Исследовательский проект "Сила богатырей в русских былинах"

1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН
ЛИЦЕЙ №1 С.БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ
Исследовательский проект на тему:
«Сила богатырей
в русских былинах»
Выполнил:
Давлетшин Данил,
5б класс
Руководитель:
Сычкина Т.В.,
учитель русского языка
и литературы высшей
квалификационной категории
2021г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1
Введение…………………………………………………………..
С. 2-5
2
Практическая часть………………………………………………
С.6-12
3
Заключение………………………………………………… ….
С.13
4
Список использованной литературы……………………………
С.14
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Я увлекаюсь спортом. Во многом это объясняет мой интерес
к заявленной теме.
Цель работы: Изучить природу богатырской силы в русских былинах.
Задачи:
1) Изучить тексты былин;
2) Изучить, что говорят литературоведы о былинах и о силе богатырской;
3)Узнать, что помогало богатырям быть сильными и как они силу
применяли;
4) Узнать, какими способами в былинах показана сила богатырей;
5) Выяснить, кто из богатырей самый сильный.
Объект исследования: Русские былины («Вольга», «Илья и Соловей-
разбойник», «Илья Муромец и Калин царь», «Илья Муромец и Идолище »,
«Илья Муромец и голи кабацкие», «Святогор», «Добрыня и змей», «Алеша
Попович»)
Предмет исследования: физическая сила богатырей.
4
Былина разновидность древнерусского устного народного творчества.
1
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике
«Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих
произведений старина, старинушка, старинка. Именно это слово
использовали сказители. В древности старины исполнялись под
аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в
прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины
напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке
около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул;
меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и
стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и
веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом
своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением.
Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни:
так радостно было оставаться во власти совершенно нового
впечатления»[1], вспоминает собиратель фольклора П.Н.
Рыбников[2]
«…»
Классификация былин
По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения.
Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и
новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество
персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к
стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого
объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях:
Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.).
Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович,
Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др. К
1
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8B%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0
2 Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX.
5
новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также
существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие»
Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой
останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют
старинных богов и силы природы могучие и часто разрушительные. Когда
время этих исполинов проходит, им насмену приходят «младшие» богатыри.
Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний
воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю
Владимиру.
Былины и историческая действительность
Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси
(IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним
догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и
простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта
гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало
государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П.
Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах предмете из XIX
столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских
былин то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической
действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы
то ни было, былина представляет нам особый мир мир русского эпоса, в
рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение
разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М.
Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в
памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались
применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались
более значительными; такие переработки могли быть многократными.
Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги,
совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-
6
исторический эпический мир с относительно небольшим числом
действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по
законам устной исторической памяти и народного художественного
мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так,
все киевские богатыри становились современниками одного князя
Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось
сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же
эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович),
эпические повествования о которых существовали задолго до княжения
Владимира Святославича»
1
1
Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М.,
1988. Стр. 11-12.
7
I. Практическая часть:
Физическая сила русских богатырей в былинах.
1. Былина «Вольга».
Важная особенность этой былины в том, что здесь труд и сила оратая
(пахаря) поставлены выше силы воина Вольги. Этим передана народная
мысль об уважении к крестьянскому труду: этот труд также важен, как
обязанность воина защищать землю. Так, сошку из земли не могли
выдернуть из земли ни пять, ни десять молодцев из дружины Вольги. А
оратай «…одной рукой сошку из земли повыдернул». В этой былине,
пожалуй, единственной, былинный богатырь оказывается слабее другого
персонажа по физической силе. Зато проявляет щедрость из уважения к
пахарю:
Ай же ты, Никула Селянинович!
Я жалую от себя тремя городами со крестьянами.
Также можно вывести формулу силы Вольги в этой былине
следующим образом: сила+мудрость+храбрость:
Как тут стал Вольга ростеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чыстыим полям…
«…»
Собирал себе дружинушку хоробрую «…»
Таким образом, сила Вольги сочетается с разумом и нравственными
качествами: он ищет мудрости, умеет уважать чужой труд и не имеет
гордыни – признаёт первенство оратая в физической силе.
8
2. «Илья Муромец и Калин царь»
Илья
́
Му
́
ромец (полное былинное имя Илья Муромец сын
Иванович) один из главных героев древнерусского
и русского былинного
эпоса. Богатырь, крестьянский сын, выходец из Северо-Восточной Руси
[
,
приехавший на службу в Киев к князю Владимиру; возглавил оборону
Древней Руси. Параличный до 33 лет, получает силу от старцев (другой
вариант от калик перехожих), после чего борется с Соловьём-
разбойником, идолищем, жидовином, татарами.
1
Илья Муромец показан очень сильным в борьбе с Калиным:
Куда махнет падет улица,
Отмахнется – переулочек.
Как и Вольга, он обладает мудростью: берёт в помощники Самсона
богатыря, своего крёстного. И когда ему нужна помощь, он пускает стрелу в
шатер Самсона таким образом, что она пробивает крышу и латы:
Лети ты, стрела, выше лесов тёмныих,
Не пади, стрела, ни на воду, ни на землю.
«…»
Пробей-ко ты крышу во беле шатре
И прямо пади в Самсона-богатыря,
Моего крёстного батюшка, во белу грудь,
Проломи ты у него латы кольчужная
«…»
А пала она прямо в бел шатёр,
И пробила крышу шатровую,
И упала прямо в грудь Самсона богатыря,
И пробила ему латы корчажныя
И ударила ему в золот крест.
1
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D
0%B5%D1%86
9
После этого Самсон пробуждается и идёт на помощь крестнику.
Важно отметить, что богатырь Илья знаком с Библией: за столом
дубовым «читает книгу он евангелью». Таким образом, во многом сила Ильи
объясняется его верой в Бога. В былине говорится, что от верной смерти,
когда Калин царь хотел рубить ему голову, Господь послал Илье по
молению его двух ангелов:
«Не выдай, Господи, татаровам поганыим:
Я буду стоять за веру христианскую».
И услышал господь его моление,
Посылает Господь двух ангелов.
3. «Илья Муромец и Идолище»
В этой былине Илья перед дорогой в Иерусалим к Царю Константину
Боголюбовичу надевает шапку в 45 пудов (=270 килограммов). А говорит
таким голосом с Константином, что:
Небо с землёю потрясалися,
Белокаменны палаты пошаталися,
Во палатах столбы сколыбалися,
На столах питья-кушанья поплескалися.
«…»
От ходы его лестницы заскрЫпели,
По мостам он идёт – мосты погнулися.
В итоге Муромец одерживает победу над Идолищем, метнув в него 45-
пудовую шляпу, и говорит царю Константину, чтоб тот вывез
поверженного врага в чисто поле, «серым волкам на съеденьице». Царь
хвалит его, предлагает казну, но Муромец отказывается от подарков.
Таким образом, его сила соседствует со скромностью и достоинством.
10
4. «Илья Муромец и голи кабацкие».
По наветам голи кабацкой Муромец попал на 40 дней в погреба князя
Владимира, где его не должны были поить и кормить. Но княгиня
Апраксия, «честная вдова» тайно его кормила. Когда Русь была в
опасности и потребовалась помощь Ильи, он идёт служить не князю
Владимиру – русской земле:
Я иду служить за веру христианскую,
И за землю Российскую,
Да и за стольние Киев град,
За вдов, за сирот,
За бедных людей,
И за тебя, молодую княгиню, вдовицу Апраксию,
А для собаки-то князя Владимира
Да не вышел бы я вон из погреба.
Далее он сражается с царём Галином:
Брал он в руки шалыгу железную,
Да железну шалыгу дорожную,
Да которы была весу ровно сто пудов. (= 1600кг)
«…»
Он как взял этой шалыгой помахивать,
Да и по татарам пощалкивать,
Дак куда ли махнё – улица падё,
А назад отмахнё переулици.
«…»
Да стали татарове
С той поры дань платить,
И тем это дело прикончилось.
Можно подытожить, что Илья Муромец сражается за веру
христианскую и за простых людей.
11
5. «Святогор»
Несмотря на то, что Илья Муромец считается самым сильным богатырем,
есть Святогор, который его сильней. Так, последний из удали богатырской
ударил Илью три раза палицей и посадил его в карман. А потом ещё и
спрашивает Илью о его силе и получает достойный ответ:
«Да велика ли в тебе да ещё сила есть?»
«Ай во мне ведь ещё сила небольшая есть,
Ещё только побиваю я ведь храбростью своей».
Затем Святогор предлагает Илье поднять две сумы перемётные, только они
«да с места не здымаются». Стал и Самсон поднимать их – и умер:
Ещё сам-то за сумы да принимается,
Ещё те ли сумы да с места не здымаются,
А все жилы и суставы у Самсона распущаются,
И по колено-то в землю Самсон убирается.
(Тут его Илья и похоронил).
По мнению российского и советского филолога фольклориста В. Я. Проппа,
Святогор представляет собой воплощение первобытной силы, неприменимой
и поэтому обречённой на гибель
1
.
1
Пропп, В. Я. Русский героический эпос. М. : Государственное
издательство художественной литературы, 1958., с.37
12
6. «Добрыня и змей».
Сюжет былины строится на освобождении Забавы Путятичны,
племянницы князя Владимира, и других многочисленных пленников
Добрыней. Физическая сила богатыря показана через умение хорошо
плавать:
Да й нырнул-то он от бережка ко другому,
Да й от другого от бережка ко етому.
Говорится, что он очень ловкий:
Очень смолой был да оворотистой (= ловкий).
Также проявление силы мы видим в обращении Добрыни с конём:
Да й он бил коня да не жалухою,
Да со всей он силы с богатырскою,
Ен давал ему удары тяжёлыи.
Его добрый конь да богатырскии
По чисту полю он стал поскакивать,
По целой версты он стал помахивать,
По колено стал в землюшку погрязывать. (= 1км)
Славный богатырь спас Забаву и остальных.
13
7. «Алёша Попович».
Сюжет былины строится на сражении с Тугариром Змеем. Инетерсно, что
Тугарина несут 12 богатырей, А Алёша Попович говорит, что может его
поднять как корову, которую он однажды поднял за хвост. Он берёт в руки
шелепугу в 50 пудов ( это 800 кг, но в два раза меньше, чем поднимал Илья)
и расшиб Тугарину буйну голову. Как и Илье, ему помогает Бог:
Тут Алёша всю ночь не спал,
Молился Богу со слезами:
«Создай, Боже, тучу грозную,
А и тучи-то с градом дождя!»
Алёшины молитвы доходны ко Христу,
Даёт Господь Бог тучу, с градом дождя,
Замочило Тугарина крылья бумажные,
Падает Тугарин, как собака, на сыру землю.
14
ВЫВОД
Итак, самым сильным богатырём, защищавшим Русь, является Илья
Муромец (может поднять шалыгу железную в 100 пудов= 1600 кг). На
втором месте - Алёша Попович ( шелепуга подорожная 50 пудов= 800 кг).
Добрыня берёт ловкостью. А Святогор, который фактически сильнее всех
богатырей, больше похож на первобытную стихийную силу, чем на воина.
Сила богатырей показана через их способность поднимать тяжёлые
предметы, метать стрелы. Также их мощь показана через громкий голос,
предметы одежды (например, шляпа Ильи 45 пудов= 270 кг).
Другая особенность сочетание силы с храбростью, что не раз
подчёркивается, а также с жаждой мудрости. Силу богатыри черпают в вере
христианской и в любви к родному народу.
15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Былины. Составитель, вступительная статья, подготовка текстов и
комментарий Ф. М. Селиванова. М., 1988, стр. 11-12.
2. Пропп В. Я. Русский героический эпос. М.: Государственное
издательство художественной литературы, 1958, с.37
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%BE%D0
%BC%D0%B5%D1%86
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8B%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0
5. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX