Рабочая программа по литературе 6 класс на 2019-2020 уч. год В.Я. Коровина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 6 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
Покровковой Н.Н.
Количество часов:
Всего 102 часа; в неделю 3 часа.
Контроль знаний:
контрольные работы – 2
сочинения: классные – 3, классно – домашние - 1
2019 - 2020 учебный год
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной
школе.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—
XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных
в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному
из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного
или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания
изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
Содержание тем учебного предмета «Литература»
Введение.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к
герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки,
масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного
обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и
выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.
Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры
фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных
идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и
безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности
литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и
народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого
«механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» комическое
изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.
Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения.
Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы помощь в суровых испытаниях.
Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога,
тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего
уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от
лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации
повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая
композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест
Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение
произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история
любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное
послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.
Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с
миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль,
амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация
(начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы
мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль
картин Природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие
представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных
состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание
космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» символ
краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный
полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у
них у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как
воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её
утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы.
Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир
истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность
поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие
представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ созидатель духовных и
материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие
композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и
фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа
(начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.
Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной
этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония
(начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как
источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной
детали.
еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е.
Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где
гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.
Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие
представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы
главных героев. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.
Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные
представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая
реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение
автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С.
Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной
памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине,
ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало
творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные
годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в
рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна),
особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-
повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало
творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний,
нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.
Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика
произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие
понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья
осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике
Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние
учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств
человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и
дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях
поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным
в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе,
рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков»,
правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности,
«странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему
родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни
человека. Книга «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце»,
«радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как
источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические
образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до
тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла переложении Куна): «Скотный двор царя
Авгия», «Яблоки Гесперид » .
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение
героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной
жизни. Стихия Одиссея борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного.
Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей мудрый правитель, любящий муж
и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» песня о героических подвигах,
мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ.
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший
воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от
искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни.
Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для
внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и
своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь герой, отвергающий награду и защищающий
личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной,
«простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными
нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном
отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.
Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Тематическое планирование
урока
Тема урока
Количеств
о часов
1.
Художественное произведение, автор, герои. Содержание и форма. Автор и
герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Диагностика уровня
литературного развития учащихся
1
2.
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни
1
3.
Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.
Их народная мудрость. Краткость и простота, меткость
и выразительность, прямой и переносный смысл.
1
4.
Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок
1
5.
Входная контрольная работа
1
6.
Русская летопись. Развитие представлений о русских летописях. Исторические
события и вымысел. Отражение народных идеалов (патриотизма, ума,
находчивости) в летописях. Фрагменты летописных сказаний в актёрском
исполнении.
1
7.
Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Краткий рассказ о баснописце.
«Муха»: противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг.
Смех над ленью и хвастовством.
1
8.
И. А. Крылов. «Осёл и Соловей». Краткий рассказ о писателе-баснописце. Роль
самообразования в формировании его личности. Комическое изображение
невежественного судьи, не понимающего истинного искусства. Развитие
понятия об аллегории и морали. Басня в актёрском исполнении.
1
9.
И. А. Крылов. «Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и народа в
достижении общественного блага.
1
10.
И. А. Крылов «Ларчик». Осуждение человеческих пороков в басне. Критика
мнимой «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
1
11.
Русские басни. Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему
письменному ответу на проблемный вопрос .
1
12.
А. С. Пушкин. «И. И. Пущину». Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
Дружба Пушкина и Пущина. «Барышня-крестьянка». «Дубровский».
Двусложные размеры стиха (ямб, хорей). Развитие понятий об эпитете,
метафоре, композиции. Начальные представления о стихотворном послании
1
13.
13. А. С. Пушкин. «Узник». «Узник» как выражение вольнолюбивых
устремлений поэта. Антитезы в стихотворении. Народно – поэтический
колорит стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении
1
14.
А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотив единства красоты человека, природы и
жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в
композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической
идеи.
1
15.
А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике
Пушкина.
1
16.
А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха. Двусложные размеры стиха.
1
17.
А. С. Пушкин. «Дубровский»: Дубровский - старший и Троекуров. История
создания романа. Картины жизни русского барства. Троекуров и его
крепостные. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Характеры
помещиков. Фрагменты романа в актёрском исполнении
1
18.
«Дубровский»: бунт крестьян. Причины и следствия бунта крестьян. Анализ
эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в романе
1
19.
«Дубровский»: история любви. Романтическая история любви Владимира
Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям
1
20.
«Дубровский»: протест Владимира Дубровского. Образ Владимира
Дубровского.Его протест против беззакония и несправедливости
1
21.
«Дубровский»: композиция романа. Развитие понятия о композиции
литературного произведения. Роль композиционных элементов в понимании
произведения, в выражении авторской позиции
1
22.
«Дубровский»: моё понимание романа Пушкина.
1
23.
А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои.
Понятие о книге (цикле) повестей. Повествование от лица вымышленного
автора как художественный приём. Особенности сюжета и система героев
повести. Фрагменты повести в актёрском исполнении
1
24.
«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести. Приём антитезы в
сюжетно-композиционной организации повести. Пародирование
романтических тем и мотивов. «Лицо» и «маска» героев. Роль случая в
композиции повести
1
25.
«Повести Белкина»:проблемы и герои.Сюжеты и герои «Повестей Белкина».
Автор и рассказчик. «Повести Белкина» в иллюстрациях. Кинофильмы на
сюжеты повестей
1
26.
М. Ю. Лермонтов. «Тучи». Краткий рассказ о поэте (детство, ученические
годы, начало творчества). Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-
изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения
стихотворения. Понятие о поэтической интонации
1
27.
М. Ю. Лермонтов.«Три пальмы». Нарушение красоты и гармонии человека с
миром. Развитие представлений о балладе.
1
28.
М. Ю. Лермонтов. «Листок». Антитеза как основной композиционный приём
стихотворения. Тема одиночества и изгнанничества.
1
29.
М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…». Лирические
персонажи стихотворений и их символический характер.
Особенности выражения темы одиночества.
1
30.
М. Ю. Лермонтов. Лирика. Трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест)
размеры стиха.
1
31.
Развитие речи. Подготовка к сочинению по анализу одного из
стихотворений М. Ю. Лермонтова (кл. – дом. сочинение)
1
32.
И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика. Образ автора, его
сочувственное отношение к крестьянским детям. Образ рассказчика
1
33.
«Бежин луг»: образы крестьянских детей. Портреты и рассказы мальчиков, их
духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Развитие
представлений о портретной характеристике персонажей
1
34.
«Бежин луг»: картины природы. Роль картин природы в рассказе. Развитие
представлений о пейзаже в литературном произведении
1
35.
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника».
Сюжеты и герои «Записок охотника». Мастерство автора в изображении
портретных и пейзажных элементов композиции рассказов
1
36.
Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…». Краткий рассказ о поэте (детство,
начало литературной деятельности). Передача сложных, переходных
состояний природы, созвучных противоречивым чувствам в душе поэта.
Сочетание космического масштаба и конкретных деталей.
1
37.
Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…».Выразительное чтение
стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного
чтения Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт
1
коршуна и земная обречённость человека. Роль антитезы в стихотворении.
Романсы на стихи Ф. И. Тютчева.
38.
Ф. И. Тютчев. «Листья». Динамические картины природы. Передача сложных,
переходных состояний природы. Листья как символ краткой, но яркой жизни.
1
39.
А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Краткий рассказ о поэте
(детство, начало литературной деятельности). Особенности изображения
природы. Жизнеутверждающее начало. Природа как воплощение прекрасного.
Эстетизация конкретной детали.
1
40.
А. А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы
и любви. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы.
Развитие понятия о пейзажной лирике
1
41.
А. А. Фет. «Учись у них – у дуба, у берёзы…».Природа как естественный мир
истинной красоты, как мерило нравственности. Гармоничность и
музыкальность поэтической речи. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Развитие понятия о звукописи.
1
42.
Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Лирика. Подготовка к домашнему анализу лирики Ф.
И. Тютчева и А. А. Фета
1
43.
Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ. Краткий рассказ о поэте
(детство, начало литературной деятельности). Картины подневольного труда.
Величие народа – созидателя материальных и духовных ценностей. Мечта
поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.
1
44.
Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения.
Значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических
картин, диалог-спор. Значение риторических вопросов. Начальные
представления о строфе
1
45.
Обобщающий урок по творчеству И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.
1
46.
Н. С. Лесков. «Левша»: народ и власть. Краткий рассказ о писателе (детство,
начало литературной деятельности). Развитие понятия о сказе. Гордость
писателя за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм. Изображение
представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское
отношение к героям
1
47.
«Левша»: язык сказа. Понятие об иронии. Особенности языка сказа:
комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией
1
48.
«Левша». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.
1
49.
Н. С. Лесков. «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа. Нравственные
проблемы в рассказе и пути их решения
1
50.
А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа. Краткий рассказ о писателе
(детство, начало литературной деятельности). Система образов рассказа.
Разоблачение лицемерия в рассказе
1
51.
А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе. Речь
героев и художественная деталь как источники юмора. Развитие понятия о
комическом и комической ситуации
1
52.
А. П. Чехов. Рассказы. Рассказы Антоши Чехонте. «Пересолил», «Лошадиная
фамилия» и др. Сюжеты и герои. Способы выражения комического
1
53.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е. А.
Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…». А. К. Толстой.«Где гнутся
над омутом лозы…». Пейзажная лирика как жанр. Художественные средства,
передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике.
1
54.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский.
«По горам две хмурых тучи…», «Посмотри — какая мгла…». Краткий рассказ
о поэте. Выражение переживаний имироощущения в стихотворениях о родной
1
природе. Лирика как род литературы.
55.
Романсы на стихи русских поэтов. А. С. Пушкин. «Зимний вечер»; М. Ю.
Лермонтов. «Парус»; Ф. И. Тютчев. «Ещё в полях белеет снег…». Классное
сочинение № 1. Воплощение настроения стихотворений в музыке. Романсы в
актёрском исполнении. Знакомство с созвучными стихам полотнами русских
художников
1
56.
А. И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип. Краткий рассказ о
писателе. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Герой
и его прототип Н. И. Пирогов
1
57.
«Чудесный доктор» как рождественский рассказ. Тема служения людям.
Смысл названия рассказа. Понятие о рождественском рассказе
1
58.
А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность. Краткий рассказ о
писателе. Понятие о жанре феерии. Жестокая реальность и романтическая
мечта. Образ Лонгрена. Жители Каперны. Победа романтической мечты над
реальностью жизни. Фрагменты повести в актёрском исполнении
1
59.
«Алые паруса»: Ассоль и Грей. Душевная чистота главных героев. Авторская
позиция в произведении
1
60.
А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. Краткий
рассказ о писателе. Прекрасное вокруг нас. Символическое содержание
пейзажных образов. Развитие понятия об образе-символе. Сказка в актёрском
исполнении
1
61.
А. П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и др. Сюжеты и герои
рассказов. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова. Их внутренний
мир, доброта и милосердие
1
62.
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Краткий
рассказ о поэте-фронтовике. Трудные солдатские будни. Скорбная память о
павших на полях сражений. Своеобразие образа родины и чувство любви к
ней, ответственности за неё в годы жестоких испытаний. Образ русского
народа. Стихотворение и песня в актёрском исполнении
1
63.
Д. С. Самойлов. «Сороковые». Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Образы и
картины военного времени. Антитеза молодости и войны. Звукописные
образы. Актёрское чтение стихотворения
1
64.
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. Краткий рассказ о
писателе (детство, юность, начало творческого пути). Изображение жизни и
быта сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев
рассказа
1
65.
«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. Нравственные
проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Особенности
использования народной речи. Юмор. Речевая характеристика героев. Герой-
повествователь
1
66.
В. П. Астафьев.«Конь с розовой гривой». Подготовка к домашнему
письменному ответу на проблемный вопрос
1
67.
В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени.
Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
Отражение в повести трудностей военного времени. Герой рассказа и его
сверстники. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении
1
68.
«Уроки французского»: стойкость главного героя. Жажда знаний,
нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные
юному герою
1
69.
В. Г. Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна.
Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная
проблематика рассказа. Развитие понятий о рассказе и сюжете. Герой-
повествователь
1
70.
В. М. Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя. Краткий рассказ о
писателе. Образ «странного» героя в рассказе. Человеческая открытость миру
как синоним незащищённости. Особенности героев-«чудиков»,
правдоискателей, праведников
1
71.
В. М. Шукшин. «Чудик», «Срезал». Образы «странных» героев. Их открытость
миру, стремление принести людям радость, наивность, детский взгляд на мир.
Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос
1
72.
Ф. И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.
Краткий рассказ о писателе. Влияние учителя на формирование детского
характера. Образ учителя и его воспитанников. Картины школьной жизни
1
73.
«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. Развитие понятия о юморе.
Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
1
74.
Роль юмористических образов и картин в рассказе «Тринадцатый подвиг
Геракла»
75.
Классное сочинение № 2 по произведениям В. Г. Распутина, В. П. Астафьева,
Ф. А. Искандера (по выбору)
1
76.
Родная природа в русской поэзии ХХ века. А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как
безумно за окном…». Краткий рассказ о поэте. Поэтизация родной природы.
Средства создания поэтических образов.
1
77.
С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…»,«Пороша». Краткий рассказ о
поэте. Чувство любви к родной природе и родине. Способы выражения чувств
в лирике С. А. Есенина. Стихи и песни на стихи С. А. Есенина в актёрском
исполнении
1
78.
А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Краткий рассказ о поэте.
Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с
эмоциональным состоянием лирической героини
1
79.
Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная. Краткий рассказ о
поэте. Образы и картины стихотворения. Тема родины в стихотворении.
Ритмика и мелодика стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении
1
80.
Н. М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа Человек и
природа в «тихой» лирике поэта. Отличительные черты характера лирического
героя. Развитие представлений о лирическом герое
1
81.
Урок-праздник. Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков
1
82.
Классное сочинение № 3 по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о
родине и родной природе
1
83.
Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Слово о татарском поэте. Любовь к
своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, семье,
традициям своего народа. Книга в жизни человека – «отрада из отрад»,
«путеводная звезда», «бесстрашное сердце»,«радостная душа»
1
84.
К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой
народ…». Слово о балкарском поэте. Родина как источник сил для
преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Поэтический образ родины.
Тема бессмертия народа. Народ и его язык. Поэт – вечный должник своего
народа
1
85.
Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный
двор царя Авгия». Понятие о мифе
1
86.
Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. «Яблоки Гесперид» и другие
подвиги Геракла. Отличие мифа от сказки
1
87.
Древнегреческие мифы
1
88.
Геродот. «Легенда об Арионе». Слово о писателе и историке. Жизненные
испытания Ариона и его чудесное спасение. Воплощение мифологического
сюжета в стихотворении А. С. Пушкина «Арион»
1
89.
Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма. Краткий рассказ о Гомере.
Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита
Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Понятие о героическом эпосе
1
90.
Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма. Стихия Одиссея – борьба,
преодоление препятствий, познание неизвестного. На острове циклопов.
Полифем. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея
1
91.
Гомер. «Одиссея». Одиссея» – песня о героических подвигах, мужественных
героях. Одиссей и сирены. Расправа над женихами Пенелопы. Одиссей –
мудрый правитель, любящий муж и отец
1
92.
М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире.
Слово о писателе. Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, создавший
воображаемый мир и живущий в нём.Сражение с ветряными мельницами
1
93.
«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы. Образ Дульсинеи Тобосской.
Понятие о пародии. Пародийные образы и ситуации в романе
1
94.
«Дон Кихот»: нравственный смысл романа. Освобождение от искусственных
ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни.
Образ Санчо Пансы
1
95.
Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации
96.
«Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве. Понятие о «вечных образах» в
искусстве. Дон Кихот как «вечный образ» мировой литературы. Мастерство
Сервантеса-романиста
1
97.
Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести.
Краткий рассказ о писателе. Понятие о рыцарской балладе .Повествование о
феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный
каприз. Образ рыцаря, защищающего личное достоинство и честь. Переводы
баллады. Баллада в актёрском исполнении
1
98.
П. Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация. Краткий рассказ о
писателе. Изображение дикой природы. Превосходство естественной,
«простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной
жизнью с её порочными нравами. Понятие о новелле
1
99.
«Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства.
Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Образы Маттео
Фальконе и его сына. Драматический пафос новеллы
1
100.
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые. Краткий рассказ о
писателе. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Маленький
принц, его друзья и враги. Понятие о притче
1
101.
«Маленький принц»: вечные истины в сказке. Чистота восприятия мира как
величайшая ценность. Утверждение общечеловеческих истин. Черты
философской сказки и мудрой притчи
1
102.
Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».
Задания для летнего чтения
1