Рабочая программа "Музыка. Изобразительное искусство" 5-8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 12»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО приказом МБОУ «ООШ № 12»
протокол от 29.08.2017 № 1 от 01.09.2017 4
Рабочая программа
по учебным предметам
«Музыка. Изобразительное искусство»
5-8 классы
Составители
Шатова В.И.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Шергина С.А
учитель информатики,
высшая квалификационная категория
Мариинск 2017
1. Планируемые результаты освоения учебных предметов
«Музыка. Изобразительное искусство»
Личностные результаты освоения рабочей программы учебных предметов «Музыка.
Изобразительное искусство» предметной области «Искусство» при получении основного
общего образования должны отражать готовность и способность учащихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,
правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения рабочей программы учебных предметов
«Музыка. Изобразительное искусство» предметной области «Искусство» при
получении основного общего образования должны отражать освоенные учащимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и
осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты освоения рабочей программы учебных предметов «Музыка.
Изобразительное искусство» в 5-8 классах, входящих в состав предметной области
«Искусство» должны обеспечить освоенные учащимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами.
Изучение предметной области "Искусство" должно обеспечить:
1. осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
2. развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся,
способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-
эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и
выражать свое отношение художественными средствами;
3. развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности;
4. формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и
ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и
приумножению.
5. Предметные результаты изучения предметной области "Искусство" должны отражать:
Изобразительное искусство:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-
ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных ивопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Музыка:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их
общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-
нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и
общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-
ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-
творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального
вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,
классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
2. Содержание учебных предметов «Музыка. Изобразительное искусство»
Изобразительное искусство
5 класс
1. «Древние корни народного искусства» (9 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо
жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается
как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и
мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка
орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом
Белгородской области и народно-праздничными обрядами.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
2. «Связь времен в народном искусстве» (8 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных
художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве
учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными
игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня,
птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного
образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской
керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой
пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-
сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
3. Декор – человек, общество, время. (9ч)
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в
классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен.
Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его
роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих
отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.
Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности,
чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию,
закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое
значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних
греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной
акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того,
закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора
одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при
определении символического характера языка герба как отличительного знака, его
составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в
искусстве геральдики.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
О чём рассказывают нам гербы Белгородской области.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
4. Декоративное искусство в современном мире. (8 ч)
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла,
металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения
единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе
воплощения замысла.
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
Изобразительное искусство
6 класс
1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Основы
представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка
служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения
содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии
жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение
искусства через сопереживание его образному содержанию. Тематическая картина как
обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника
над жизнью. Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд
мирового и отечественного искусства. Место и роль картины в искусстве XX века.
2. Мир наших вещей. Натюрморт. История развития жанра «натюрморт» в контексте
развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения
художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-
выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива,
форма, объем, свет).
3. Вглядываясь в человека. Портрет. Приобщение к культурному наследию
человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета
интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство
портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства
портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения
человека и понимания его. Изображение человека в графике, живописи, скульптуре.
Пропорции и строение фигуры человека. Изображение человека в истории искусства
разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
4. Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. Жанр
пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний
художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды
пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка
зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения
Изобразительное искусство
7 класс
1. Художник дизайн архитектура. Искусство композиции основа дизайна и
архитектуры. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного
развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды
нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и
художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой
деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом
дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные
приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие),
динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического
дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные
аспекты.
2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. От
плоскостного изображения к макетированию объемно-пространственных композиций.
Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание объем в
пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция
объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие
строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания.
Унификация важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в
конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного
тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция каркас
дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в
дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте.
Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От
шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История
архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и
технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий,
их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание
пространства основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и
архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в
природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного
человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование
природных и имитационных материалов в макете.
4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование. Организация пространства жилой среды как отражение социального
заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-
личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию
облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология,
мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию
имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек
моделирует современный мир.
Изобразительное искусство
8 класс
1. Архитектура и дизайн конструктивные искусства в ряду пространственных
искусств. Художник дизайн архитектура. Искусство композиции основа
дизайна и архитектуры
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или
«Внесём порядок в хаос!»
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква строка – текст
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна.
2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
Объект и пространство
От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Роль цвета в формотворчестве.
3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни
человека
Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты – архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование
Мой дом – мой образ жизни
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или … под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя моделируешь мир.
Музыка
5 класс
Раздел 1. «Музыка и литература» 16 ч.
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства.
Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки
(музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств
художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в
музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки.
Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествие в
музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
содержания музыкальных образов.
Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» 18 ч.
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством Исторические события,
картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах
искусства. Об раз музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в
звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему.
Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и
изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль
дирижера в прочтении музыкального сочинения Образы борьбы и победы в искусстве.
Архитектура застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая
мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты
Отечества в музыке и изобразительном искусстве.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
содержания музыкальных произведений.
Музыка
6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы.
Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой
концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического
текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая,
оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра,
синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в
творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный
распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и
светской музыки (хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня прошлое и настоящее. Джаз искусство XX в. (спиричуэл,
блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии поразного строя
музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч)
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение
нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве.
Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.
Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор
(вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных
образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма,
увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение
литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет,
образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра
(прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт,
концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических
сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных произведений.
Музыка
7 класс
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности
композитора: Россия Запад. Жанров разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-
эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с
литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности
построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив,
ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и
характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы
симфонического paзвития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя
(«искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские
коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 ч)
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы
воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление
драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных
и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла:
поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического
колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и
исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для
освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Музыка
8 класс
I Раздел: Жанровое многообразие музыки
Тема: Жанр как определённый тип произведения, в рамках которого может быть
написано множество сочинений. 1 ч.
«Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театральной
музыки. Примеры.
Тема: Песня самый демократичный жанр музыкального искусства. Песня как
самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека.
Мелодия душа песни. Виды исполнения песен: с аккомпанементом, а капелла.
Исполнительский состав песен солист-запевала, хор, типы хоров, ансамбль. Строение
песни: вступление, отыгрыш, заключение, куплетная форма. Отечественные вокальные
коллективы, работающие в разных жанрах вокала. Имена руководителей, солистов.
Понятия: куплетная форма, строение песни; виды исполнения песен аккомпанементом,
а капелла). Исполнительский состав (солист-запевала, хор, типы хоров, ансамбль.)
Тема: Особенности песенной музыки. Трансформация интонаций песен как связующего
звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной.
Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте
культуры разных эпох. Понятия: опера, ария, каватина, вокализ, песня без слов, романс.
Интерпретация русской народной песни. Основные приѐмы развития вокальной музыки в
трактовке композитора.
Тема: Многообразие жанров народного песенного искусства. Многообразие жанров
песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определѐнной
эпохи. Особенности музыкального языка и инструментария.
Тема: Духовное и светское песенное искусство. Вокальные жанры и их развитие в
духовной и светской музыке разных эпох. Разновидности хора: по манере пения,
количеству участников, статусу. Понятия: знаменный распев, партесное пение, тропарь,
стихира, литургия, , хорал, месса. Всенощная. Выявление особенностей православного и
католического церковного пения.
Тема: Песня вчера, сегодня, завтра. Особенности современной песенной культуры и
вокального исполнительства. Жанры современной песенной культуры.
Тема: Значение песни в жизни человека. Конкурс на лучшее исполнение современных
песен.
Тема: Танец сквозь века. Значение танца в жизни человека. Разнообразие танцев разных
времѐн и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.).
Отечественные танцевальные коллективы прошлого и настоящего. Имена руководителей.
Тема: Танцевальная музыка прошлого и настоящего. Особенности музыкального
языка танцевальной музыки прошлого и настоящего. Происхождение народных танцев от
трудовых движений и древних игр. Пляски под песенное сопровождение. Определять
особенности музыкального языка разных танцев: темп. ритм, размер, ритм. Мелодию.
Тема: Развитие танцевальной музыки. Развитие танцевальных жанров в вокальной,
инструментальной и сценической музыке. Воплощение национальных особенностей в
русской танцевальной музыке. Приводить примеры различных танцевальных жанров в
вокальной, инструментальной, сценической музыке (сюиты, симфонии, оперы, балеты и
др.)
Тема: Танец, его значение в жизни человека. Значение танцевальной музыки в
драматургии современных зрелищных
представлений и праздников. Детские современные танцевальные коллективы.
Тема: Особенности маршевой музыки. Интонации и ритмы марша, поступи, движения
как символы определѐнных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки.
Тема: Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. Марш как
самостоятельная пьеса и часть произведений крупных жанров (оперы, балета, сонаты,
сюиты и др.).
Тема: Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры.
Современные трактовки классических произведений в жанре маршевой музыки.
Тема: Марш и его значение в жизни человека. Роль маршевой музыки в проведении и
организации современных массовых представлений. Марши для духового оркестра.
Значение маршевой музыки в современном искусстве.
Тема: Жанровое многообразие музыки (обобщающий урок). «Три музыкальных кита»
и их эволюция развития в истории музыкальной культуры. Взаимосвязь с другими видами
искусства: литературой, изобразительным искусством, театром, кино. Приводить примеры
песен, танцев, маршей как самостоятельных пьес и как части произведений крупных
жанров.
II Раздел: Музыкальный стиль – камертон эпохи
Тема: Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве
прошлого и настоящего. Интонационно- образный анализ прослушанной музыки.
Хоровое пение.
Тема: Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического
периода, национальной школы, творчеству отдельных композиторов.
Понятие музыкальный стиль. Разновидности стилей.
Тема: Музыкальный стиль. Стиль как выражение отношения композиторов,
исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Единство содержания и формы
основа музыкального произведения. Классификация музыкальных произведений
(исполнители, жанры, темы).
Тема: Музыка эпохи Возрождения. Лютневая музыка эпохи Ренессанса. Духовная
музыка Лассо Орландо. Соотнесение выразительных средств музыки и живописи, музыки
и литературы. Понятия: баллада, канцона, лютня, клавесин; характерные
признаки музыкального стиля эпохи Ренессанса. Тема: Барокко. Характерные признаки
музыкального барокко (конец XVI - XVIII в.), его связь с архитектурой. Контрапункт,
полифония. Великие представители стиля барокко: И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. Понятия:
полифония, прелюдия, фуга, токката, оратория.
Тема: Классицизм. Венская классическая школа. Основоположник русской
классической музыки. Характерные признаки музыкального классицизма (1750 1830
гг.). Сонатная форма. «Венская классическая школа». Великие представители
классицизма: И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен, К.В. Глюк, М.И. Глинка -
основоположник русской классической музыки. Состав симфонического оркестра.
Взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством.
Разнообразие жанров вокальной, инструментальной и сценической музыки эпохи
классицизма.
Тема: Романтизм. Связь двух музыкальных эпох (классической и романтической).
Характерные признаки музыкального романтизма (XIX в.). Творчество Л.
Бетховена связь двух музыкальных эпох (классикой и романтической).
Музыкальная столица Париж. Влияние на музыку литературы, живописи, науки,
различных общественных событий. Композиторы- романтики: Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф.
Шопен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Э. Григ, И. Штраус, П. И. Чайковский; композиторы
«Могучей кучки», С.В. Рахманинов.
Тема: Реализм. Великие представители. Характерные признаки музыкального реализма.
Сочетание оригинального музыкального материала с простотой и доступностью. Великие
«реалисты» -Дж. Верди, Р. Вагнер, М.П. Мусоргский. Взаимосвязь музыки с литературой
и живописью. Художественные образы «реализма».
Тема: Импрессионизм. Влияние живописи на музыку. Характерные признаки
музыкального импрессионизма (конец XIX начало XX в.). Новый музыкальный язык
(гармонии, аккорды, регтайм). Программная музыка. Выдающиеся представители
импрессионизма – К. Дебюсси и М. Равель.
Тема: Неоклассицизм и классический авангард. Новая венская школа.
Характерные признаки неоклассицизма и авангардизма (2-я половина XIX
начало XX в.). Додекафония. Алеаторика. Сонорика. Новая венская школа: А. Шѐнберг,
А. Берг, А. Веберн; Дж. Кейдж; А. Шнитке, С. Губайдулина, Э Денисов. Неоклассика в
творчестве Ф. Бузони, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского.
Тема: Джаз (блюз, спиричуэл). Композиторы и исполнители. Симфоджаз.
Характерные признаки джаза. Сплав традиций европейской и афроамериканской музыки.
Основные жанры: блюз, спиричуэл. Представители джазовой музыки (композиторы и
исполнители): Л. Амстронг, Д. Эллингтон, Д. Гиллеспи, Э. Фицджеральд, А. Цфасман, Г.
Ландсберг, Н. Минх, Л. Утѐсов, А.Козлов (джаз-рок). Развитие джаза: симфоджаз, рок-
музыка. Музыкальные инструменты биг-бенда. Понятия: акцент, драив, свинг. Состав
джазового оркестра.
Тема: Рок н ролл - направление в рок-музыке. Появление биг-бита.
Характерные признаки, манера исполнения, состав инструментария. Король рок-н-ролла
Э. Пресли. Развитие рок-н-ролла, появление биг бита. Выдающийся представитель
группа «Битлз»
Тема: Кантри, фолк рок, этническая музыка. Представители. Этнофестивали.
Характерные признаки кантри и фолк- рока, этнической музыки. Состав
инструментария. Представители: Боб Дилан, Ж Бичевская; группы: «Иван Купала»,
«Песняры»; Д.Гаспарян, С. Назархан. Этнофестивали.
Тема: Арт – рок. Хард – рок и хеви – метал, симфорок. Рок- опера. Представители:
Характерные признаки арт-рока, хард- рока, хеви-метал. Рок-опера. Состав
инструментария. Манера исполнения. Зрелищные концерты. Представители
музыканты: у истоков «Битлз»; Л.-Э. Уэббер, А. Журбин, А. Рыбников;
частично А. Градский; группы: «Йес», «Кинг Кримсон» ; группы «Лед Зеппелин», « Дип
Пѐпл», «Чѐрный кофе», «Ария», «Круиз».
Тема: Реп. Эстрада Характерные признаки поп-музыки. Лучший представитель поп-
музыки – шведская группа «АББА». Особенности жанров хип-хоп и R&B. Представители.
Тема: Авторская песня (барды). Ваганты. Представители. Грушинский фестиваль.
История возникновения и развития авторской песни. Ваганты и барды. Авторская песня в
России. Характерные признаки авторской песни. Самые
известные российские барды: Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор, С.
Никитин, Ю. Ким, А. Розенбаум и др. Грушинский фестиваль.
Тема: Стилизация и полистилистика.
Стилизация и полистилистика в музыке XX XXI вв. как «многоголосие», диалог
композитора с музыкой предшествующих поколений. Творчество Р. Щедрина, С.
Прокофьева, А. Шнитке и др. Особенности музыкального языка при создании
музыкальных образов композиторов разных эпох.
Тема: Коммуникативные свойства музыки. Конкурсы, фестивали.
Международные конкурсы, фестивали музыкантов и исполнителей. Победители.
Тема: Традиции и новаторство в музыке.
Жанровое многообразие музыки. Традиции и новаторство в музыкальном
искусстве: прошлое, настоящее, будущее. Диалог времѐн в музыке. Исполнение
полюбившихся вокальных номеров и слушание инструментальной музыки.
Перечень музыкальных произведений.
Ч. Айвз. «Космический пейзаж». Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
Э. Артемьев. «Мозаика». И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-
но Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор.
Органная фуга ля минор. Сюита 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из
Партиты 2 для скрипки соло. Л.ван Бетховен Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ
часть, менуэт). Соната 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу
утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт 4 для ф-но с орк. (фрагмент ΙΙ
части). Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Ж. Брель. Вальс. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало
«Времена года» («Весна», «Зима»). Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» 5 (ария для
сопрано и виолончелей). Дж. Гершвин. Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл.
А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской) Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер
Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача).
Д. Кабалевский. Концерт 3 для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи
Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы». К. Караев. Балет
«Тропою грома» (Танец черных). В. Лаурушас. «В путь» Ф. Лист. Венгерская рапсодия №
2. Этюд Паганини (№ 6). И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко). Ф. Лэй. «История
любви». Мадригалы эпохи Возрождения. Р. де Лиль. «Марсельеза». А. Марчелло. Концерт
для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио). Д. Мийо. «Бразилейра».
И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание, Галоп).
В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор.
Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония 40.
Симфония 41 (фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III
ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verum corpus».
М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти
Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидок).
Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира
Негритянский спиричуэл.
М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Кантата «Александр
Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности»
М. Равель. «Болеро».
С. Рахманинов. Концерт 2 для ф-но с оркестром часть). Концерт 3 для ф-но с
оркестром часть). Сюита для двух фортепиано 1 (фрагменты по выбору учителя).
«Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (Пролог: Сцена Снегурочки с Морозом и
Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.),
Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» V д.)). Опера «Сказка о царе Салтане»
(«Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
(оркестровый эпизод «Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I
часть). Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» Грустный вальс»).
П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
Г. Свиридов. Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). А. Скрябин. Этюд 12 (ре диез минор).
Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).
И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед,
Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших
кукол). Сюита № 2 для оркестра.
М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я фронт».
А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Концерт для скрипки с
оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс).
Балет «Чиполлино» (фрагменты).
Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио. Сцена
заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимн любви).
П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония
№ 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ
ч., ΙΙΙ ч.). Торжественная увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». «Я ли в поле да
не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва о
Руси».
П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор.
А. Шнитке. Ф. Шопен. Вальс 6 (ре бемоль мажор). Вальс 7 (до диез минор). Вальс
10 (си минор). Мазурка 1. Мазурка 47. Мазурка 48. Полонез (ля мажор).
Ноктюрн фа минор. Этюд 12 (до минор). Полонез (ля мажор). Д. Шостакович.
«Праздничная увертюра». И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая
мышь». Ф. Шуберт. Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В
путь»). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» л. Л. Рельштаба, перевод Н.
Огарева). Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
Д. Эллингтон. «Караван». А. Эшпай. «Венгерские напевы».
3 Тематическое планирование учебных предметов
«Музыка. Изобразительное искусство»
Изобразительное искусство
5 класс
№п/п
Тема
1. Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве
Декор русской избы
Внутренний мир русской избы
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды
2. Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Роль народных художественных образов в современной жизни
Связь времен в народном искусстве
3. Декор – человек, общество, время
Зачем людям украшения»
Декор и положение человека в обществе
Одежда говорит о человеке
О чём рассказывают гербы и эмблемы
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
4. Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство
Ты- сам мастер декоративно- прикладного искусства
Ты- сам мастер декоративно- прикладного искусства
Декоративно- прикладное искусство в жизни человека.
Изобразительное искусство
6 класс
п/п
Тема
Кол-во
часов
1. Виды изобразительного искусства - 8 часов
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
1
Рисунок - основа изобразительного творчества
1
Линия и ее выразительные возможности
1
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
1
Цвет. Основы цветоведения
1
Цвет в произведениях живописи
1
Объемные изображения в скульптуре
1
Основы языка изображения
1
2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Реальность и фантазия в творчестве художника
1
Изображение предметного мира: натюрморт
1
Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира
1
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива
1
Освещение. Свет и тень
1
Натюрморт в графике
1
Цвет в натюрморте
1
Выразительные возможности натюрморта
1
3. Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)
Образ человека - главная тема искусства
1
Конструкция Головы человека и её пропорции
1
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
1
Портрет в графике
1
Портрет в скульптуре
1
Сатирические образы человека
1
Образные возможности освещения в портрете
Портрет в живописи
1
Роль цвета в портрете
1
Великие портретисты
1
4. Человек и пространство в изобразительном искусстве -8 часов
Жанры в изобразительном искусстве Правила линейной и воздушной
перспективы
3
Пейзаж – большой мир. Пейзаж-настроение. Природа и художник
2
Городской пейзаж
2
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
1
Изобразительное искусство
7 класс
п/п
Тема
1. Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
2. Поэзия повседневности
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом
жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в
бытовом жанре).
3. Великие темы жизни
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
4. Реальность жизни и художественный образ
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в
изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
Изобразительное искусство
8 класс
п/п
Тема
1. Архитектура и дизайн конструктивные искусства в ряду
пространственных искусств. Художник дизайн архитектура. Искусство
композиции – основа дизайна и архитектуры.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Прямые линии и организация пространства
Цвет – элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна
Буква – строка – текст. Искусство шрифта
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического
дизайна
2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных
искусств
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов.
Понятие модуля Важнейшие архитектурные элементы здания
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени
Форма и материал
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве
3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как
среды в жизни человека
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Вещь в городе и дома. Городской дизайн
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного
пространства
Природа и архитектура Организация архитектурно-ландшафтного
пространства
Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление
Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление
4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и
индивидуальное проектирование
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у
тебя дом
Интерьер, который мы создаём
Пугало в огороде, или … под шёпот фонтанных струй
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна
одежды
Встречают по одёжке
Автопортрет на каждый день
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя
моделируешь мир
Музыка
5 класс
п/п
Тема
Кол-во
часов
1
Тема I раздела: Музыка и литература
16
Что роднит музыку с литературой?
1
Вокальная музыка
3
Фольклор в музыке русских композиторов
2
Жанры инструментальной и вокальной музыки
1
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества
1
«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Перезвоны»
1
«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Скажи, откуда ты
приходишь, красота?»
1
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый
поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»
2
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика
1
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
1
Музыка в театре, кино, на телевидении
1
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
1
2
Тема II раздела: Музыка и изобразительное искусство
18
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
1
«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны:
молитва, песнь, любовь...»
1
Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский»
2
Музыкальная живопись и живописная музыка
2
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве
1
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так
дивно звучали...»
1
Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира»
1
Образы борьбы и победы в искусстве
1
Застывшая музыка
1
Полифония в музыке и живописи
1
Музыка на мольберте
1
Импрессионизм в музыке и живописи
1
«О доблестях, о подвигах, о славе...»
1
«В каждой мимолётности вижу я миры...»
1
Мир композитора.
1
С веком наравне. Обобщающий урок учебного года
1
Музыка
6 класс
п/п
Тема
Кол-во
часов
1
Тема I раздела: Мир образов вокальной и инструментальной
музыки
17
Удивительный мир музыкальных образов.
1
Образы романсов и песен русских композиторов
1
Два музыкальных посвящения
1
Портрет в музыке и живописи
1
«Уноси моё сердце в звенящую даль»
1
Музыкальный образ и мастерство исполнителя
1
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
1
Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного
пения.
1
Старинной песни мир
1
Народное искусство Древней Руси
1
Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской»
1
«Перезвоны».
Молитва.
1
«Небесное и земное» в музыке Баха.
1
Образы скорби и печали
1
«Фортуна правит миром»
1
Авторская песня: прошлое и настоящее
1
Джаз – искусство ХХ века
1
2
Тема II раздела: Мир образов камерной и симфонической
музыки
17
Вечные темы искусства и жизни
1
Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины.
1
Ночной пейзаж.
Ноктюрн.
1
Инструментальный концерт
2
Космический пейзаж.
Быть может вся природа – мозаика цветов.
1
Образы симфонической музыки.
«Метель»узыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
3
Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен».
2
Программная увертюра.
Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»
1
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта»
2
Мир музыкального театра.
1
Образы киномузыки.
1
Обобщающий урок.
1
Музыка
7 класс
п/п
Тема
Кол-во
часов
1
Тема I раздела: «Особенности драматургии сценической
музыки»
17
Классика и современность
1
В музыкальном театре. Опера.
2
Опера «Князь Игорь».
2
В музыкальном театре. Балет.
2
Героическая тема в русской музыке.
1
В музыкальном театре. Мой народ – американцы.
2
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.
3
Сюжеты и образы духовной музыки.
1
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда».
2
Музыка к драматическому спектаклю.
1
2
Тема II раздела: «Особенности драматургии камерной и
симфонической музыки»
17
Музыкальная драматургия – развитие музыки.
2
Камерная инструментальная музыка.
2
Циклические формы инструментальной музыки.
2
Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2
С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.
2
Симфоническая музыка.
5
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Инструментальный концерт.
3
Музыка народов мира.
1
Музыка
8 класс
п/п
Тема
Кол-во
часов
1
Жанровое многообразие музыки
16
Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть
написано множество сочинений.
1
Песня- самый демократичный жанр музыкального искусства.
1
Особенности песенной музыки.
1
Многообразие жанров народного песенного искусства.
1
Духовное и светское песенное искусство.
1
Песня вчера, сегодня, завтра.
1
Значение песни в жизни человека.
1
Танец сквозь века.
1
Танцевальная музыка прошлого и настоящего.
1
Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и
сценической музыке.
1
Танец. Его значение в жизни человека.
1
Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров.
1
Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры.
1
Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных
жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).
1
Марш, его значение в жизни человека.
1
Жанровое многообразие музыки (обобщение).
1
2
Музыкальный стиль - камертон эпохи
19
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве
прошлого и настоящего.
1
Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического
периода
1
Музыка эпохи Возрождения.
1
Барокко (конец XVI – XVIIIв.).
1
Классицизм. Венская классическая школа. Основоположник русской
классической музыки.
1
Романтизм. Связь двух музыкальных эпох (классической и романтической).
1
Реализм. Великие представители реализма.
1
Импрессионизм. Влияние живописи на музыку.
1
Неоклассицизм и классический авангард (2-я половина 19 – начало 20в).
Новая венская школа.
1
Джаз (блюз, спиричуэл). Композиторы и исполнители. Симфоджаз.
1
Рок-н-ролл – направление в рок музыке. Появление биг-бита.
1
Кантри, фолк- рок, этническая музыка. Представители. Этнофестивали.
1
Арт-рок – художественный рок, симфорок. Рок-опера. Представители.
1
Хард-рок и хэви-метал.
1
Рэп. Эстрада.
1
Авторская песня (барды). Ваганты. Представители. Грушинский фестиваль.
1
Стилизация и полистилистика.
1
Коммуникативные свойства музыки. Конкурсы, фестивали.
1