Разработка урока "Стилистические фигуры как синтаксические построения"

Апевалина Елена Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБУ СОШ №56
Разработка урока
Тема урока: Стилистические фигуры как синтаксические построения.
Цель урока: повторение изобразительно- выразительных средств языка.
Задачи: «…Правильно понять художественный текст через язык, то есть языковые дроби, из
которых слагаются целые образные единицы художественного языка». (Н.М. Шанский.)
Выяснить, что «…дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого
слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А.М. Пешковский.)
Выяснить роль тропов и фигур речи в текстах .
Методы обучения:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные
(эвристическая беседа); наглядные (таблица); практические (работа с текстом,);
познавательные (усвоение нового материала путем самостоятельного размышления над
проблемными ситуациями); конкретные и абстрактные методы (анализ, сравнение,
обобщение).
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: эмоциональные (поощрение,
удовлетворение желания быть значимой личностью); познавательные (создание проблемной
ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий);
волевые); социальные (развитие желания быть полезным отечеству, поиск контактов и
сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы).
Ход урока:
1.Организационный момент
Презентация по ходу урока
2.Терминологический диктант: Я читаю определение, вы записываете в столбик
название изобразительного средства.
1. Одинаковое построение соседних предложений. (Синтаксический параллелизм).
2. С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных
слов(случился случай), с другой стороны, в устной и художественной литературе
средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака
и т.п.(черным-черно, думу думать) Тавтология.
3.Обратный порядок слов (Инверсия)
4. Художественное преуменьшение (Литота)
5.Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория (Иносказание).
6. Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака
(Сравнение).
7. Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и
прочее (Термины).
8. Скрытая насмешка (Ирония).
9. Именно в контексте эти слова являются противоположными, вне контекста эта
противоположность теряется (Контекстуальные антонимы).
10. Противопоставление, приём контраста (Антитеза
- Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам у вас должно
получиться слово СТИЛИСТИКА.
3.Беседа
У: Стилистика как наука, как самостоятельная отрасль появилась в начале 20 века. Но
человека уже в давно интересует не только ЧТО он говорит, но и КАК говорит. А этим и
занимается СТИЛИСТИКА.
Термин «стилистика»: (запись на доске и в тетради)
стиль (stylys) стержень для писания на восковых дощечках.
Стило (устаревшее) - перо, орудие письма («…Вот вам, товарищи, мое стило, и можете
писать сами» Маяковский «Разговор с фининспектором…»)
Стиль ( современное) – значение «почерк» = манера, способ, особенности речи.
- Какое отношение имеет стилистика к перечисленным терминам?( Одним из
аспектов стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка).
У: Все знают 7 нот, но музыку сочинять не все могут. Всем доступна глина, камень, гипс,
но не все скульпторы. Всем доступно слово, но не все становятся известными поэтами,
писателями.
ПОЧЕМУ? Это искусство!!! Надо иметь талант, способности, и их нужно развивать.
У: Перечисленные термины – наиболее встречаемые в КИМах изобразительно-
выразительные средства.
- А значит какова цель нашего урока? ( повторение изобразительно-выразительных
средств языка)
- Уточним, какие из них относятся к тропам, какие – к стилистическим фигурам
речи, а какие к изобразительным возможностям лексики?
Заание: Перед вами список терминов: распределите их по группам.
Тропы
Фигуры речи
Изобразительные
возможности лексики
Литота
Синтаксический
Тавтология
Иносказание
Сравнение
Ирония
параллелизм
Инверсия
Антитеза
Термины
Контекстуальные
(контекстные) антонимы
Беседа:
- Что лежит в основе такого лексического средства, как троп?
Употребление слова или выражения в переносном значении.
- Продолжите перечень известных вам тропов.
Метафора, эпитет, метонимия, синекдоха, гипербола, аллегория, олицетворение,
перифраз.
- А что такого фигуры речи?
Необычное синтаксическое построение с целью усиления выразительности, в котором
главное – сделать впечатление более ярким, выразительным, наглядным и подчёркнутым.
У: Точно также чёрное пятно на белом фоне кажется ещё чернее, а белое пятно на чёрном
ещё белее, хотя сами цвета при этом не изменяются. Усиливается, как и в
стилистической фигуре, лишь само впечатление при их восприятии.
- Перечислите другие синтаксические средства.
Анафора, эпифора (разновидности синтаксического параллелизма), градация, оксюморон,
эллипсис, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое
восклицание, многосоюзие, бессоюзие.
III. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос:
-Что сближает тропы и фигуры? (И те и другие делают нашу речь выразительной).
- И то и другое – намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе
внимание, задуматься, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл.
И тропы, и фигуры – образные средства художественной речи, наполняющие языковую
форму бесценным содержанием.
-Давайте выясним, чем различаются тропы и фигуры? Для этого вспомним определения
тропов и фигур.
- Что называется тропами? (Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения
употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной
выразительности).
- Что такое стилистические фигуры? (Стилистические фигуры это особые
синтаксические построения, служащие для создания образной речи, усиления
выразительности).
Они обладают большими выразительными возможностями, их много, некоторые из них
нам предстоит повторить, а с некоторыми познакомиться
Задание: Я предлагаю вам обратиться к страницам полюбившегося романа «Мастер и
Маргарита» и определить изобразительно- выразительные средства языка. Работаем в
группах:1группа;2 группа; 3группа
Работа с определениями
III. Работа с текстом (Приложение 1)
Тропы и фигуры, чтобы и х полно и глубоко понять, должны рассматриваться не
изолированно, а в связном тексте. Обратимся к тексту (во время чтения текста
обратить внимание на произношение слов в стенАх, чЕрпая. Слайд 9).
(1)Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только древнейший
из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них
(однородные члены). (2)Его почти 250-летняя история полна многих светлых и отрадных
страниц (эпитет), на которых с любовью останавливается взор (олицетворение) каждого
патриота, ревнующего (архаизм, устаревшее значение) о благе и славе родной земли
етафора). (3)Но не быть патриотом – значит не быть русским человеком, ибо
(устаревшее употребление) патриотизм не есть качество, не есть добродетель
(синтаксический параллелизм), а есть долг, обязательный для всех. (4)Оттого
Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили,
без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце (метафора),
где стоят православные храмы, где слово. Отечество возбуждает (олицетворение)
восторг и любовь (синтаксический параллелизм) – везде любим и славим Московский
университет как главный рассадник истинного знания (метафора, оксюморон
«рассадник знания»), как хранитель Просвещения (олицетворение). (5)Мирно и тихо
течёт учёная и учебная жизнь (метафора) в стенАх Московского университета
(синекдоха, метонимия), и поколение за поколением проходит в стенах его, чЕрпая здесь
знания (метафора), необходимые для дальнейшей трудовой жизни во славу Бога, на
службу Родине. (6)Пройдут ещё века, и всё так же Московский университет, великий в
своей седой древности (метафора), богатый лучшими преданиями своих белых времён,
по-прежнему будет зажигать священный огонь знания в груди своих многочисленных
питомцев (развёрнутая метафора, которая развивается в тексте, образуя целые
цепочки образных выражений), пока мало-помалу – хочется этому верить - в стенАх
именно Московского университета (метонимия, синекдоха) впервые не выработается и
не укрепится на Руси высочайший идеал человеческого знания, состоящий, с одной
стороны, в стремлении овладеть вполне всеми тайнами чувственного (эпитет) мира
(метафора), с другой, - в смиренном (эпитет) сознании (метонимия), что есть ещё целая
область бытия, куда не дерзает и не может проникнуть пытливый (эпитет) скальпель
учёного (метафора), но которая вполне открыта всякому верующему; идеал, состоящий
в сознании, что полнота знания без веры невозможна. (7)Стоя на этой строгой научной
дороге, сбросив с себя путы материализма, который есть отрицание науки как полноты
знания; смиренно преклоняясь перед вечным светом Христианства, Московский
университет оправдывает ту любовь и доверие, с каким вся Россия обращается от
Москвы до самых окраин. (8)Дай Бог, чтобы скорее настало то золотое время, время
полной славы для Московского университета!
(9)Московский университет заключает в своих стенах Божий храм, посвященный св.
мученице Татиане, и особенно указываю на это обстоятельство, так как в нём можно
видеть залог величия и славы нашего университета.
Протоиерей Максим Козлов
Беседа по тексту:
- О чём текст? Какова тема текста? О Московском государственном университете. О
величии, славе, о значимости университета.
- В какой ситуации этот текст мог бы быть произнесён или напечатан?
Хвалебная речь (устная или письменная). Такой жанр называется панегирик.
- Какому стилю принадлежит текст? Публицистическому. Публицист не пассивный
регистратор событий, а активный их участник, страстно и открыто отстаивающий идеи,
которым он привержен.
- Каково коммуникативное намерение автора? Восхвалить, возвысить, утвердить
величие университета, призвать к памяти о долге, обязательном для всех быть
патриотом.
- Почему же предложения в тексте повествовательные (кроме одного), а не
восклицательные?Утверждение, уверенность – интонационная окраска, не снижающая
торжественности основного тона, но подчёркивающая убеждённость автора, которую он
хочет передать тем, к кому обращается.
- Насколько текст тематический и эмоционально целостен?
Насколько текст тематический и эмоционально целостен, говорят изобразительно-
выразительные средства, использованные автором и обладающие большой силой
воздействия.
Задание: Определите, какие тропы и фигуры можно выделить в данном тексте.
Самостоятельная работа (выполняется на листах, при совместной проверке указываются
изобразительно-выразительные средства).
1 ряд работает с предложениями 1-3;
2 ряд – с 4-5 предложениями;
3 ряд – с 6 предложением.
Самопроверка
Сделаем вывод: - Какое значение имеют средства выразительности в тексте?
Изобразительно-выразительные средства помогают понять коммуникативное намерение
автора, все его мысли и чувства.
IV. Комментирование задания B8 второй части экзаменационной работы. Анализ
фрагмента рецензии с лакунами.
У: Знание средств выразительности, как мы уже сказали, понадобится нам при
выполнении части B, задание B8.Звучит задание B8 так:
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы
анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места
пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая
цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы
анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места
пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете,
какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
«Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую
убедительность. Употребление 6 («путы материализма», «золотое время»)
обогащает текст различными ассоциациями. ____9___ («от Москвы до самых до
окраин») служит для усиления художественного впечатления. Такое синтаксическое
средство, как 3 (предложение №8), позволяет автору усилить эмоциональное
звучание своего слова. Речь автора особенно образна, когда он говорит о славе
университета. Это подчёркивает такой троп, как 2 («смиренно», «вечный
свет»)».
Список терминов:
1. антитеза
2. эпитет
3. риторическое восклицание
4. синтаксический параллелизм
5. лексический повтор
6. метафоры
7. сравнение
8. вопросно-ответная форма
9. гипербола
Подошло «золотое время» нашего урока (для кого-то серебряное, для кого-то и «медное
(градация) проверить себя на знание изобразительно-выразительных средств.
Итог урока: Через полгода вы станете выпускниками школы. Хотелось бы, чтобы знание
средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен по
русскому языку, но и потребностью говорить ярко, образно; чтобы вы использовали в
своей речи весь арсенал изобразительно-выразительных слов, этот «золотой запас»
нашего языка. «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей сложных и простых, - для
которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», - говорил К.Г. Паустовский.
Я хочу пожелать вам всем поступить в университеты, колыбели знаний, и стать
усердными тружениками науки в стенах лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые
плоды.
- Прокомментируйте моё напутственное слово вам с точки зрения употребления
изобразительно-выразительных средств.
Я хочу пожелать вам всем поступить в колыбели знаний, (метафора, перифраз) и стать
усердными тружениками науки (метафора) в стенах (метонимия) лучших вузов
страны. Это принесёт свои добрые плоды (метафора).
Д.з.:выполнить тест