Методическая разработка урока "Изображение фигуры человека в движении" 2 класс
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Хилокская детская художественная школа»
Методическая разработка урока
«Изображение фигуры человека в движении»
Подготовила
преподаватель рисунка
Карбушева Светлана Сергеевна
Г. Хилок. 2015
2014 – 2015 учебный год.
Предмет. Композиция 2-й класс
Тема урока: Изображение фигуры человека в движении.
Продолжительность занятия: 3 часа
Тема: изучение пропорций фигуры человека.
Цель: Выполнение аппликаций фигуры человека в движении
Задачи:
- сформировать представление о термине «пропорция»,
- формировать практические навыки работы в технике аппликация.
- развивать творческую и познавательную активность учащихся.
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Оборудование:
Для учителя: таблица с изображением пропорций фигуры человека и работы
на заданную тему в технике аппликации, художественные материалы, 3-
хмерный деревянный манекен обобщенного построения тела человека.
Для ученика: карандаш, ножницы, линейка, цветная бумага, клей.
План урока:
1. Организационная часть
2. Сообщение учебного материала
3. Практическая работа учащихся
4. Подведение итогов урока
Ход урока
1. Организационная часть
Подготовка учащихся к работе на уроке. Учащиеся размещаются за
столами группами таким образом, чтобы им хорошо были видны
наглядные пособия и объяснения преподавателя у доски.
2. Сообщение учебного материала
Человек – главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает
понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть
что-то общее.
Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение»,
«соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине,
высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а
другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и
маленькие и т.д. Устанавливая соотношения между предметами и между
частями формы отдельного предмета, мы выясняем их пропорциональные
характеристики.
Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей
формы между собой, а так же между
различными объектами.
Обратимся к истории, посмотрев, как решали
ее художники разных эпох и разных культур.
В Древнем Египте для изображения
человеческой фигуры был разработан
специальный канон – т.е. такая система
пропорций человеческой фигуры, которая
делила изображения на части и позволяла по
части определить целое и по одной части тела
определить другую. Известно что египтяне
положили в основу деления фигуры 21
части. В это число входили 19 равных частей
разделения самой фигуры, а 2 части
приходились на изображение традиционного
головного убора.
Единицей измерения фигуры у
древнеегипетских художников служила длина
среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.
Египтяне пользовались и специальными
сетками-таблицами, которые наносили на
поверхность каменной плиты или стены для
создания рельефа или росписи.
В 1490-1492 гг. Леонардо да Винчи создал своего знаменитого
«Витрувианского человека» как иллюстрацию для книги, посвященной
трудам римского архитектора Витрувия.
На рисунке мы видим
изображение фигуры
мужчины в двух
наложенных одна на другую
позициях. Он представлен с
разведенными в сторону
руками, описывающими
круг и квадрат. Поза с
разведенными в стороны
руками и не разведенными
ногами вписывается в
квадрат («Квадрат
Древних»). С другой
стороны, поза с
раскинутыми в сторону
руками и ногами вписывается в круг. Сам Леонардо говорил, что рисунок
был создан с целью изучения пропорций мужского тела.
Обратите внимание: все, что нас окружает, обладает гармонией и
стройностью. Архитектура, скульптура имеют свои пропорции. Эти
свойства не выдуманы людьми, они являются отражением природы.
Пропорции всякого живого
организма, развиваясь,
изменяются. Пропорции
маленького ребенка сильно
отличаются от пропорций
взрослого человека. У
взрослого размер головы
занимает примерно 1/7 или
1/8 часть всего его роста, а у
ребенка четырех-пяти лет ¼
или 1/5 часть.
У подростков величина
головы примерно 6 раз
укладывается в длине тела.
Есть определенное соотношение и у других частей тела. Линия, делящая
фигуру пополам, проходит через начало бедер, т.е. длина ног человека
равняется половине его роста. Концы пальцев опущенной руки взрослого
человека, когда он стоит, приходятся обычно чуть ниже середины бедра.
Предплечье и плечевая часть руки, голень и бедро у ноги примерно равны
между собой.
У каждого человека свои характерные пропорции.
Мы выполним пропорциональную фигуру человека, используя метод
аппликации.
1. Начертить и вырезать 2
прямоугольника размером
7х4 см (рис1)
2. Первый прямоугольник
разрезать пополам.(рис 2)
3. В полученных
прямоугольниках, провести
диагонали (рис 3) и разрезать
(рис 4).
4. Закруглить уголки у четырех
треугольников. (рис 5)
5. Взять второй
прямоугольник, который
будет туловищем человечка,
Для мужской фигуры надо
срезать немножко углы. (рис
6)
А для женской фигуры
сначала нужно найти талию 1/3 длины и построить фигурку, сделать
чуть покатые плечи. (рис 7)
А для женской фигуры
Рис 1
Рис 2
Рис 3
Рис 5
Рис 4
Рис 6
Рис 7
Рис 8
6. Для того чтобы построить руки надо сделать еще один
прямоугольник по длине равный фигуре до талии и немножко уже и
повторить 2-4 пункт. (рис 8)
7. Голова равна длине
половины туловища. (рис 9)
8. Обрезки использовать для
ладошек и стоп.
3. Практическая работа учащихся
Теоретические знания, полученные в ходе беседы
и объяснения учителя, необходимо закрепить в
практической работе. Теперь следует приступить
к творческой работе по созданию динамичной
композиции из фигур в технике аппликация. Для
этого вырезаются необходимые детали фигуры
человека и располагаются на листе бумаги. Для
создания композиции можно добавлять детали
одежды, интерьера
4. Подведение итогов урока
Учащиеся раскладывают выполненные композиции на мольбертах для
общего просмотра и обсуждения. Идет обсуждение работ. Это самоконтроль
и самооценка возможностей. Каждый ученик высказывает свое мнение.
Рис 9
Преподаватель подводит итоги занятия, указывает на характерные ошибки
или недоработки учащихся
Литература:
1. Н.М. Сокольникова. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1998
2. Н. Г. Ли. Основы академического рисунка. М.:Эксмо, 2005
3. Л.Г.Савенкова «Изобразительное искусство» 2 класс, М., Вентана-
Граф, 2012;
4. http://www.drawanime.ru/?id=06&pg=art
5. Фотографии из личного архива
Климова Наташа
Новоселова Настя
Афанасьева Таня