Конспект урока "Русский мир в балладе В.А. Жуковского «Светлана»" 9 класс
Конспект урока.
Учебный предмет: литература.
Образовательная программа: программа по литературе для
общеобразовательных учреждений; авторы: В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв,
В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П. Полухина.
Класс: 9.
Ф.И.О. учителя: Василевская Ольга Александровна.
Тема урока: Русский мир в балладе В.А. Жуковского «Светлана».
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цель: углубить представление учащихся о своеобразии художественного
мира В.А. Жуковского.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с балладой «Светлана»,
подчеркнуть национальный колорит произведения, выявить жанровые
особенности баллады, совершенствовать навыки анализа стихотворного
текста.
Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих
способностей учащихся; формировать самостоятельную, познавательную
деятельность.
Воспитательные: воспитание уважения к традициям своего народа,
воспитание осознания эстетической ценности русского языка через работу с
текстом; воспитание способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Методы обучения: эвристическая беседа, рассказ учителя.
Формы работы учащихся: индивидуальная (самостоятельная работа при
проверке домашнего задания), фронтальная.
Развивающие понятия: романтизм, баллада, фольклор,сюжет.
Оборудование и наглядные материалы: портрет В.А. Жуковского, ПК,
картина К.П. Брюллова «Гадающая Светлана», презентации к сообщениям о
жизни и судьбе поэта.
Литература для учителя:
1.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. /
Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского,
М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,
1925.
2.Универсальные поурочные разработки 9 класс. И.В. Золотарева, Н.В.
Егорова. – М.: Изд-во ВАКО, 2014.
Дополнительная литература для учащихся:
1.Коровин В.И. Русская поэзия XIX века. -М.; Изд-во ВАКО, 2005.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организацион-
ный этап.
II. Подготовка
учащихся к работе на
основном этапе
урока.
-Здравствуйте, ребята!
Садитесь.
- Баллады В.А. Жуковского
открыли романтическое
течение в русской
литературе.
-Что такое романтизм?
-Поэтом было создано и
переведено около 40
баллад, среди которых
особое место отведено теме
любви. Свои баллады поэт
писал на народные,
Стоя каждый около
своей парты,
поприветствовав
учителя,
присаживаются.
-Романтизм -
литературное
направление конца
XVIII- начала XIX века.
В XVIII веке
романтическим
именовалось всё
фантастическое,
странное,
встречающееся лишь в
книгах, а не в
действительности. В
России особенно
мощное развитие
романтизма происходит
в связи с общественно-
национальным
подъёмом после войны
1812 года. Пафос
романтизма связан с
абсолютной свободой
личности. В центре
мира, по мнению
романтиков, стоит
человек, окружённый
враждебной
действительностью.
III. Проверка
выполнения
домашнего задания.
переводные и придуманные
им самим сюжеты.
Жуковский обращался к
сюжетам И.В.Гёте,
Ф.Шиллера, В.Скотта.
Сегодня на уроке мы будем
говорить о балладе В.А.
Жуковского «Светлана».
Узнаем историю создания
баллады «Светлана».
-Ребята, а что такое баллада
и какие они бывают?
-Как вы думаете, к какому
виду баллад относится
«Светлана»?
(Сообщение учащегося об
истории создания баллады
«Светлана»)
-Дома вы самостоятельно
знакомились с текстом
произведения. Разберёмся в
прочитанном и выявим
жанровые особенности
баллады: есть ли в нашей
балладе сюжет, необычный
случай, предания,
таинственные
происшествия.
-Прочитаем начало
баллады.
- О чём мы узнаём в первых
строчках произведения?
-В промежутке от
- Баллада -
стихотворение, в основе
которого чаще всего
лежит историческое
событие, предание с
острым, напряжённым
сюжетом. Баллады
бывают героические,
Бытовые, любовные.
-«Светлана»- это
любовная баллада.
Сообщение ученика,
показ презентации.
Чтение наизусть
отрывка баллады
учеником.
- О гаданиях.
IV. Усвоение новых
знаний и способов
действий.
а). Рассказ учителя
Рождества до Крещения – 2
недели традиционно
считаются зимними
праздниками, с
Рождественского
сочельника (6 января) до
Крещения (19 января) –
святки. На Рождественской
неделе полагалось
раздавать подарки детям,
помогать старикам и
беднякам. Работать в это
время не рекомендовалось,
и надо было хотя бы раз
посетить в церкви
праздничную службу. В
народе в это время было
принято погадать,
поколядовать и
повеселиться.
Гадания проводились
вечерами. Обычно они
начинались, как только в
доме зажигали свечи. А
полуночные гадания
начинались в 12 часов ночи.
Гадали, как правило, на
суженого.
Гадание с подблюдными
песнями.
Молодые люди (не менее 6
человек) собирались
вечером вместе, брали
кольца, перстни, запонки,
сережки и другие мелкие
вещи и клали их под блюдо
вместе с кусочками хлеба,
иногда помещали хлеб,
соль, глину. Блюдо
накрывали чистым
полотенцем. После этого
собравшиеся пели песню,
посвященную хлебу и соли.
Наконец, со словами:
«Кому вынется, тому
сбудется», отвернувшись,
из-под закрытого блюда
вынимали какой-нибудь
предмет, попавшийся
первым в руку. По вынутой
вещи и по содержанию
пропетой песни и делали
предсказание.
Гадание по валенку.
Девушки поочередно
бросают валенок (сапог,
туфельку) на дорогу и по
направлению «носка»
узнают, откуда придет
супруг. Если сапог укажет
на дом гадающей, в этот год
она замуж не выйдет.
Гадание по снегу.
Вечером девушки ложились
на снег. А утром смотрели
на отпечаток. Если
отпечаток гладкий, то муж
будет покладистый, если
отпечаток неровный,
ребристый – то муж – злой
и драчливый.
Гадание с зеркалами.
Берут два зеркала,
устанавливают их друг
напротив друга, освещают
двумя свечами, так чтобы в
одном из них образовался
длинный коридор,
озаренный огнями. В
комнате не должно быть
кошек, собак, птиц,
посторонних лиц, кроме
одной или двух подруг.
Подруги не должны глядеть
в зеркала, подходить к
гадающей и разговаривать с
ней. В конце этого коридора
должен появиться суженый;
правда, смотреть иногда
приходилось очень долго, и
увидеть можно было не
только суженого, но и
всякую нечисть.
-А какие гадания, ребята,
знаете вы. Может быть,
ваши бабушки гадали или
рассказывали, а может вы
сами гадали когда-то,
присутствовали при этом.
Выявим жанровые
особенности баллады.
-Гадание на воске
(свечах)
Взять огарки восковых
или парафиновых
свечей белого цвета,
сложить в
металлическую посуду,
расплавить на огне и
сразу же влить в
емкость с холодной
водой. Образовавшаяся
при этом фигура и
будет предсказывать то
будущее, которое
ожидает гадающую
особу.
Гадание по кольцу
Взять обыкновенный
стакан с гладкими
стенками (без рисунка и
шлифовки), налить в
него воду на 3/4 объема
и осторожно опустить
на середину дна
обручальное кольцо,
предварительно
почищенное.
Пристально
вглядываясь в самый
центр кольца, можно
увидеть суженого.
Только чтобы его
разглядеть, смотреть в
кольцо надо довольно
долго.
б). Беседа.
Баллада как произведение
эпическое имеет героев,
сюжет.
- Назовите героев баллады?
- Расположите события в
балладе по порядку.
- В балладе реальное
сочетается с
фантастическим.
Какие элементы в сюжете
реальные?
- Что относится к
фантастическому?
-Светлана, подруги,
жених Светланы.
-Девушки гадают в
крещенский вечер.
Подруги просят
грустную Светлану
спеть, но девушка
отказывается. Она
опечалена по причине
отсутствия весточки от
жениха.
Светлана гадает на
милого, глядясь в
зеркало.
Светлане является её
жених и увозит её
венчаться.
Неожиданно жених,
сани и кони исчезают, и
Светлана оказывается
одна у незнакомой
хижины.
В избе Светлана видит
своего жениха в гробу.
Светлана пробуждается
от страшного сна, и
милый друг
возвращается к ней.
-Гадание; сон; встреча с
возлюбленным.
-События,
произошедшие во сне:
встреча; ночное
путешествие; мертвец;
ворон – символ тёмных
в) Работа с текстом.
- Назовите элементы
сюжета?
- Зачитайте экспозицию.
Какова здесь интонация?
- Что сближает её с русским
фольклором?
-Таким образом, уже
экспозиция погружает нас в
обстановку русского
национального быта. Мы не
только видим гадающих
девушек. Мы слышим их
песни. Подблюдные (по
Далю) – святочные песни,
кои поются женщинами при
гадании, о святках; от
гадания: кому верится, тому
сбудется, где вынимают
поочерёдно из накрытого
или из-под опрокинутого
блюда положенные туда
вещи». Это придаёт особую
мелодику произведению.
- Что является завязкой?
-Какова интонация завязки?
- Какова роль зеркала?
- Чем обеспокоена
сил; голубка – символ
светлых сил.
-Экспозиция, завязка,
развитие событий,
кульминация, развязка,
эпилог.
-Неторопливая, в духе
русских народных
сказок.
-Автор использовал
стиль народного
сказочного
повествования. «Раз в
крещенский
вечерок…».
-Завязкой является
гадание.
- Страшная,
таинственная.
-Это символ связи
нашего мира с
параллельным. Взгляд в
будущее, магический
предмет.
г). Выборочный
анализ баллады.
Светлана? Почему она
«молчалива и грустна»?
- Какое значение имеет в
балладе образ ворона?
- Какой приём использует
Жуковский для создания
тревожного настроения?
- Какие ещё фольклорные
образы и приметы русского
национального колорита
возникают в балладе?
- Действительно, все
названные детали создают
неповторимую картину
русского национального
быта. Какой образ в балладе
противостоит образу
ворона?
- Как называют такой
приём?
- Что символизирует образ
белого голубка?
-А какая птица появляется в
конце баллады?
-«Милый друг
далёко…» Светлана
беспокоится о судьбе
своего жениха.
-Ворон - один из
традиционных
фольклорный образов.
Олицетворяет собой
тёмную силу.
-С помощью
аллитерации [р] –
резкий звук.
-Голубок, зима, снег,
сани, колокольчик,
икона, избушка,
сверчок.
-Белый голубок.
-Антитеза.
-Христианский символ
защиты и спасения.
-Присутствие голубка
на рассвете сменяет
петух. В этот момент
Светлана просыпается,
и мы понимаем, что на
яву ничего страшного
не произошло. Вера
Светланы в Бога спасла
её от трагического
конца - это немало
важно, потому что вера
русского человека
всегда была крепкой,
- Какой эпизод является
кульминационным?
- Чем же были все эти
видения?
-В балладе есть еще символ
- свет. Что можно сказать
про него?
- Какой эпизод является
развязкой?
- И опять резкая смена
интонации. Какова она?
- Баллада - лиро-эпический
жанр. А в чём состоит
лиризм баллады?
- Как вы думаете, почему
Жуковский использует сон?
несгибаемой. Особенно
в трудные минуты
жизни, поэтому очень
важно было показать
твёрдость духа
Светланы , ведь она
героиня русской
баллады.
- Кульминация: встреча
с мертвецом.
-Страшным сном, а
такой сон сулит удачу.
-Свет несёт добро,
защиту. Света в балладе
Жуковского много. Мы
видим свет и ясный, и
яркий, и маленьким
огоньком. И
пробивающимся сквозь
метель. И искрящимся.
И исходящим от луны,
даже имя героини
отождествляется со
светом.
-Развязка:
пробуждение, встреча с
возлюбленным.
-Интонация светлая,
радостная,
жизнеутверждающая.
-Голос автора
постоянно врывается в
повествование. Лиризм
- в изображении
Светланы.
-Это один из приёмов в
- Вера в провидение, Бога,
надежда на лучшее, светлое
восприятие мира –
основной мотив баллады.
Как об этом говорит
Жуковский в
заключительной части?
- Строки из молитвы
«Многие лета!» призваны
подчеркнуть победу
истинной веры в душе
героини. И опять-таки по
традициям фольклорных
произведений баллада
заканчивается свадьбой
героев.
Баллада как произведение
лирическое выражает
мысли и чувства автора,
даёт оценку
происходящему.
- Как сам автор оценивает
смысл рассказанного?
литературе, с помощью
которого раскрывается
характер героев, их
отношение к миру. Во
сне мы видим
отражение души
Светланы.
Один из учеников
зачитывает отрывок
«Лучший друг нам в
жизни сей…»
-«Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу…»
Вера в Бога; в то, что
Господь всё устраивает
на благо человеку;
пусть все печали и
невзгоды остаются во
сне, человек достоин
счастья и радости, если
он верен своему народу,
христианской любви,
народным обычаям,
если он просто
VIII. Обобщение и
систематизация
знаний.
IX. Подведение
итогов занятия.
- В сюжете этой баллады
всё мрачное и
фантастическое отнесено в
мир сна, и сюжет получает
неожиданную счастливую
развязку. В конце баллады
вдруг появляется добрый,
ироничный автор, который
делает балладу очень
оригинальной. Это
произведение можно
назвать шутливой балладой,
ироничной.
Светлана стала одним из
самых светлых и любимых
литературных образов. Я
хочу обратить ваше
внимание на то, что баллада
выдержана в белом свете.
Белый свет ассоциируется с
именем героини: Светлана
(старославянское) – светлая,
чистая. Белый цвет –
символ чистоты и
непорочности.
-Перечислив жанровые
особенности баллады, какой
вывод мы можем с вами
сделать, в чём смысл
баллады?
- А теперь запишите
домашнее задание:
1.Ответьте письменно на
вопрос: что русского,
национального в балладе
хороший человек:
Вот баллады толк моей
«Лучший друг нам в
жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье –
лживый сон.
Счастье –
пробужденье».
Учащиеся письменно
отвечают на вопрос.
Учащиеся записывают
домашнее задание в
дневники.
X. Рефлексия.
XI. Информация о
домашнем задании.
В.А. Жуковского?
2.Индвидуальное задание:
нарисовать иллюстрацию к
балладе В.А. Жуковского
«Светлана».
3.Читать учебник на
стр. 141-147.
-Мне бы хотелось
поблагодарить вас за урок,
за активную работу, мне
понравились сообщения,
ваши ответы. Урок окончен.
Спасибо.
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»" 8 класс
- Конспект урока "И.А. Крылов - великий русский баснописец. Басня как литературный жанр" 5 класс
- Презентация "Древнерусская литература Житие Сергия Радонежского" 8 класс
- Рабочая программа литературного кружка "Проба пера"
- Конспект урока "Древнерусская литература Житие Сергия Радонежского" 8 класс
- Конспект урока "Образ Родины в стихах русских поэтов 19 века о природе"