Формирование уровня осознанного чтения на уроках литературы и во внеурочной деятельности

государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа 6 имени Героя
Советского Союза В.Н. Банцекина городского округа Сызрань Самарской
области
методическая статья
(из опыта работы)
Формирование уровня осознанного чтения
на уроках литературы и во внеурочной
деятельности
подготовила
учитель русского языка и литературы
Тиминова Светлана Александровна
г. Сызрань, 2018
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро
Сегодня приоритетом в модернизации экономики Российской Федерации
является уровень культуры и образования населения. Требования к человеку
в новом информационном обществе возрастают. ФГОС определяют, что
выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную
информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и
интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать
собственное суждение о прочитанном, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Поэтому чтение становится, по выражению специалистов, ключом к веку
информации. ««Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Н.М.
Ротшильд)
Еще Лев Семенович ВыгОтский отмечал: ««Чтение - сложный процесс, в
котором непосредственное участие принимают высшие психические
функции в части мышления, и развитое и недоразвитое чтение имеют
ближайшие причины в развитии мышления ребенка... Понимание текста
предполагает сохранение соответствующего пропорционального веса слов
или изменение пропорций, пока они не дадут результата, удовлетворяющего
цели чтения. Понимание рассказа подобно решению задачи в математике.
Оно состоит в отборе правильных элементов ситуации и в соединении их в
правильных соотношениях, а также в придавании каждому из них
правильного веса, влияния или степени важности....Процесс чтения,
обучение чтению теснейшим, внутренним образом связаны с развитием
внутренней речи...»
О том, что дети сегодня вынуждены читать постоянно и много,
доказывает их использование интернет –ресурсов и посещение соцсетей:
ведение блогов, общение с друзьями в Сети, на социальных ресурсах. И темп
чтения детей увеличивается , что подтверждается результатом мониторинга
темпа чтения. (за три года наблюдения)
Например, 5-7 классы динамика за три года
6-8
Однако проверка уровня осознанного чтения в 5 классе оказалась не такой
высокой
Сравним:
класс
5
6
высокий
33%
21 -46%
низкий
67%
24 - 53%
Это означало одно, что у обучающихся слабо сформированы
читательские компетенции
1) Отбирать, понимать, организовывать информацию
2) Интерпретировать информацию
21
13
14
21
56
57
58
31
29
0
20
40
60
80
2014-2015 2015-2016 2016-2017
норма
выше
ниже
50%
48%
17%
36%
50%
70%
40%
2%
13%
0%
20%
40%
60%
80%
2014-2015 2015-2016 2016-2017
норма
выше
ниже
Expon. (норма)
Linear (выше)
3) Давать оценку информации
Передо мной, как учителем русского языка и литературы, возникла
достаточно сложная задача: научить современного школьника, владеющего
навыком чтения во-первых, читать художественный текст, обнаруживая в
нем фактуальную информацию, во-вторых, выстраивать диалог с автором,
постигая концептуальную информацию, и , в –третьих, получать ключ к
нахождению подтекстовой информации., т.е. «превратить» обычного
школьника, , в идеального, талантливого читателя, самостоятельного в
суждениях и поведении, с высоким уровнем развития интеллекта и
активным творческим воображением.
Для того чтобы решить эту задачу, необходимо процесс чтения текста
сделать увлекательным, интересным и, главное, деятельностным, чтобы
учащиеся были на уроке не только зрителями и слушателями, но и
исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция
стимулирует процесс познания и интерес детей. Путь к познанию лежит
через слово.
«Возможность художественного текста исключительна: текст сам по себе
стимулирует мысль, рождает чувства, будит фантазию. Но ведь в работе с
любым материалом необходим инструмент, чтобы мысль была верной,
суждения обоснованными, чувства адекватными».
Таким инструментом стало использование на уроках приемов РКМ через
чтение и письмо, которую применяю с 2007 года для активизации
познавательной деятельности обучающихся.
Саму технологию можно назвать технологией чтения, мышления и
рассуждения.
Поэтому цель работы показать возможности применения приемов
технологии развития критического мышления через чтение и письмо в
формировании уровня осознанного чтения, читательской грамотности
(смыслового чтения) на уроках литературы.
Для достижения поставленной цели необходимым считаю решение
следующих задач:
изучить теоретические основы технологии РКМ;
описать приемы ТРКМ, применяемые в образовательном процессе для
формирования читательской грамотности;
выявить результативность применения технологии РКМЧП.
Новизна работы: обоснование эффективности применения приемов
технологии развития критического мышления через чтение и письмо и
активных методов обучения в формировании читательской
компетентности обучающихся.
Объектом исследования является Процесс развития читательских
компетенций обучающихся на уроках литературы..
Предмет рассмотрение наиболее эффективных приемов ТРКМЧП в
организации эффективного чтения на уроках литературы и развитии
читательской компетентности учащихся.
Методы исследования:
Наблюдение за процессом становления обучающегося как
личности,умеющей извлекать из текста нужную информации..
Анкетирование участников процесса
Изучение умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе учебно-
воспитательного воздействия, их способностей, интересов по результатам
деятельности.
Обработка фактического материала
Осуществляется путем анализа идей, фактов, математического подсчета
тех или иных показателей, процентного или графического выражения, а
затем обобщения, установления определенных закономерностей.
- классификация и обобщение собранного материала
Определение противоречий
Между сегодняшней жизнью школьников и необходимостью их подготовки
к взрослой жизни.
Способы разрешения противоречий -Формирование мировоззренческих
ориентаций через развитие личностного потенциала обучающихся.
Практическая значимость заключается в том, что в работе показано
применение технологии РКМЧП на уроках литературы, которое может
послужить подспорьем педагогам, находящимся в поиске новой
образовательной технологии, направленной на формирование читательской
компетенции, умения работать с информационными источниками для
успешного выполнения заданий с развернутым ответом на ГИА по
предметам: русский язык, литература, история, обществознание, биология.
Ожидаемые результаты использования технологии развития
критического мышления:
- повышение уровня осознанного чтения обучающихся
- повышение уровня качества знаний учащихся.по предмету
- повышение среднего балла за заданиям с развернутым ответом на ГИА
биология, русский язык, литература, обществознание.
- овладение учащимися ключевыми компетентностями. (читательской)
- формирование научно-исследовательских навыков обучающихся.
Методологической основой исследования явились фундаментальные
работы в области дидактики и психологии (Л.В. Выготский, Л.С.
Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Л.В.
Занков, А.В. Запорожец, М.А. Данилов, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый,
Н.Н. Поддъяков, М.Н. Скаткин, Ш.А. Амонашвили и др.), исследования в
области образовательной технологии и личностно-ориентированного
образования (Л.В. Выгот-ский, В.П. Беспалько, Д.Г. Левитес, В.В. Гузеев,
М.Е. Бершадский, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская, Л.М. Фридман),
системный подход и его применение к педагогическим исследованиям, в
области методов развития критического мышления, как на Западе
(К.Мередит, Д.Стилл, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин,
С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.)
Технология РКМЧП универсальная, проникающая, “надпредметная
технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и
технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом
разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых
приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это
совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и
воспитательные цели.
Поэтому развивая критическое мышление, учитель –тьютор работает над
развитием ряда качеств и умений, необходимых для повышения
исследовательской культуры ученика и учителя
Благодаря ТРКМЧП мои ученики не пассивно воспринимают прописные
истины, а в активном напряжении мыслительной деятельности идут к ним,
получая чувство радости и удовлетворения от исследовательской работы в
той образовательной среде
1
, которую я создаю, проводя отбор материала к
путеводителю по уроку для своих учеников, учитывая, что каждый из них
нуждается в особом подходе.
Безусловно, урок предусматривает работу в группах (по количеству
персонажей произведения, по количеству параметров исследования), что
позволяет учащимся проводить отбор информации для определенного
условия, быть более внимательным к ключевым словам, помогающим
запомнить сюжет, историю героя, но и раскрыть образы героев, их
характеры, определить авторское отношение к герою, и позицию самого
автора. Также работа в группе становится работой в команде и для команды,
где можно высказать свою точку зрения и прийти к общему мнению, потому
что так в маленьком интеллектуальном пространстве формируются и
развиваются у каждого участника исследовательской лаборатории очень
важные в современном обществе качества сотрудничества, толерантности.
На протяжении всего урока ведущей деятельностью становится
деятельность самого ученика: от мысли к действию, а значит к знанию, что
ведет к повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому
процессу обучения, к повышению качества образования учеников, к
результату становлению личности ученика, умеющего работать с разными
видами информации.
Развитие читательской грамотности обучающихся проходит
последовательно, согласно трем этапам технологии РКМЧП и
определенному набору приемов и методов с учетом возрастных и
психологических особенностей детей. Причем наряду с известными
приемами: кластер, древо предсказаний, фишбоун, корзины идей, применяю
авторские и адаптированные методы.
1.Предтекстовый этап технологии РКМ это фаза вызова) ориентирован
на актуализацию предшествующих знаний, диагностику текста,
знакомство с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами
На стадии вызова, инициации (начало образовательного мероприятия,
знакомство) я настраиваю учащихся на достижение целей урока,
посредством «мозгового штурма» , создаю ситуации успеха возвращающего
учащегося к уже накопленным знаниям и нацеливающего на получение
новой информации по данному предмету. Учащийся На стадии вызова,
систематизируя свои уже имеющиеся знания по предложенной теме,
опираясь на них, выдвигает гипотезу о сущности понятия, заявленного в теме
урока. века. Информация выслушивается, записывается, обсуждается.
Материалом для мозгового штурма становится авторский фильм, созданный
из подбора музыкальных, художественных произведений.
Наблюдение за данным методом показало его эффективность в
определении основной мысли видеофрагмента, выявлении главного образа
(по ключевому слову) обучающимися., которые самостоятельно определяют
тему, предмет и задачи урока.
Этот метод наглядно показывает: применение интуитивно-образного
мышления участников – первый шаг к успеху на уроке.
На этапе погружения в тему эффективным является метод «Скважины»,
описанный Граник Г.Г. (Литература. Учимся понимать художественный
текст. Задачник-практикум. 8-11 классы).
Этот метод использую для заполнения «скважин» пробелов, «пустых
мест» в текстах разных авторов, которые объединены общей отправной
точкой. Благодаря этому методу происходит организация
непосредственного контакта ученика с новой информацией, сохранение
интереса к знанию за счет постепенного продвижения вперед. Ученикам
предлагается, сравнивая два фрагмента, обнаружить «скважины»: времена
года, внутреннее состояние героев двух фрагментов. И т.д. Также этот
метод позволяет учащимся самостоятельно обнаружить новое знание,
безбоязненно высказать свою точку зрения.
Для обучающихся, которые стесняются высказать свою точку зрения,
существует метод «Переводчик», позволяющий осуществить «перевод»
литературно-художественных произведений на язык других искусств.
Считаю, что данный метод делает инструментом познания не только разум,
но и чувства учеников, позволяет им сопоставлять литературные
тексты с произведениями другого вида искусства. Включение смежных
видов искусства в изучение литературы обостряет у учащихся эстетическую
восприимчивость, развивает ассоциативное и образное мышление.
Безусловно, велика роль иллюстраций, подобранных к уроку, как
действенных способов эмоционального погружения в текст посредством
языка живописи, который помогает учащимся не только понимать душевное
состояние персонажей текста, авторское обоснование происходящего, но и
выходить на подтекстовую (невыраженную прямо) информацию: помогает
осознать, что в произведении ничего не бывает случайного. Обращает на
себя внимание учащихся и символика цвета, предмета, явления природы и
т.д. Выбор учениками иллюстраций из ряда представленных, обоснование
своего выбора свидетельствует о том, насколько высока познавательная
активность учащегося, который теперь уже может сделать первый вывод о
том, какова роль композиции рассказа, образов, названия произведения,
проблема эпизода.
2.Текстовый этап (фаза осмысления). Главными задачами являются
активное получение информации, соотнесение нового с уже известным,
систематизация, отслеживание собственного понимания.
На этапе осмысления содержания прибегаю к методу поэтапного
осмысления текста, или дифференциальному алгоритму чтения,
разработанному Кузнецовым О.А., Хромовым Л.Н
Этот метод позволяет выработать умение разделять текст на смысловые
фрагменты, в которых легко по ключевым словам (деталям со значением
предмет, состояние, действие) понять основные мысли автора, которые
помогут обучающимся при обсуждении извлеченного понять основное
значение текста, повысить скорость и эффективность понимания
прочитанного материала, развитие умения выделять подтекстовую
информацию.
Далее учащиеся составляют смысловые ряды, представляющие собой
пары слов, в состав которых входит ключевое слово и дополняющее или
определяющее его слово. Именно смысловые ряды являются теми
фундаментальными кирпичиками, на которых держится смысл всего текста.
Все вместе они представляют собой суть текста, его смысловое ядро.
Выделение смысловых рядов в тексте является подготовительным этапом к
его качественной обработке определению доминанты, т.е. сути текста в
целом. Умение извлечь главную мысль автора из его произведения отличает
активное чтение от пассивного, выявляет аналитический, творческий подход
читателя к материалу.
Обучающиеся получают возможность «соединить» воедино
предполагаемую информацию, фактуальную, подтекстовую, подойти к
концептуальной. Т.е., авторской.
На помощь для определения основной мысли текста обучающимся
приходит метод «Золотое сечение»,. Для нахождения истины надо
просчитать количество строк (абзацев) и разделить на число 1, 62, что
позволит обучающимся определить авторскую позицию
3. Послетекстовый этап: На этом этапе эффективным является
представление продукта «мысли», размышлений. «Творец» -
экспериментальная часть на этапе подведения итогов урока, где
обучающиеся высказываются по поводу появления, развития и решения
проблемы, обозначенной автором. Ученики, возвращаясь к
первоначальным записям предположениям для их творческой переработки,
анализа, интерпретации и т.д. на основе новой информации, делают вывод по
исследованию. Подтверждая или опровергая выдвинутую ранее
гипотезу. Для этого нужно вырастить, к примеру, цветок как символ
жизненного пути героев. Безусловно, дети понимают. Что любому цветку в
первую очередь необходимо тепло и свет, а человеку для счастья умение
любить, отдавая всего себя без остатка, потому что «Любовь это высший
дар судьбы»
И. Бунин.
Есть истина, она в зерне живом сокрыта,
И сохраняется, пока в них память не убита,
И в нужный миг, - нам полевым узором,
Откроет тайны, чьим-то очень точным взором.
Маня к себе, - космическим простором.
О памяти в зерне. Ан Натолий
Вследствие такой работы у ребят уточняется, расширяется или изменяется
точка зрения..
Домашнее задание: сохраняя стиль произведения, написать монолог героя
о своей судьбе, от лица автора раскрыть замысел художественного
произведения
Очень важной составляющей на данном этапе работы является
творческая интерпретация текстов: аннотации, эссе, пародии,
стилизации, сценарии. Школьникам нравится прием «Напишите письмо»
или «Позвольте, представиться..» - нужно написать письмо от имени героя
произведения или самому герою, а еще и рассказать о себе от лица главного
героя.
Метод проекта «Творец» -
В результате такой работы над текстом и с текстом у учащихся
формируется нравственное отношение к предмету исследования, а работа с
текстовой информацией на каждом этапе урока развивает читательские
компетенции, неоднократное обращение к тексту способствует тому, что
чтение становится необходимым фактором в извлечении информации.
Поэтому знания, полученные на уроке литературы посредством «
погружения» обучающихся в текст для извлечения из него подтекстовой
информации, способствуют приобретению устойчивых познавательных
навыков, которые становятся прочными и важными, а учитель становится
свидетелем становления вдумчивого читателя.
Таким образом, Урок литературы с применением ТРКМЧП - модель
восприятия текстовой информации, которая предполагает «прохождение»
читателя по этапам проникновения в смысловую сторону текста. сначала
воспринять «чужую речь» в целом предвосхитить, затем «услышать»,
запомнить ее содержание, пережить его, осмыслить то, что и как сказано
«собеседником», и, осознав свою реакцию на то, о чем узнал, оценив
сказанное, обогатиться опытом общения со сверстниками, с автором, с
героями произведения посредством диалога.
Приемы и методы РКМЧП – это активные методы обучения, которые
позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия,
обсуждения, анализа и осмысления: повысить в несколько раз эффективность
и качество обучения; осуществить воспитательный процесс; способствовать
становлению и развитию у обучающихся так называемых мягких или
универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать
решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества,
умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение
выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других
людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.
Чтение для ученика становится творческим чтением, подготавливающим
его к исследовательской деятельности и творческой активности.
Благодаря использованию активных МО на уроках литературы, учащиеся
участвуют в окружных и региональных конкурсах: «Добрая дорога детства»,
«Живая классика», «Лучший урок письма», Всероссийской конференции
очного и заочного этапа «Шаги в науку» г. Обнинск, «Креативность.
Интеллект. Творчество», «Познание и Творчество», Всероссийского
заочного интеллектуального конкурсса для школьников 1-11 классов
«Эрудит России» .
Но главное, благодаря применению ТРКМЧП И АМО могу отметить
следующее:
-возросла потребность в чтении художественных произведений мировой
литературы
интерес к литературе как предмету, увеличивается число обучающихся в
пробе пера;
-позитивная динамика учебных достижений обучающихся на всех
ступенях обучения;
- высокий результат сдачи ЕГЭ , ОГЭ (по русскому языку максимальный
балл -96, по литературе- 98, ОГЭ литература - 100)
подготовка призёров научно-практических конференций различных
уровней, творческих конкурсов.
-поступление на факультеты, где литература – профилирующий предмет.
- и успешное написание сочинений на ГИА, итоговом сочинении 2014,
2015, 2016 уч.гг
.как свидетельство повышение уровня осознанного чтения.
Повышение баллов на ГИА -11 по биологии, обществознанию, истории,
литературы за задания с развернутым ответом, которые демонстрируют
умение выпускников работать с информацией различных текстов.
IV Проблемы для перспективного решения.
Однако в ходе наблюдения были выявлены также отрицательные
моменты:
1. Тексты больших по объему вызывают у обучающихся ряд
затруднений в их изучении;
2. Одного умения извлекать информацию из предложенного текста
недостаточно, необходима интеграция текстов из биологии в
литературу, и т.д.
3. Системная работа с учащимися в данном направлении к 11 классу
позволит сформировать у учащихся высокий уровень метапредметных
компетенций.
Пути дальнейшей работы:
1. Продолжить работу с текстами различного содержания на уроках
русского языка.
2. Расширить спектр данной работы и в других классах, начиная с
начального уровня.
3. Продумать формы индивидуальной работы с малочитающими
учениками.
4. Осуществить проект создания школьного информационного словаря -
«скважин» по проблемам, исследованиям, позициям ученых в смежных
науках, что станет основой ученического банка аргументов к сочинениям на
ГИА.
5. Разработать программу по развитию навыков «беглого» чтения.
Список использованной литературы
1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод.
Пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот.
работников образования. 2005. Вып. 2. 94 c.
2. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение
и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.
3. Граник Г.Г. Дорога к книге. - М., 1996
4. . Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. М., 1991
5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. —
СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
6. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить
критически. Изд. 2-е. СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь»,
2003. 192 с.
7. КОНЦЕПЦИЯ реализации в Самарской области национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа» до 2015 года
8. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для
разработки документов по обновлению общего образования. – М.: МО РФ, 2001.
9. . Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст. М.: Изд-
во «Баласс», 2009.
10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. М.:
Просвещение, 2010
11. Цукерман Г. Оценка читательской грамотности РАО. – М., 2010 г.