Презентация "Биография и творческий путь А. Островского"

Подписи к слайдам:
Александр Николаевич Островский 1823-1886

Русский драматург , творчество которого

стало важнейшим этапом развития

русского национального театра

Щелыково Щелыково Семья

Отец

Мать

Мачеха

Сын священника;

Чиновник-юрист;

Титулярный советник;

дворянство

Дочь пономаря;

Умерла, когда Александру было 8 лет

Баронесса

Эмилия

фон Тессин

4 детей; хорошее образование

Образование, служба
  • Юридический факультет Московского Университета (не доучился);
  • Служба в суде писцом (желание отца);
  • Пишет сцены из купеческой жизни, задумывает комедию;
  • Очерк «Записки замоскворецкого жителя».
Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные "клиенты" - купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского.
  • Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные "клиенты" - купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского.
  • 48 произведений, в которых действуют 547 героев.
Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», на «Банкроте» я поставил нумер четвёртый»
  • Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», на «Банкроте» я поставил нумер четвёртый»
  • Так говорил сам писатель о своей первой пьесе («Несостоятельный должник», «Банкрот» и «Банкрут, или Свои люди — сочтёмся»)
Литературная известность
  • комедия «Свои люди — сочтемся!» (первоначальное название — «Банкрут»), 1850 год.
  • вызвала одобрительные отклики Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова.
  • К постановке на сцене запрещена 10 лет;
  • Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. На сцену пьеса была допущена только в 1861 г.
Творчество и карьера
  • С 1853 года (более 30 лет) его пьесы почти каждый сезон на сцене театров (Малый театр в Москве, Александринский театр в С-П);
  • В 1863 награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.
  • С 1866 года был заведующим репертуарной частью московских императорских театров;
Театр Островского обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров); мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях; ставка на всю труппу, а не на одного актёра; «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать».

А. Е. Мартынов

С. В. Васильев

Пров Садовский

М.Г. Савина

П. Стрепетова

Черты поэтики Островского
  • Сосредоточенность на нравственной проблематике, через которую анализируются социальные стороны жизни.
  • Преобладание семейно-бытовых конфликтов.
  • Изображение характеров, формирующих их обстоятельств (яркие бытоописательные элементы).
  • Каждый персонаж – особая речевая стихия.
1. 1847-1851 годы – период поиска 1847 год. «Свои люди сочтемся». Четкий конфликт и выпукло вычерченные персонажи: богатый купец Сил Силыч Большов, коварная дочь Липочка, пройдоха-приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин

Цель «обличение социальных пороков, тем самым способствовать нравственному очищению общества»

2. 1852-1854годы. «Москвитянский период» Поиск положительных нравственных начал. Идеал – мир патриархальной семьи. Поэтизирует купечество (прочный, упорядоченный уклад, христианская мораль, вековые традиции). Но поэтическому миру народной культуры и нравственности противостоит тёмная сторона - самодурство. 1853 год. «Бедность на порок»

«Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители и найдутся и без нас… Надо показать, что знаешь за ним и хорошее»

А.Островский Бедность не порок Люба - М.Овчинникова, Пелагея Егоровна - Турчанинова

3. Первая половина 1850-х годов. Журнал «Современник» Отходит от прежнего взгляда на жизнь, нет поэтизации патриархальности, оценки более критичны. 1855 год. «В чужом пиру похмелье» (Тит Титыч Брусков – классический образ самодура). 1857 год. «Доходное место» (лихоимство чиновников) 1858 год. «Воспитанница» (отказывает в высокой культуре, человечности дворянству)

Сцена из спектакля «Доходное место»

1859 год. «Гроза»

С. Герасимов

И. Глазунов

4. 1861-1886 годы «Пореформенный период» 1861 год. Трилогия о Бальзаминове: «Женитьба Бальзаминова», «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» (тема маленького человека). Исторические пьесы: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»,  «Воевода», »Дмитрий Самозванец» и «Василий Шуйский»  «Весенняя сказка» 1873 год. «Снегурочка»

Васнецов

70-80- е годы Пьесы, связанные с основными тенденциями эпохи (бурный расцвет экономики).

«На всякого мудреца…»Театр-студия п/р О. Табакова. Фото Е. Цветкова.

«Волки и овцы». Мастерская П. Фоменко. Фото: О. Чумаченко.

«Лес». Малый театр.

«что ни говори, деловой человек» («На всякого мудреца довольно простоты»)

«Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житься у своих родных: лес, братец» («Лес»)

Жанр психологической драмы 1878 год.  «Бесприданница» 1881 год. «Таланты и поклонники» 1884 год. «Без вины виноватые».

В конце жизни Островский, наконец-то, в 54(он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении от наследственной болезни — стенокардии.

Памятник А.Н.Островскому Погребен Александр Николаевич Островский у церкви, рядом с могилой своего отца, на кладбище Ново - Вережки, расположенном недалеко от Щёлыкова.
  • Погребен Александр Николаевич Островский у церкви, рядом с могилой своего отца, на кладбище Ново - Вережки, расположенном недалеко от Щёлыкова.
Самые известные пьесы:
  • «Свои люди — сочтёмся» (1849)
  • «Гроза» (1859) 
  • «Женитьба Бальзаминова» (1861)
  • «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) 
  • «Бешеные деньги» (1870) 
  • «Лес» (1870) 
  • «Снегурочка» (1873) 
  • «Бесприданница» (1878) 
  • «Таланты и поклонники» (1882)
«Гроза» 1859
  • Род литературы: драма
  • Жанр: драма
  • Литературное направление: критический реализм
  • Критика:
    • Н.А. Добролюбов «Темное царство», «Луч света в темном царстве»;
    • Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы».
Проверочная работа
  • Где прошли детство и юность Островского?
  • За жизнью каких сословий он наблюдал в это время?
  • Какое образование получил?
  • С какой пьесой к Островскому пришла литературная известность?
  • Почему эта пьеса была запрещена к постановке на сцене?
6. Особенности театральной школы Островского? 7. Самые известные пьесы Островского 8. Как называется деревня, где находится дом Островского? 9. Год создания пьесы «Гроза» 10. Род литературы 11. Жанр 12. Литературное направление 13. Основные критические статьи, посвященные «Грозе» Кому принадлежат эти слова?
  • «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!.. Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, и все наглядеться не могу».
  • Нет, уж я перед ним (Диким) рабствовать не стану».
  • «Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль».
  • «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак».
  • «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»
  • «Надо стараться угождать как-нибудь».
  • Если бы изобрел перпету-мобиль и получил миллион, «я бы все деньги для общества и употребил».
  • «Да как же я могу, маменька вас ослушаться!.. Да смеем ли мы, маменька, подумать!»
  • «Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».
Кому принадлежат эти слова? 10. «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». 11. «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». 12. «Как зачем бояться! Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок в доме будет?» 13. «я умру скоро… что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то…точно я снова жить начинаю». 14. «Все в огне гореть будете неугасимом…Вон, вон куда красота-то ведет!» 15. «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». О ком сказаны эти слова?
  • «Уж такого-то ругателя …поискать еще!»
  • «унять-то его некому, вот он и воюет!»
  • «Матушка расказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось».
  • «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
  • «У него вся жизнь основана на ругательстве…А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится».
  • «Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что что не даст ничего».
О ком сказаны эти слова? 7. «Она всем так пророчит. Всю жизнь смолоду-то грешила…вот умирать-то и боится. Даже все мальчишки в городе от нее прячутся,-грозит на них палкой да кричит…» 8. «По глазам вижу, что у тебя на уме-то…известно что. К Савелу Прокофьичу хочется, выпить с ним». 9. «Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив». Герои драмы

1

3

7

2

5

4

8

6

10

9

Герои драмы

Дикой

Варвара

Кудряш

Кулигин

Барыня

Катерина

Феклуша

Борис

Тихон

Кабаниха