Конспект урока "Изобразительное искусство и музыка Древней Руси" 10 класс

Урок 16 10 класс
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.
Эпиграф: “О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская, многими красотами
прославлена ты…Всем ты преисполнена, земля Русская
В современном мире существуют различные толкования понятия “культура”.
Культура – возделывание, обработка.
Культура – целостное, системное единство составных ее частей.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, которые
постоянно создаются и накапливаются человечеством.
Культура – исторически определенный уровень развития общества,
творческих сил и способностей человека, выраженный в создаваемых ими материальных
и духовных ценностях.
Подходят ли нам эти определения?
1) Особенности культуры Древней Руси.
- В чем состояло Византийское влияние на развитие Руси? Каково положительное
значение этого для Руси. В чем оно проявлялось? Это потребность и готовность
восприятия достижений высокоразвитой культуры;
Русь была не пассивным объектом его приложения, а играла активную роль
в этом процессе;
Заимствование подвергалось глубокой трансформации под воздействием
местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной
древнерусской культуры.
В.Н.Лазарев писал: “Усвоить принципы византийского искусства стремились буквально во всех
странах. Но далеко не всем это было под силу. Киевская Русь не только сделала византийское
наследие своим достоянием. Она дала ему глубокое творческое претворение, целиком подчинив
тем задачам, которые стояли перед ее художниками”.
Какие задачи стояли перед русскими мастерами?
Идея единства;
Идея прославления князей;
Оценка исторических событий и деятелей.
Наиболее интенсивными культурные связи с Византией были до середины XII века.
Самобытная культура Древней Руси развивалась в постоянных контактах с культурами других
стран и народов, особенно в области церковной идеологии и изобразительного искусства.
Таким образом, мы делаем вывод, что культурное взаимодействие Русского государства с
зарубежными странами складывалось по-разному и различались по степени их интенсивности.
Наиболее многогранными они были после принятия Русью христианства.
2) Фольклор Древней Руси.
О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники.
Значительное место занимала календарная обрядовая песня: заговоры, заклинания, обрядовые
песни. Обрядовый фольклор включал в себя свадебные песни, похоронные плачи причитания,
песни на пирах и тризнах. Существовали такие формы фольклора, как пословицы, загадки,
сказки, трудовые песни.
Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания о родоначальниках племен и
княжеских династий, об основании городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания
отразились в “Слове о полку Игореве”, и в “Повести временных лет”.
статья о произведении « Слово о полку Игореве»
Рукописный список «Слова» был найден в начале 90-х годов XVIII в. известным любителем и
собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным. С рукописи были сняты копии, одна
из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. В 1800 г. «Слово» было издано
Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с учеными. В 1812 г. сборник, включавший «Слово о
полку Игореве», сгорел в московском пожаре, сохранился экземпляр Екатерины II.
В «Слове было много непереведенных мест, так как писали все слова слитно и не ставили
знаков препинания. «Слово изучалось литературоведами, поэтами, лингвистами и историками.
Переводили А.С.Пушкин, но не успел, В.Жуковский, А.Майков и другие. Пушкин верно
почувствовал связи «Слова» с устной народной поэзией. Поэтические элементы «Слова»
отразились в русской поэзии и в русской прозе на протяжении двухсот лет. Оно было
переведено на большинство западно-европейских языков.
«Слово» с гениальной силой и проникновенностью отразило главное бедствие своего
времени – отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как
следствие, слабость обороны от кочевых соседей Руси. Единое древнерусское государство
распалось в XII веке. Смерть Ярослава Мудрого вызвала дальнейшее разделение Русской земли.
«Слово о полку Игореве» в основном посвящено походу князя Игоря Святославича
Новгород-Северского, предпринятого им в 1185 году против половцев. Игорь Святославич
родился в 1151 году, он был вторым сыном Святослава Ольговича Черниговского.Ко времени
похода Игоря Святославича у него было уже трое сыновей: Владимир, Олег и Святослав.
Святослав Всеволодович Киевский приходился Игорю двоюродным братом, но как
старший по лестнице феодального подчинения, называл его «сыном».
Ко времени похода у Игоря был один брат Всеволод Святославич «Буй Тур», князь
курский и трубчевский. Он был моложе Игоря девятью годами. Во время похода ему было 25
лет.
Немного найдется во всей мировой литературе произведений, которые вызывали бы к
себе столь длительный и пристальный интерес. Игореву песнь издают и переиздают. Создана
огромная поэтическая библиотека вариаций на тему «Слова». О поэме, многократно
переведенной на множество европейских и восточных языков, спорят ученые в самых различных
странах мира. В последние десятилетия появились исследования этого произведения не только у
наших славянских соседей, но и в США, Австралии, Англии, Франции, Италии… В чем же
притягательность «Слова»?
1. В ы р а зи т е л ьн о е ч т е н и е д р е в н е р у с с к о г о т е к с т а (начала поэмы).
Не лЂпо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повЂстий о пълку ИгоревЂ,
Игоря Святьславлича?
Начати же ся тъй пЂсни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню.
Бояньъ бо вЂщий,
аще кому хотяше пЂснь творити,
то растЂкашеся мыслию по древу,
сЂрымъ вълкомъ по земле,
шизымъ орломъ подъ облакы.
Помняшеть бо, рече,
първыхъ времен усобицЂ.
Тогда пущашеть 10 соколовъ на стадо лебедЂй.
Который дотечаше,
та преди пЂснь пояше –
старому Ярославу
храброму Мстиславу,
иже зарЂза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.
Боянъ же, братие, не 10 соколовь
на стадо лебедЂй пущаше,
нъ своя вЂщиа прЂсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху.
Почнемъ же, братие, повЂсть сию
отъ стараго Владимера до нынЂшняго Игоря,
иже истягну умь крЂпостию своею
и поостри сердца своего мужествомъ;
наплънився ратнаго духа,
наведе своя храбрыя плъкы
на землю ПоловЂцькую
за землю Руськую…
П р о в е р к а ч и т а т е л ь с к о г о в о с п р и я т и я . (Не все понятно, но красиво, образно,
метафорично, ритмично.)
2. З н а к о м с т в о с прозаическим (Д. С. Лихачев) и стихотворным п е р е в о д а м и
э т о г о ж е о т р ы в к а (В. А. Жуковский).
«Разве пристало нам, братья, начать старыми таринными) выражениями горестное
повествование о походе Игоревом, Игоря Святославича? (Нет), начать эту песнь надо, следуя
за действительными событиями нашего времени, а не по таринному) замышлению (способу,
плану, приему) Бояна. Ибо Боян вещий, если хотел кому песнь сложить, то (вместо того чтобы
точно следовать действительным событиям «былинам сего времени») растекался мыслию по
дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками (его творческая манера была очень
выспренной, напыщенной). Помнил он, как говорил, первоначальных времен войны (и) тогда
напускал десять соколов (пальцев) на стадо лебедей (9 струн): который (из соколов) догонял
какую(лебедь), та первая (и) пела песнь («славу») старому Ярославу (Мудрому), храброму
Мстиславу(Владимировичу), который зарезал Редедю асожского князя) перед полками
касожскими (в Тмуторокани), прекрасному Роману Святославичу ыну Святослава Ярославича,
князя Тмутороканского). То, братья, Боян не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои
вещие персты на живые струны возлагал; они же сами собой (без всяких усилий, в привычных
старых выражениях, «старыми словесы») князьям славу рокотали».
(Перевод Д. С. Лихачева.)
Не прилично ли будет нам, братия,
Начать древним складом
Печальную повесть о битвах Игоря,
Игоря Святославича!
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым.
Вещий Боян,
Если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мыслию по древу,
Серым волком по земле,
Сизым орлом под облаками.
Вам памятно, как пели о бранях первых времен:
Тогда пускались десять соколов на стадо лебедей;
Чей сокол долетал, того и песнь прежде пелась:
Старому ли Ярославу, храброму ли Мстиславу,
Сразившему Редедю перед полками касожскими,
Красному ли Роману Святославичу.
Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал,
Он вещие персты свои на живые струны вскладывал,
И сами они славу князьям рокотали.
(Перевод В. А. Жуковского.)
Одними из основных оригинальных жанров литературы стало летописание. Дошедшая до
нас летопись “Повесть временных лет” была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского
монастыря Нестором.
Повесть временных лет.
За столом в тихой келье творит свои исторические писания мудрец. Во всю ширину
его фолианта простираются тонкие писания - свидетели осторожных, но гениальных дум.
Седина его поблескивает серебром, во взгляде чувствуется светлая душа и честь, его
пальцы инструмент благородного труда отличаются гибкостью и длиной. Он - тот
самый талантливый писатель, мудрый мыслитель в монашеской рясе, литературный
самородок, написавший «Повесть временных лет». Краткое содержание летописи
открывает нам то время, в которое жил Нестор Летописец.- Никто не знает, какое у него
было детство. Неясно, что его привело в монастырь, кто учил его жизни. Известно лишь,
что он был рожден после того, как ушел из жизни Ярослав Мудрый. Примерно в 1070
году в Киево-Печерском монастыре появился смышленый юноша, желающий принять
послушание. В 17 лет монахи дали ему второе имя Стефан, еще чуть позднее он был
посвящен в дьяконский сан. Во имя истины он сотворил свидетельство древнейших
истоков и великий подарок отечеству - «Повесть временных лет». Краткое содержание
летописи стоит посвятить тому периоду, который, помимо присутствия в произведении,
сопровождал автора и в его настоящей жизни. По тем временам он был очень
образованным человеком и отдал все свои знания литературному творчеству. Нестор
Летописец помог людям больше узнать о том, что собой представляла Древняя Русь в
900–1100 годах. Автор повести «Временных лет» застал в своей молодости то время,
когда на Руси правили князья Ярославичи. Ярослав Мудрый, будучи их отцом, завещал
им беречь друг друга, жить в любви, но княжеская троица чуть было не нарушила просьбу
отца. В тот период начались столкновения с половцами – степными жителями. Языческий
уклад жизни толкал их на то, чтобы агрессивно заявлять свои права на существование в
крещеной Руси: были вызваны бунты и народные восстания с предводителями-волхвами.
Об этом рассказывает «Повесть временных лет».- Краткое содержание данных
политических событий в летописи касается и жизни Ярослава Мудрого - основателя
литературной сокровищницы, первой библиотеки на Руси. Из этой-то библиотеки и
почерпнул свои знания послушник Киево-Печерского монастыря. Нестор Летописец
творил во времена больших перемен: это был период княжеских и феодальных
противоречий, которые все же не смогли сломить могущество Киевской Руси. Тогда
столица жила под предводительством Святополка - алчного и хитрого правителя. Бедный
народ не мог больше терпеть кабалу и феодальную эксплуатацию, и в 1113 году началось
народное восстание. Знать была вынуждена обратиться к Владимиру Мономаху - князю
Переяславля, чтобы он взял ситуацию в свои руки. Он не хотел вмешиваться в правление
чужой вотчиной, но, наблюдая бедствие Киевской Руси, не смог отказать народу в новой
политике. В произведении «Повесть временных лет» краткое содержание древнерусской
истории Нестор Летописец обогатил своим опытом и добавил художественных образов:
приукрасил заслуги князей и очернил недостойных правителей. Летопись дает ясное
представление о том, откуда взяла истоки Русская земля, и кто стал первый княжить.
Приметно то, что в оригинале необычайно длинное название повести поясняет краткое
содержание. «Повесть временных лет» появилась на свет, когда автору было уже около
шестидесяти лет. Мудрый и старательный Нестор в сердцах русских людей остался не
только монахом, но и одаренным мыслителем, который сумел подробно и основательно
описать начало нашего пути.
^ Работа с “Повестью временных лет” по вопросам:
Почему князь Игорь пошел на поводу у дружины и вернулся к древлянам?
Что означают слова “творили насилие над ними мужи его”?
Какой вывод можно сделать о силе власти князя?
Таким образом, мы делаем вывод, что в Киевской Руси данного периода люди
стремились отразить события в устном народном творчестве и в письменных источника.
Летописное повествование о событиях IX–X веков практически целиком основано на
фольклорном материале. Вершиной устного народного творчества является былина.
Самостоятельная работа с текстом. Словарная статья Былина
БЫЛИНА, -ы; ж.
Жанр русской народной эпической песни-сказания о богатырях и их подвигах,
исполнявшейся обычно нараспев под аккомпанемент гуслей; сама такая песня. Слагать
былины. Б. об Илье Муромце. < Былинный, -ая, -ое. Б. сюжет. Б-ые сказания, образы. Б-
ые богатыри.
Под славным великим Новым-городом,
По славному озеру по Ильменю
Плавает-поплавает сер селезень,
Как бы ярой гоголь поныривает,
А плавает-поплавает червлен корабль
Как бы молода Василья Буславьевича,
А и молода Василья со ево дружиною хороброю,
Тридцать удалых молодцов...
(«Василий Буслаев молиться ездил»)
Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим
воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления,
чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни
одного богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера,
группирующихся около главных представителей русского богатырства.
Все известные нам Былины по месту своего происхождения делятся на: киевские,
новгородские и общерусские, более поздние. Хронологически на первом месте, по О. Миллеру,
надо поставить Былины, рассказывающие о богатырях - сватах; потом те, которые вообще
называются киевскими и новгородскими: по-видимому они возникли до XIV в.; затем идут
вполне исторические, относящиеся к московскому периоду Русского государства, и наконец
относящиеся к событиям последних времен. Последние два разряда былин не представляют
особенного интереса и не требуют обширных объяснений; поэтому до сих пор вообще мало
занимались ими. Но огромное значение имеют былины так называемого новгородского и в
особенности киевского цикла, хотя нельзя смотреть на эти Былины как на рассказы о событиях,
действительно имевших когда-то место в таком виде, в каком они представляются в песнях:
элемент чудесного вполне противоречит этому. Если же Былины не представляются достоверной
историей лиц, действительно живших когда-то на Русской земле, то их содержание надо
непременно объяснять иначе.
- Что отличает былины от других произведений?
- Кто являлся главными героями былин?
Какие былины вы можете назвать?
Появление письменности означало качественный скачок в развитии культуры, так как
письменность является важнейшим средством закреплении и передачи во времени и в
пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.
Развитие письменности привело к распространению грамотности среди слоев городского
населения. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде
Берестяные грамоты
Берестяны
́
е гра
́
моты письма и записи на коре берёзы,
памятники письменности Древней Руси XIXV вв. Берестяные грамоты представляют
первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни
средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная
письменность известна также ряду других культур народов мира.
Грамота 9
Новгород, {11601180}
Раскоп Неревский, усадьба «Б»
Условная дата: 11601180, cтратиграфическая дата: сер. 30-х – сер. 70-х гг. [предпочт. не ранее
60-х] XII в. , внестратиграфическая дата: 60-е 90-е гг. XII в.
Категория: письма
Содержание: От Гостяты к Василю (жалоба прогнанной мужем жены).
Сохранность: целый документ
Статья ДНД: Б17
Литература: Вермеер 1996; Вермеер 1999; Жуковская 1959; Кузьмин 1952; Курашкевич 1981;
Мещерский 1958; Мещерский 1962; Палеогр. 1955; Пиотровская 1984; Поппэ 2003; Попр.-IX;
Попр.-VIII; Факкани 1987; Факкани 1995; Якобсон 1952/1953
Том НГБ: I
Место хранения: ГИМ
`От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь,
женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня
прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость'
Грамота 42
Новгород, {13801400}
Раскоп Неревский, усадьба «Г»
Условная дата: 13801400, cтратиграфическая дата: 80-е 90-е гг. XIV в. , внестратиграфическая
дата: не ранее 80-х гг. XIV в. [предпочт. не позднее конца века]
Категория: официальные документы
Содержание: Завещание Михаля.
Сохранность: фрагмент
Статья ДНД: Г67
Литература: Буров 1986; Жуковская 1959; Мелин 1966; Попр.-VIII; Янин 1986
Том НГБ: II
Место хранения: ГИМ
`Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот я, раб Божий Михаль, отходя от сей жизни, пишу
завещание при своей жизни. Что касается моих (вероятно, = причитающихся мне) кобылок и
двух рублей, то производить расчет братьям моим, а детям моим о них дела нет] ...?
1. Определите, о чем идет речь в берестяных грамотах?
2. Опираясь на текст грамот, докажите, что грамотность в Новгороде была
широко распространенным, обыденным явлением?
4) Монументальная живопись.
С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной
живописи мозаика, фреска, иконопись.
^ Работа над понятиями. Запись в тетрадь:
Мозаика изображение, выполненное из цветных камней;
Демонстрация Богоматерь Оранта тр.138)
Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке; (стр.139)
Иконопись
Самостоятельно изучите статью в учебнике на стр.140-142
Демонстрация Ангел Златые власы (стр.140)
Роспись храма должна была передать основные положения христианского вероучения, служить
своеобразным “евангелием для неграмотных”. Фигуры писались плоскими и неподвижными.
Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Суровой красотой
отличаются мозаики и фрески. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и
незыблемости православной церкви и земной власти.
Из всего увиденного можно сделать вывод, что древнерусские зодчие всегда хорошо выбирали
места для строительства зданий. Они были людьми одухотворенными, понимали и ценили
красоту. Отсюда органическое слияние их творений с природой.
^ 5) Прикладное искусство.
Каждая вещь, созданная ремесленником, была неповторимой, заставляла собой любоваться,
являлась истинным произведением искусства. Выписывают понятия:
Художественное ремесло – ремесло, отвечающее требованиям искусства;
Прикладное искусство художественное изготовление предметов быта;
Зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла;
Гравировка украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на
металле;
Филигрань ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой
проволоки.
^ Рассмотриваются иллюстрации в учебнике. Учащиеся делают вывод.
Таким образом, все эти иллюстрации говорят о высоком художественном вкусе и таланте
русских ремесленников и о том, что город являлся центром ремесла.
Сегодня на уроке мы только приоткрыли страничку культуры Древней Руси.
Древнерусское искусство это великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та
эпоха, которая его породила. И оно входит в духовную культуру современного человека как
неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его
могучей созидательной деятельности на заре национальной истории.
17 урок 10 класс «Развитие древнерусской живописи. Русская икона»
10 класс
Конспект урока.
Конспект урока.
Учитель. Русская икона… Павел Дмитриевич Корин, живописец, собиратель икон, писал:
«Пока буду жив, буду любоваться ими, дышать их красотой, питаться их духом… Это великое
искусство. Собирая камни, собираешь камни, собирая бабочек, собираешь бабочек, а собирая
древнюю русскую живопись, собираешь душу народа…»
( Звучит «Благослови душе моя» из «Всенощного бдения» С.Рахманинова.)
Согласно преданию, послы киевского князя Владимира Святославовича были отправлены
в чужие края, чтобы познать различные вероисповедания и выяснить, что больше подходит для
Руси. В храме Святой Софии в Константинополе они ощутили себя «на небесах». Послов
пленили красота и пышность ритуала, блеск золота, серебра, драгоценных каменьев, церковное
пение, мозаичные изображения святых и евангельских сцен. То, что им довелось увидеть в
Западной Европе, не шло ни в какое сравнение с этой красотой. В Лаврентьевской летописи есть
такая запись: « Придохом в Немци, и видехом в храмах многие службы творяща, а красоты не
видехом никакоеяже». Стремление к красоте и сказалось на « выборе вер». Вместе с
христианской религией пришло на Русь из Византии искусство иконописи. Однако жесткая,
аскетичная манера византийского письма смягчалась русскими мастерами.
Цель нашего сегодняшнего урока состоит в том, чтобы выявить основные особенности
мастерства великих иконописцев Древней Руси: Феофана Грека, Андрея Рублева.
Учитель. Конец 14-начало 16 века называют золотым веком Древней Руси. Это было
время торжества Москвы, вобравшей духовную и художественную культуру Киева и Владимира,
Новгорода и Пскова. Теперь в нее съезжались книжники, духовные деятели, живописцы. В это
благоприятное время и прибыл из Византии живописец Феофан Грек, прозванный так за свое
происхождение.
Все поражало современников в личности Феофана: и масштаб его дарования, и его
творческая свобода, и необычная манера письма.
Определить в чем заключалась необычность манеры письма Феофана Грека, нам поможет
рассказ о его творчестве.
Неудержимый порыв страстей передан в творчестве Феофана Грека византийского
художника, прибывшего в Новгород в 70-е гг. XIV в. Его энергичную, стремительную манеру
письма не спутаешь ни с какой другой. Во фресковых росписях есть и великолепное мастерство
колорита, и суровый, порой даже грозный аскетизм. «Отменный живописец» Ф. Грек, по словам
писателя Епифания Премудрого, «собственною рукой расписал много различных церквей
каменных более 40». Бросая коричневые краски на лица и темно-синие на одежду, он наносил
поверх основных тонов несколько более светлых слоев. При прорисовке лиц он делал резкие
«пробелы», «перистые» линии, вблизи кажущиеся грубыми, «рваными» и хаотичными. Но
издали они воспринимаются как слитные и удивительно гармоничные. В его манере письма
решающее значение приобретает светотень, с помощью которой он добивается объемности
изображения. И все-таки главное, что отличает его художественный стиль, это
проникновенное понимание души человека, его высоких внутренних порывов и стремлений.
Герои произведений Ф. Грека седобородые старцы столпники, отшельники,
добровольно принявшие монашеский обет. Им чуждо безмятежное счастье, покой, они привыкли
подавлять свои чувства и страсти. Их лица отмечены печатью страдания, сомнения и отчая-
ния. Глубоко поставленные глаза, гордо вскинутые брови, крепко сжатые уголки губ придают
лицам особую выразительность и аскетизм.
Феофан Грек.
Анфим Никомидийский
Феофан Грек. Пророк
Донская Богоматерь
Феофан Грек. Троица
Почти тридцать лет прожил Ф. Грек в Новгороде, остальное время в Москве. Там
смягчилась его кисть, но в целом он остался верным прежней манере письма.
Итак, какие особенности живописи Феофана Грека можно выделить?Запись в тетрадь.
В манере письма Феофана Грека решающее значение приобретает светотень, с помощью
которой он добивается объемности изображения. И главное, что отличает его художественный
стиль, это проникновенное понимание души человека, его высоких внутренних порывов и
стремлений.
Учитель. Создание икон требовало огромного мастерства, духовного совершенства,
внутренней чистоты. Всем этим в полной мере обладал великий древнерусский художник
Андрей Рублев. То немногое, что известно о Рублеве искусствоведам, известно и нам. А
характерные особенности этого гения вы определите, послушав лекцию:
Известность и славу московской школе живописи принесло творчество Андрея Рублева
(около 1350/60-1430). Немного мы знаем о судьбе этого величайшего русского художника.
Неизвестны его происхождение, причины перехода из одного монастыря в другой,
взаимоотношения с окружающими людьми. Мрачное, жестокое время, когда Русь находилась
под монголо-татарским игом, не нашло отражения в его творчестве. Напротив, в нем царят
спокойная тишина, очарование жизни, отзывчивость души.
В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Андрей Рублев принял
участие в создании иконостаса Благовещенского собора в Кремле. В 1408 г. он работал над
росписями Успенского собора во Владимире, а позднее расписывал Троицкий собор Троице-
Сергиева монастыря и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Вершиной
художественного творчества А. Рублева является созданная в 1425-1427 гг. знаменитая «Троица»
- глубочайшее по мысли произведение, где русский иконописец воплотил идею, близкую и
понятную не только его современникам, но и людям последующих поколений.
Три лица, три ангела... Но Бог един... Как вместить человеческому сознанию эту
тайну? Это так же трудно, как постигнуть идею о бесконечности пространства или
вечности бытия. Создавая свое произведение, А. Рублев знал: здесь не будет ничего, что
отвлекает от главного. Он покажет Троицу - образ единства и жертвенной любви.
Светится золотом образ вечного, несотворенного света, сияют нимбы и венцы вокруг голов
ангелов. Склонили они головы, а крылья, соприкасаясь друг с другом в легких волнообразных
движениях, как бы перетекают одно в другое. Чем заняты три этих крылатых существа?
Вкушают поднесенную им пищу?.. А может быть, они просто ведут тихую беседу? Один
повелительно говорит, другой покорно внимает, а третий смиренно, в знак согласия, склоняет
голову. Несомненно, здесь есть и то и другое.
Вглядитесь в лица Троицы. Они нераздельны и едины, но у каждого из ангелов - свое
действие, свое бытие, свое предназначение. Левый ангел - образ Отца, творца мира. Его волей
создается Вселенная, а потому позади него изображены не просто палаты Авраама, а Дом, Храм
Вселенной. Его лицу приданы большая твердость и воля. Средний ангел обращен к правому, но его
слегка наклоненная голова повернута к Отцу. Это Сын, тот, кому предстоит воплотиться в
человеческий образ Христа и своей жертвенной смертью искупить грехи человеческие. В его
задумчивом облике - любовь к человеку, согласие стать спасительной жертвой для людей,
решимость принятия грядущих страданий. С отблеском тихой печали на лице изображен третий
ангел - Дух-Утешитель. Возвышающаяся за ним гора воплощает в себе символ восхождения Духа.
Все три ангела воспринимаются как единый образ мирового устройства, как символ Добра,
Жертвенности и Любви. Позднее некоторые исследователи назовут «Троицу» А. Рублева «призывом к
национальному единству русского народа», но ее истинный смысл гораздо шире и глубже.
Андрей Рублев. Троица
Андрей Рублев. Звенигородский
Спас. Деталь
«Звенигородский Спас» (начало XV в.) одно из самых выразительных и
проникновенных произведений А. Рублева. В изображении Спаса Вседержителя мы привыкли
видеть суровый и грозный лик, но здесь все иначе. В нем передано выражение мягкой нежности
и душевной доброты. Открытый кроткий взгляд, устремленный в неведомую даль, полон такой
человечности и участия в судьбах людей, которого еще не знала древнерусская живопись. Да, он
видит то, что неподвластно взору простого человека. Изыскан колорит иконы, в которой
использована прозрачная розовая охра, еще в большей степени подчеркивающая плавность и
мягкость спокойных линий.
Андрей Рублев.
Архангел Михаил
Андрей Рублев.
Иоанн
Предтеча
Андрей
Рублев.
Апостол Петр
Андрей Рублев.
Апостол Павел
Выявление особенностей творчества Андрея Рублева. Запись в тетрадь.
Творчество Андрея Рублева определило в 15 в. расцвет национальной школы русской
живописи, оригинальной по отношению к Византии. Оно оказало огромное влияние на все
русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.
В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублев воплотил новое,
возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Он считал, что
человек после своей смерти не должен попасть на великий суд. По его мнению, человек платит
за свои грехи еще при жизни, он страдает за содеянное.
Отдавая все свободное время изучению наследия византийской и русской иконописи,
Рублев отбирал лучшее и творчески переосмысливал увиденное, основываясь на собственном
опыте. Отсюда - свежесть и непосредственность созданных им образов.
С приходом Рублева московская живопись окончательно освободилась от византийских
влияний.
Докладчик. Всмотримся в «Троицу» Рублева, икону 15 века, еще ничего не зная о
библейском сказании. В ней есть что-то располагающее к длительному созерцанию. Трое
прекрасных юношей сидят по разные стороны стола и даже не смотрят друг на друга, но
художник так написал их, что видишь каждого в отдельности и всех вместе. Они так
расположились по воле живописца, чтобы зримо перекликаться друг с другом не взорами, а
сокровенной сосредоточенностью, душевной лаской. Теперь переведем взгляд на «Троицу»
Феофана Грека. Эта фреска, написанная в 14 веке, в несколько поврежденном виде сохранилась в
Троицком приделе собора Спаса Преображения в Новгороде. В рублевской «Троице» - мир
тишины и покоя, покоя просветленного, благотворного, «Троица» же Феофана Грека полна
трагизма, мрачного напряжения.
Библейская история рассказывает, как к старцу Аврааму явились трое прекрасных
юношей и как он вместе со своей женой Саррой угощал их под сенью дуба Мамврийского,
догадываясь, что в них воплотились три лица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. Феофан Грек,
следуя византийской традиции, передает этот эпизод с большей обстоятельностью. Он
изображает уставленный яствами стол, Сарру, подающую блюда. Левая нижняя часть фрески
утрачена, но искусствоведы считают, что там был изображен Авраам. Для Феофана Грека это
прежде всего событие, произошедшее в определенном месте и в определенный час. В иконе
Андрея Рублева отброшено все второстепенное. Остались три фигуры ангелов, евхаристическая
чаша, дуб Мамврийский, дом и скала. Почему?
Ученики. Рублев оставил то, что помогало передать главное, - не событие, а состояние
души: любовь, согласие, единение.
Это единство не в обозначенном линией круге, который рождает в нашем сознании
плавные очертания ангельских фигур, и склоненная фигура правого ангела, и наклон дерева и
горы. Ритмическое волшебство линий не застывших, а трепетных.
Как это отлично от византийского письма фрески Феофана Грека, где складки одежды
ангелов, резко пересекаясь, образуют острые углы и изломы. Это различие образно определил
Н.Щекотов: «Характер византийского ритма иной: биение его ритмического пульса вызывает
представление о церковной процессииУ Рублева это пастуший рожок, звучащий
издалека…»
По - разному выявляют иконописцы и индивидуальность ангелов. У Рублева средний
ангел Христос. В задумчивой сосредоточенности, склонив голову, он благословляет чашу.
Изъявляя тем самым готовность принести себя в жертву во искупление грехов человеческих. На
лике левого ангела глубокая печаль. Он тоже благословляет чашу символ жертвенной любви,
как бы изъявляя согласие на ее приятие Иисусом. Правый ангел - погружен в тихое раздумье,
жест его правой руки тоже направлен в сторону чаши. А теперь обратимся к фреске Феофана
Грека. Широкий размах крыльев создает впечатление неземного величия, могущества. В фигурах
ангелов ощущается напряжение. Они кажутся разобщенными: каждый поглощен своими
мыслями. Они напоминают воинов, которые присели перед смертельной битвой.
Во всем сказывается византийская природа творчества Феофана Грека. Красочная гамма
фрески это сочетание оттенков двух цветов: красного и черного. Они создают особый
колористический эффект. Светлые и сероватые резкие блики, положенные на выступающие и
затененные части, сообщают фреске экспрессию и драматизм.
В живописи Рублева и фигуры, и предметы излучают свет. Цветом, его гармониями
древнерусский мастер выражал все оценки состояния души. Голубыми и золотыми тонами
исключительной чистоты вошла в наше сознание рублевская «Троица».
. В сравнении с тихой светлой «Троицей» Андрея Рублева фреска Феофана Грека
воспринимается как грозное видение. Иконописцы противостоят друг другу, как стремительная
молния и ясное солнце, скорбь и радость
Так, иконы Рублева и Феофана Грека вызывают разные чувства и разное настроение.
Какие?
Подведем итог. Развитие древнерусской живописи шло по пути от страстного душевного
порыва, выраженного в творчестве Феофана Грека, к самоуглублению, созерцанию той
внутренней красоты, которая заключена в душе человека. Это мы можем наблюдать в живописи
Андрея Рублева.
Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос : « Как проявляется различие в восприятии Судного дня в
творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева».