Методическая разработка "Рисование мягким материалом (уголь)"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Хилокская детская художественная школа»
Методическая разработка
«Рисование мягким материалом»
(УГОЛЬ)
Подготовила
преподаватель рисунка
Карбушева Светлана Сергеевна
Г. Хилок. 2015
Рисование мягкими материалами. Уголь.
В художественной школе рисунок традиционно был одним из
важнейших разделов образования. Он по праву считается основой всех видов
изобразительного искусства. Навыки и приемы рисунка необходимы и в
живописной работе, и для исполнения различного рода композиций. Но
рисунок- это и самостоятельный вид искусства, со своей изобразительной
техникой и технологией.
Художественные материалы, для занятий рисунком разнообразны, это
как традиционный карандаш, так и соус, сангина, уголь, тушь, фломастер.
Учащийся художественной школы должен ориентироваться в материалах,
знать их специфику, уметь ими свободно пользоваться.
Оновной материал на уроках рисунка - графитный карандаш. Он очень
прост и удобен в работе. Но для него более характерна штриховая техника,
требующая четкости, ясности, твердости руки. При работе же углем,
наоборот, подходит широкая живописная манера, растирание помогает
добиваться более разнообразных нюансов и передачи материальности.
Работа разнообразными материалами позволяет более свободно,
эмоционально раскрепощеннее относиться к заданию, воспринимать натуру
образно, раскрыть индивидуальные особенности учащегося.
Работать углём - быстро, увлекательно; ребятам проще вносить
изменения, исправлять ошибки и в итоге добиваться хорошего результата.
Освоение техники мягких материалов - это длительный,
последовательный процесс, главным результатом которого становится не
только владение техникой, но и значительное повышение интереса к
рисунку, желание работать, постоянно совершенствоваться, добиваться
профессионального роста
Что такое уголь.
Простой уголь как рисовальный материал использовался художниками
с глубокой древности. Несложный по технике приготовления, уголь обладает
большим тональным диапазоном, отличается большими выразительными
возможностями, удобен в работе, легко стирается, незаменим при
исполнении больших рисунков, им удобно пользоваться в эскизных работах
и беглых набросках. Им рисуют пейзажи, натюрморты и сюжетные
композиции. Простым углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и
других материалах, пригодных для рисунка.
Коро. Пейзаж с деревьями у моря.
Уголь продается в художественных магазинах, но его можно
приготовить и самому. Взяв пучок березовых, ореховых или ивовых
прутиков, обмазать их глиной и положить в печь, лучше всего на горящий
уголь. Таким образом, можно приготовить угольки различной толщины и
формы, круглые и граненые. Последние получаются тогда, когда палочки для
обжига приготовляют из ствола дерева, расколотого или распиленного на
части. Рисовальные угольки должны быть различные по величине и форме,
так как рисунки по своим размерам бывают большие и малые.
При работе углем следует пользоваться шероховатой зернистой
бумагой, но для длительных рисунков лучше использовать ватман и другие
плотные сорта, для набросков подойдет более тонкая. Выпускается и
специальная бумага самых разных цветов В средние века художники
пользовались грунтованной бумагой (покрытой смесью цветного порошка,
мела и клея).
Углем можно работать двумя способами. Первый близок к работе
карандашом, когда рисуют в основном линией, штрихом. Второй способ
связан с большим применением тона. При этом способе рисуют, широко
прокладывая тени и фон, для чего уголь на бумагу кладут плашмя.
Можно делать и так: когда
рисунок прорисован довольно
детально, его растирают ребром
ладони, потом снова рисуют,
выбирая мягкой булкой освещенные
места формы (резинки лучше
избегать, после нее уголь ложится
неровно). Для проведения тонких
линий уголь затачивают косо на
край, так как средняя часть
(сердцевина) угольков,
приготовленных из прутиков, более
рыхлая. Для удобства уголь может
Дега. Балерина с поднятой рукой. Быть вставлен в рейсфедер-
держатель.
В процессе работы применяют также различные растушки-кожаные и
бумажные, представляющие собой туго скрученные валики с заострены ми
концами. Растушки делаются из замши, лайковой кожи и плотной бумаги.
Уголь слабо держится на бумаге, и если рисунок вовремя не
зафиксировать, его трудно будет сохранить. Фиксирование угля было
изобретено в Италии в ХУ веке. Тогда рисовали на бумаге, уже заранее
покрытой слоем клея, и когда рисунок был готов, его подвергали действию
водяных паров и таким образом закрепляли.
Иногда рисунок помещали в
ванну с раствором клея. В настоящее
время в продаже имеется лак-
фиксатив, можно заменить и лаком
для волос.
Фиксируют постепенно, в
несколько приёмов, с расстояния не
ближе одного метра, не допуская
образования капель. Нужно иметь в
виду, что даже самое осторожное
фиксирование делает рисунок
темнее.
В ХIХ веке получили
распространение жирный уголь
(уголь, пропитанный растительным Курбе Автопортрет.
маслом, он имеет более темный тон)
и прессованный уголь. Они несколько лучше держатся на бумаге, но также
требуют закрепления. Прессованный уголь чернее и жирнее древесного угля,
приготовляется из угольного порошка наиболее черных сортов с
применением в качестве связующего вещества растительного клея, он
поступает в продажу в виде круглых палочек, иногда в дереве в виде
карандаша, обычно трех номеров твердости.
Уголь допускает сочетание с другими материалами - сангиной, мелом,
пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным
карандашом «ретушь».
Методика работы углём.
Знакомство с углём необходимо начинать с выполнения
предварительных упражнений, где ученики знакомятся с различными
приёмами. Это могут быть упражнения на проведение линий, штриховки
разными способами, растушевки, получение различных тонов, мягкого
перехода между тонами и цветовыми оттенками. Натура должна подбираться
таким образом, чтобы помочь ученикам в выборе необходимого приема,
например, для передачи особенностей меха плюшевой игрушки или
оперения птицы в первом задании или же фактуры букета из сухих трав и ве-
точек. Растения, входящие в букет, многообразны. Это могут быть травы в
виде мягких метелочек, колючек, засохших соцветий и так далее.
После того, когда учащиеся поймут принцип и технику работы углём
можно пробовать ставить несложные натюрморты, с разной
материальностью предметов.
К примеру, группа предметов, связанные общим содержание и
расположенные на полу: металлическое эмалированное ведро с тряпкой,
веник и совок, на фоне характерной по фактуре поверхности.
Первый этап:
Общее композиционное построение
натюрморта на листе. Анализ строения
формы предметов и последовательное
линейно-конструктивное построение
предметов с помощью
вспомогательных штриховых линий.
Уточнение пропорциональных
соотношений общих масс предметов.
Компоновка считается
завершённой, когда трудно что-то
изменить без нарушений всего строя
работы.
Второй этап:
Работу над натюрмортом углём ведут
так же, как и в любом другом учебном
рисунке: от общего к частному,
начиная с общей характеристики
основных светотеневых градаций и
тональных отношений предметов. На
этом этапе работать можно широко,
быстро, боковой стороной или
штрихом, находя основные тональные
отношения предметов друг к другу и
освещенности.
Третий этап:
С помощью растушевки продолжают
моделировать форму пятнами, мягко
и плавно переходящими друг в друга.
Тон бумаги может быть точкой
отсчета света, его самой яркой по-
верхностью. К нему подбирается тон
теневой поверхности, а затем
полутон. Далее происходит более
внимательная дифференциация
светов, полутонов и теней. Особое
значение придается пониманию
рефлексов, как светотеневых
взаимосвязей предметов. Основное
при работе с фоном - тональная связь предмета с пространством листа.
Четвертый этап:
На заключительном этапе моделируется форма, материальность и освещение.
Подчеркивая свет и тени, можно ввести мел в блик или свет, при
необходимости что-то высветлить, а в тени - ввести материалы более темных
оттенков, используя растушевку или сохраняя штрихи. Завершить детали
угольным карандашом, он плохо растирается, поэтому штрихи, нанесённые
им должны быть точны и выразительны. Выбор приема здесь во многом за-
висит от фактуры предмета.
Тищенко Даша. Первых Настя
Дымочко Алёна Горюнова Аня
Особый интерес вызывают сложные тематические натюрморты.
Учебное задание обретает художественно-образное восприятие. Ис-
пользование угля или ретушного (угольного) карандаша намного обогащает
такой рисунок. Технически уголь не сложен, удобен в работе, подвижен на
бумаге, легко стирается. Можно рисовать линией и тоном, штриховать,
можно растирать, прокладывая большие тональные отношения.
Новая, интересная по форме и материалу натура, привлекательна для
ребят, но изображение её простым карандашом немного утомляет и
притупляет первое свежее впечатление, уголь же в этом плане очень
подвижный и интересный художественный материал.
Нарзуллаев Розимухаммед. 12 лет
Новосёлова Таня. 14 лет .Спортивный натюрморт.
Матафонов Женя 13 лет.
Швецова Вика 14 лет.
Нестерова Маша 14 лет.
Васильев Вадим 13 лет. « Воздушный бой».
Ожогова Надя 16 лет.
Швецова Вика. !5 лет
Быков Владик 11 лет
Ожогова Надя 16 лет
Список используемой литературы:
1. Ростовцев И. П.. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1985 г.
2. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М.:
Просвещение, 1976
3. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск.: Титул; 1996г.
4. Школа изобразительного искусства. Выпуск 2. Академия художеств
СССР;1962 г.
5. Ли. Н. Основы учебного академического рисунка. Эксмо, 2005
6. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. Академии
художеств СССР, 1963 г.
7. Соловьёва Б. А. Искусство рисунка. М.: Искусство; 1989 г.
8. Фотографии из личного архива