Урок лингвистического анализа художественного текста в системе подготовки к ЕГЭ по русскому языку (план-конспект) 10 класс

Урок лингвистического анализа
художественного текста в системе подготовки к ЕГЭ по русскому языку
( план-конспект)
10 класс
Методологический прием – творческая лаборатория.
Цель:
1) познакомить учащихся с живописными полотнами
художников , посвященными весне;
2) закреплять и развивать навыки лингвистического анализа
художественного текста;
3) выявить языковые средства, определяющие
грамматический ресурс художественного текста;
4) воспитывать любовь к отечественной истории и культуре.
Оборудование:
мультимедиа-проектор, выставка картин, портреты
С.Т.Аксакова и И.А.Бунина, словари, дидактический
материал
Прием погружения в художественную лабораторию писателя на
примере анализа художественного текста позволяет максимально исчерпать
литературные, лингвистические и содержательные возможности текстового
материала, воспитать интерес и глубокое уважение к художественному
слову, отечественной истории и культуре.
Ход урока
На доске – эпиграф:
Нельзя не пожалеть человека,
для которого природа – закрытая книга,
которого не радует, не успокаивает,
не восхищает… ее красота, чувство
которой является основой
любви к человеку, истине, добру.
В.П. Острогорский
1..Вступительное слово учителя.
Русский язык уникален, в нем все важно: и произношение слова, и его
написание, и лексическое значение, и порядок в предложении, и его
морфемный состав.
Он, наш язык, подобен легкой паутинке, нити ее незримы, но попробуй,
потяни за одну из них – сразу изменишь весь узор. Если же вы научились не
только знать, понимать его, но и чувствовать, то перед вами открывается
такой уникальный мир, что уходить из него уже не хочется.
В наших руках есть ключ для понимания этого, который
называется лингвистический анализ текста. Тема нашего
урока: “Лингвистический анализ текста”.(1 слайд)
Сегодня мы будем говорить о весне и о любви: о любви к природе, о любви к
самому совершенному ее творению – человеку и о любви к самому
совершенному человеческому творению – слову.
Слово - это целый мир, исполненный таинственной силы. Поэтому
хотелось бы, чтобы, слушая друг друга, мы почувствовали красоту родного
сло
Выдающийся русский педагог Виктор Петрович Острогорский в своих
«Письмах об эстетическом воспитании» писал : «Нельзя не пожалеть
человека, для которого природа – закрытая книга, которого не радует, не
успокаивает, не восхищает… ее красота, чувство которой является основой
любви к человеку, истине, добру». (2 слайд) Эти слова станут эпиграфом к
нашему сегодняшнему уроку.
Сколько живет человек на земле, столько и пытается почувствовать
природу, постичь ее тайны. Эта традиция наиболее ярко отразилась в
искусстве, цель которого состоит в том, чтобы помочь человеку построить
жизнь в гармонии с мирозданием. Вот почему человек и природа – главный
предмет искусства. Мы эту проблему рассмотрим в сопоставлении двух
видов искусства: живописи и литературы. И начнем мы с живописи.
Музыкальный фон (тихо звучит фрагмент из цикла «Времена года.
Март» П.И.Чайковского).
2.Презентация «Весна в русской пейзажной живописи» (подготовленный
ученик)
И.Грабарь «Мартовский снег»
И.Левитан «Март»
А.Саврасов «Грачи прилетели» и др.
Ученик.
Весной 1894 года Исаак Ильич Левитан писал из-за границы:
«Воображаю, какая прелесть теперь у нас! – реки разлились, оживает все.
Нет лучшей страны, чем Россия…»
Мы с вами видим разные «лики» весны на картинах русских художников –
пейзажистов. Все эти картины и их авторов объединяет любовь к родной
земле, способность выразить в красках «любовь и радость бытия».
МАРТ ПО ЛЕВИТАНУ
По картине Исаака Левитана
«Март» (1895)
Что значит март! У самого крыльца
дорога – в талой грязи, по копыта,
но от весны не оторвать лица –
всё солнышком и тенями облито.
Сугробы киснут, бродят от воды,
сползает снег с расплавленных пригорков,
весь ноздреватый – ямочки, следы...
И высота подкрашена легонько
лазурью светлой. Дроги сели вглубь,
и лошадёнка ждёт (не распрягали),
и ветер острый, свежий скатит с губ
своё «Вес-на-а-а...», свободой обжигая.
Смущённы обнажённые стволы
у тёсаного домика в два сруба,
весны не правомочные послы.
И окна их осматривают скупо.
Ещё навеса не оттаял скат,
под елями бела ещё перинка,
ан, чувствуется: здесь хозяин – март,
суфле сосулек с солнечной начинкой
3. Слово учителя.
Многие русские художники находили приют и вдохновение в подмосковном
Абрамцеве – бывшем имении Сергея Аксакова, писателя, которого называли
живописцем слова.
4. Выразительное чтение наизусть текста (отрывок из книги С.Т.Аксакова
«Детские годы Багрова – внука»).
Оттепель.
В середине великого поста наступила сильная оттепель. Снег быстро
начал таять, и везде показалась вода. Я чувствовал никогда не испытанное
мною волнение. Было не грустно и не скучно смотреть на почерневшие
крыши и стены строений и голые сучья дерев, на мокреть и слякоть, на
грязные сугробы снега, на лужи мутной воды, на серое небо, на туман сырого
воздуха, на снег и дождь, то вместе, то попеременно падавшие из
потемневших низких облаков.
Я следил за каждым шагом весны. Шире, длиннее становились грязные
проталины, полнее наливалось озеро в роще, и, проходя сквозь забор, уже
показалась вода между капустных гряд в нашем огороде. Все замечалось
мною точно и внимательно, и каждый шаг весны торжествовал, как победа!
Я слушал, смотрел: сердце то замирало, то стучало, все доставляло
неизъяснимую радость. Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь
от сна, начнет жить полною, молодою, торопливою жизнью, когда все
переходит в волнение, в движение, в звук, в цвет, в запах. Я сам
почувствовал в себе новую жизнь, сделался частью природы.
5. Лингвистический анализ текста (проверка домашнего задания).
Давайте обратимся к памятке «Лингвистический анализ текста»
Памятка
ЛИГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
1.Определите тему текста.
2.Сформулируйте основную мысль (идею) текста.
3.Определите, какому стилю и типу речи соответствует данный текст.
4.Подумайте, с какой целью автор избрал данный стиль. Как стиль речи влияет на
отбор языковых средств и помогает автору выразить собственные чувства, высказать
собственное мнение и дать оценку предмету речи.
5.Охарактеризуйте языковые особенности текста:
Лексика:
Книжная или разговорная? Приведите примеры. Имеются ли в тексте эмоционально
окрашенные слова? Приведите примеры. Какая оценка дается автором с помощью этих
слов (положительная или отрицательная); какие чувства автора выражаются с помощью
эмоционально окрашенных слов (одобрения, неодобрения, восхищения, пренебрежения и
т.д.)?
Морфология:
Какие части речи преобладают в тексте, какие авторские слова встречаются в тексте?
Приведите примеры.
Синтаксис:
Каковы особенности синтаксиса текста? Укажите наиболее частотные синтаксические
формы (ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова,
обращения, вопросительные или восклицательные предложения, предложения с прямой
речью и т. п.). С какой целью они используются в тексте?
Изобразительно – выразительные средства языка:
Тропы и стилистические фигуры. Какую функцию выполняют они в тексте? Приведите
примеры.
6.Выскажите собственное мнение по поводу проблемы, поднятой в тексте. Выразите свое
согласие или несогласие с точкой зрения автора. Аргументируйте свою позицию.
Чтение анализа учащимися.
- Есть ли дополнения к прочитанному?
6.Слово учителя
Анализ языковых средств убеждает в том, что проза С.Т.Аксакова – образец
словесной пейзажной живописи, художественная сила которой заключается в
необыкновенной простоте, искренности, правдивости, в ключевой
прозрачности его слова. Читая прозу Аксакова, мы учимся любви к природе
и человеку, к родине и родному слову.
-Скажите, ребята, чему мы учимся, читая прозу Аксакова? (Учимся любви к
природе, человеку, любви к родине и родному слову.)
7.Слово учителя
По ощущению красок, звуков, запахов, их тончайших оттенков сродни
Аксакову был Иван Алексеевич Бунин, писавший о себе: «Зрение у меня
было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал
свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша…»
8. Выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Оттепель»
Еще и холоден, и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
Она повсюду разлита, -
В лазури неба, в птичьем пеньи,
В снегах и вешнем дуновеньи, -
Она везде, где красота,
И, упиваясь красотой,
Лишь в ней дыша полней и шире,
Я знаю, - все живое в мире
Живет в одной любви со мной.
1901г.
9..Лингвистический анализ стихотворения И.А.Бунина «Оттепель»
(2 группа).
Слово учителя
Аксаков и Бунин, каждый по – своему, описали картину наступающей
весны, но их, как и художников-пейзажистов, объединяет не только тема,
объединяет любовь к миру природы, чувство слияния с ней, способность
выразить это с помощью Слова.
10.-Подготовка к сопоставительному анализу
Слово учителя
-Работа с этими текстами еще не завершена. Какие сходства и различия
мы можете отметить в данных текстах? Для формулирования своего
высказывания обращайтесь к Памяткам сопоставления и
противопоставления текстов.
ПАМЯТКА СОПОСТАВЛЕНИЯ
Как и у (С.Аксакова), в стихотворении (И.Бунина) тоже есть…
С одной стороны, … с другой стороны,…
Подобно
Тоже играет важную роль…
Ив том, и в другом тексте…
Не только в прозаическом тексте, но и в поэтическом…
ПАМЯТКА ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ
Наоборот
Напротив
Однако
Но, а
Если в тексте речь идет о…, то в поэтических строках…
И в тоже время…
В отличие от…
Как по – разному звучат…
Между тем…
Проверка творческой работы «Заздравный гимн весне»
11. Заключительное слово учителя
Мы говорили сегодня о природе, о человеке, о слове и о любви, без
которой создали бы прекрасных полотен Саврасов и Юон, Левитан и
Грабарь, не написали бы своих произведений Аксаков и Бунин.
Домашнее задание
Прочитайте текст, определите стиль речи, отметьте характерные для этого
стиля особенности. Произведите лингвистический анализ текста.
Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и
весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям, как молодая
хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал
булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом
становится громче и громче. (К.Паустовский.)
12. Оценки за урок