Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и во внеурочной деятельности

Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Тема:
«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
и во внеурочной деятельности»
Подготовила:
Преподаватель русского языка и литературы
Л.И. Шеметова
,
2016
1. Актуальность
Духовно-нравственное воспитание гражданина России является
ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа
и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической
стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя
человека, состояние качества его внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят
от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы,
жизненных приоритетов, нравственных убеждений. Система образований еще
не вышла из полосы реформ. Остаются нерешенные проблемы. К таким
проблемам в первую очередь относится и духовно-нравственное воспитание
подрастающего поколения. Постановка этой проблемы связана с резким
падением духовного здоровья российского общества, где имеют место низкая
культура, грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие
пороки нашего времени. Наверное, поэтому в Основах государственной
молодежной политики до 2025 года ставится задача воспитания молодежи,
обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой
нравственных ценностей, знающей культурное и историческое наследие своей
страны; в Федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования 2 поколения есть раздел «Концепция духовно - нравственного
развития и воспитания личности гражданина России», где прямо указано, что
«важнейшей целью современного отечественного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-
педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина
России».
Проблема духовно-нравственного воспитания рассматривается в
исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В.А. Беляева, Н.А.
Бердяев, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, К.В. Зеньковский, К.Д. Ушинский и
других.
Среди предметов гуманитарного цикла литература является одним из
наиболее важных предметов с точки зрения ее воспитательных возможностей:
она наиболее полно развивает и формирует духовную, культурную и
социальную сферу личности. Особенности формирования ценностных
ориентаций средствами литературы рассматривались в трудах Л.С. Айзермана,
Г.И. Беленького, Н.Я. Мещеряковой и других. Духовно-нравственное
воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах
Д.С. Лихачева, Ю.Т. Круглова, Т.В. Ефимовой, В.Ю. Троицкого и других.
Данные анкетного опроса преподавателей, обучающихся и их родителей
выявили значимость и актуальность этой проблемы:
81% педагогов, 85% родителей и 78% обучающихся оценили ее как
актуальную.
В формировании ценностных ориентаций существенную роль играют
идеальные личности, на основе подражания которым и происходит воспитание
ценностей. Психологическая служба техникума выявила, что таковыми у
обучающихся являются родители и ближайшие родственники (31%),
преуспевающие бизнесмены и предприниматели (25%), учителя(21%),
литературные герои (19,3%), друзья и знакомые (12,5%).
Затем, используя методику М. Рокича, модифицированную Е.Ф.
Шубиной, установили, какие ценности наиболее востребованы обучающимися.
Это:
- ценности социального характера: стремительная и удачная карьера, бизнес,
богатство, благосостояние (70%);
- нравственные ценности: честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость,
милосердие (40%).
Выявили, применяя методику Н.Е. Щурковой, какими качествами, по их
мнению, обладают обучающиеся:
- нравственными и умеющими строить свои отношения с другими на основе
уважения считают себя 43% обучающихся;
- не смогли этого определить 30%;
- не считают, что они должны строить отношения с другими на основе
уважения и изменять свое отношение к людям 19%.
Вместе с тем было выявлено отсутствие у большинства студентов таких
качеств, как терпение, смирение, совестливость, дружелюбие; при этом
проявляются такие качества, как грубость, обидчивость, злобность, зависть,
бессовестность. Большая часть обучающихся предпочтение отдает
соперничеству, то есть ярко выражена такая черта характера, как эгоизм
(методика диагностики А. Басса и А. Дарки).
Также у 57% обучающихся обнаружилась способность перекладывать
ответственность при выборе профессии на других, у 28% - наблюдалась
пассивность в этом вопросе, и только 9,2% показали готовность к осознанному
выбору профессии. Еще анкетирование показало, что у обучающихся снижен
уровень понимания личностных особенностей друг друга, а в ряде случаев
проявляется жестокость по отношению к сверстникам.
На основе этого был сделан вывод о недостаточной степени развития у
студентов духовно-нравственных качеств и социальных интересов. Таким
образом, актуальность избранной темы заключается в необходимости
формирования и развития у обучающихся общественно значимых идеалов и
ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно
богатой личности в процессе использования содержания, методов, приемов и
средств литературы, потенциала внеурочной деятельности и дополнительного
образования.
2.Цель.
Поэтому цель педагогической деятельности преподавателя русского
языка и литературы заключается в продолжении воспитания и формирования
творческой, созидающей, волевой, несущей ответственность за свои дела и
поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к
самореализации и нравственному самоусовершенствованию.
3.Задачи.
1. Выяснить степень развития духовно-нравственных качеств у
первокурсников.
2. Определить степень эффективности педагогических условий в процессе
формирования духовно-нравственных качеств в ходе урочной, внеурочной
работы и возможностей дополнительного образования.
3. Развивать метапредметные компетенции.
4. Условия.
Для решения этих задач нужны условия, при которых необходимо:
- создать комфортную обстановку, где обучающийся не чувствовал бы себя
обделенным вниманием;
- создать на занятиях эмоциональную атмосферу увлеченности;
- формировать волевую сферу, используя иногда задания, превышающие
возможности студента.
5. Идея.
Ведущей педагогической идеей своей работы считаю обеспечение
условий формирования духовно богатой, способной к
самоусовершенствованию и самореализации в обществе личности, умеющей
творчески мыслить в процессе преподавания на основе включения каждого
студента в интересную для него практическую деятельность.
Для того, чтобы претворить данную идею в жизнь, реализовать
поставленные цели и задачи, нужно овладевать современными
образовательными технологиями и внедрять их в свою практику.
6. Теоретическая база опыта.
Теоретическая база моего опыта опирается на следующие принципы, с
которыми я познакомилась, изучая гуманистические цели нравственного
воспитания К.Д. Ушинского, К.В. Зелинского, теоретические основы
системного подхода к формированию духовно-нравственных качеств
обучающихся Л.М. Донченко, систему обучающего воспитания Е.Н. Ильина;
книги Е.Н. Поповой «Образовательные технологии: инновации и традиции»,
2009 год; Е.В. Бондаревской. Ценностные основания личностно
ориентированного воспитания. М. 1995 год; Н.И. Беловой, И.А. Мухиной.
Педагогические мастерские: теория и практика.
1995 год; Г.Б. Петровой. Современные технологии в обучении литературе.
Мг.2006 год; Т.Я. Ереминой. Мастерские по литературе. - М. 2004 год:
- урок - это открытие, поиск и осмысление истины. Стратегия современного
урока далеко выходит за пределы простой передачи знаний. Знание является
только его содержанием, ключевой результат - развитие интеллекта и духовное
обогащение каждого участника образовательного процесса;
- урок - это часть жизни студента, и проживание этой части должно
совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Если на уроке
изучается истина, высвечивающая одну из сторон жизни, значит, изучается
сама жизнь. При таком подходе меняется отношение обучающегося к
обучению, иным образом конструируется процесс обучения;
- высшей ценностью на занятии является человек. Гуманизация воспитания -
ключевой элемент нового педагогического мышления, требующий
установления атмосферы доверия, уважения к личности студента и
сотрудничества с ним.
7.Технология обучения.
Для реализации задач духовно-нравственного воспитания средствами
литературы внедряю в свои уроки элементы различных образовательных
технологий, но предпочтению отдаю принципу обучающего воспитания,
разработанному петербургским учителем Е.Н. Ильиным. Этот принцип
реализовывается через осмысление студентами нравственных понятий и
формирование опыта нравственных отношений с окружающими в процессе
учебно-познавательной и творческо-аналитической деятельности. Постепенно,
от урока к уроку, у студентов углубляется, расширяется объем таких понятий,
как истина, совесть, честь, любовь, верность, сострадание, патриотизм, семья,
родители и т.п. «Каждый ученик, - говорил Ильин, - должен состояться, как
Человек», - и утверждал: «Уроки литературы только тогда воспитывают и
вызывают интерес, когда они идут не от привычных штампов и формальных
учебных вопросов, а от «безответных» нравственных проблем, обсуждение
которых ставит старшеклассника в активные личностные отношения с
писателем и его героями».
Новый способ организации познавательной деятельности обучающихся
на уроках литературы сегодня возможен при применении технологии
педагогических мастерских, которая соответствует новой философии
образовательных целей:
- создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
- предоставить возможность для конструирования собственного знания, для
создания своего цельного образа мира;
- реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
- помочь выработать навыки интеллекуального труда, предоставляя студенту
право на ошибку и право на сотрудничество.
Технология педагогических мастерских, заявившая о себе в 90-х годах
XX века, позволяет расширить педагогическое пространство урока, определив
его ядром нравственный вопрос, значимый для каждого обучающегося. Если
проанализировать изучаемые произведения с точки зрения духовно-
нравственной направленности, можно выделить такие метакатегории, как
Семья, Дом, Любовь, Счастье, Долг, Патриотизм, Жизнь и некоторые другие.
Это позволяет рассматривать литературное произведение в тесной связи с
реальной жизнью, учит разбираться в себе и людях, формировать духовно-
нравственные ценности. А особая эмоциональна атмосфера, которая создается
на уроках при помощи использования технологии педагогических мастерских,
помогает обучающимся быт свободным, высказываться, не боясь ошибиться.
Конечно же, все уроки по данной технологии подчиняются своим внутренним
законам, имеют особую структуру, свои этапы. Они таковы:
1. Индуктор. Первое задание мастерской, мотивирующее дальнейшую
деятельность студента. Я очень люблю использовать в качестве индуктора
эпиграф, в котором заключается проблемный вопрос. И поиск ответа на этот
вопрос идет в течение всего занятия. Например, при изучении творчества И.
Бунина я предлагаю эпиграф «Был ли счастлив я в жизни земной?». Под этот
индуктор подбираются обычно все задания, информированные материалы,
наглядные и технические средства и т.д., при помощи которого и создается
творческий продукт, что является вторым этапом мастерской.
2. Создание творческого продукта происходит в групповом взаимодействии,
которое основано обычно на деконструкции и реконструкции. Деконструкция -
это разъединение, рассогласованность материала для работы. И если обычный
классический урок предполагает уже готовые истины в виде характеристики
писателя, описания его интересов, разбора творческих приемов, то технология
мастерских позволяет самому студенту из полученных разрозненных частей,
единиц, каковыми могут являться высказывание критиков или друзей о
писателе, его письма, дневниковые записки, реконструировать литературный
портрет этого писателя. Надо отметить, что это очень ответственный момент,
предполагающий вдумчивую работу с текстом, умение выбрать из него главное
и затем это главное облечь в форму краткой, достоверной и интересной
информации. Во время реконструкции у ребят обычно возникают споры, они
отстаивают свою точку зрения, и здесь роль педагога заключается в том, чтобы
помочь найти нужное решение, предложив записать, например, все точки
зрения, все определения, но при этом выделить главное и второстепенное.
3.Социализация. Это и есть предъявление созданного творческого продукта, в
котором соединились результаты каждого в соответствии с его жизненным
опытом. Это может быть и афиширование, и составление алгоритма
литературного портрета писателя или поэта, и выставка рисунков, и чтение
текста и т.п.
4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности, где происходит
формирование информационного запроса, то есть выстраивание новых
проблем. Этот этап может присутствовать не на каждом занятии, но у нас
обычно получается, что мы должны предусматривать именно такую схему, так
как почти всегда говорим и об авторе, а затем обсуждаем темы его творчества.
5. Новая информация и ее обработка. Как показала практика, быстрее и
целесообразнее всего этот этап выполняется при помощи заполнения разного
рода таблиц. Этих таблиц великое множество. Их можно создавать самому
преподавателю, можно дать опережающее задание студентам, попросив их
продумать критерии, которые важны при оценке творчества того или иного
писателя или поэта.
6. Корректировка творческого продукта осуществляется групповой работой.
7. Опять этап социализации, т. е. соединение индивидуальных результатов,
заполнение контрольного листа, который обязательно будет афишироваться на
занятии.
8. Общая или итоговая рефлексия. Часто представляем ее в виде синквейна, или
переводим в творческое задание на дом (небольшое сочинение), когда автор
работы может рассказать, что и он ощущал или наблюдал то же, что и писатель.
Вот небольшие примеры:
Что значила Россия для Блока? (синквейн).
Россия
Нищая, прекрасная
притягивает, зовет, обещает
без нее нет жизни
жизнь
Что значит Россия для меня? (синквейн).
Россия
Любимая, единственная
успокаивает, волнует, восхищает
другой родины мне не надо
родина.
8. Технология опыта.
1.Урочная деятельность.
Уроки литературы среди предметов гуманитарного цикла играют едва ли
не главную роль в формировании духовно-нравственных качеств обучающихся.
В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой,
думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл,
понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и
пороках в обществе, решая, как их исправить, такой герой всегда начинает с
себя. В. Астафьев писал: «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до
общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем». Именно на
уроках литературы с помощью бессмертных классических произведений мы
размышляем о проблемах, формирующих нравственные качества. Изучая
русскую литературу 19 века, ищем ответы на непростые вопросы: что такое
любовь и семья, и какой бы выход из сложившейся ситуации могла найти
сегодня Катерина- героиня пьесы Островского «Гроза»? Что понимал под
духовными ценностями герой романа Тургенева Базаров и соглашаюсь ли я с
ним? Почему? Что вкладывали в понятие «честь, совесть» Андрей Болконский
и Пьер Безухов и что значат эти слова для меня?
Согласны ли вы с Львом Толстым, который утверждал, что высшее
предназначение женщины - семья, материнство?
Читая повесть Н.Лескова «Очарованный странник» и вспоминая сказ
«Левша», выводим формулу русского характера, отмечая такие черты, как
решительность, мужество, чувство сострадания, долг, любовь к Отечеству и т.д.
В литературе XX-XXI веков рассматриваем уже такие духовно-
нравственные категории, как преданность, мужество, подвиг, память,
милосердие, защита всего живого, патриотизм.
Путешествуя по дорогам нравственного мира героев В. Шукшина, В.
Астафьева, А. Солженицына, Ю. Трифонова, В. Распутина и других писателей,
помогаем студентам становиться лучше и мудрее.
В своё время видный российский педагог В.П. Вахтеров с сожалением
отмечал, что «до сих пор господствует в образовании акроаматическая форма
преподавания, когда курс излагается без активного участия учеников».
Нынешние уроки с применением современных педагогических технологий
понравились бы нашему знаменитому земляку, ибо они носят творческий и
созидательный характер, когда учебное задание направляет познавательную
деятельность студентов, имеющих возможность выбора путей исследования,
средств достижения цели, темпов работы, получения новой информации по
мере запроса на неё самих участников.
Именно на таких уроках студент может научиться не только
сопереживать, сочувствовать, различать добро и зло, но и услышать своего
товарища, согласиться или не согласиться с ним, поучаствовать в диалоге, дать
самооценку своим действиям и чувствам. Перечисленные выше вопросы
позволила поставить технология педагогических мастерских, элементы которой
я постоянно включаю в свои занятия. Приучаясь обдумывать формулировки и
оттачивая свои вопросы при обсуждении в группе или в паре, студент
постоянно находится во взаимодействии со своим опытом, с мнением других, с
позицией писателя или поэта. Он имеет возможность как бы примерить
действие или ситуацию на себя, подумать, а как бы он поступил на месте героя
и почему, хорошо это или плохо. И если хорошо - то кому, ему одному или
всем. То есть студент волей-неволей выходит на самостоятельное решение, на
самооценку своих действий или поступков, обогащая свой нравственный опыт
а не получая готовые ответы от преподавателя.
2.Внеурочная деятельность.
В последние годы достаточно активно стали рассматриваться аспекты
взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, основного и
дополнительного образования .Б. Евладова, В.И. Казаренков, З.А. Карчина,
Н.А.Морозова, М.О. Чеков и др.) Это свидетельствует об активизации поиска
взаимосвязи между ними на уровне содержания. Различные направления
внеурочной работы по литературе помогают формированию нравственных
качеств личности, способствуют развитию отношений с окружающим миром,
когда студенты учатся правильному отношению к другим людям: милосердию,
любви, великодушию, мужеству, терпимости, стремятся познать истину.
Внеурочная работа по литературе многообразна. Сюда относятся и
творческо-поисковые школы по литературе для студентов, тематический план
которых составляется на два года, а отчёт о работе студенты ежегодно
представляют на научных конференциях техникума в апреле-мае; это и
литературные гостиные, являющиеся хорошей традицией учебного заведения,
способствующие формированию нравственных и духовных качеств, создающие
условия для расширения мировоззренческого кругозора, закладывающие
основы для личностного самовыражения; это и предметные недели,
систематически проводимые в техникуме, закрепляющие формирование
духовно-нравственного идеала, начатого на уроках литературы. Тематика
предметных недель посвящена обычно юбилейным датам поэтов и писателей
изучаемой эпохи. Это и участие в реализации социального проекта «Подарим
праздник».
Подробнее остановлюсь на работе кружка руководителем которого
являюсь более 10 лет. Творческими отчётами о работе кружка являются Дни
поэзии, которые ежегодно проходят в конце сентября - начале октября и
охватывают студентов всех курсов; зональные и областные конкурсы стихов,
где кружковцы занимают призовые места и выходят на всероссийский уровень;
Уроки мужества, проводимые ко Дню защитника Отечества, Дни памяти,
посвящённые празднику Победы и др.
В составлении сценариев участвуют студенты, высказывающие иногда
очень интересные мысли, подающие неожиданные идеи.
Ребята-кружковцы пробуют свои силы и в написании авторских работ.
Чаще всего это лирические произведения о любви, природе, затрагивается и
патриотическая тема, встречаются размышления и нравственного характера.
Конечно, работы эти далеки от совершенства, приходится их поправлять, но
очень осторожно обычно спрашиваю разрешения на такую правку, прошу не
обижаться, предлагаю вместе подумать, как сделать, чтобы выдержать и ритм,
и рифму, сохранить авторский стиль изложения). Всё это лишний раз
доказывает, что в наше непростое время, жестокое и страшное, души студентов
всё же тянутся к прекрасному, верят в доброе, стремятся к совершенству, надо
только разглядеть эти нравственные ростки и попытаться помочь им окрепнуть.
Конечно, нравственное здоровье нашего общества оставляет желать лучшего,
но и новые формы проведения занятий и уроки с применением инновационных
технологий, и внеклассные мероприятия обладают высоким воспитательным
потенциалом, востребованы со стороны студентов и отвечают запросам
образовательных стандартов нового поколения.
3.Результативность.
Только сам человек способен разбудить в себе лучшие качества
характера, воспитать нравственность и духовность, но помочь ему задуматься
над своими поступками, разбудить зачатки Добра, Красоты, Благонравия, что
живут в душе каждого, наша задача. О том, что мы на правильном пути,
говорят и данные психологической службы техникума, представленные на
графиках, и работы наших студентов о духовных ценностях, и призовые места,
которые студенты ежегодно занимают на различного рода олимпиадах и
конкурсах.
Литература.
1. Л.М. Донченко. Духовно - нравственное воспитание старшеклассников. Елец.
2005.
2. Т.Я. Ерёмина. Мастерские по литературе. С. Петербург. 2004.
3. Т.Я. Ерёмина. Педагогические мастерские на уроках словесности. Ж.
«Литература», № 5-6, 2015.
4. О.А Зажигина ( и др.). Творческая мастерская учителя. Волгоград, 2010.
5. К.В. Зелинский. Нравственное воспитание школьников. М. 2009.
6. Л.А. Кобзарева. Развивающие образовательные технологии. Технология
педагогических мастерских. Волгоград. 2012.
7. К.Д. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании.
8. Источник: http://www.pedlib.ru/Books/1/0474/1_0474-128.shtml
9. http://www.rusk.ru/st.php?idar=114380