Роль игры в обучении дошкольников танцевальному искусству
Твори! Участвуй! Побеждай!
Роль игры в обучении дошкольников
танцевальному искусству
Исполнитель
Федеряева Дарья Александровна,
педагог дополнительного образования
МБОО ДО Центр дополнительного
образования г. Мыски
Мыски 2017
2
Содержание
Введение……………………………………………………………………....
3
1. Возрастные особенности развития дошкольников…………………………...
5
2. Роль игры в обучении дошкольников танцевальному искусству……………
12
3. Игры и игровые приемы, которые можно использовать на занятиях по
хореографии……………………………………………….............................
20
Заключение……………………………………………………………………
38
Список литературы…………………………………………………………..
39
3
Введение
В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала
оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей,
всестороннее развитие ребенка средствами музыки и танца играет
немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности
ребёнка.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются
над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его
развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем.
На занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться,
держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество,
танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться,
показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно
для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать
себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.
Детские танцы – это изучение основных средств выразительности
(движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с
эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира.
Основная цель на занятиях танцами с дошкольниками – всестороннее
развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих
способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки
и ритмических движений. Занятия танцем не только учат понимать и создавать
прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают
гармоничное пластическое развитие. Танец является богатейшим источником
эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я».
Одной из основных форм обучения хореографии являются: игра и
связанные с нею формы активности.
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно
исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Игра
имеет большое значение и для развития ребенка. В ней развиваются
способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств,
приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание
субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего
значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей,
особенно в условиях дошкольного воспитания.
4
Игра как метод обучения - ценна тем, что облегчают процесс
запоминания и освоения упражнений на занятиях по хореографии и придают им
привлекательность в глазах детей.
Игра с дошкольниками в ходе обучения хореографии должна
организовываться как совместная игра педагога с детьми, где взрослый
выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического
"языка" игры и танца. Естественное эмоциональное поведение педагога,
принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и
непринужденность, удовольствие ребенка от игры и танца, способствует
возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.
Педагог может провести все занятие в игровой форме, а может использовать
игровые приемы в какой-то определенной части занятий.
Целью данной работы является раскрытие роли игры в обучении
дошкольников танцевальному искусству.
Для реализации цели работы были поставлены следующие задачи:
1. обосновать необходимость хореографического обучения дошкольников;
2. определить игру как метода обучения основам хореографии.
В работе подробно рассмотрены игровые формы организации занятий с
дошкольниками по основам хореографии: танцы, поставленные на основе
детских подвижных игр, музыкальный фольклор, игровая песня как вариант
основы постановки народного детского танца, игры-превращения, игровой
стретчинг.
Материал может быть полезен при осуществлении образовательного
процесса с дошкольниками педагогам дополнительного образования детей,
реализующим дополнительные образовательные программы данной
направленности, руководителям хореографических коллективов.
5
1. Возрастные особенности развития дошкольников
Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее
устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше
приспосабливается к смене условий и воспринимает предъявляемые ему
требования. Поэтому именно здоровье — важнейшая предпосылка правильного
формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных
способностей.
А что же делать, чтобы ребенок рос здоровым? Сейчас каждый знает, что
двигательная активность полезна для здоровья. Что же касается роли движений
в физическом и психическом развитии ребенка, то об этом говорится почти во
всех книгах, брошюрах, статьях о воспитании детей.
«...Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то
объем информации, поступающий из рецепторов мышц, уменьшается, что
ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его
регулирующей функции!» (Ю. Змановский).
Как показал шестилетний эксперимент (1994 — 2000 гг.), дети,
занимающиеся основами хореографии, к моменту поступления в школу
владеют достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений, об-
ладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Для них характерна
правильная осанка, высокая работоспособность, целеустремленность и, что не
менее важно, интерес к познанию. Все это помогает ребятам быстрее
адаптироваться к новым требованиям, которые предъявляются в учебной
деятельности.
Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста
настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом
двигательной расточительности».
И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту
потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не
только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует
память, внимание, мышление и воображение ребенка.
Нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже
болеют, чем их сверстники. И если к тому же занятия ведутся грамотно,
педагогически продуманно и заинтересованно, то обязательно вызывают у
ребят положительные эмоции. Педагог же, конечно, должен контролировать
двигательную нагрузку своих воспитанников с учетом их индивидуальных
особенностей, предупреждать случаи гипердинамии и перевозбужденности;
активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры.
Момент, с которого начинается осмысление собственных движений, у
каждого ребенка свой. Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно.
6
Процесс идёт то быстрее, то медленнее, причём включает в себя периоды
резких перемен, скачкообразных переломов.
Возрастная группа от 3 до 4 лет.
В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер
основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также
эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако
ведущим типом общения становится ситуативно-деловой. Это означает, что
взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной
совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для этой роли,
поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и
построить план совместной деятельности.
Взаимодействие с трёх-четырёхлетними детьми осложнено тем, что они
проходят через возрастной кризис трёх лет.
Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер.
Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к
манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его
познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном,
непосредственно окружающем их мире. Он познаёт то, что видит перед собой
сию минуту.
Важно помнить, что речь у ребёнка находится в стадии становления,
поэтому педагог ещё не может полноценно использовать её как средство
проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о
действительном уровне сформированности того или иного представления
малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в несформированности
представления или же речи. Педагог/родитель может и должен работать над
собственной речью, слова произносить правильно, расширять свой
используемый словарный запас. Слова, произнесённые взрослым,
перенимаются ребёнком, так как они их услышали и об этом необходимо
помнить. Однако требовать от трёх-четырёхлетних детей развёрнутых и полных
ответов пока рано. Такое требование травмирует ребёнка, его внимание
переключается с выполнения мыслительных операций на речевое
формулирование.
В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и
развития психологические особенности детей данного возраста:
- мышление ребёнка носит наглядно-образный характер;
- внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
- ребёнок познаёт мир, непосредственно окружающий его в данный момент.
Возрастная группа от 4 до 5 лет.
Непроизвольность психических процессов сохраняется у детей и на пятом
году жизни. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение
7
в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за
пределы непосредственно воспринимаемой действительности.
Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник
увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно-
деловой характер.
Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально
устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим
сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую
значимость. Поэтому желательно организовать формы взаимодействия детей,
предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Никогда не сравнивайте
ребёнка с другими детьми и не ставьте их в пример: «Посмотри, какой Вася
молодец, а ты….». Это травмирует детей, занижает их самооценку. Сравнивать
необходимо самого ребёнка сегодняшнего с ребёнком, каким он был ещё вчера.
Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в
ситуации индивидуального общения, когда её никто кроме ребёнка, не слышит.
Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.
Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему,
так и к последующему. Самым эффективным способом сделать информацию
привлекательной для ребёнка 4 – 5 лет является «одушевление». В этом
возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные
сказки.
В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и
развития психологические особенности детей данного возраста:
- мышление носит наглядно-образный характер;
- дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и
запоминают информацию, если она касается кого-то живого.
Возрастная группа от 5 до 6 лет
В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.
К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и
необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение
какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или
признак) остались неизменными.
Содействует общему психическому развитию активизация воображения.
В этом возрасте воображение является основой для решения простейших
арифметических задач, а также устного счёта в пределах десятка. Благодаря
нему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения
простейших геометрических задач. Воображение – это важнейшая высшая
психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов
творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Сенситивный
период развития воображения – это именно дошкольный возраст. Вместе с тем
долгое время обучение детей строилось на основе действия ребёнка по образцу,
8
воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При этом подходе
творческая сила воображения уже к 8 годам гаснет, и развитие творческого
потенциала ребёнка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны
научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или
образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы,
формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех
видах деятельности.
Особенность детей данного возраста – интерес и тяга к красивому,
эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая
методические приёмы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых
наглядных материалов, их композиции на занятии, например математикой, во
многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом.
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску
решений. научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных
усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата.
Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.
В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять
упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного
или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.
В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и
развития психологические особенности детей 5 – 6 лет:
- ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами
внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
- в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации,
осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно
цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или
процесса;
- ведущее значение приобретает развитие воображения.
Исследователи анатомо-физиологических и психологических
особенностей детей отмечают, что их рост и развитие идут непрерывно, но
темпы этих процессов не совпадают.
Проанализировав особенности в развитии дошкольников и учитывая
явление акселерации, коснувшееся этого периода, мы пришли к выводу, что
лучший возраст для начала занятий хореографией — пять лет.
В настоящее время показатели развития двигательных навыков и
физических качеств у детей в возрасте пяти лет выше, чем у их сверстников
1950-х годов. Отмечаются более ранние изменения и некоторых функци-
ональных показателей сердечнососудистой системы. Так, если прежде у детей
пяти лет средняя частота пульса составляла 98—100 ударов в минуту, то в
настоящее время — 97 ударов (исследования Н.Аршавской и В.Розановой).
9
К пяти годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с
новорожденным) увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная
деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошколь-
ного детства. Упомянутые выше авторы рекомендуют начинать занятия как
можно раньше, утверждая, что высокая пластичность нервной системы в
данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых
упражнений, иногда даже сложных.
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный
аппарат, мускулатура) к пяти годам еще не закончено. Каждая из 206 костей
продолжает меняться по размеру, форме, строению. Не завершено окостенение
позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и
податлив, чувствителен к деформирующим воздействиям. Значит, педагогу
нужно быть очень чутким, осторожным и бережным по отношению к своим
воспитанникам.
Особое внимание следует обратить на движения, способствующие
укреплению скелетной мускулатуры. Необходимо знать и то, что в пятилетнем
возрасте диспропорционально формируются некоторые суставы. Например,
сумка локтевого сустава у ребенка в период до пяти лет растет быстро,
кольцеобразная же связка, удерживающая в правильном положении головку
лучевой кости, оказывается слишком свободной. Поэтому резкие движения рук
могут привести к подвывиху. А укрепляющие упражнения очень полезны.
У детей 5—7 лет наблюдается незавершенность строения стопы. В связи с
этим важно предупредить появление и закрепление плоскостопия. И именно
хореография обладает большим арсеналом движений, укрепляющих и
формирующих стопу, ее свод.
Считается, что рост мускулатуры становится заметным только после пяти
лет. К шести годам у ребенка будут уже хорошо развиты крупные мышцы
туловища и конечностей, если он занимается регулярно. Старший дошкольник
способен дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что он
может и умеет выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от
медленных к более быстрым движениям, то есть менять темп. Но если не
уделять должного внимания мелким мышцам и не развивать их специальными
упражнениями, то они останутся по-прежнему слабыми. Особенно кисти рук.
Детям относительно легко даются ходьба, бег, прыжки, но они
испытывают трудности при выполнении упражнений, связанных с работой
мелких мышц. И опять же, именно в хореографии мы найдем большое количе-
ство упражнений для пальцев рук. Это, в частности, могут быть элементы
среднеазиатских танцев и многие другие движения, которые являются
одновременно мощным стимулирующим фактором развития и совер-
шенствования речи в дошкольном возрасте.
10
Деятельность скелетной мускулатуры в этот период имеет
жизненно важное значение. Ведь известно, что у растущего организма
восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к
исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате
хореографических упражнений происходит не трата, а приобретение энергии.
В процессе занятий основами хореографии показатели сохранения
устойчивого равновесия у ребенка повышаются. Нужно отметить, что при
выполнении этих заданий девочки имеют некоторое преимущество перед
мальчиками. В целом, в старшей группе детям по-прежнему легче даются
движения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные
упражнения, требующие опоры на одну ногу.
Благодаря целенаправленным занятиям улучшается координация
движений, и ребята в пять-шесть лет хорошо подпрыгивают на двух ногах, на
одной ноге — как на месте, так и с продвижением. Если они продолжают
заниматься, то в возрасте шести-семи лет им становится доступно выполнение
куда более разнообразных и сложных упражнений на равновесие.
Размеры и строение дыхательных путей дошкольников отличаются от
таковых у взрослых. Они значительно уже, поэтому так важна правильная
организация двигательной активности, ибо, если ее недостаточно, чаще случаи
заболевания органов дыхания.
Вентиляция легких при выполнении хореографических движений
увеличивается в 2—7 раз, а при беге, прыжках — еще больше.
Приблизительно с пяти лет деятельность сердечнососудистой и
дыхательной систем переходит на более экономичный и эффективный уровень.
Исследования, проводимые М.Антроновой и М.Кольцовой,
подтверждают, что резервные возможности сердечнососудистой и дыхательной
систем у детей пятилетнего возраста довольно высоки. Возьмем такой пример:
авторы утверждают, что лишь одни прыжки дети могут выполнять в течение
длительного времени, а именно 13—15 минут.
Уже в пять лет ребята обладают достаточно высоким уровнем
психического развития. Особенно ярко выражены эмоциональность и
непосредственность; внимание относительно устойчиво, но именно в силу этой
относительности дети на занятиях быстро теряют темп, ритм, что следует
учесть педагогу в своей работе. По мнению известного физиолога академика
Н.И.Красногорского, условные рефлексы в этом возрасте вырабатываются
быстро, но закрепляются не сразу, и навыки вначале весьма непрочны.
Память пятилетнего дошкольника обычно развита хорошо, особенно
двигательная и эмоциональная, поэтому он легко запоминает то, что его сильно
взволновало или заинтересовало. И если в 3-4 года малыш не способен на
точное воспроизведение движения по слову или даже по показу педагога, то в
пять лет он может адекватно реагировать на слово или слово, сочетающееся с
11
показом. В хореографии требуется обязательный личный показ движений
педагогом с их объяснением.
У 5-6-летнего ребенка созревают лобные доли мозга, благодаря чему ему
удается управлять своими движениями, действием, поведением. Одновременно
совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно —
торможение.
Задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как
выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных
сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную
систему.
Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают
некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед
собой определенные цели.
Они осваивают право- и леворукость и могут ориентироваться в
направлении движений: вниз, вверх, влево, вправо. При правильной физической
нагрузке старший дошкольник в состоянии без особого напряжения заниматься
в течение 30-35 минут.
Л.Н.Толстой, вспоминая о своем детстве, писал: «...От пятилетнего
ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего — страшное
расстояние...»
Все приведенные выше аргументы оказались для нас убедительными,
чтобы, как уже было сказано, определить возраст пяти лет как наиболее
оптимальный для начала занятий основами хореографии.
2. Роль игры в обучении дошкольников танцевальному искусству
12
Мир детской игры
Игра удивительна ... Она в разных формах сопровождает человека на пути
его исторического развития - от глубокой древности до современности.
Понятие «игры» многопланово. Ею пронизан в разной степени весь
фольклор: и песни, которые «играются », и ритуал свадебного обряда - игры с
четко определенным поведением каждого персонажа (невесты с подружками,
жениха с дружками, свахи, родителей и т. д.). Ритуально-игровые элементы мы
можем встретить и в календарных обрядах, и в народных игрищах, таких как
Святки, Масленица, Купальская ночь ...
Когда-то игра была не просто развлечением, а скорее учебой,
наставлением. Игра развивала способности человека, сообразительность,
наблюдательность, ловкость, все то, что требовалось ему в быту.
И хотя человек на протяжении всей своей жизни остается верен «игре»,
все же само слово «игра» неразрывно связано в нашем восприятии именно с
детством.
По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра является
основной формой деятельности ребенка. В этом возрасте она не только
развлечение. Игра ценна для малыша еще и потому, что развивает его
интеллектуально, физически, психически и, конечно эстетически.
Да и самому ребенку легче именно в игре выплеснуть накопившиеся
эмоции. Психика малыша, особенно в раннем возрасте, устроена так, что его,
практически, невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо,
даже самые полезные, упражнения.
Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что « надо » и «
полезно », а потому, что это ему нравится.
У маленького человека всегда есть свой план игры свой замысел. Тем
более что в игре все условно, все понарошку - действие, роли, место. Ведь
достаточно провести черту, чтобы обозначить речку, начертить квадрат - будет
дом. В игре можно полететь на Луну, стать доктором, капитаном ...
Культура детской игры, конечно, возникла и развивалась в русле
взрослой культуры, точно так же, как и детский быт, всегда был связан с
бытом взрослых, потому, что дети являлись полноправными участниками
жизни семьи. По традиции они наследовали в своей культуре порой и то, что
ушло из обихода взрослых в силу изменившихся жизненных обстоятельств.
Например, давно на серьезную охоту не берут лук и стрелы, но для мальчишек
и по сей день они интересны.
Мы остановимся на тех игровых формах, которые облегчают процесс
запоминания и освоения упражнений занятиях по хореографии и придают им
привлекательность в глазах детей.
13
Танцы, поставленные на основе детских подвижных
игр
Чтобы убедиться в связи танцевального искусства с жизнью, достаточно
даже беглого взгляда на его историю. Как известно, танец явился одним из
первых видов искусства, ставшего спутником человека в самые давние времена.
В.Г.Белинский указывал, что самобытность каждого народа более всего
состоит в обычаях, без которых «народ есть образ без лица». А народные
подвижные игры как раз и отражали эту самобытность, национальные устои,
быт, труд определенного народа.
Народная детская игра - частичка взрослой национальной культуры. В
этих играх много юмора, шуток, соревновательного задора, часто они
сопровождаются считалками, жеребьевками, любимыми детьми.
Как правило, народные игры лаконичны, выразительны и доступны
ребенку. Содержание танцев-игр станет, несомненно, богаче, если
руководитель включит в них подвижные игры разных народов. Тем более что
многие детские игры перекликаются с хороводно-игровыми песнями,
обрядовыми фольклорными играми и танцами. Например, колядки у славян
связаны с образом козы. Колядовшики входили в дом, пели колядки,
разыгрывали танцевальные сценки, в которых «коза» исполняла ритуальное
действо, призванное принести хозяевам благополучие и богатство. С течением
времени эти магические обряды, как и многие другие, утратили изначальные
функции, став простым развлечением на традиционных праздниках. Претерпев
некоторые изменения, представление с козой перешло в детский игровой
репертуар.
В дальнейшем нам еще не раз придется столкнуться с детскими играми,
которые являются отголоском вполне «взрослой» старины. Разумеется,
переходя в детский репертуар, народные образы соответственно
трансформировались.
Примером подобного рода является детский игровой хоровод,
записанный в деревне Боровцы Минской области. Девочка в середине круга
изображает то, что поют участники:
- Покажы, Козынька,
Павiтай, Козынька,
Як мужчыны скачуць?
Вот i так,
Вот i гэтак,
Так мужчыны скачуць ...
14
Затем «Козынька» должна показать, как скачут старушки,
старички, девушки и, наконец, сама коза.
Обрядовая игра «Коза» представляет постановщикам широкие
возможности в создании различных танцевальных вариантов. Главное, чтобы в
хореографии «Козы» лейтмотивом проходило подражание различным повадкам
животного.
Для хореографов определенный интерес могут представлять игры:
«Курочка» (Брестская область). В этой игре девочки садятся на корточки
вокруг «петушка» - мальчика. Он, танцуя, изображает, что клюет зерна, ищет
их и «петушится», стараясь сбить противника. Угощает зернышками курочек.
«Репка» - образец народного творчества, широко известный как детская
игра, в которой участники стремятся вытянуть репку, из общего ряда. Главное в
этой игре - мотив «вытягивания», и его можно по-разному представлять
пластически.
Танец удобно исполнять в парах, где мальчик будет периодически
приседать, а девочка «вытягивать» его. Может быть вариант традиционного
кругового хоровода с солисткой «репкой» в центре и т. д.
Благодаря записям Г.С.Виноградова мы узнали еще один тип игр,
зависящий от ритмической организации текста. Традиционная детская устная
культура донесла до нас игры с приговорами. Художественному слову в
детских играх присущи все поэтические особенности, характерные для
детского устного творчества. Считалки, загадки, звукоподражания, уходящие
корнями в далекое прошлое, сохранили свидетельства о старинных обрядах и
обычаях. Другие - возникли позже, уже в городской среде. Третьи - созданы в
относительно близкое нам время. Но все они могут быть использованы для
постановки хореографического номера, стать его сюжетной основой. Покажем
это на примере.
Хореографическая миниатюра «Игры пастухов» - танец-игра с
приговорами.
В качестве музыкального сопровождения используются отдельные
фрагменты, соответствующие смыслу эпизода. Диалоги произносятся без
музыки.
Танец исполняется любым количеством участников, кратным четырем
(8,12,16 и т. д.).
Дети, выходя с разных сторон зала, собираются на сценическую
площадку и приветствуют друг друга выкриками «Хей!» Выстроившись по
кругу, они поворачиваются друг за другом лицом по линии танца. Со словами:
- Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
15
И помчимся на лужок, -
двигаются по кругу под музыку, высоко поднимая и выбрасывая вперед то
одну, то другую прямую ногу. Левая рука поставлена «козырьком» перед
глазами, правой делается хлопок по бедру. Далее следуют приставные шаги по
кругу, обход вокруг себя и прыжок вверх. Ребята останавливаются лицом к
центру, ноги во II широкой позиции. Одна рука за спиной, другая пальцем
показывает на кого-то из танцующих. Музыкальная пауза ...
Тот, на кого указывали, кричит: «Выше головы прыгаем?«
Все: «Прыгаем!»
Идет перестроение по четверкам. Вновь звучит музыка, под которую двое
стоящих впереди детей чуть приподнимают третьего. Он поджимает ноги.
Четвертый быстро проползает под согнутыми ногами. Затем все расходятся
галопом в разные стороны и вновь собираются четверками. Движения
повторяются.
Остановившись на своих местах, дети исполняют «качалку» (склоняются
прямым корпусом до земли и выпрямляются, высоко подняв правую руку).
Произносят считалку под музыку:
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты - води!
Так выбирают нового водящего, указывая на него пальцем.
Водящий спрашивает: «Мельницу крутим?».
Все вместе: «Крутим!».
Играющие разбегаются и выстраиваются в два круга. Звучит музыка. Оба
круга вращаются. Дети двигаются, широко размахивая руками, как
«мельница». С окончанием музыки останавливаются лицом к центру круга.
Выполняя «качалку», говорят все вместе:
- Раз, два, три, четыре, пять -
С этих пор тебе играть!
И вновь указывают на одного из играющих, который спрашивает: «Как
гуси ходим?»
Все: «Ходим!»
Снова звучит музыка. Дети приседают и, широко размахивая руками,
двигаются вприсядку. Поднимаясь во весь рост, постепенно выстраиваются в
шеренгу лицом к зрителю. Отходят назад шагом с приставкой и хлопком над
головой. Произносят хором:
- Катится горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
С окончанием считалки и музыкального фрагмента указывают на кого-то
из детей. Он и будет водящим.
Водящий: «Пожар тушим?»
Все: «Тушим!»
16
Дети разбегаются. Один ребенок ложится на пол прямо по центру
сцены, лицом к зрителю. Двое других встают рядом с ним, затем с помощью
еще двух (либо четырех) ребят опускаются на руки. Они отжимаются на руках
поочередно «качают воду» ). Другие, держа их за ноги, помогают. Остальные
участники игры, стоя в полукруге и широко расставив руки и ноги, качаются из
стороны в сторону.
С окончанием музыкального фрагмента дети разбегаются и становятся в
круг. Они движутся друг за другом по кругу и вновь под музыку
проговаривают:
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду,
А я дудочку нашла,
Пастушку передала.
Изображая игру на дудочке, дети уходят со сцены.
Музыкальный фольклор, игровая песня как вариант основы
постановки народного детского танца
Народный танец, как было сказано выше, на протяжении всей своей
истории не мог существовать вне народных традиций, духовной и
материальной культуры. Каждый народ создал свои, только ему присущие
пляски, музыку, песни, игры.
Музыкальные и танцевальные ритмы взаимосвязаны, многие хороводные
песни иллюстрируются танцем; их содержание разыгрывается танцующими,
что усиливает смысл, заложенный в песне.
Игровые песни - кладезь народной культуры. Богатство и разнообразие
ситуаций и характеров позволяют активно использовать их для создания
хореографических образов, танцевальных миниатюр. Но все же содержание
игровых песен чаще всего относится к взрослым. Это темы выбора жениха или
невесты («Да уж я, матушка, не женат хожу...»), либо темы, раскрывающие
семейные отношения («Хожу, млада, по Дунаю...»), или насмешки над
нерадивой хозяйкой, которая щеголяет в «сарафане из лопухов».
Безусловно, для детского танца такие ситуации малопривлекательны. Мы
остановили свой выбор на тех песнях, где элементы игры доминируют, а образы
понятны и доступны дошкольникам.
Возьмем, к примеру, игровую песню «Вышел гусь
гулять ... »:
Вышел гусь гулять, вышел гусь гулять
На полянку, на лужок,
На полянку, на лужок.
За ним хоровод, за ним хоровод –
17
Хоровод гусей идет,
Хоровод гусей идет.
Развеселый гусь, развеселый гусь
Стал вприсядку танцевать,
Стал вприсядку танцевать.
Для постановки хореографического номера по этой игровой песне
отправными фразами могут быть: «Вышел гусь гулять; хоровод гусей идет; стал
вприсядку танцевать».
Естественно, под «гусем» подразумевается мальчик. А «хоровод гусей» -
либо девочки, либо мальчики и девочки.
Другой пример.
Под песню «Поют песни подпевают,
Бьют в ладони, прибивают»,
рассказывающую об удалой мужской пляске, о веселом, неунывающем
плясуне, вполне можно поставить танец-игру (соревнование между
мальчиками). И название нее может быть «Плескачи» или «Плескач».
Старинное слово «плескание» обозначает «не столько рукоплескание,
сколько удары ладонью по телу». (К. Голейзовский).
Поэтому быстрая и веселая пляска может состоять из хлопанья в ладоши,
чередующегося с хлопками то над головой, то внизу, около самой земли, то
сзади, то под коленями.
Основным ходом этой пляски может стать «прыгающий бег», что мы
часто наблюдаем, когда дети прыгают через скакалку с продвижением вперед.
Другим коленцем этой пляски могут стать всевозможные «присядки»,
«полуприсядки», во время которых «плескание» в ладоши не прекращается.
Интересны, на наш взгляд, песенно-игровые картинки, изображающие
жизнь животного мира. Голосом поющие подражали крикам птиц, шуму
крыльев, а в танце показывали повадки, характер животного. В качестве
примера можно назвать башкирский танец «Орёл», танцы народов Севера:
«Чайки», «Тюлени», «Камбала».
Давно в народе бытует игровая песня «Воробей». Она популярна и
любима - в нее играли и старый, и малый.
Областных вариантов этой песни-игры существует много. Все они
отличаются по содержанию, колориту, стилю.
Вот, к примеру, песня о воробье в пермском варианте. Игравшие
становились кругом. В середину выходила «кума». Ее встречали песней-
вопросом:
- Кумушка, ты, кума!
Жизнь твоя дорога!
Дома ли твой воробей?
Дома ли твой молодой?
18
«Кума» отвечала:
Дома, дома мой воробей,
Дома, дома мой молодой!
Каждую свою фразу о воробье «кума» сопровождала мимической
импровизацией, плясовыми коленцами. Затем «кума» выводила из круга своего
«воробья» и заставляла солировать в центре. Тот, поплясав, приглашал из круга
девушку и т. д. Игра продолжал ась до тех пор, пока участникам не надоедало.
Другой вариант песни-игры « Воробей » записан в Белоруссии (ныне
Беларусь).
Вот пришли зимовьи стужи,
На дворе замерзли лужи.
Скачет, скачет воробей.
Он скликает всех друзей.
Наиболее интересным нам показался « Воробей» Нижегородской области,
имеющий такое содержание:
- Покажи, воробушек, как девицы ходят,
Покажи, воробушек, как девицы ходят.
- Они ходят: прыг да скок, под собой не чуя ног.
Эх, ха! О ха-ха, походочка неплоха.
- Покажи, воробушек, как молодцы ходят,
Покажи, воробушек, как молодцы ходят.
- Они ходят по пятам, голова по сторонам.
Эх, ха! О ха-ха, походочка неплоха.
- Покажи, воробушек, как бабушки ходят,
Покажи, воробушек, как бабушки ходят.
- Шаг вперед и два назад, ноги слушать не хотят.
Эх, ха! О ха-ха, походочка неплоха.
- Покажи, воробушек, как дедушки ходят,
Покажи, воробушек, как дедушки ходят.
Они ходят - не спешат, все вприсядку норовят.
Эх, ха! О ха-ха, походочка неплоха.
- Покажи, воробушек, как парочки пляшут,
Покажи, воробушек, как парочки пляшут.
- Они пляшут - стук да стук, со носочка на каблук.
Эх, ха! О ха-ха, походочка неплоха.
19
В этой игровой песне каждый куплет имеет определенный смысл.
Здесь с веселой игривостью показываются характерные особенности людей
разного возраста. А главный исполнитель - это, конечно, «воробей», дви-
жениями имитирующий повадки птицы, ее прыгающую походку.
Танец сопровождается фрагментами русских народных мелодий,
присущих Нижегородской области.
Игра может начаться с того, что дети собираются вокруг девочки (либо
мальчика), которая говорит:
- Тай, тай, налетай.
В интересную игру
Вместе с нами поиграй.
Дети спрашивают все хором: - А в какую?
Ответ: Не скажу, не скажу.
Догадайтесь сами:
Девочки с усами, Мальчики с косами.
Дети собираются в тесный кружок.
Все вместе, хором: «Кому быть воробьем?»
Из круга «выталкивают» «воробья» и вслед ему кричат: «ЭЙ, Воробей,
позабавь-ка людей!»
Во время вступления «воробей» исполняет свой сольный танец.
Остальные могут двигаться по кругу, по заднику сцены.
Далее идет разыгрывание самой песни, первого ее куплета.
«Воробей», подражая походке девочек, исполняет дружескую пародию на
них. Танцующие повторяют движения «воробья» и развивают их в парной
пляске.
Поется второй куплет, под который «воробей» в шутливой форме
пародирует мальчиков. И вновь все объединяются в танцевальном фрагменте.
Далее исполняются третий, четвертый куплеты, и так же, с юмором,
разыгрывается содержание песни.
Заключительный куплет объединяет детей в совместном танце. В центре
«воробей» - зачинщик общего веселья.
На данных примерах можно увидеть, как содержание игровой
фольклорной песни становится сюжетом хореографического номера и какие
образные возможности заложены в самом характере этих песен.
20
3. Игры и игровые приемы, которые можно использовать на
занятиях по хореографии
Создавая тот или иной образ в игре, ребенок искренне верит тому, что
изображает. Недаром К. С. Станиславский советовал актерам учиться у детей
умению перевоплощаться.
Игровой метод в работе с дошкольниками хорош на любых занятиях.
Поэтому игры всегда были и остаются традиционным средством педагогики. А
значит, и занятие по хореографии, при определенной фантазии руководителя,
тоже может стать увлекательной игрой.
Позволим себе повторить, что игра - это не только развлечение. Она
ценна еще и тем, что ею можно воспользоваться для развития ребенка. Педагог
может провести все занятие в игровой форме, а может использовать игровые
приемы в какой-то определенной части занятий. Игры-превращения,
музыкально-подвижны игры не займут много времени на занятиях по
хореографии, а разучивание их не потребует особых усилий. Но с помощью
этих игр вы научите детей выразительности движений, оживите их фантазию и
воображение
Танцевально-игровое занятие «Лабиринт» (Музыкальное сопровождение
соответственно разучиваемым движениям)
Это занятие хорошо проводить, когда изучаются музыкально-
пространственные композиции. Оно может быть построено следующим
образом:
- Сейчас, дети, мы с вами входим в большой лабиринт с высокими и
крепкими стенами. Попробуйте дотянуться до верхнего края стены (подъём на
полупальцы, потягивание вверх), а теперь до обеих стенок лабиринта
(предполагаются движения в стороны, наклоны и т.д.)
Чтобы пройти лабиринт, нам с вами придется идти очень долго, так что
давайте подготовим наши ножки (упражнения для работы стопой)
Теперь мы готовы отправиться в путь (марш в разных вариантах: простые
танцевальные шаги, ход с высоко поднятым коленом, с движениями рук и т .д.)
- Маршируем и по кругу, и по диагонали, и змейкой. Ох, ох, как мы
устали, дальше пойдем «вперевалочку», так нам легче будет (шаги на внешнем
ребре стопы)
- Вот уже и спинки наши устали, присядем отдохнуть (ряд упражнений в
положении сидя).
Например:
а) Исходное положение - сидя на полу, руки на поясе. Наклониться
вперед, коснуться руками носков ног - вернуться в исходное положение.
б) Исходное положение - сидя. Поднять прямую ногу вверх - вернуться в
исходное положение. То же другой ногой.
21
в) Исходное положение - сидя, вытянув ноги. Ноги скрестить - вернуться
в исходное положение.
г) Исходное положение - сидя по-восточному, руки на затылке.
Наклониться вправо - выпрямиться; наклониться влево - выпрямиться.
д) Исходное положение - то же. Пружинистыми движениями
поворачивать туловище направо и налево.
- Отдохнули? Тогда пошли дальше. Кто у нас будет разведчиком?
Выбирается один или два ребенка, которые перемещаются между
другими детьми, показывая извилистые дорожки лабиринта. Затем каждый по
очереди повторяет траекторию, намеченную первыми.
- Посмотрите, лабиринт стал совсем узким. Чтобы не потеряться, давайте
возьмемся за руки и пойдем дальше. (Следующая группа движений,
перестроений, которые нужно завершить, образовав круг)
- Нашли на лабиринте - и у нас получился круг. Предлагаю вам игру на
внимание. (Таким же образом можно осуществить любое другое перестроение и
выполнить разные движения) Вот несложная игра на внимание. Обращаясь к
детям, педагог говорит: «Дотроньтесь пальцем до носа и скажите при этом:
"Нос". Еще раз! Еще! Я буду делать то же самое. Но если я скажу: "Лоб", вы
должны тут же дотронуться до лба. Начали! "Нос, нос, нос, ухо!"» Сказав: «
Ухо», педагог дотрагивается до подбородка, и многие невольно делают то же
самое. Кто ошибся, выбывает из игры.
- Ну а теперь давайте-ка посмотрим, не виден ли за стенами выход?
(прыжки па месте) Смотрите, выход, кажется, с той стороны - бежим туда! (бег ,
галоп и т.д.)
- Наконец вышли мы из лабиринта: от бега запыхались. Спокойно дышим
(различные дыхательные упражнения).
«Веселый автобус»
(Комплекс упражнений и игр)
Подготовительная часть занятия
Дети входят в зал, построение, поклон.
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на «Веселом автобусе »,
Всех пассажиров просим занять свои места. Автобус отправляется. (Дети
делают вид, что садятся в автобус, группируются, впереди всех «шофер», в
руках у него руль.)
- Автобус поехал!
Основная часть занятия
22
- Мы подъехали к станции «Спортивная». "Устали сидеть
неподвижно? Выходим из автобуса. Приступим к упражнениям:
• Марш и releve на полупальцы (отражение динамических оттенков forte и
piano).
•Поворот головы с demi-plie.
•Опускание и поднимание плеч (на 1/4, 1/8).
•«Солнышко» - движение на расслабление и
натяжение мышц рук.
•Потягивание «Обезьянки».
•Прыжки вверх, ноги вместе.
•Марш с высоко поднятым коленом.
Слышите объявление: «Автобус со станции «Спортивная» отправляется
дальше. Занимайте свои места! » Все сели? Поехали!
(Повтор движений подготовительной части.)
- Подъезжаем к станции « Магазин игрушек ». Вот какое задание нам
предстоит выполнить: изобразите кукол - деревянных, тряпичных, резиновых.
(Следуют упражнения на напряжение и расслабление мышц, на
устойчивость в темпе и на переключение с одного темпа на другой.)
- Пока мы любовались игрушками, автобус заправился. Приглашаем всех
продолжить путешествие. Поехали. Стоп! Сюда проехать нельзя. И сюда
нельзя.
Впереди болото! А в болоте кто живет? Лягушки - наши подружки.
Вот лягушки на дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Вот из лужицы на кочку
Да за мошкою вприскочку.
Больше есть им неохота,
Прыг опять в свое болото.
(Дети исполняют «Танец Лягушат» - передача ритмического рисунка
музыкального сопровождения хлопками, бегом, прыжками; необходимо
соблюдение пауз и умение отражать в движении характер музыки.)
- Но «Веселому автобусу» уже хочется отправиться дальше. Скорее
занимайте свои места. Поехали. (Повтор движений подготовительной части.)
- Теперь мы прибыли на станцию «Игра».
Ну-ка, покажем, как мы умеем играть и петь. Танец-игра «О-па-па» (Дети
«строят домик», собирают цветы, танцуют и веселятся.)
Заключительная часть занятия
Попрощаемся со станцией «Игра» и скорее отправимся домой.
Вот и закончилось наше путешествие. И нам пора проститься. (Ряд
движений, способствующих восстановлению дыхания.)
23
Поклон.
Игры-превращения
Игры-правращения помогают детям владеть мышц ми своего тела,
произвольно напрягать и расслаблять их. То же относится и к отдельным частям
корпус ногам, рукам, в том числе и кистям рук.
Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержанию
игр.
«Деревянные и тряпичные КУКЛЫ»
При изображении действий и жестов деревянных кукол напрягаются
мышцы ног, корпуса, рук. Движения резкие, при поворотах вправо и влево
сохраняются неподвижными шея, руки, плечи. «Кукла» двигает ногами, не
сгибая коленей.
(Музыка энергичная, с четким ритмом, стаккато.) Подражая тряпичным
куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки
свисают пассивно. Тело поворачивается то вправо, то влево, руки при этом
обвиваются вокруг корпуса, голова покачивается, ноги тоже поворачиваются,
хотя ступни остаются на месте.
(Музыка спокойная, легато.)
«Воробьи и Журавушки»
Под быструю музыку дети весело прыгают, словно воробьи. При
замедлении темпа переходят на мягкий шаг, а затем по сигналу руководителя
поджимают ножку, придерживая ее руками (либо одной рукой) сзади замирают,
как « журавушки », стоят в той же позе - кто дольше?
«Мельница»
(круговые движения рук)
Дети описывают руками большие круги. Движения выполняются
непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают,
как не свои). Не обходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при
которых нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.
«Паровозики »
(круговое движение плечами)
Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак.
Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх - назад -
вниз - вперед. Локти от корпуса не отводятся.
Амплитуда движения во всех направлениях должна быть максимальной,
при движении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова
отклоняется назад.
Упражнение выполняется несколько раз подряд без остановки.
«Кошка выпускает когти»
(постепенное выпрямление и сгибание пальцев рук)
24
Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и приподняты вверх.
Постепенно, с усилием выпрямляются все пальцы и разводятся до предела в
стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки пальцы сжимаются в
кулак («кошка спрятала когти»). Движение, повторяется несколько раз
безостановочно и плавно, с большой амплитудой.
Позднее в упражнение следует включить движение всей руки: то сгибая
ее в локте, то выпрямляя.
«Лесник»
(развитие воображения)
Стихи С. В. Михалкова, которые читает педагог, становятся основой
танцевальной игры-превращения:
Педагог:
Зимой и летом круглый год
Журчит в лесу родник.
В лесной сторожке здесь живет
Иван Кузьмич - лесник.
Стоит сосновый новый дом,
Крыльцо, балкон, чердак.
Как будто мы в лесу живем,
Мы поиграем так.
Пастух в лесу трубит в рожок,
Пугается русак,
Сейчас он сделает прыжок ...
Дети вместе: Мы тоже можем так!
(Танцевальная комбинация, в основе которой движения,
имитирующие пляску испуганного зайчика.)
Педагог: Чтоб стать похожим на орла
И напугать собак,
Петух расправил два крыла ...
Дети вместе: Мы тоже можем так!
(Танцевальный этюд «Петушок».)
Педагог: Сначала шагом, а потом,
Сменяя бег на шаг,
Конь по мосту идет шажком ...
Дети вместе: Мы тоже можем так!
(Танцевальный этюд «Лошадка».)
Педагог: Идет медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг,
На двух ногах, на двух руках ...
25
Дети вместе: Мы тоже можем так!
(Танцевальный этюд «Медведь».)
Педагог: На лужайке у реки
Пляшут лапки, рожки.
Попляши, малыш, и ты
На лесной дорожке.
(Общая пляска.)
« Иголка с ниткой»
(ориентация в пространстве)
Один ребенок - «иголка», все остальные дети - «нитка». Куда движется
иголка, туда и нитка.
Музыкально-подвижnые игры
« Затейники»
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем ... вот так.
(Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-
нибудь движение и все повторяют его. Два-три повтора, и выбирается новый
затейник.)
Начало игры идет под марш. Показ движения - без музыки. Повтор
движения - под соответствующую музыку.
«Запрещённое движение»
Исходное положение - дети стоят полукругом, в центре ведущий. Он
показывает движения, из которых одно является запрещенным (например - plie).
Все повторяют движения, кроме запрещенного. Тот, кто ошибается, становится
ведущим.
«Канон»
(Можно использовать музыку Ф.Бургмюллера «Кавалькада» или любую
другую с хорошо акцентированными тактами.)
Исходное положение - дети стоят в кругу, лицом к центру.
На первый такт - один ребенок поднимает, например, правую руку. На
второй такт - следующий делает то же, что и первый, и так далее по кругу.
Затем, когда все поднимут правую руку, игра начинается снова, но, к
примеру, с другой руки, либо предлагается другое движение.
«Зеркала»
(Музыкальное сопровождение по выбору педагога)
26
Исходное положение - дети свободно размещаются по площадке.
Они – «зеркала»
Один ребенок - водящий. Он пришел в магазин, где много зеркал.
Отражение (то есть копирование его движений) может быть во всех зеркалах
одновременно либо показываться в одном-двух. Невнимательное «зеркало»
выбывает из игры.
«Магазин игрушек»
Расскажем об этой игре подробнее.
Исходное положение - дети стоят по кругу. С помощью считалки
выбирают нескольких ребят, которые будут исполнять роли игрушек - куклы,
мяча, лошадки.
Шла коза по мостику
И махала хвостиком,
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит, это он,
Выходи из круга вон!
Стакан,
Лимон,
Выйди вон!
Стакан воды -
Выйди ты.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела!
Слова игрушек и их движения все ребята знают заранее. Держась за руки,
они идут по кругу и произносят:
Дин-дин, дин-дин,
Открываем магазин!
Заходите, заходите,
Выбирайте, что хотите!
На часть «А» музыки А.Филиппенко дети останавливаются, а в центр
круга выходит девочка - «кукла» и танцует. Окончив танец, говорит:
На меня вы посмотрите
И к себе домой возьмите.
Буду вас любить и слушать,
А зовут меня Катюша!
Педагог спрашивает у детей: «Кто хочет купить куклу Катюшу?»
Желающие поднимают руки. Ребенок, которого выберет взрослый, говорит с
места:
27
Я игрушку покупаю
И с собою забираю.
Кукла: Прежде, чем меня забрать,
Должен ты меня догнать.
«Кукла: выбегает из круга, «покупатель» бежит за ней, стараясь поймать.
Если он поймал «куклу», они оба становятся в общий круг. Если не догнал, то
по очереди выходят другие «покупатели ». Эта часть игры повторяется до тех
пор, пока все-таки кто-нибудь не поймает «куклу».
Дети, взявшись за руки, снова идут по кругу и приглашают в магазин:
Дин-дин, дин-дин,
Открываем магазин!
Заходите, заходите,
Выбирайте, что хотите!
Звучит часть «Б» музыкального сопровождения.
Ребята останавливаются, в центр круга выбегает мальчик - «мяч».
Попрыгав под музыку, «мячик» говорит:
Я прыгун - веселый мячик,
Не люблю того, кто плачет,
Не люблю того, кто плачет,
А люблю того, кто скачет.
Педагог спрашивает у детей: «Кто хочет купить мячик?» Игра
повторяется: «покупатели: догоняют «мячик» так же, как и «куклу».
Снова, взявшись за руки, играющие идут по кругу и приглашают в
магазин.
Дин-дин, дин-дин,
Открываем магазин!
Заходите, заходите,
Выбирайте, что хотите!
На часть «В» музыкального сопровождения в центе круга выбегает
ребенок - «лошадка». Исполняет свой танец и с окончанием музыкального
фрагмента говорит:
Я конек не простой,
Я конек заводной.
Гоп-гоп, цок-цок,
Забирай меня, дружок.
Педагог спрашивает у детей: «Кто хочет купить «лошадку?» И вновь игра
повторяется: «покупатель догоняет «лошадку».
Можно продолжить игру, вводя другие персонажи
Например, кота:
А я котик - Котофей,
28
Хорошо ловлю мышей,
Деткам песенки пою:
«Баю-баюшки-баю ».
Но вот игрушки разобраны, каждый «покупатель» выходит со своей
«игрушкой» в центр круга. Взявшись за руки, они образуют маленькие круги
(получается рисунок «круги в круге»).
Круги танцуют одновременно. После окончания танца каждый остается в
своем круге.
Все вместе:
Дин-дин, дин-дин,
Закрываем магазин.
(В игре использованы стихи В. Болдыревой.)
Игровой стретчинг
Упражнения такого типа носят близкие и понятны детям названия
животных или имитационных действий и выполняются па ходу игры.
Стретчинг - эта комплекс статических растяжек, проводимых в игровой
форме. Упражнения выполняются детьми самостоятельно, без воздействия со
стороны. Они доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься
общефизической подготовкой, и рассчитаны на вовлечение в работу всего
организма, включая психику.
Игровой стретчинг можно отнести к длительным творческим играм, то
есть к таким, в которые дети могут играть долгое время. В продолжительной
игре можно частично менять, усложнять содержание.
Подобные игры сплачивают ребят вокруг одной цели, объединяют
общими интересами, вызывают совместные радостные переживания,
Как и любое занятие гимнастикой, стретчинг основывается на
чередовании напряжения и расслаблении мышц, таком, чтобы нагрузка на все
тело ребенка была равномерной. Сюда входят упражнения:
два-три для мышц живота (прогиб назад);
два-три для мышц спины (наклоны вперед);
одно для укрепления позвоночника (повороты);
два для мышц тазового пояса;
одно- два для укрепления мышц ног;
одно- два для стоп;
одно на равновесие.
Группы занимающихся составляются из детей приблизительно
одинакового возраста. За одно занятие должно быть выполнено от 10 до 14
упражнений. Движения подчиняются соответствующему музыкальному ритму.
Лучше, если избранная педагогам музыка будет стилистически однородной.
29
В процессе занятий дети учатся быстро переключать внимание. Сделав
упражнение, садятся в пазу «слушания» (обязательно с прямой спиной) и
слушают начало или продолжение сказки.
Сказка о Карандаше и Резинке
Дети садятся в исходное положение.
Педагог приступает к рассказу.
- Уверена, что, вы все любите рисовать. Тогда, здравствуй, юный
художник! Да, именно, художник, потому что, всякий, кто, умеет придумывать
и фантазировать, кто в своем воображении создает целый мир, может так себя
называть. Но этого мало. Важно, чтобы не только ты сам считал себя
художником, надо, чтобы это сказали о тебе другие. И в этом тебя поддержат
карандаши, фломастеры, резинка-ластик. Если ты научишься правильно ими
пользоваться, они помогут тебе нарисовать много интересного и удивительного.
Ведь карандаши - эта волшебные палочки, которые умеют творить чудеса. На
так уж устроен наш мир, что даже волшебству надо учиться.
Представим, что наши ножки - карандаши.
Упражнение «Волшебные палочки».
Исходное положение - дети лежат на спине, руки спокойно вытянуты
вдоль тела, ладонями вниз. Медленно поднять обе ноги, вверх и так же
медленно возвратить их в исходное положение. Проделать нужное число раз.
Карандаши, как и люди, делятся по характеру мягкие и твердые.
Изобразим их.
Упражнение «Мягкие и твердые карандаши»
Исходное положение - лежа на спине. Руки вытянуты вверх над головой.
30
«Твердый карандаш» - изо всех сил вытянуться на полу, туго натянуть
руки и ноги. Задержаться в таком положении нужное время.
«Мягкий карандаш» расслабить все мышцы. Повторить нужное число
раз
- Так же, как и люди; карандаши бывают молодыми и старыми. Только
люди с годами растут, а карандаши, наоборот, уменьшаются, становятся короче.
Как же это у них получается?
Упражнение «Молодые и старые Карандаши»
Исходное положение - сесть в позу «прямого угла». Пальцы ног
вытянуты, руки в упоре сзади.
Поднять туго натянутые ноги в вертикальное положение «молодые
карандаши». Задержаться в этом положении нужное время.
Перекатиться на спину, ноги согнуть в коленях, пятки максимально
приблизить к ягодицам. Обхватить колени руками, голову прижать к коленям
(«старые карандаши»).
Вернуться в исходное положение.
Повторить нужное число раз.
Вернуться в исходное для комплекса данных упражнений положение.
31
- Давайте теперь сочиним и сыграем сказку о Карандаше. Жил-был
Карандаш, который больше всего на свете любил рисовать. И если люди живут
в доме, то и у карандаша есть свой домик - коробка.
Упражнение «Коробка с карандашами»
Исходное положение - сесть в позу «прямого угла».
Руки поднять вверх, ладонями вперед. Не сгибая ног, нагнуться, старясь
прямыми руками достать пальцы ног. Грудью коснуться ног. Задержаться
нужное время. Медленно вернуться в исходное положение. Повторить нужное
число раз.
- Карандаш рисовал все подряд, все, что попадалось на глаза: людей,
животных, дома, деревья. Увидит рыбку в пруду - и тут же нарисует.
Упражнение «Рыбка»
Исходное положение - лечь ничком, ноги вместе руки согнуть в локтях,
ладони положить на пол на уровне плеч.
Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову, грудь. Одновременно,
сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями до головы.
Задержаться нужное время.
Вернуться в исходное положение.
Повторить нужное количество раз.
- Заметит Карандаш змейку, и вот она уже как живая.
Упражнение «Змея»
Исходное положение - лечь ничком на пол, ноги вместе, ладони на полу
на уровне плеч.
Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь.
Прогнуться насколько возможно.
Задержаться нужное время.
Медленно вернуться в исходное положение.
Повторить нужное число раз.
32
Варианты выполнения этого упражнения:
а) При подъеме корпуса вверх руки заложить за голову.
б) При подъеме корпуса вверх руки соединить на пояснице, держась за
локти.
- Мелькнет ящерица - вот и она нарисована.
Упражнение «Ящерица»
Исходное положение - лечь ничком, руки вытянуть вдоль тела, ладони
прижать к полу.
Поднять прямые ноги насколько можно выше, опираясь об пол руками,
грудью, подбородком.
Задержаться нужное время.
Вернуться в исходное положение.
Повторить нужное число раз.
- А уж сколько раз Карандаш рисовал кошку с собачкой и не сосчитать.
Упражнение «Кошечка»
Исходное положение - встать на колени, прямыми руками упереться в пол
на уровне плеч.
Поднять голову, максимально прогнуть спину («ласковая кошечка»).
Задержаться нужное время. Опустить голову, максимально выгнуть спину
(«сердитая кошечка»).
Задержаться нужное время.
Повторить нужное число раз.
Упражнение «Собачка»
Исходное положение - сесть на пятки, руки в упоре сзади, параллельно
одна другой. Пальцы обращены в сторону от тела.
Выгнуть спину и откинуть голову назад. Медленно подвинуть кисти рук
назад насколько возможно.
33
Задержаться нужное время.
Вернуться в исходное положение.
Повторить нужное число раз.
Дети садятся в исходное положение и слушают сказку дальше.
Когда у Карандаша получались хорошие рисунки, он радовался, а когда
что-то не получалось - огорчался, но любимое дело не бросал. И с упорством
рисовал снова и снова.
А по соседству жила Резинка - белая, чистая и очень аккуратная. Ее
страстью было наводить чистоту.
Малейший непорядок - и она с головой бросалась в дело.
- Ах, какое безобразие, - воскликнула она, увидев рисунки Карандаша на
чем попало: в тетрадях, книгах, на полу.
Дети делятся на две группы: одни - Карандаши,
другие - Резинки.
«Карандаши » принимают исходное положение, уже известное под
названием «прямого угла».
«Резинки» группируются в «комочек», то есть садятся на пятки, голову
опускают вниз, руками обхватывают колени.
Далее упражнения выполняют поочередно. Карандаш - Резинка,
Карандаш – Резинка и т. д.
- Нарисовал Карандаш летучую мышь в тетрадке.
Упражнение «Летучая мышь»
34
Исходное положение - сесть в позу «прямого угла», развести ноги в
стороны как можно шире.
Наклониться вперед, стараясь коснуться подбородком пола. Руки развести
в стороны параллельно полу.
Задержаться нужное время.
«Непорядок », - решила Резинка и в мгновение ока стерла рисунок.
«Резинки» перекатом по полу докатываются до рисунков «Карандашей»
и, дотронувшись до «летучих мышей» (стерев их), откатываются назад.
- Изобразил Карандаш носорога. Резинка тут как тут.
Упражнение «Носорог»
Исходное положение - лечь на спину, руки заложить за голову, ноги
выпрямить, пальцы ног вытянуть.
Поднять голову и плечи, одновременно поднять одну ногу, сгибая ее в
колене. Стараться коленом коснуться носа. Другая нога сохраняет прямое
положение на полу.
Задержаться нужное время.
Вернуться в исходное положение.
Затем проделать то же упражнение с другой ноги.
«Резинки» стирают и эти рисунки.
Нарисует Карандаш улитку, а Резинка снова ее сотрет.
Упражнение «Улитка»
Исходное положение - лечь на спину, ноги вместе, пальцы ног вытянуты.
Руки лежат вдоль тела, ладонями вниз.
Медленно поднять прямые ноги, затем таз и весь корпус в вертикальное
положение, оставаясь в опоре на плечах и руках. Не останавливаясь, завести
ноги за голову, пока пальцы не коснутся пола.
Задержаться нужное время.
Вернуться в исходное положение.
Повторить нужное число раз.
35
«Резинки» стирают «Улиток», и все дети садятся в исходное положение.
- с этой минуты Резинка всюду следовала за Карандашом. Карандаш
совсем потерял покой. Как и всякий художник, он мечтал оставить после себя
рисунки. И стал Карандаш побаиваться Резинки.
(Группы детей меняются ролями)
- Посмотрит Карандаш по сторонам – нет Резинки. И быстро нарисует,
например, аиста. Но неугомонная Резинка тут как тут.
Упражнение «Аист»
Исходное положение – встать прямо, ноги вместе, руки опущены.
Поднять левую ногу, согнув её в колене, обхватить левой рукой щиколотку.
Правую руку поднять вверх, ладонью вперёд. Голова поднята.
Задержаться нужное время.
Вернуться в исходное положение.
Проделать то же другой ногой.
Повторить нужное число раз.
«Резинка» стирает и этот рисунок.
- Карандаш совсем растерялся, увидев приближающуюся Резинку, и от
страха нарисовал два хобота слону вместо положенного одного.
Упражнение «Слон»
Исходное положение - встать прямо, ноги вместе, прямые руки за спиной.
36
Наклоняться вперед, стараясь прижать лоб к коленям. Ноги не
сгибать. Прямые руки поднять вверх, потом вытянуть вперед до положения
параллельно полу (руки не соединены - «два хобота»).
Задержаться нужное время.
- Ну вот, - вконец расстроился Карандаш и виновато посмотрел на
Резинку. Я сделал ошибку.
- Вот эту? - спросила Резинка и
стерла один лишний хобот. (В это время «слоны» сцепляют прямые
руки «замком» ). И тут они увидели, какой хороший получился рисунок.
Все дети садятся в Основное исходное положение.
- Ведь ты можешь стирать не все, а только то, что нарисовано
неправильно, - сказал Карандаш.
Резинка задумалась.
- Я согласна, - наконец заявила она.
С тех пор они не разлучаются. Стоит карандаш ошибиться, Резинка тут
как тут - сейчас же исправим ошибку.
Теперь детям загадываются загадки.
Загадка 1. Нарисовал карандаш зверей в зоопарке
а Резинка стерла все клетки, и звери остались где?..
(На свободе)
37
Загадка 2. Карандаш нарисовал большой завод много - много Дыма из
труб. Резинка стерла дым, и воздух стал?.. (Гораздо чище.)
Загадка 3. Карандаш нарисовал дедушку с бабушкой, а Резинка стерла
морщинки у бабушки и бороду у дедушки, и они?.. (Помолодели.)
И с тех пор Карандаш с Резинкой больше не спорили и жили дружно.
Каждый из них делал свою часть работы - то, что умел только он. И рисунки у
них получались просто замечательные.
Пусть и ваши карандаши и резинки живут дружно. А вы Фантазируйте,
рисуйте, и мир вокруг вас будет удивительным, ярким, интересным.
38
Заключение
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни
каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,
нравственного и физического развития ребенка, формируется личность
человека.
Хореография — искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи
физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом,
психического развития детей.
Занятия хореографией призваны:
• развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию
движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;
• укреплять здоровье детей;
• способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских
навыков в танце и художественного вкуса;
• формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность
телодвижений и поз;
• избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;
• учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является
игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра
позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые
привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные
события. Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая
ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений,
позволяющая наиболее полно реализовать себя "здесь и теперь", достичь
состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу,
построенному на свободном общении равных.
Таким образом, с первых лет жизни ребенка необходимо начинать
воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем,
что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка и более
успешной работе мозга. А сам процесс занятий танцами через игровую
деятельность приносит детям истинную радость и способность к
самовыражению в творчестве.
39
Список литературы
1. Баранов, А. Б. Создание условий для формирования позитивного
отношения к культурным ценностям в процессе обучения танцам [Текст]
А. Б. Баранов // Дополнительное образование. – 2005. - № 10. – С. 54-56.
2. Гусев, С., Гусева Ю. Танцы и игры Артека [Текст] / С.Гусев, Ю. Гусева.
— М.: Просвещение, 1997. – 125 с.
3. Зарецкая, Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста [Текст] /
Н.В. Зарецкая. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 250 с.
4. Зарецкая, Н. В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста [Текст] /
Н.В. Зарецкая. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 250 с.
5. Светинская, В. Танцевальные постановки для детей [Текст] / В.
Светинская. - М., 1966. – 108 с.
6. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду:
пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / С.Л. Слуцкая. –
М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 272 с.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Презентация "Психолого-педагогическая диагностика"
- План-конспект внеклассного мероприятия "Школьная форма: вчера, сегодня, завтра"
- Презентация "Школьная форма: прошлое или будущее"
- Военно-патриотическое воспитание у дошкольников
- Презентация "Систематизация работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста в ДОУ"
- Презентация "Образование в Израиле"