Конспект урока "Серебряный век русской литературы"

1
«Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Макашевская СШ Яворская В.О.
Тема: Серебряный век русской литературы
План
1. Художественное своеобразие эпохи Серебряного века.
2. Русский символизм.
3. Русский акмеизм.
4. Художественные искания футуристов.
5. Сравнительный анализ эпох Золотого и Серебряного века.
Цель: осознание поэзии «серебряного века» как духовного и эстетического
феномена эпохи рубежа веков; развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
1. Рассмотреть характерные черты поэзии «серебряного века»;
2. Ознакомить обучающихся с поэтическими течениями в русской литературе
начала XX века;
3. Попытаться провести связь между поэтическими направлениями
символизма, акмеизма и футуризма;
4. Повторить и закрепить фактический материал;
5. Развить умение самостоятельно работать с текстом, с критической и
мемуарной литературой.
6. Вспомнить о том, что литература является искусством всей нашей жизни.
Тип урока: урок–семинар.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
Займите удобное положение. Закройте глаза, расслабьте лицо, шею, плечи,
руки… Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными…
Как вы красивы, когда улыбаетесь…
Представьте ваш любимый уголок природы или любое место, где вы чувствуете
себя спокойно, где вы абсолютный хозяин. Представьте предметы или объекты,
которые вам хочется видеть в этом месте покоя. Представьте берег огромного
лучезарного океана. Какой он? Какого он цвета? Какие предметы, объекты видите
вы вокруг? Какие звуки слышите? Какие запахи ощущаете? Присядьте или
прилягте на берегу, как вам хочется, как вам нравится. Хорошо ли вам здесь?
Измените что-нибудь вокруг, если вам этого хочется. Побродите по кромке
прибоя… почувствуйте ласковую прохладу воды… Попросите океан стать для вас
2
символом мировой литературы… Посмотрите, как вспыхнули на его волнах слова
“мировая литература”. Какие они? Поблагодарите океан за то, что он согласился
стать для вас символом мировой литературы…Зачерпните в ладони воды из
набежавшей волны, почувствуйте её ласковую силу и мощь. Посмотрите, как
утекает вода сквозь пальцы. Почувствуйте, как с ней уходит и тревожность,
связанная с непознаваемой силой и мощью океана. Посмотрите на вашей ладони
осталась одна лучезарная капелька. Какого она цвета? Попробуйте, какой у неё
вкус. Полюбуйтесь ею… Попросите океан, чтобы эта его капелька стала вашим
проводником, путеводной звездочкой в мире литературы.
Попросите капельку помочь вам постигнуть тайны течений в литературе начала
XX века. Посмотрите: там, внизу, в океан мировой литературы вливается широкая
и полноводная река. На её поверхности загораются слова “русская литература XII-
конец XIX века”. Минуйте устье реки. Видите, как поблескивает в волнах ваша
капелька, ваша путеводная звездочка и зовет всё дальше?
Смотрите: там, внизу, мощная и полноводная река русской литературы
разделилась на два русла. На одном из них высвечиваются слова “Реализм”, на
другом – “Модернизм”. Именно туда указывает вам путь ваша капелька. Видите,
рядом со словом “модернизм” серебрятся в речных волнах слова “серебряный
век”.
Серебряной звездой стремлюсь я в темноте,
Ни ветра не боясь, ни зноя, ни мороза,
Сквозь волны хаоса, куда всевластно грёза
Мой дух влечёт, где блещет на кресте
В сияньи пурпурном мистическая роза. Александр Кондратьев
2. Слово учащихся
1 учащийся (Пшеничный Виктор):
Время идёт, одно поколение сменяется другим, и каждое из них по-
своему оценивает дошедшее до него поэтическое наследие. Решает
судьбу поэта живой человек-читатель. Все струны, которыми владеет
поэт, находятся в сердцах читателей. Иных струн у художника нет.
Читатель перестаёт быть просто читателем. Он становится участником всего, что
пережил и перечувствовал поэт. Литературе нужны не только талантливые поэты,
но и талантливые читатели. Именно на них, на этих чутких, обладающих
творческим воображением читателей, и рассчитывает автор.
2 учащийся (Бучела Елизавета):
Когда душой бываю мглист
Ко мне приходит книга эта
И для меня, как птицы свист
Звучит фамилия поэта.
Для солнца и для сквозняков,
Для пробуждённых перелесков
Двойную раму двух веков
Поэт распахивает с треском. (Н. Дмитриев)
1 учащийся:
Конец 19 - начало 20 века - это один из сложных периодов русской культуры.
Сложное время требовало Нового Поэта. Так родился Серебряный век русской
поэзии. Вслушайтесь в звуковой облик слов «Серебряный век»… И рождается в
3
нашем воображении особый мир, который настраивает нас на разговор о чём-то
возвышенном и прекрасном.
2 учащийся:
Посмотрите вокруг себя…Так необычно всё, что нас окружает: полнота
художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов
устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это
они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.
1 учащийся:
Поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия…и
всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф, вобрал в себя период начала
века! Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери…А что
ждало человека впереди?
Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие
обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален…
2 учащийся:
С чем ассоциируется Серебряный век? Какие мысли возникают в вашем сознании,
когда вы слышите эти слова? (Учащиеся пытаются ответить)
Серебряный век блеск, яркость, звон, утончённость, бряцанье, хрусталь,
бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность,
свечение, сияние, туман, волшебство, тайна, шёпот, голоса, уста, глаза…
Звуковой облик слов “Серебряный век” создаёт в нашем воображении особый
мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.
3. Выступления чтецов
Чтец 1 (Демидова Дарья)
Когда захочется стихов о жизни, смерти и борьбе,
О самой горестной судьбе и о прощении грехов,
Когда захочешь прочитать о том, что можно раз любить,
Что без свободы нельзя жить, не надо много здесь искать.
Ищи средь книг xx век, страницу лишь перелистни,
Поэзия из серебра, она играет и блестит,
Она волнует и бодрит, в ней столько жизни и добра.
И в ней читай ты между строк, и мир покажется другим,
А сердце вечно молодым, но рок по-прежнему жесток.
Не зря серебряным зовут: он драгоценный, он блестит,
Но он жестокий, как гранит…
Почему Серебряный век называют жестоким?
(Причинил много страданий поэтам, многие преследовались властями, были
репрессированы, расстреляны)
Чтец 2 (Астамирова Зарина)
Серебряный век…
Имена и потери.
Отчаянье Блока.
Восторги невежд.
И в горькую бездну
Открытые двери.
И горькая память
4
Погибших надежд.
Серебряный век…
Золотые потери.
Великие книги
И подлые дни.
И первые выстрелы
По недоверью.
В разлуку спешащие
Чьи-то огни.
Трагический век.
Гениальные годы.
Тревожные будни
И смутный покой.
И смотрит на нас
И печально и гордо
Серебряный век
Гумилевской строкой (А.Дементьев)
Слово учителя литературы
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
4. Вступительная беседа с учащимися.
Это строки из «Поэмы без героя» А. Ахматовой, где впервые в литературном
творчестве было употреблено выражение «серебряный век».
Конец 19 века – начало 20 века – это необычайно бурный период в истории
России, эпоха радикального обновления буквально во всех сферах жизни.
Ребята, в каких сферах жизни происходили изменения?
(В экономике, политике, науке, технике, культуре, искусстве).
Старый мир трещал по швам, в воздухе витало ощущение начала новой эпохи.
Рубеж веков ознаменован кризисностью. Это характерная примета того времени.
Но обычно кризис это упадок и неполноценность.
Ребята, что значит кризисность для того времени?
(Этим словом обозначается не упадок и бесплодность, а фундаментальный
перелом, решительный пересмотр всех основ бытия)
Рубеж веков – это эпоха небывалых свершений, нововведений. Взлет научного
мышления привел к великим изобретениям и открытиям.
Какие открытия вы знаете?
елефонная связь, рентгеновские лучи, квантовая теория и другие)
5
Писатели и философы активно пытались осмыслить новую жизнь и нового
человека, противостоять надвигающимся потрясениям, найти выход из тупика.
Духовное возрождение, вера в гармонию человека и мира позволяют говорить о
русском культурном Ренессансе начала 20 века.
Но почему, ребята, было дано название «серебряный век»?
(По аналогии с «золотым»)
Но чем характерна пушкинская пора?
(Это утверждение идей дома, добра, гармонии, незыблемых нравственных основ)
А что характерно для «серебряного века»?
(Ощущение бездомности, душевной дисгармонии, тревоги, коренных перемен)
Самый пророческий поэт начала 20 века А.А. Блок предсказал «Двадцатый век…
Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла…».
Ребята, уступает ли «серебряный век» по обилию талантов «золотому»?
(Не уступает, его невозможно связать с именем какого-то одного творца,
дарование каждого художника составляет часть грандиозного целого, имя
которому – Серебряный век).
Слайд №1 «Фото всех представителей литературы Серебряного века».
Серебряный век называют «эпохой с размытыми краями». Почему?
(Границы этого века оспариваются, на счет финала нет единого мнения).
Серебряный век как духовно единое явление завершился с утверждением
большевистского режима. Рубежным часто называют 1921 год, когда по вине
новой власти умер Блок и расстрелян Гумилев. Если рассматривать шире, то
мировая война, революция, гражданская война стали теми социальными
преградами, о которых разбилось культурное явление Серебряный век.
Русская философия серебряного века подарила миру целую плеяду великих
религиозных мыслителей: Бердяева, Булгакова, Мережковского, Розанова,
Флоренского, Лосского и многих других. Многие занимались не одним видом
искусства, а сочетали несколько. Например, Кузмин сочетал поэзию с
композиторской деятельностью, Бурлюк и Маяковский занимались живописью.
Вообще, серебряный век выдвинул редкое в истории соцветие талантов, которые
украсили не только русскую, но и всю мировую литературу. В музыке – С.
Рахманинов, С. Прокофьев, А. Скрябин; в оперном искусстве – Ф.Шаляпин,
Л.Собинов; в балете А.Павлова, в области театра – В. Комиссаржевская, К.
Станиславский. Именно Серебряный век подарил нам Третьяковскую галерею,
Московский Художественный театр (основатели – К.Станиславский и
В.Немирович-Данченко).
Что представлял собой художественный облик литературы?
(Расцвет поэзии, в которой обращались к внутреннему миру личности как
величайшей тайне и ценности).
Как можно охарактеризовать Серебряный век? Какими эпитетами?
(«мятежный, богоищущий, бредивший красотой, изысканный» и др.)
На рубеже 19-20 веков наступало совершенно другое время – эпоха крупного
капитала, бизнеса, стремительного внедрения техники, переоценки духовных
ценностей. В 19 веке реалистическое искусство старалось отразить окружающий
мир, обличить его пороки, заострить жизненные проблемы (вспомним творчество
Достоевского, Толстого, Репина), то теперь люди забыли о душе и не видели сути
6
вещей, не понимали сокровенного. Значит, пришло время нового искусства,
которое призвано было отразить высший смысл существования человека, вернуть
его к духовности. Новое искусство искало спасения от надвигающихся катастроф,
от наступающей техники и власти капитала в духовном, сокровенном,
вымышленном мире грез и мечтаний.
В.Брюсов писал (Бутенко Галина)
Я устал от светов электрических,
От глухих гудков автомобилей:
Сердце жаждет снова слов магических,
Радостных легенд и скорбных былей.
Давят душу стены неизменные,
Проволоки, впутанные в сети,
Выкликают новости военные,
Предлагая мне газету, дети.
…Позабыться вымыслами хочется –
Сказками, где ведьмы, феи, черти…
О чем стихотворение В.Брюсова? Чего он хочет? (Вернуться в мир
сказок)
Ребята, а какие два направления развивались на рубеже веков
еализм и модернизм)
Кто сможет дать определение реализму?
(Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным
литературным направлением.
Реализм ( от латинского «вещественный») – литературное направление,
основными особенностями которого являются социальный анализ, изображение
жизни в образах, соответствующих сути явлений самой жизни, а также
художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом)
Слайд: №2 «Основными дарованиями среди новых реалистов были:
Максим Горький, Иван Бунин, Иван Шмелев, Александр Куприн и др.»
Но мы более подробно поговорим сегодня о модернизме, который развивался
параллельно с реализмом. Как правило, эти литературные направления
существовали в острой борьбе с друг другом.
Модернизм – (от французского «современный») – общее название совокупности
литературных течений 20 века. Поэты-модернисты стремились изобразить в своих
произведениях действительность с помощью нового искусственного языка, а
также на основе новых выразительных средств. В эстетике модернизма отразился
пафос «конца света», неминуемой гибели мира, упадка. Поэтому многие годы
модернизм отождествляли с определенным типом сознания.
Ребята, что это за тип сознания?
(Декаданс)
Слайд №3 «О декадансе»
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа. К. Бальмонт
5. Выступления проблемных групп с сообщениями и презентациями:
7
(Учащиеся рассказывают о своих литературных течениях: цели, задачи, основные
представители. В качестве вступления к сообщениям предложено использовать
чтение стихотворения наизусть)
1 группа – символисты (Презентация Бутенко Галины)
Докладчик рассказывает о характерных чертах, основоположниках и этапах
развития символизма.
Какой манифест вы себе выбрали? Почему?
(Символ – окно в бесконечность)
Учитель подводит итоги сказанного:
Приход в литературу В.Брюсова, К.Бальмонта, Ф.Сологуба, И.Анненского,
А.Блока превратил символизм в важный фактор русской духовно-культурной
жизни.
Стихотворении В.Брюсова «Юному поэту» прозвучало откровенным эпатажем:
Учащийся читает стихотворение (Рудницкий Игорь)
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Необходимо знать, что эти заветы вовсе не означают, что поэт не должен видеть
жизни. Это доказывает многогранная поэзия самого В.Брюсова, который
отображает жизнь во всем ее разнообразии.
Кризис символизма (1910-1911) породил новую поэтическую школу.
2 группа: Презентация Астамировой Зарины.
Манифест «Роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и
цветом, а не своими мыслительными подобиями с мистической любовью или чем-
нибудь еще».
Поэты этого направления – Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам – отвергали
тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на
внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни,
обращения поэта к тому, что можно познать.
И действительно, в творчестве Н.Гумилева мы находим в первую очередь
отражения окружающего мира во всех его красках. В его поэзии мы находим
экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и
преданий Рима, Египта.
Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить
полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может
создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности.
К миру прекрасному приобщает нас и поэзия Анны Ахматовой.
Ее стихи поражают внутренней силой чувства. И действительно, любовная лирика
Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются
многие человеческие судьбы. Но чаще всего мы встречаем образ женщины,
жаждущей любви, счастья:
Настоящую нежность не спутаешь
8
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои! А. Ахматова
3 группа – футуристы. Презентация Сташевского Дмитрия.
Манифест (Искусство будущего)
Поэты-футуристы противопоставляли себя классической поэзии, они старались
найти новые поэтические ритмы и образовать поэзию будущего. Они считали
свою поэзию началом новых путей раскрепощенного слова, они стремились к
трудной игре со словами, настаивали на неограниченном словотворчестве и
«словоновшестве». Слог, звук могли выступать у них в ранее неведомых
комбинациях. Они были подобны заклинаниям
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй пелся облик
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило лицо. В. Хлебников
или
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи.
Что смеются смехами… и т.д.
В.Маяковский считал основой этого течения стихийное ощущение
неизбежности крушения всего старого, стремление осознать через искусство
грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества».
В.Хлебников считал необходимым разрушение условной системы литературных
жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим началам, когда
язык был частью природы.
6. Учитель литературы:
Восхищались: «Символист!»
И кивали головами:
Оставлял стандартный лист
С нестандартными словами.
Задыхались: «Акмеист!»
И качали головами…
Горный воздух свеж и чист
С настоящими словами.
Восклицали: «Футурист!»
И стучали головами…
Оставлял корявый лист
С нестандартными словами. (В. Малышев)
9
- Все они такие разные. Каждый видел мир по-своему.
7. Новокрестьянская поэзия.
Это самые главные, яркие направления Серебряного века. Но нельзя не сказать о
так называемой новокрестьянской поэзии. Вы о ней еще ничего не знаете, но все
вы слышали прекрасные стихи Сергея Есенина. Это понятие объединяет поэтов
только условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их
миропониманию и творческой манере. В их поэзии отразилась и радость слияния
крестьян с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного,
чуждого живой природе города, и трагические коллизии мужицкой жизни. Одним
из ярких представителей новокрестьянской поэзии был Николай Клюев.
Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное
выразительное средство имажинистов - метафора.
Имажинизм был последней нашумевшей школой русской поэзии XX века.
Здесь проявился талант Есенина, теоретические работы и творчество которого во
многом повлияли на направление и уход которого послужил основной причиной
распада группы имажинистов.
8. Сравнительный анализ:
Если есть Серебряный век, значит, был век “золотой”?
Какую поэзию можно отнести к “золотому веку”?
Сравним два стихотворения “золотого” и Серебряного века, ставших любимыми
романсами: “Я помню чудное мгновенье” А.С.Пушкина и “Мне нравится...”
М.И.Цветаевой
9. Чтение наизусть стихотворений учащимися, затем прослушивание
романсов на эти стихи.
Какой теме посвящены эти стихи?
Одинаковое ли настроение создаётся у нас при их восприятии?
10. ВЫВОД: если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни,
радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века
передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную
усталость. В поэзии “золотого” века всё полногласно, переливается через край, а в
поэзии Серебряного века-“всё суше, бледнее, чище, но и, более дорогой ценой
купленное, ближе к автору, более - в человеческий рост”, по словам Н.Оцупа.
Впервые название “Серебряный век” использовал философ Н.Бердяев, но чётко
оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи
Н.Оцупа. “Золотой век” русской поэзии можно сравнить с солнцем.
А с чем же тогда можно сравнить век Серебряный?
(Конечно, с луной)
11. Учитель литературы:
- На доске в три столбика выписаны существительные их трех стихотворений.
- Какой столбик «символистский»?
- Какой - «акмеистский»?
- Какой – «футуризм»?
Докажите это!
Слайд №
Речь шла о стихотворениях:
В.Иванова «Дух» (Символизм)
10
Д.Бурлюка «Мертвое небо» (Футуризм)
А.Ахматовой «Знаю, знаю, скоро лыжи» (Акмеизм)
Учащиеся должны по использованным в стихотворениях существительным
доказать принадлежность к определённому течению: для символизма
характерно наличие возвышенных слов – символов (бездна, дух, лоно, кормило,
твердь). Для акмеизма - предметный мир (небо, лыжи, тропинка, дорожка, ива).
Для футуризма – словотворчество, использование просторечных, разговорных
слов. (Представители каждой группы работают на интерактивной доске,
выбирают цвет, отмечают слова).
1 столбик – символизм. Стихотворение В. Иванова «Дух».
2 столбик – футуризм. Д. Бурлюк «Мёртвое небо»
3 столбик – акмеизм. А. Ахматова «Знаю, знаю – снова лыжи».
12. Подведение итогов.
Учитель литературы.
- Основные черты символизма?
- Основные черты акмеизма?
- Основные черты футуризма?
Учитель литературы.
13. Творческое задание: придумать название своему поэтическому
сборнику
1. Сборник символистов «Любовь».
2. Сборник акмеистов «Дальние страны».
3. Сборник футуристов «Дерзкие стихи».
14. Беседа «Трагизм судьбы поэтов».
Ребята, сегодня мы услышали много имен, имен людей талантливых и
умных. Но мы и представить себе не можем, сколько вынести им
пришлось, сколько страданий выпало на их долю.
1) Константин Дмитриевич Бальмонт пытался покончить жизнь
самоубийством, за гимны революции был преследуем властями,
эмигрирован за границу, вернуться на родину не пришлось, умер в
пригороде Парижа, где доживал больной, полубезумный, в нищите.
2) Александр Александрович Блок умер по вине властей от болезни
сердца и нервного расстройства.
3) Николай Степанович Гумилев в ночь с 3 на 4 августа 1921 года
арестован в связи с контрреволюционным мятежом в Кронштадте, как
предполагаемый участник Таганцевского заговора, но документально
причастность к заговору не подтверждена. 24 августа расстрелян. Место
захоронения неизвестно.
4) Анна Андреевна Ахматова (Горенко) сына Льва арестовывали
трижды, 17 месяцев мать провела в тюремных очередях, под
впечатлением которых написала поэму «Реквием».
5) Осип Эмильевич Мандельштам за стихи против Сталина ссылается
на Чердынь-на-Каме. Попытка самоубийства. Смена места ссылки –
Воронеж. Окончание срока ссылки, вновь арест. Приговорен к пяти годам
исправительно-трудовых лагерей за контрреволюционную деятельность.
11
В 1938 году умирает от болезни и истощения в больничном бараке
пересыльного лагеря «вторая речка» под Владивостоком.
6) Сергей Александрович Есенин в июле 25 года начинаются нападки на
поэта. А в декабре этого же года вышло стихотворение за день до смерти
«До свиданья, друг мой, до свиданья». По официальной версии
повесился в гостиничном номере.
7) Марина Ивановна Цветаева эмигрирована, 3 с половиной года
прожила в Чехии и 14 лет в Париже, сначала смерть дочери Ирины, затем
гибель сына в витебской области в армии, затем арест дочери Ариадны и
мужа Сергея Эфрона. Эвакуирована в Елабугу на пароходе. В Елабуге
под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной
депрессии Марина Цветаева покончила с собой.
8) Борис Леонидович Пастернак лауреат нобелевской премии, его роман
«Доктор Живаго» отказываются печатать в России, из-за травли не едет
получать Нобелевскую премию в Швецию, боясь, что не дадут
возможности вернуться назад на родину.
15. ИТОГ УРОКА. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Вывод: поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и
удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в
обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами
«серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли
творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.
Итог
Итак, новая литература громко заявила о себе. Хор голосов хотя и был
дисгармоничным, но само их существование, столкновения друг с другом,
влечение к русской классике и поиск новых путей - всё стало знаком времени.
Обращаясь вновь к нашему эпиграфу можно сказать, что в своих стихах поэты
выразили и безумья тех лет, и надежду на светлое будущее, на нас - потомков.
Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в
русскую культуру и стало неотъемлемой частью русского искусства. Никогда
ещё в русской культуре слово не было так тесно связано с живописью и
музыкой. На стихи поэтов Серебряного века создано много романсов. В
заключение нашего урока предлагаю вам исполнить один из них.
16. Рефлексия (звучит романс на слова поэтов Серебряного века)
Пожалуйста, продолжите следующие высказывания:
Для меня Серебряный век – это…
В процессе подготовки к мероприятию я испытывал (а) …, потому что…
Свое выступление я считаю …, потому что …
Я ухожу с … настроением, потому что …
Урок закончен. Спасибо за работу!