Методическая разработка по религиоведению по теме «Мифологические концепты в Греции»

Министерство здравоохранения Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»
Методическая разработка по теме
«Мифологические концепты в Греции»
для преподавателей
для специальностей: 34.02.01 «Сестринское дело»,
31.02.05 «Стоматология ортопедическая»
Москва, 2015 г.
Специальности: 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.05 «Стоматология
ортопедическая»
Уровень образования: базовый
Разработчик: Вождаева И.Н. преподаватель Московского областного
медицинского колледжа№1
ОДОБРЕНА
ЦМК гуманитарных, социально-
экономических и естественно-
научных дисциплин
Разработана на основе Федерального
государственного образовательного
стандарта среднего
профессионального образования по
специальностям СПО
34.02.01 «Сестринское дело»
31.02.05 «Стоматология
ортопедическая»
Председатель ЦМК
_____________________________
Коханова Е.В.
Заместитель директора по УР
__________________________
Мельникова Е.П.
Методическая разработка по теме «Мифологические концепты в Греции»
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта по специальностям среднего профессионального образования
34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.05 «Стоматология ортопедическая»,
базовый уровень образования, и предназначена для преподавателей в
качестве помощи для подготовки к занятию.
©МосОМК №1, 2015 г.
Пояснительная записка
Методическая разработка по теме «Мифологические концепты в
Греции» дисциплины Религиоведение разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальностям среднего
профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.05
«Стоматология ортопедическая», базовый уровень образования. Данная тема
включена в раздел «Античная и Иранская религия: мифы и религиозные
мотивы» и является первой частью темы «Мифологические концепты в
Греции, Риме и Иране».
Методическая разработка содержит конспект занятия, задания для
домашней работы, задания для самостоятельной работы студентов, список
литературы и предназначена для преподавателей в качестве методической
помощи для подготовки к занятию при изучении данной темы.
Методическая разработка позволяет достичь следующих целей и задач
при обучении студентов:
1) познакомить студентов с религией, культурой и мифологией
Древней Греции;
2) отрабатывать навыки анализа и сравнения похожих мифологем в
мифах разных народов. Развивать интерес к культуре разных
стран.
Для достижения данных целей наиболее эффективным является
лекционное учебное занятие. Именно такое занятие позволяет максимально
глубоко познакомить студентов с религией, культурой и мифологией Древней
Греции.
При изучении темы будут формироваться следующие ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные
различия.
В ходе занятия будут использованы в сочетании следующие методы
обучения:
1) объяснительно-иллюстративный метод – рассказ преподавателя в
сопровождении презентации
2) сравнительный поиск схожих черт и отличий в мифах разных
народов;
3) исследовательский анализ текста мифа и сравнение с уже
известными мифологемами других народов, изученными ранее.
В качестве самостоятельной работы студентам будет предложено
прочитать и проанализировать миф «Похищение Персефоны».
Для контроля усвоения студентами учебного материала будут
использованы вопросы, карточки.
Учебные знания и общие компетенции, полученные при изучении
темы «Мифологические концепты в Греции» будут применены при изучении
следующих разделов: «Античная и Иранская религия: мифы и религиозные
мотивы», «Раннее христианство», «Католицизм», «Искусство и религия».
Актуальность темы
Важное место в развитии мировой цивилизации занимает античная
культура, которая своими истоками связана с религиозными
представлениями древних греков и римлян. Она оказала значительное
влияние на культуру всех народов Европы и остается одним из ее оснований.
Поэтому без знакомства с античностью невозможно глубокое понимание
всех последующих культур самых разных европейских народов. В том числе,
и нашей, русской культуры.
После изучения темы студент должен уметь:
У-1 Ориентироваться во всей поливариантности мировых религий и
мифологического тезауруса исторического наследия, вопросах религиозной
этики, практики, интеллектуальных течений;
У-2 Взаимодействовать и понимать представителей различных религиозных
доктрин.
После изучения темы студент должен знать:
3-1 Генезис представлений о религии;
З-2 Попытки интерпретации религиозных воззрений
З-3 Отличие между различными религиями;
З-4 Сущность религиозных поисков
З-5 Основы религиозной картины мира
З-6 Основы религиоведческой терминологии
Тема учебного занятия: «Мифологические концепты в Греции»
I. Цели:
Образовательная: сформировать понятие о религии, мифологии и
культуре Древней Греции;
Развивающая: развитие воображения, развитие логического мышления,
развитие умения применять знания на практике; развитие умений
работать с источником; развитие умения анализа и сравнения;
Воспитательная: стимулировать познавательный интерес, расширение
кругозора учащихся.
II. Задачи: ознакомить студентов с основными космогоническими
представлениями древних греков, их мифологией, показать связь
античной мифологии с современной медициной.
III. Тип занятия: лекция
IV. Используемые педагогические технологии: элементы
проблемно-поисковых технологий обучения
V. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,
исследовательский, беседа, сравнения и сопоставления, анализа.
VI. Формы обучения: лекция, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Место проведение: учебный кабинет
Время занятия: 90 минут
Оборудование и оснащение: учебник, тетради, презентация,
мультимедийное оборудование, распечатанный текст мифа и карточки с
вопросами к нему.
VII. Ход занятия:
Технологическая карта
Этапы
занятия
Деятельность
преподавателя
Деятельность студентов
Оргмомент
Проверяет
посещаемость и
готовность студентов
к уроку
Записывают тему урока
Контроль
уровня
знаний
Проводит опрос по
предыдущей теме
«Основы Буддизма и
его концепция».
Отвечают на вопросы устно
10 мин.
Изложение
нового
материала:
1. мотивация
2. основна
я часть
лекции
Рассказывает о
важности изучения
античной мифологии.
Рассказывает
основную часть
лекции, сопровождая
ее показом
презентации
Слушают, запоминают
Слушают, смотрят,
записывают в тетради
3 мин.
45 мин.
Самостоятель
ная работа
студентов
Раздает листы с
текстом мифа
«Похищение
Персефоны» и
карточки с заданием.
Объясняет задание
Читают миф, выполняют
задания письменно
20 мин
Закрепление
материала
Задает вопросы.
Формулирует выводы.
Отвечают на вопросы устно
Записывают выводы в
тетради.
7 мин.
Домашнее
задание.
Подведение
итогов.
Объяснение
домашнего задания.
Подведение итогов.
Записывают домашнее
задание
Приложение 1.
Лекция по теме «Мифологические концепты в Греции»
Важное место в развитии мировой цивилизации занимает античная
культура, которая своими истоками связана с религиозными пред-
ставлениями древних греков и римлян. Она оказала значительное влияние
на культуру всех народов Европы и остается одним из ее оснований.
Поэтому без знакомства с античностью невозможно глубокое понимание
всех последующих культур самых разных европейских народов. В том
числе, и нашей, русской культуры. Как и все другие религиозные системы,
религии древних греков и римлян прошли свой путь развития и
претерпели на этом пути определенные эволюционные изменения.
Историки, изучающие культуру, быт народов, населявших Древнюю
Грецию, отмечают, что в догомеровский период наиболее
распространенными были тотемические, фетишистские и анимистические
верования. Окружающий человека мир воспринимался древним греком
как населенный различными демоническими силами духами, которые
были воплощены в священных предметах, существах и явлениях, которые
обитали в пещерах, горах, источниках, деревьях и т. д. Это могли быть и
звероподобные и человекообразные существа типа сатира Силена
одновременно демона источников и в то же время демона плодородия.
Отзвуки подобных верований мы встречаем и в более поздний период.
Таким существом является знаменитый Пан сын бога Гермеса и нимфы
Дрионы. Он изображался с козлиными ногами, рогами и с длинной
бородой.
Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном
количестве памятников письменной литературы - художественной и научной.
Основными источниками изучения греческой мифологии являются "Илиада"
и "Одиссея" Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явления,
сомнений в реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к
мифологии у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной
системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии
богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения
богов ("Теогония"), обнаруживая большую склонность к хтонической
мифологии. В классической лирике (7-5 вв. до н.э.) миф сам по себе в
значительной мере блекнет, но в нем выдвигаются неведомые Гомеру и
Гесиоду моменты. «Метаморфо
́
зы» поэма древнеримского поэта Овидия
в пятнадцати книгах, в которой повествуется о различных превращениях,
произошедших со времени сотворения мира, согласно греческой и римской
мифологиям. Всего их набралось около двухсот. Поэма была написана
Овидием в Риме между 2 и 8 годами н. э. Эта работа имеет очень большое
значение как уникальный по своему охвату (наряду с «Мифологической
библиотекой» Аполлодора) сборник античных мифов. Геродо
́
т
Галикарна
́
сский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς, около 484 до н. э.
около 425 до н. э.) древнегреческий историк, автор первого
полномасштабного исторического трактата «Истории», описывающего
греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды
Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицерон назвал
его «отцом истории».
Начиная с эпохи Возрождения интерес к античным мифам не угасал.
В нашей стране самым известным исследователем и систематизатором
мифов Древней Греции является Никола
́
й Альбе
́
ртович Кун (21 мая 1877
года 28 октября 1940) русский историк, писатель, педагог; автор
популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (1922),
выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и
основных европейских языках.
Догомеровская религия (примерно до VIII в. до н.э.) основана на
культе Земли, из которой все проистекает и в которую все возвращается.
Небо также является порождением Земли. Религиозное мировоззрение
древнего грека этого периода в какой-то мере, воспроизведено в
«Теогонии» Гесиода (VI до н.э.). Вначале существовал лишь вечный
безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все
возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из
хаоса произошла и богиня Земли Гея. Широко раскинулась она,
могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под
Землей, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой
глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной
тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все
оживляющая любовь Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный
Хаос породил вечный мрак Эреба и темную ночь Нюкту. А от
Ночи и Мрака произошли вечный свет — Эфир и радостный светлый День
Гемера. Свет разлился по миру и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благородная земля породила беспредельное голубое небо
Урана и раскинулось Небо над землей. Гордо поднялись к нему высокие
Горы, рожденные Землей и широко разлилось вечно шумящее Море.
Матерью Землей рождены Небо, Горы и Море и нет у них отца.
Далее Гесиод излагает борьбу богов и титанов, которые родились от
брака Земли Геи и Неба Урана. Эта борьба предстает как великая
драма мироздания, в котором формируется новый порядок.
Уран (миф.) (Ούρανός небо) в греческой мифологии сын и
супруг Геи емли), отец титанов, киклопов и сторуких исполинов
(гекатонхейров). Так как он не позволял своим детям видеть свет и
скрывал их в недрах земли, то Гея возмутила против него детей, и
младший из титанов, Крон, кастрировал Урана с помощью поданного
матерью серпа. Из крови, капли которой упали на землю, произошли
эринии и гиганты, а отрезанный серпом орган тела упал в море, и из пены,
образовавшейся в том месте, где он упал, возникла Афродита. Уран был
олицетворением неба как космогонического явления, зиждительным
небесным началом, наделяющим землю теплотою и влагою, посредством
которых пробуждаются творческие силы земли, в противоположность все
завершающему и дающему всем зрелость Крону, а также царственному
богу основанного на справедливости и мудрости миропорядка — Зевсу.
Воцарившись вместо отца, Крон взял в супруги свою сестру Рею. По
предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын,
поэтому, как только у Реи рождались дети, Крон тотчас проглатывал их,
желая избежать исполнения предсказания. Однако Рея обманула Крона,
подложив ему вместо младшего сына Зевса запелёнатый камень, который
и был проглочен Кроном. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите.
Возмужав, он по совету своей жены Метиды опоил Крона волшебным
питьём, благодаря которому Крон изрыгнул на свет братьев и сестёр Зевса.
Под предводительством Зевса дети Крона объявили войну титанам,
длившуюся десять лет. Побеждённые титаны вместе с Кроном были
сброшены в тартар и находились там под стражей сторуких великанов,
выведенных Зевсом из тартара. Среди детей Крона выделяется его сын от
нимфы Филиры - мудрый кентавр Хирон. По орфической традиции Крон
примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных, отсюда возникло
понятие о царствовании Крона как счастливом и благодатном времени.
Народная этимология сблизила имя Крона с наименованием времени -
Хроносом. В римской мифологии Крон известен под именем Сатурна,
который воспринимался как символ неумолимого времени. Крону были
посвящены празднества кронии, в Риме - сатурналии, во время которых
господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось
безудержное веселье карнавального типа.
Борьба титанов между собой, а затем с Зевсом рисует нам картины
постепенной замены первоначальных грубых форм религии религиозными
воззрениями собственно эллинского периода, когда антропоморфизм
достиг высшего своего развития, когда все олимпийцы являются вполне
законченными, сложившимися, нравственно-свободными личностями.
Многие античные мифы продолжают жить в наше время в различных
сферах нашей жизни: в искусстве, науке и даже медицине. Так существует
несколько понятий, заимствованных из древнегреческой психологии для
обозначения различных частей тела, состояний человека и т.д. Например,
ахиллесово сухожилие, Эдипов комплекс и др. Комплекс Эдипа
понятие, введенное в рамках психоанализа классического, имманентное
бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю
противоположного пола и связанное с ним агрессивное чувство к
родителю своего пола. Возникающий в раннем детстве комплекс
представлений и чувств, преимущественно бессознательных,
заключающихся в половом влечении мальчика к родителю
противоположного пола и стремлении физически устранить родителя
одного пола. Одна из основных категорий фрейдовского учения.
Комплекс Эдипа получил название по имени одного из героев
древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, ведомый роком, вопреки
своей воле и не зная того, убил своего отца и женился на своей матери.
Соответственно этому сыну приписывается сексуальное влечение к
собственной матери, обусловливающее агрессию по отношению к отцу,
место коего стремиться занять ребенок.
Понятие комплекса Эдипа служит объяснению формирования
социальной, или моральной, инстанции субъекта (Супер Эго). Согласно
З. Фрейду, комплекс Эдипа извечно тяготеет над всеми мужчинами.
«Теогония» Гесиода написана в VI в. до н. э., когда греки уже жили в
Элладе и в значительной мере ассимилировали распространенную там
более развитую крито-микенскую культуру. На базе этой культуры
создается древнегреческий пантеон богов во главе с богом Зевсом.
Древнегреческие боги это человекоподобные существа, живущие на
вершине горы Олимп. Их взаимоотношения друг с другом являются
своеобразным отражением отношений глав родо-племенных объединений
родовой аристократии раннеклассового древнегреческого общества.
Зевс выступал как олицетворение царя-басилевса. Зевс правит миром,
опираясь на «аристократию богов»: Посейдона, Аида и т. д. Те, в свою
очередь, правят подвластными им сферами мироздания, опираясь на свою
аристократию в виде богов и духов. Посейдон правит Океаном, то есть
всем водным пространством. В ведении Аида находится подземное
царство.
Древние греки далеко не отделяли от себя своих богов и резко не
противопоставляли их людям. Боги часто вели себя как люди. Они
ссорились, воевали друг с другом, соперничали, нередко влюблялись в
людей, вступали с ними в брак и от них рождалось потомство типа героя
Ахиллеса или Геракла. Их отличие от людей состоит в том, что они были
бессмертны, могущественны, а это значит, что они способны были делать
то, что не под силу смертному человеку творить чудеса. И поскольку
люди соразмерны богам, то они способны были даже вступить с ними в
схватку. И иногда эта схватка оканчивалась победой людей, правда при
этом им, как правило, помогали другие Боги.
Мировоззрение греков этого периода нашло свое образное
отражение в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, а также работах
древнегреческих мудрецов философов. Как отмечалось ранее,
мировосприятие грека до микенско-критского периода характеризовалось
преобладающим ощущением беспорядочности, несоразмерности,
дисгармонии, хаоса. Мироощущение грека классического периода связано
с идеями порядка, гармонии, космоса. Термин «Космос» и означает
упорядоченный гармонизированный мир. Непосредственно этим миром
управляет Зевс. В его руках находятся судьбы богов и людей. И люди
должны стремиться не разгневать Зевса и других богов, принять меры к их
умилостивлению. Поэтому в древнегреческой религии основной формой
культовых действий являются жертвоприношения. С этой целью в
городах строились храмы и алтари, посвященные различным богам.
Наряду с общеэллинскими богами большой популярностью у народа
пользовались свои местные боги. Кроме этого, древнегреческая религия
признавала определенную специализацию богов и в соответствии с теми
или иными потребностями людей, в храмах этих богов проводились
специализированные культовые обряды.
В древнегреческом культе широко использовалось предсказание
судьбы прорицательство. Оно осуществлялось в знаменитом храме
Апполона в Дельфах. Желающий узнать что-то важное о прошлом или о
будущем, обращался в этом храме с просьбой и служительница этого
храма Пифия сообщала ему в иносказательной форме волю богов.
Значительное место в древнегреческом культе занимало также гадание по
внутренностям жертвенного животного гаруспиции. Это гадание
проводил храмовый служитель жрец. И от его предсказаний зависело
как поведение простого человека, так и военноначальника, правителя.
Перед тем как совершить какое-то крупное деяние: выступить в поход,
начать сражение, обязательно обращались к прорицателям и проводили
гаруспиции.
Проведение этих культовых действий было обусловлено одним из
важнейших характеристик религиозного мировоззрения древних греков
веру во всесилие Рока. Рок властвует над богами и людьми. Судьба
самого Зевса находится в руках Рока. Нет такой силы, такой власти,
которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предначертано
богам и людям. Одни Мойры знают веления Рока. «Мойры правят миром»
одна из основополагающих идей древнегреческого мировоззрения.
Мойра Клото прядет жизненную нить каждого человека, определяет срок
его жизни. Оборвется нить и кончится жизнь. Мойра Лахес вынимает, не
глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Мойра Антропос
заносит в свиток, все, что назначили человеку ее сестры, а то, что занесено
в свиток неизбежно.
Идея Рока, в той форме как она изложена нами выше, характерна
мировоззрению грека раннего классического периода и ее материальной
основой в сознании человека являлось господство природной
необходимости. В позднеклассический период происходит модификация
этой идеи. В этот момент начинают утверждаться представления о свободе
воли человека. Отныне Рок действует через свободную волю человека.
Человек сам несет ответственность за свои деяния.
Древнегреческая религиозно-культовая система не была
монолитной, поскольку Древняя Греция никогда не знала государственной
религии. В этой системе уживались различные культы. Историки
культуры отмечают наличие в древнегреческой религиозно-культовой
системе двух противоположных культов, таких как культ Аполлона и
культ Диониса. Аполлон бог солнечного света, мудрости, покровитель
искусств символизировал разум, закон, общественную гармонию. Его
последователи исповедовали спокойствие и уравновешенность. Дионис
бог виноградарства и виноделия символизировал стихийное,
разрушительное, буйное, оргаистическое начало. Его последователи
устраивали шумные оргии, во время которых пьяные люди совершали
всякие бесчинства. В этот момент они не признавали никаких
нравственных тормозов.
Культы Диониса и Аполлона являются традиционными культами
древних греков. Но уже в VI в. до н. э. в Греции появляются религиозные
течения, в которых преобладают мистические настроения. Одним из таких
течений является орфизм, последователи которого исходили из учения
мифического персонажа певца Орфея. Возникло ориентировочно в VI
веке до н. э. к этому времени относятся первые орфические гимны.
Учение носило подчёркнуто эзотерический характер, что сближает его с
пифагорейством и элевсинскими мистериями. Орфики верили в воздаяние
за гробом (также есть элементы метемпсихоза), бессмертие души
(«заточённой» в «темницу» тела), раздвоенность человеческой природы на
доброе (естество Загрея-Диониса) и злое (естество растерзавших его
титанов) начала. Первоначально орфизм воспринимался как сугубо
низовой народный культ и осмеивался различными философскими
школами, впоследствии его элементы использовались неоплатонизмом для
создания собственной систематизированной космологии. Учение орфиков
пришло в упадок ещё в античности, оставив после себя очень малое
количество свидетельств. Рядом учёных ставился вопрос о влиянии
орфизма на христианство
В культе орфиков значительную роль играл образ умирающего и
воскресающего бога. Другой разновидностью древнегреческого
мистицизма был пифагореизм. Пифагорейцы последователи
греческого мыслителя философа и математика Пифагора. Пифагор
считал себя потомком Геракла, полубогом. И в это свято верили его
ученики. Пифагорейцы разработали религиозно-культовую систему, в
которой значительное место занимала процедура религиозной медитации.
Они также, как индуисты и другие представители древневосточных
религий, верили в переселение душ.
Эти религиозные течения оказали заметное влияние на
формирование такой формы религиозно-культовых действий, как
знаменитые элевсинские мистерии. Элевсинские мистерии связаны
непосредственно с культом богини плодородия и земледелия Деметры.
Этот культ воспроизводил годичный цикл умирания и воскресения
природы. И крестьяне в своих заботах и трудах, и женщины, жаждущие
потомства, обращались за помощью к Деметре и приносили ей
многочисленные жертвы. Элевсинские мистерии проводились весной,
когда пробуждалась вся природа. Помимо жертвоприношений, они
сопровождались плясками и представлениями.
Приложение 2
Вопросы для контроля знаний
1. Охарактеризуйте религиозную систему Древней Греции
2. Как древние греки описывали сотворение мира?
3. Верховное божество древних греков?
4. Кого еще из греческого пантеона Вы запомнили?
5. Что Вы знаете о Геракле, Тесее, Ахиллесе и других
древнегреческих героях?
6. Откуда мы черпаем знания о древнегреческой мифологии?
7. Какие современные медицинские термины можно объяснить с
помощью древнегреческих мифов?
Домашнее задание
Составление терминологического словаря: в книге Кун Н.А. Легенды
и мифы Древней Греции найти богов и героев Древней Греции,
представленных в таблице, и выписать их краткую характеристику
1. Боги древнейшего доолимпийского периода.
Атлант
Гелиос
Гея
Гипнос
Крон, (Сатурн)
Мнемосина
Мойры
Морфей
Немезида
Нике (Виктория)
Нимфы
Океан
Прометей
Психея
Тартар
Танат
Уран
Фемида
Хаос
Химера
Эос (Аврора)
Эрида
Эринии (Фурии)
Эрот,Эрос (Амур,
Тихе (Фортуна)
Купидон)
2. Боги олимпийского периода
Аид (Плутон)
Аполлон-Феб
Арес (Марс)
Артемида (Диана)
Афина Паллада
(Минерва)
Афродита (Венера)
Геба
Гера (Юнона)
Гермес (Меркурий)
Гестия (Веста)
Гефест (Вулкан)
Деметра (Церера)
Дионис, Бахус, Вакх
Зевс (Юпитер)
Музы, аониды
Персефона
Посейдон (Нептун)
Хариты (Грации)
3. Герои
Агамемнон
Андромаха
Антигона
Ахилл
Гектор
Гекуба
Геракл
(Геркулес)
Елена
Медея
Менелай
Одиссей
Орфей
Парис
Патрокл
Пенелопа
Персей
Приам
Телемах
Тесей
Эдип
Эней
Ясон
Приложение 3
Задание для самостоятельной работы студентов по теме:
«Мифологические концепты в Греции»
Похищение Персефоны Аидом
(Древнегреческий миф)
Была у великой богини Деметры юная прекрасная дочь Персефона.
Отцом Персефоны был сам великий сын Крона, громовержец Зевс. Однажды
прекрасная Персефона вместе со своими подругами, океанидами, беззаботно
резвилась в цветущей Нисейской долине. Подобно легкокрылой бабочке
перебегала юная дочь Деметры от цветка к цветку. Она рвала пышные розы,
душистые фиалки, белоснежные лилии и красные гиацинты. Беспечно
резвилась Персефона, не ведая той судьбы, которую назначил ей отец ее
Зевс. Не думала Персефона, что не скоро увидит она опять ясный свет
солнца, не скоро будет любоваться цветами и вдыхать их сладкий аромат.
Зевс отдал ее в жены мрачному своему брату Аиду, властителю царства
теней умерших, и с ним должна была жить Персефона во мраке подземного
царства, лишенная света и горячего южного солнца.
Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил
тотчас похитить ее. Он упросил богиню Земли Гею вырастить необычной
красы цветок. Согласилась богиня Гея, и вырос дивный цветок в Нисейской
долине; его пьянящий аромат далеко разлился во все стороны. Персефона
увидала цветок; вот она протянула руку и схватила его за стебелек, вот уже
сорван цветок. Вдруг разверзлась земля, и на черных конях появился из
земли в золотой колеснице владыка царства теней умерших, мрачный Аид.
Он схватил юную Персефону, поднял ее на свою колесницу и в мгновение
ока скрылся на своих быстрых конях в недрах земли. Только вскрикнуть
успела Персефона. Далеко разнесся крик ужаса юной дочери Деметры; он
донесся и до морских пучин, и до высокого, светлого Олимпа. Никто не
видел, как похитил Персефону мрачный Аид, видел лишь его бог Гелиос-
Солнце.
Богиня Деметра услыхала крик Персефоны. Она поспешила в
Нисейскую долину, всюду искала дочь; спрашивала подруг ее, океанид, но
нигде не было ее. Океаниды не видали, куда скрылась Персефона.
Тяжкая скорбь об утрате единственной возлюбленной дочери
овладела сердцем Деметры. Одетая в темные одежды, девять дней, ничего не
сознавая, ни о чем не думая, блуждала великая богиня Деметра по земле,
проливая горькие слезы. Она всюду искала Персефону, всех просила о
помощи, но никто не мог помочь ей в ее горе. Наконец, уже на десятый день
она пришла к богу Гелиосу-Солнцу и стала со слезами молить его:
- О, лучезарный Гелиос! Ты объезжаешь на златой колеснице высоко
по небу всю землю и все моря, ты видишь все, ничто не может скрыться от
тебя; если ты имеешь хоть немного жалости к несчастной матери, то скажи
мне, где моя дочь Персефона, скажи, где мне искать ее! Я слышала ее крик,
ее похитили у меня. Скажи, кто похитил ее. Я всюду искала ее, но нигде не
могу найти!
Ответил Деметре лучезарный Гелиос:
- Великая богиня, ты знаешь, как я чту тебя, ты видишь, как скорблю,
видя твое горе. Знай, великий тучегонитель Зевс отдал дочь твою в жены
своему мрачному брату, владыке Аиду. Он похитил Персефону и увез ее в
свое полное ужасов царство. Побори же свою тяжелую печаль, богиня; ведь
велик муж твоей дочери, она стала женой могущественного брата великого
Зевса.
Еще больше опечалилась богиня Деметра. Разгневалась она на
громовержца Зевса за то, что отдал он без ее согласия Персефону в жены
Аиду. Она покинула богов, покинула светлый Олимп, приняла вид простой
смертной и, облекшись в темные одежды, долго блуждала между смертными,
проливая горькие слезы.
Всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и
облетели. Леса стояли обнаженными. Трава поблекла; цветы опустили свои
пестрые венчики и засохли. Не было плодов в садах, засохли зеленые
виноградники, не зрели в них тяжелые сочные грозди. Прежде плодородные
нивы были пусты, ни былинки не росло на них. Замерла жизнь на земле.
Голод царил всюду: всюду слышались плач и стоны. Гибель грозила всему
людскому роду. Но ничего не видела, не слышала Деметра, погруженная в
печаль по нежно любимой дочери.
Наконец Деметра пришла к городу Элевсину. Там, у городских стен,
села в тени оливы на "камень скорби" у самого "колодца дев". Недвижима
сидела Деметра, подобная изваянию. Прямыми складками спадала до самой
земли ее темная одежда. Голова ее была опущена, а из глаз одна за другой
катились слезы и падали ей на грудь. Долго сидела так Деметра, одна,
неутешная.
Увидали ее дочери царя Элевсина, Келея. Они удивились, заметив у
источника плачущую женщину в темных одеждах, подошли к ней и с
участием спросили, кто она. Но богиня Деметра не открылась им. Она
сказала, что ее зовут Део, что родом она с Крита, что ее увели разбойники, но
она бежала от них и после долгих скитаний пришла к Элевсину. Деметра
просила дочерей Келея отвести ее в дом их отца, она согласилась стать
служанкой их матери, воспитывать детей и работать в доме Келея. Дочери
Келея привели Деметру к матери своей, Метанейре.
Дочери Келея не думали, что вводят в дом отца своего великую
богиню. Но когда вводили они Деметру в дом отца, то коснулась богиня
головой верха двери, и весь дом озарился дивным светом. Метанейра встала
навстречу богине, она поняла, что не простую смертную привели к ней ее
дочери. Низко склонилась жена Келея перед незнакомкой и просила ее сесть
на ее место царицы. Отказалась Деметра; она молча села на простое сиденье
служанки, по-прежнему безучастная ко всему, что делалось вокруг нее.
Служанка же Метанейры, веселая Ямба, видя глубокую печаль незнакомки,
старалась развеселить ее. Она весело прислуживала ей и своей госпоже
Метанейре; громко звучал ее смех и сыпались шутки. Улыбнулась Деметра в
первый раз с тех пор, как похитил у нее Персефону мрачный Аид, и в первый
раз согласилась она вкусить пищи.
Деметра осталась у Келея. Она стала воспитывать его сына
Демофонта. Богиня решила дать Демофонту бессмертие. Она держала
младенца у своей божественной груди, на своих коленях; младенец дышал
бессмертным дыханием богини. Деметра натирала его амврозией, а ночью,
когда все в доме Келея спали, она, завернув Демофонта в пеленки, клала его
в ярко пылавшую печь. Но Демофонт не получил бессмертие. Увидала раз
Метанейра своего сына, лежащего в печи, страшно испугалась и стала
молить Деметру не делать этого. Деметра разгневалась на Метанейру, вынула
Демофонта из леча и сказала:
- О, неразумная! Я хотела дать бессмертие твоему сыну, сделать его
неуязвимым. Знай же, я - Деметра, дающая силы и радость смертным и
бессмертным.
Деметра открыла Келею к Метанейре, кто она, и приняла свой
обычный образ богини. Божественный свет разлился по покоям Келея.
Богиня Деметра стояла, величественная и прекрасная, золотистые волосы
спадали на ее плечи, глаза горели божественной мудростью, от одежд ее
лилось благоухание. Пали на колени перед ней Метанейра и ее муж.
Богиня Деметра повелела выстроить храм в Элевсине, у источника
Каллихоры, и осталась жить в нем. При этом храме Деметра сама учредила
празднества.
Печаль по нежно любимой дочери не покинула Деметру, не забыла
она и гнева своего на Зевса. По-прежнему бесплодна была земля. Голод
становился все сильнее, так как на полях земледельцев не всходило ни
единой травки. Напрасно тащили быки земледельца тяжелый плуг по пашне -
бесплодна была их работа. Гибли целые племена. Вопли голодных неслись к
небу, но не внимала им Деметра. Наконец перестали куриться на земле
жертвы бессмертным богам. Гибель грозила всему живому. Не хотел гибели
смертных великий тучегонитель Зевс. Он послал к Деметре вестницу богов
Ириду. Быстро помчалась она на своих радужных крыльях в Элевсин к храму
Деметры, звала ее, молила вернуться на светлый Олимп в сонм богов.
Деметра не вняла ее мольбам. Посылал и других богов великий Зевс к
Деметре, но богиня не хотела вернуться на Олимп, прежде чем возвратит ей
Аид ее дочь Персефону.
Послал тогда к своему мрачному брату Аиду великий Зевс быстрого,
как мысль, Гермеса. Гермес спустился в полное ужасов царство Аида,
предстал перед сидящим на золотом троне владыкой душ умерших и поведал
ему волю Зевса.
Аид согласился отпустить Персефону к матери, но предварительно
дал ей проглотить зерно плода граната, символ брака. Взошла Персефона на
златую колесницу мужа с Гермесом; помчались бессмертные кони Аида,
никакие препятствия не были страшны им, и в мгновение ока достигли они
Элевсина.
Забыв все от радости, Деметра бросилась навстречу своей дочери и
заключила ее в свои объятия. Снова была с ней ее возлюбленная дочь
Персефона. С ней вернулась Деметра на Олимп. Тогда великий Зевс решил,
что две трети года будет жить с матерью Персефона, а на одну треть -
возвращаться к мужу своему Аиду.
Великая Деметра вернула плодородие земле, и снова все зацвело,
зазеленело. Нежной весенней листвой покрылись леса; запестрели цветы на
изумрудной мураве лугов. Вскоре заколосились хлебородные нивы; зацвели
и заблагоухали сады; засверкала на солнце зелень виноградников.
Пробудилась вся природа, Все живое ликовало и славило великую богиню
Деметру и дочь ее Персефону.
Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра
погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся природа
горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, и срывает их осенний
ветер; отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима. Спит природа, чтобы
проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери из
безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Диметре ее
дочь, тогда великая богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары
людям и благословляет труд земледельца богатым урожаем.
Задания к мифу:
1. Прочитайте миф
2. Выпишите имена всех богов, фигурирующих в мифе, и их
функции
3. Какое природное явление объясняет этот миф?
4. Вспомните и запишите известные Вам мифы других народов,
описывающие такое же явление. В чем их сходства и различия?
Литература:
1. Гладкий В.Д. Древний мир: энциклопедический словарь в 2-х томах.
2. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции.
3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа.
4. Мифы народов мира: энциклопедия в 2-х томах / под ред. С.А.Токарева.
5. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и
современные религии.
6. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 1.
Интернет-источники:
1. Мифы и легенды древней Греции. Похищение Персефоны Аидом.
http://www.legendy.net/mif_grecii_29.php