Методическая разработка "Учимся играя"

Управление образования Добрянского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Добрянская детская школа искусств»
«Учимся играя»
Методическая разработка
Подготовила
преподаватель теоретических и хоровых дисциплин
Братчикова Наталья Анатольевна
2014 г.
Игра - одно из наиболее ярких и важных явлений в развитии человечества.
Психологи и социологи давно занимаются изучением игр. Научные исследования,
да и опыт любого человека доказывает, что игра занимает важное место в жизни.
Это и возможность выхода жизненной энергии, удовлетворение потребности в
отдыхе и разрядке, упражнение в самообладании, положительная компенсация
вредных побуждений и т.д.
Игровые моменты могут стать привычным компонентом школьного урока.
Основой такого “момента” является, как правило, опора на уже имеющиеся у
учащихся знания из области музыкального искусства - знакомые песни,
двигательно-звуковые ассоциации, возникающие при исполнении того или иного
произведения. Ведь каждому известно, что под звуки бодрого марша наши ноги
сами собой начинают выполнять четкие маршеобразные движения, а легкая
полечка приглашает слушателя подпрыгивать и кружиться, создавая
соответствующее музыке веселое настроение.
Разрабатывая урок, учитель должен уделять большое внимание интерактивным
моментам: учащиеся должны не просто слушать и исполнять музыку,
руководствуясь указаниями учителя. Их задача - воспринимать
ее активно, проявляя искреннюю заинтересованность, переходящую со временем
в стойкий интерес к различным видам музыкальной деятельности. Производя
отбор музыкального материала и видов деятельности, учитель исходит из
психофизических особенностей учеников . Поэтому каждый урок, отличается
разнообразием форм и видов музыкальной деятельности и частым переключением
внимания с одного вида на другое. Такая дробность необходима для поддержания
заинтересованности учащихся и снижения их утомляемости. Поэтому в ходе
одного занятия ученики встречаются не только со слушанием и исполнением
музыки, но также и с музыкальной разминкой, вопросами на сообразительность
(связанными с основной темой занятия), метроритмическими элементами,
слуховыми и ритмическими загадками. В рамках одного занятия выполнение
одного задания рассчитано на непродолжительное время - не более 5-6 мин, кроме
того, легкие задания чередуются с более трудными, насыщенными по
напряжению.
Поскольку для учеников первого ода обучения достаточно трудным является
сохранение неподвижности во время занятия, то для них обязательным является
присутствие упражнений и действий с движениями - мини-песен, попевок, в
которых ритм подчеркивается хлопками, притопами, приседаниями, простейшими
хореографическими элементами. В произведениях более крупных по объему
используется прием метроритмическая инсценировка”, когда движения
исполнителей передают содержание песни и действия ее героев.
Востребованным можно считать чередование коллективного и индивидуального
исполнительства, этот прием можно использовать многогранно, в разных
сочетаниях. Например, когда сначала отдельные куплеты песни поются по рядам,
а припев - все вместе. Или когда дети, сидящие рядом, поочередно поют по одной
строчке музыкального произведения, словно передавая друг другу своеобразную
эстафету.
И конечно, в каждом занятии обязательно должны присутствовать уже известные
ребятам темы и музыкальные произведения, которые в сочетании с новыми
сочинениями решают главную задачу всего занятия.
На занятии особое значение приобретает дисциплина: ведь при знакомстве с
музыкальным произведением и при его дальнейшем изучении необходима
тишина. Но если ученики утомляются, то приходится прибегать к введению в
занятие моментов, позволяющих переключить внимание учащихся и
сконцентрировать его на нужном явлении.
Рабочим оргмоментом на уроках хора является обращение с просьбой
принять правильную певческую посадку. Обычно эффективно срабатывают слова:
“Проверьте, правильно ли вы сидите. Помните, кто лучше сидит, тот лучше поет”.
Правильную певческую посадку следует контролировать перед каждым эпизодом
вокальной работы распеванием, повторением и разучиванием песни, ее
исполнением. Задача преподавателя ненавязчиво, игровыми методами
развить певческие навыки, научить детей владеть своим природным даром,
привить любовь к певческой деятельности.
Для этого в работе можно использовать следующие игровые действия:
- двигательные упражнения, которые способствуют формированию
правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением.
- артикуляционная гимнастика - эффективно активизирует речевой
аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных
мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику,
артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
- дыхательная гимнастика - способствует не только нормальному развитию
голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.
- ритмодекламация четкое произнесение текста в заданном ритме.
Основная ее цель развитие музыкального и поэтического слуха. на фоне
звучания мелодии, ритмического сопровождения, шумовых инструментов или
звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы);
- музыкально-дидактические игры. Для развития музыкального слуха и
улучшения качества пения;
- игры со звуком на занятиях, являются частым приемом. Ребенок должен
получить о звуке точное представление, о том, что звук обладает определенными
свойствами;
- пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях. Они
развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию,
вырабатывают выразительность речи;
Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением.
Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает
более осознанным восприятие и содержание песни. Использование системы
специальных упражнений, различных игр, индивидуальная работа с детьми все
это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков
у детей младшего школьного возраста.
Игра «Дирижер»
Цель: развивает внимание к дирижерскому жесту
На занятиях дети любят играть в «дирижера». Дирижировать можно,
озвучивая скороговорки.
Предварительно дети проводят с педагогом разминку речевого аппарата
(упражнения для губ, языка и т. д.).
Затем дети проговаривают, какую-либо скороговорку (работа над дикцией
или над определенным звуком). В центр выходит ребенок - дирижер и жестом
просит произнести скороговорку, при этом он может менять темп, нюансировку (f,
p<,>), штрих (legato, staccato), регистр.
Перечень скороговорок.
«Повар Петр, повар Павел».
«Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла».
«Вставай Архип, петух охрип».
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
«Течет речка, печет печка».
«Наша дочь речистая, у нее речь чистая» и др.
Подобным образом дирижирует ребенок попевками, куплетами или всей
песней, оркестром музыкально-шумовых инструментов. Как правило, после такой
игры ребенок становится более внимательным и чутким к дирижерскому жесту и
понимает, насколько трудно управлять дирижеру «непослушным» хором.
Во втором полугодии «дирижер» показывает, а хор поет по руке ноты,
гаммы, попевки с названием нот, ступени.
Если дети утомлены, то можно предложить им послушать музыку, закрыв глаза
ладонями. В этот момент у них прекращается восприятие зрительного ряда и
уменьшается число поступающих в мозг раздражителей. Для возбужденной
группы несколько раз на уроке следует создавать ситуацию, во время которой к
ученикам обращаются с просьбой “послушать тишину”.
На уроке применим прием хорового ответа - “по руке”. К примеру, так удобно
заучивать имена, отчества и фамилии композиторов - создателей музыкальных
произведений, о которых говорится на уроке, названия музыкальных жанров,
характеристики мелодий. Имена, отчества и фамилии композиторов, а также
новые музыкальные термины, названия произведений повторяются 2-3 раза всем
классом, а потом еще несколько раз проводится индивидуальный опрос ряда
детей, проверив, хорошо ли они запомнили то, что было нужно.
Предлагаю вашему вниманию несколько игровых приемов и дидактических игр,
применение которых поможет преподавателю занимательнее и плодотворнее
провести уроки «Слушание музыки».
«Играем в оркестр»
Цель игры развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об
оркестре и его разновидностях, музыкальных инструментах и приемах игры на них.
Музыкальный репертуар: «Вальс цветов» П.И. Чайковский (из балета
«Щелкунчик»), «Камаринская» М.И.Глинки, 40-я симфония В.А.Моцарт (1 часть).
Методика и техника игры. При прохождении темы «Оркестр и его виды»
учащиеся изучают составы симфонического, камерного, духового и народного
оркестра. Игра-драматизация даст возможность им войти в роль музыкантов-
исполнителей. Например, учитель рассказывает учащимся о симфоническом
оркестре и его группах, показывает иллюстрации с изображение инструментов и
объясняет приемы игры.
Под музыку выбранного музыкального произведения учащиеся «играют» на
инструментах симфонического оркестра.
Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления
каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку.
«Угадай инструмент»
Цель:. Научиться различать тембровую окраску инструментов. Звучат короткие
музыкальные примеры, а дети отгадывают, какой инструмент звучит. Можно
разделиться на команды и подсчитывать балы.
Игра «Кто быстрей?»
Выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию. Задание: каждый
участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных
инструментов.
Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если
время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до
«финиша».
Примечание: задачу можно усложнить, например: участники должны называть
инструменты симфонического оркестра или народного или духового.
«Эхо»
Учитель громко, отчетливо поет отдельные ноты и соединения. А ученики тихо
повторяют данные звуки, как отголосок эха.
Можно игру проводить несколько иначе. Учитель поёт звук громко. Ученики 1-го
ряда повторяют этот же звук не очень громко. За ними ребята 2-го ряда повторяют
этот звук не очень тихо. А ученики с 3-го ряда повторяют очень тихо. Таким
образом, ребята одновременно знакомятся с оттенками, знакомятся с их условными
обозначениями.
«Зайчик, птичка, медведь»
1-й вариант: учитель играет на инструменте вразброс звуки. Учащиеся записывают
ответы с помощью условных обозначений. Низкий звук сравниваем с образом
медведя, поэтому обозначаем, условно М. Средний звук сравниваем с озорным
легким бегом зайчишки, обозначаем буквой З. А высокие звуки - это, конечно же,
звонкое щебетание птичек, обозначаем П.
Вот так легко ребята могут ознакомиться с темой «Высота звуков».
2-й вариант больше похож на творческую работу. Учитель играет различные
комбинации нот в разном темпе. Ученики пытаются оживить музыку. Они думают,
какому животному подойдет эта мелодия. Быстрая, легкая музыка - может быть это
пробежал ёжик? Лукавая, острая музыка схожа с проказами хитрой лисы.
«Цветик-семицветик»
Цель: развитие памяти и музыкального слуха.
Игровой материал: большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета.
На обратной стороне лепестка - рисунки с сюжетами произведений, с которыми
дети знакомились, например, «Шествие гномов» Грига, «Клоуны»
Д.Б.Кабалевского, «Петя и волк» С.Прокофьева. Дети сидят полукругом.
Вызванный ребенок по рисунку должен отгадать, как называется произведение и
назвать композитора. Учитель включает запись с названным произведением.
«Инсценировка»
Здесь особо описывать нечего. Многие знают, что ребята очень любят выступать в
роли артистов. А почему бы им не предоставить эту возможность на уроках
музыки?
Прекрасные примеры для инсценировки - песни «Почему медведь спит зимой»,
«Любитель-рыболов». Сильно усложнять игру не следует.
«Найди свой звук».
Для игры учителю необходимы разнообразные мелкие предметы (ключи, гвозди,
банки-склянки, бумага, чашки, ложки и прочие «музыкальные инструменты»), из
которых можно извлечь звуки. Детям предлагается, манипулируя этими
предметами и извлекая из них разнообразные звуки (стуча, скребя, гладя, шурша,
звеня и т.п.), найти понравившийся тембр, звук, сочетание. После того как звуки
будут определены, каждый воспроизводит свою находку и пытается объяснить,
почему он выбрал именно этот звук или сочетание, какой образ, цвет возникает при
восприятии этого звука.
Игры на уроках «Музыкальная грамота»
Игра «Музыкальная сказка»
Цель: развитие внутреннего слуха детей
Педагог. Сегодня мы слушаем сказку, не простую, а музыкальную.
Слушайте! Сказка начинается…
…Пошли дети за грибами и перекликаются «Ау» нтонация октавы вверх.
Дети повторяют интонацию за педагогом без сопротивления).
А дятел отвечает им: «Тук-тук» (на одном звуке).
Потом дети услышали как поет кукушка: «Ку-ку» (малая терция вниз).
Затем дети чуть не наступили на гнездышко воробья, и он начал петь
тревожно и жалобно: «Чик-чирик» (малая секунда вверх и обратно).
Педагог. Дети, вспомните еще птиц, зверей, сказочных героев, которых мы
могли бы встретить в лесу и озвучить.
Дети выходят на середину класса, где они изображают животных, птиц,
речку, которые встретились в лесу.
Педагог. Чем же закончится наша сказка.
«Мы идем домой»,- поют все вместе. (Интонация трезвучия вниз).
Дома работа над сказкой продолжается. Дети придумывают сказочные
сюжеты, рисуют иллюстрации, приносят поделки.
Подобным же образом проходит прослушивание сказки, которую
рассказывает педагог детям про девочку Машу, которая заблудилась в лесу и
встретила:
Птичку (секунда).
Зайчика (терция)
Ворону (кварта).
Медузу (квинта).
Оленя (секста).
Крокодила (септима).
Жирафа (октава).
Музыкальное озвучивание животных педагог проводит за роялем, когда
сказка закончилась, дети по слуху (после проигрывания) угадывают, голос какой
птицы или животного прозвучал.
Игра « Солнышко-туча»
Цель: развитие чувство лада
Используются знакомые детям песенки: «У Кота-воркота», «Бабка-ёжка»,
«Дин-дан-дон».
Педагог показывает, как, меняя один звук в попевке, можно изменить
характер и ее содержание.
Чуть позже вводится понятие «мажор» и «минор».
Игра «Музыкальное эхо»
Цель: закрепление понятий «forte» и « piano»
Игра созвучна с игрой « Музыкальная сказка». Обычно игра проводится с
использованием произведения «Эхо» А.Тиличеевой. Здесь может быть один
солист – эхо, или на каждую фразу по одному солисту.
Игра «Телеграмма»
Цель: развитие представления о различных длительностях
Детям объясняется, что звуки бывают низкие и высокие, громкие и тихие,
долгие и короткие.
Один ребенок «отстукивает ритмическую телеграмму», другой «получает»
ее.
Проводится игра с хлопками и текстом в ритме)
Мы сто-им (ноты)
Мы ша-га-ем,мы , ша-га-ем
По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли
По-бе-жали, по-бе-жа-ли
Щи да кА-ша пи-ща на-ша
Мы по-е-ли, мы по-пи-ли
Все та-рел-ки пе-ре-би-ли
По-сле щей и по-сле ка-ши
Про-сят де-ти про-сто-ква-ши
С одной стороны все предложенные игры помогают детям развить слух,
музыкальную память, дикцию, чувство ритма, координацию между слухом и
голосом, а с другой стороны, побуждают их к творчеству и представляют собой
«прекрасные инструменты познания».
В старших классах использую интеллектуальные игры , особенно в конце четверти.
Включаю туда вопросы по музыкальной теории, из жизни композиторов, загадки,
предлагаю исполнить любимые песни, составить кроссворды.
В начале урока дети могут отгадывать кроссворды, которые содержат основные
понятия новой темы, а в конце составлять синквейн, используя полученные
знания.
Таким образом, использование в учебно-воспитательном процессе игровых
моментов и создание игровой ситуации повышает эмоциональную составляющую
учебно-воспитательного процесса, помогает повысить эффективность усвоения
знаний учащихся. Увлечённые дети, к тому же, никогда не утомятся. Ведь одним из
главнейших секретов хорошего самочувствия учащихся и высокой активности в
учебно-воспитательном процессе является применение игровых технологий.
Игра- это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения
и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию,
самостоятельности. Она создаёт условия для сотворения собственного мира,
пробуждает в школьнике творческое отношение к жизни.
Используемая литература
Апраксина О. Из истории музыкального воспитания. - М., 1990
Апраксина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. -
М.,1987
Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. - М.,1994
Зайцев Н.А. Читай и пой. СПб, 1996
Барднер Г., Ромазан И., ЧередниковаТ. Я хочу! Психологическое
сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПБ,1993
КононоваН. Музыкально - дидактические игры для дошкольников. - М.,1982
Метлов Н., Песни для детского сада. - М., 980
Музыкальное воспитание в школ. Вып.11, 13, 14. - М.,1978
Рачина Б. Путешествие в страну музыки. - СПБ, 1997
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. -
СПБ.,1997
Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям.
ТерентьеваН. Художетвенно - творческое развитие младших школьников на
уроках музыки в процессе целостного воспитания различных видов
искусств. - М.,1990