Долгосрочное планирование уроков русской литературы по обновленной системе образования

Тема
Цели обучения
Кол
час
Дата
1 четверть (18ч)
16
Раздел 1. Притчи и легенды в литературе.
16
1
Вводный урок. (1ч)
Чтение как диалог читателя с писателем.
7.1.1.1..Понимать термины: притча, легенда, литературное направление,
сатира, юмор, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и
рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора.
7.1.2.1. Понимать художественное произведение в деталях, включая
известную и неизвестную информацию.
7. 1.3.1. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть
цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического
героя и/или образа
Персонажа.
7.1.4.1 Составлять сложный план
7. 1.6.1. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.
7. 2.2.1. Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о
поступках героев.
7. 2.3.1. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять
роль эпиграфа и его смысл.
7. 2.4.1. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом
произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и
второстепенных героев.
7. 2.5.1. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из
текста.
7. 3.1.1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и
событиях.
1
2
А.С.Пушкин. «Арион», «Анчар». (3ч)
Легенда как жанр словесного искусства.
1
3
Стихотворение А.С.Пушкина «Арион».
1
4
Древо яда как олицетворение вселенского зла (стих-е
А.С.Пушкина «Анчар»)
1
5
Причта о блудном сыне (1ч)
Мудрость притчи о блудном сыне.
1
6
А.С. Пушкин «Станционный смотритель» (7ч)
Болдинская осень в жизни Пушкина.
Суммативная работа
1
7
Герои повести «Станционный смотритель».
1
8
Поступки главных героев и причины этих поступков.
1
9
Образ рассказчика в повести.
1
10
«Бедная Дуня» или «заблудшая овечка»?
1
11
Притча о блудном сыне и ее интерпретация в пушкинской
повести.
1
12
Идейно-художественное своеобразие повести.
Суммативная работа
1
13
К.Г. Паустовский «Телеграмма» (2ч)
Светлые и мудрые книги писателя.
1
14
Реальность и худ.вымысел в рассказе «Телеграмма». Герои
рассказа.
1
15
Суммативная работа за 1 четверть
2
16
2 четверть (14ч)
16
Раздел 2. Человек и природа.
16
17
Стих-я А.С. Пушкина, С.А.Есенина, А.А.Фета (4ч)
Путешествие по календарю.
7. 1.31.. Самостоятельно находить в тексте и выраз.читать наизусть цитаты,
фрагменты пр-я, связанные с хар-кой лир.героя и/или образа-персонажа.
7. 2.1.1. Определять жанр и его признаки (лирическое стихотворение, фэнтези,
фантастический рассказ).
7. 2.2.1. Определять тему и идею пр-я, выражая своё мнение о пост.героев.
1
18
Стихотворения А.С. Пушкина о природе.
1
19
Особенности поэтического мастерства А.Фета.
1
20
Лирика природы С.Есенина.
1
21
У.Блейк «Тигр» (2ч)
Из творческой биографии английского поэта У.Блейка.
1
22
Тигр в науке, живописи, музыке и литературе.
Суммативная работа
7. 2.3.1. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять
роль эпиграфа и его смысл.
7. 2.5.1. Характеризовать героев пр-я на основе деталей и цитат из текста.
7. 2.6.1. Анализировать сюжет и композицию, худ.образы и оформлять своё
представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.
7. 2.8.1. Анализировать изобр.ср-едства и фигуры поэтич.синтаксиса в
худ.тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), осн.
приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.).
7. 2.9.1. Писать творч.работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью
с лит.героем и др.), выражая своё отношение к прочитанному, используя
изобразит.ср-ва языка.
7. 3.3.1. Сопоставлять пр-я (или фрагменты) русской, казахской и мировой
лит-ры, близкие по тематике/ проблематике/ жанру.
1
23
О.О.Сулейменов. «Волчата» (2ч)
«Сын прекрасного и гордого народа».
1
24
Художественные особенности стихотворения «Волчата».
1
25
Р. Брэдбери «Зеленое утро» (3ч)
Фантастический мир писателя.
1
26
Художественные особенности рассказа Р. Брэдбери «Зеленое
утро».
1
27
Герой рассказа «Зеленое утро».
1
28
А.Е. Новоселов «Санькин марал». (3ч)
Знакомство с писателем А. Новоселовым и его рассказом.
1
29
История дружбы Саньки и марала.
1
30
Причины разыгравшейся трагедии.
Суммативная работа
1
31
Суммативная работа за 2 четверть
2
32
3 четверть (20ч)
20
Раздел 3. Сатира и юмор в литературе.
20
33
И.А. Крылов. Басни. (3ч)
Великий баснописец.
7. 1.1.1.Понимать термины: басня, литературное направление, классицизм,
комедия, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь,
ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора.
7. 1.2.1. Понимать художественное произведение в деталях, включая
известную и неизвестную информацию.
7. 1.3.1. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть
цитаты, фрагм.пр-я, связанные с хар-кой лир.героя и/или образа-персонажа.
7. 1.5.1. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание
произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях.
7. 1.6.1. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.
7. 2.5.1. Характеризовать героев пр-я на основе деталей и цитат из текста.
7. 2.6.1. Анализировать сюжет и ком-цию, худ.образы и оформлять своё
представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.
7. 2.7.1. определять отношение автора к глав.и второстепенным героям,
аргументируя свою позицию.
7. 2.8.1. Анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического
синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории,
инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск,
ирония, сарказм и др.)
7. 3.2.1Сравнивать худ.произведение с произведениями др.видов искусства,
характеризуя сходства и различия в средствах создания образов.
1
34
Аллегорический смысл басен.
1
35
Учимся читать и анализировать басню.
1
36
Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (7ч) Классицизм.
1
37
Знакомство с пьесой «Недоросль» и ее героями.
1
38
Речевая характеристика героев комедии.
1
39
Проблема воспитания в комедии Фонвизина.
1
40
Смешна или страшна Простакова?
1
41
Конфликт как движущая пружина комедии.
1
42
Актуальность пьесы Фонвизина в наши дни.
Суммативная работа
1
43
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил». (3ч) Мастер эзопова языка.
1
44
Образы генералов и мужика в сказке.
1
45
Особенности сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина.
1
46
М. Зощенко. Сатирические рассказы. (5ч)
Знакомство с писателем и его сатирическими рассказами.
1
47
Своеобразие сатиры Зощенко.
1
48
Язык рассказов М.М.Зощенко.
Суммативная работа
1
49
Герои М. Зощенко в наши дни.
1
50
«Что сделалось смешным, не может быть опасным».
1
51
Суммативная работа за 3 четверть
2
52
4 четверть (16ч)
16
Раздел 4. Мораль. Этика. Ценности.
16
53
В.А. Жуковский. Баллады. (3ч)
В.Жуковский – мастер баллад.
7. 1.4.1. Составлять сложный план.
7. 1.5.1. пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание
произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях.
7. 2.1.1. Определять жанр и его признаки (баллада, фэнтези, фантастический
рассказ).
7. 2.3.1. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять
роль эпиграфа и его смысл.
7. 2.4.1. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом
произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и
второстепенных героев.
7. 2.5.1. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из
текста.
7. 2.7.1. Определять отношение автора к главным и второстепенным героям,
аргументируя свою позицию.
7. 2.9.1. Писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж,
интервью с литературным героем и др.), выражая своё отношение к
прочитанному, используя изобразительные средства языка.
7. 3.4.1. Оценивать устные и письменные высказывания (свои,
одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы,
уместности цитирования, композиционного единства.
1
54
Русский колорит в балладе «Светлана».
1
55
Неугасающий интерес к балладам В.А. Жуковского.
1
56
В.В.Набоков. «Рождество» (3ч)
«Медленное чтение» рассказа «Рождество».
1
57
Трагедия отца.
1
58
Маленькое чудо в Рождество.
Суммативная работа
1
59
В.Ф. Тендряков. «Хлеб для собаки». (4ч)
Лит-ра и история: тема коллективизации.
1
60
Худ.время и пространство в рассказе «Хлеб для собаки».
1
61
Характеристика героев рассказа.
1
62
«Человек определяется тем, каков он наедине со своей
совестью».
Суммативная работа
1
63
Дж.Толкиен. «Хоббит, или Туда и Обратно». (3ч)
Каков он, создатель знаменитых фэнтези?
1
64
Сказочная страна Толкиена.
1
65
Причины необычайной популярности жанра фэнтези.
1
66
Суммативная работа за 4 четверть
2
67
68
Заключительный урок. (1ч)
1