Формирование умения анализа художественного текста на основе осознанного и выразительного чтения

Формирование умения анализа
художественного текста на основе осознанного и выразительного чтения
Прочесть, как следует, произведенье лирическое –
вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать.
Н.В.Гоголь.
Выдающийся методист дореволюционной школы В.П.Острогорский настаивал: выразительное
чтение дает возможность учителю почувствовать и понять, какая могущественная сила заключена в
художественном слове и как этой силой можно воспользоваться для благотворного влияния на чувства,
мысли, волю, характеры детей.
Невозможно не согласиться с этим утверждением. Начиная свою педагогическую деятельность в
школе, понимала, что определенный эмоциональный отклик и понимание прочитанного можно вызвать в
том случае, если формировать у детей такие качества речи, как правильность, точность и
выразительность. Меня беспокоило, что многие дети зажаты, застенчивы, не умеют раскрыться, теряются
и забывают выученные слова, выступая даже перед одноклассниками. Чтобы помочь таким ученикам,
обратилась к риторике, так как эта дисциплина призвана совершенствовать речемыслительные
способности детей в разных жизненных ситуациях. Поэтому процесс обучения начала с
коммуникативных игр: «Доброе утро!», «Я хочу пожелать!», «Расскажите о себе…», «Если бы у меня
была волшебная палочка…».
В процессе речевых ситуаций учащиеся раскрывались, начинали говорить, осознавали свои
достоинства и недостатки как личности общающейся. На уроках старалась создать атмосферу
непринужденности, доброжелательности, искренности. В процессе работы над художественным
произведением дети высказывали свое мнение, теперь уже не стесняясь, они горячо обсуждали ситуации,
общались друг с другом, глядя не в затылок впереди сидящего, а в глаза одноклассников (средство
визуализации). Парты ставила в форме «круглого стола» или расставляла стулья по кругу. Через
различные приемы: образцовое выразительное чтение, беседу, инсценировку я старалась вызвать у ребят
сопереживание, помогала им не только верно понять содержание, но и обогатиться высокими помыслами
и чувствами.
На уроках устраивала конкурсы на лучшего чтеца, поощряла тех, кому удалось выразить свои
эмоции, кто рассуждает и мыслит вместе с автором. Других детей поддерживала и говорила о том, что
человек может совершенствовать свой речевой аппарат, но для этого необходимо его знать и научиться
подчинять своей воле.
В ходе такой работы стало понятно, что выработать абсолютно четкую систему работы по
выразительному чтению – невозможно. Мешает этому разнородный ученический состав классов,
комплектуемых без учета наклонностей, способностей и интересов детей. Но осуществляя
общепедагогическое требование индивидуального подхода к учащимся, обучение выразительному
чтению вела планомерно, понимая, что эти знания нужны не только на уроках литературы, но и на уроках
русского языка при работе с текстом.
С 5 класса в игровой форме установила объем теоретических и практических навыков, которыми
должны овладеть дети (в этом мне помогли рекомендации методиста Б.А.Буяльского):
- по технике речи (роль дыхания, дикции, орфоэпии);
- по логике чтения (логические паузы, ударения, сочетание силы голоса, высоты и длительности в
ударении; темп, ритм);
- по эмоционально-образной выразительности (адресат, позиция, поза, сопереживание,
психологическая пауза).
Практические навыки дети отрабатывали по ходу изучения теоретического материала:
- по технике речи (дышать незаметно, умело использовать паузы для добора воздуха, соблюдать
нормы орфоэпии);
- по логике чтения (овладеть «6 рычагами»: громче-тише, выше-ниже, быстро-медленно; задания по
определению места и характера пауз, логических ударений в тексте);
- по эмоционально-образной выразительности (развить умение видеть нарисованные автором
картины, ощущать их, воссоздавать чувства в чтении «рисовать интонацией» (К.С.Станиславский);
соблюдать психологические паузы).
Полученные знания отрабатывали через применение различных методов и приемов;
- анализ поэтического и прозаического текстов;
- инсценировка эпизодов;
- составление монологического и диалогического высказывания;
- работа над мини-сочинением;
- развернутый ответ на поставленный вопрос.
В творческих работах обучающиеся заговорили «голосами» леса, реки, солнца, умело используя
изобразительно-выразительные средства (метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты…).
Оценивая выступления товарищей, ребята учились составлять рецензию, которая необходима, так
как формирует личное мнение, учит видеть собственные ошибки.
Знания детей по теории техники речи очень помогали на уроках русского языка, где в ходе изучения
нового материала, анализировали тексты, говорили о роли имен существительных, прилагательных,
глаголов…Основная цель таких уроков состояла в формировании и совершенствовании умения
проводить элементарный анализ текста. При этом основное внимание уделялось тому, чтобы раскрыть
секрет художественного текста, где привычные слова, довольно широко использующиеся в обыденной
речи, неожиданно становятся источником необычайно яркого образа.
На таких уроках ребята учились пользоваться справочной литературой, в частности различными
видами словарей: толковым, синонимов, антонимов, орфоэпическим, фразеологизмов, этимологическим;
уделялось внимание случаям переносного употребления слов, наблюдению за тем, как при таком
использовании меняется не только семантическая, но и образная характеристика слова. Но времени на
уроках не хватало, а так хотелось, чтобы и вне урока дети продолжали работу, самостоятельно
анализировали языковой материал, обращались к мастерам слова, наблюдали, как художники слова
добиваются выразительности, и, подражая им, создавали собственные сочинения. В этом мне помогла
идея К.Г.Паустовского. Я предложила ребятам вести «Календарь природы» по следующему плану:
1. Описание календарного месяца.
2. Работа с толковым словарем – поиск и объяснение лексического значения слова, соответствующие
данному месяцу, например, «сентябрь», «ненастье», «золотой дождь…»
3. Народные приметы, задки, пословицы
3. Работа с Мастером слова (2-3 поэтических, прозаических текстов, характеризующих данный
календарный месяц.
4. Рисунок или фотография. По желанию подобранная музыка.
5. Творческая работа (мини-сочинение, эссе, стихотворение).
Один урок отводила на защиту творческой работы.
Обучающая значимость такой работы была очевидна: развивались художественные языковые
способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывалась читательская культура, способность не
только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова,
но и совершенствовать свою речь.
К 7 классу постепенно вводила комплексный анализ текста – связь с литературой:
1. Докажите, что перед вами текст.
2. Определите тему и главную мысль.
3. Отметьте ключевые слова. Озаглавьте. Выделите микротемы.
4. Определите тип речи. Укажите средства связи между предложениями:
- лексические;
- грамматические: союзы, соотношение видов и времени глаголов, однокоренные слова;
- синтаксические: порядок слов, роль вопросительных и восклицательных предложений, прямой
речи, сложных и простых синтаксических конструкций.
5. Определите композицию текста.
6. Определите стиль.
7. Составьте партитуру чтения: логическое ударение, большие и маленькие паузы, повышение-
понижение голоса, темп речи, интонация.
8. Найдите в тесте примеры художественных тропов.
9. Выразительно прочитайте текст.
Такая работа помогла в подготовке обучающихся к Всероссийской предметной олимпиаде по
русскому языку и литературе, в различных конкурсах сочинений, во Всероссийском конкурсе юных
чтецов «Живая классика».
И сейчас, когда заговорили о читательской грамотности, я понимаю, что в преподавании русского
языка и литературы, учителя-языковеды на правильном пути. Читательская грамотность – способность
человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Каждый текст на уроке – это знакомство с окружающим миром, с речевой действительностью в
самых разнообразных ее проявлениях в родном языке: в текстах разных стилей и жанров, пословицах и
поговорках, фразеологических оборотах, крылатых словах и выражениях. Художественные тексты
последовательно и целенаправленно демонстрируют эстетическую функцию родного языка и направлены
на то, чтобы сформировать речевой вкус ребенка, позволяют организовать систематическое наблюдение
за изобразительными возможностями русского языка, за использованием разнообразных языковых
средств в лучших образцах художественной литературы, а также в современных текстах
публицистического стиля речи.