Рабочая программа по литературе 10 класс на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа
по литературе
для 10 класса
на 2019-2020 учебный год
учителя
Джолабовой Мадины Магомедовны
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования;
- Примерной программы по литературе, разработанной в соответствии с
федеральным государственным стандартом основного общего образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
-Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ
«СОШ им. А.Ю.Байсултанова» с.п. Яникой;
- Учебным планом МКОУ «СОШ им. А.Ю.Байсултанова» с.п. Яникой.
-Положением о рабочих программах МКОУ «СОШ им. А.Ю. Байсултанова»
с.п.Яникой (ФГОС).
Рабочая программа предназначена для изучения литературы в 10 классах
по учебнику «Литература» Ю.В.Лебедева. Учебник входит в Федеральный
перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки
РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях и утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ
от 28 декабря 2018 года №345. Учебник имеет гриф «Рекомендовано
Министерством образования и науки РФ» (порядковый номер учебного
пособия в Федеральном перечне 1.3.1.3.2.1.)
Для изучения разделов программы по творчеству А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя в качестве дополнительного пособия
используется учебник для 10 класса под ред.Т.Ф.Курдюмовой (Федеральный
перечень учебников от 31 марта 2014 года, №253 ред. от 5 июля 2017года,
№ 629) (порядковый номер 1.3.1.1.6.2.)
Учебно-методический комплект:
1.Ю.В.Лебедев.Литература(базовый уровень) (в 2 частях), 10
класс,АО»Издательство «Просвещение»
2.Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.
10класс.- М. « Вако» 2018г.
3.Журнал « Литература в школе».
4.Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2016г.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Учебным планом МКОУ «СОШ им. А.Ю.Байсултанова»
с.п. Яникой рабочая программа рассчитана на преподавание в 10 классах в
объеме 105 ч.
Количество часов в год – 105 ч.
Количество часов в неделю – 3ч.
Количество тестовых работ - 5
Количество сочинений - 3
Примерная разбивка часов по полугодиям:
I полугодие 45ч.
II полугодие 60ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
и других видах деятельности;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с
учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIXXX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-
художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
-формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их
оценка;
-умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные
произведения;
-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение
и адекватное восприятие;
-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического
вкуса;
-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-
выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Тематическое планирование
п/п
Тема раздела
Кол- во
часов
В том числе
Развитие речи
Тесты
1
Русская
литература
первой половины
XIX века.
21
Сочинение-рассуждение
«Добро и зло в
произведениях М.Ю.
Лермонтова»
Контрольная работа по
теме «Литература первой
половины XIX века»
Тесты по творчеству
А.С.Пушкина.
2
Русская
литература
второй половины
XIX века.
79
Сочинение-рассуждение
по драме А.Н.Островского
«Гроза»
Сочинение-рассуждение
«Любовь и счастье в
романе И.С.Тургенева
«Отцы и дети»
Сочинение по роману
Ф.М.Достоевского»Престу
пление и наказание»
Сочинение по роману
Л.Н.Толстого»Война и
мир»
Контрольная работа по
литературе второй
половины XIX века.
Тесты по творчеству
И.С.Тургенев.
Тесты по творчеству
Н.А.Некрасова.
Тесты по творчеству
Ф.М.Достоевского
Тесты по творчеству
Л.Н.Толстого.
Тесты по творчеству
А.П.Чехова
3
Зарубежная
литература.
3
4
Повторение.Обоб
щение.
2
105
7
6
Содержание программы
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и
проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные
искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение.Россия в первой половине XIX века. Литература первой половины
XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение
романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм
Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов,
Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной рус-
ской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века.. Расцвет русского романа (Тургенев,
Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-
Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две
основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев,
Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский,
Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин,
Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как
последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение
новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.
Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина три принципа
пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое
содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц
шумных...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...»,
«Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь
я посетил...», «Поэт», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность»,
«Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных
мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в
нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и
преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы.
Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в
лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.
Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство
трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и
прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и
красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и
человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою
окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я
другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии,
любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Романтическая поэма Лермонтова «Демон».
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их
соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и
рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции
сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»).
Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других
повестях («Старосветские помещики» идиллия и сатира, «Вий»
демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и
комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как
мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй
половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране.
Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии
реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.
Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская
глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность
художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)Роман
«Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в
характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как
общественное явление. Герои романа и их отношение к 06ломову. Авторская
позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале
критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И.
Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе.
Типическое как слияние общего и индивидуального, как
проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя.
Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины.
Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе,
чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы
в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города
Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний
конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины.
Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл
названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое
мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном
царстве»Н.А.Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о
жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие
понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)
«Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в
заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на
рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры
вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист
русской литературы на Западе. Критика оТургенев («Базаров» Д. И.
Писарева). Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в
исторической панораме.Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в
романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество.
Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского
романтизма. Идеал Тютчева слияние человека с Природой и Историей, с
«божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание
разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-
реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок
роковой». Основной жанр лирический фрагмент («осколок» классици-
стических монументальных и масштабных жанров героической или
философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий
образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы,
архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли
печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все бы-
лое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано преду гадать...», Теория
литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в
русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета практичного
помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер
реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение
передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и
метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы
их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней
лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще
майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я
пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость
эта...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического
стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество.
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и
образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние
фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем
ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-
журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов
Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма.
Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия
народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет
лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона
как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира
Некрасова. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце
от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия»,
«Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у
двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый
поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тем-
ной...». Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм
художественной литературы (развитие понятия).
Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник»
(возможен выбор другого произведения). Особенности сюжета повести. Тема
дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий
главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого
русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской
повествовательной манеры.
М. Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество (обзор). «История одного
города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа.
Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные
образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева.
Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры
Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония,
гипербола, гротеск, алогизм.
Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции.
Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория
Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы
“униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания
образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного
идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и
смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет,
пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление
и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение
разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия.
Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и
мировое значение творчества писателя.
Л. Н. Толстой Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции,
антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и
нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь
идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение
светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе.
Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна
Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе.
Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и
Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г.
Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины
партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в
изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и
Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как
два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы
Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”).
Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл
названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и
мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману Л. Н. Толстого
“Война и мир”.
А. П. Чехов Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой»
(указанные рассказы являются обязательными для изучения).
Рассказы: «Палата 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других
рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция
русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее
отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема
ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих
чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема
любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной