина
Мать
«светлоглазый, «растрепанная белокурая голова и
вокруг нее светящееся облако»,
«молоко с пенками», «персиковое варенье»
письма матери
Выводы
Непреходящие ценности – дом, семья, любовь – остаются
главными для человека даже на войне.
Жестокость
Жертвы
Душа
«гибель людей… делалась частью технического
вопроса»,
«средства уничтожения поднялись на такую высоту, что
не такой уж фантастической стала казаться перспектива
уничтожения человечества»
Сострадание
«ни этот мальчик, ни его бабушка, ни сотни других
детей, их мам не поняли, почему именно им причитается
за Пирл-Харбор и за Освенцим
Выводы
Война не щадит даже самых беззащитных. Войн – трагедия
братоубийства.1. Иногда война меняет человека, превращая в зверя.
«Может ли человек, пройдя через этот ад, остаться человеком, любить и
сострадать? Может!!
Цель и
средства ее
достижения
Ответственность
Мораль
Время
Нравственность
Совесть
«техника освобождает
нас
от моральной ответственности
«мы боремся с величайшим злом – фашизмом»
«отвечают не те, кто стреляет»
"Всю жизнь я посвящу
одному делу - освобождению энергии. Жизнь станет
прекрасна,
человек полетит к звездам".
«средства уничтожения поднялись на такую высоту,
что не такой уж фантастической стала казаться
перспектива
уничтожения человечества»
Дж.Коннор : «Город был полон людей вроде нас.
Разница в том, что мы есть, а они были».
«Он отправился среди ночи купаться, а на столе
оставил письмо. Потом пытался повеситься на берегу»
Выбор
Душа
Жизнь и смерть
Джозеф Коннор
«румяный, светлоглазый»,
«не выносил
выпивок, пил молоко с пенками, заедая каждый
глоток ложкой персикового варенья, два раза в
неделю он писал письма домой»,
«веселое, молодое сердце, доброта ко всему
живому»,
«я ближе к маленьким, чем к большим»,
«…ясно ощутил
счастье жизни, той, что равно добра и щедра к
молодым и старым людям,
собакам, лягушкам, бабочкам, червям и птицам...»"
- По-моему, он уже четыре раза мыл руки.»
Ничего не понимаю, - сказал Коннор, вернувшись на
террасу, - все вы ничуть не изменились. Вас не
интересует, куда они девались? – крикнул Джозеф
радисту.«…город был полон людей вроде нас.
Разница в том, что мы есть, а они были. Верно, Блек?
Ведь ты сам говорил: пора подумать обо всем.»
« Джозефа свезли на рассвете в санитарную часть, у
него стало неладно с головой. Он отправился среди
ночи купаться, а на столе оставил письмо. Потом
пытался повеситься на берегу, его обнаружил
часовой, и все обошлось. Жуткое письмо, как будто
именно мать кругом виновата»
Гуманность
Бесконечность жизни
«пора подумать обо всем»
Выводы
Жизнь вечна! Любовь вечна! Война убивает человека, калечит душу, но не
умирает надежда на возрождение мира, на победу жизни и добра!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лукояновская средняя школа № 1
Урок по родной литературе (русской)
в 9 классе
(Рассказ Гроссмана «Авель»)
Разработала: Тощева Ирина Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ Лукояновской СШ № 1
г. Лукоянов, 2021
Литература - еще материалы к урокам:
- КИМ для промежуточной аттестации по литературе 5 класс
- Итоговый тест по литературе за 1 четверть 5 класс
- Контрольная работа "Литература второй половины 19 века"
- КИМы по литературе для промежуточной аттестации 6 класс
- Тест по повести "М.В. Булгакова «Собачье сердце»" 9 класс
- Исследовательский проект "Сила богатырей в русских былинах"