Конспект урока русского языка "Понятие звукописи и фонетического значения" 7 класс ФГОС

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Понятие звукописи и фонетического значения. (7 класс)
Цель урока: рассмотреть особенности фонетической организации звучащей речи, выявить смысловую функцию звукописи в художественных
текстах.
Задачи урока:
1. Образовательные:
Развивать умение формулировать определение понятий;
обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.
2. Развивающие:
развитие умения воспринимать звучащий текст, звучащее слово на слух
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
o развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
o развивать умение применять новые знания;
o развитие творческих, речевых способностей учащихся;
o формирование логических умений;
o развитие умения опираться на уже известное;
o развитие умения формулировать проблему;
o парной работы.
3. Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Структура урока:
1) Орг.момент.
2) Актуализация знаний. Постановка учебной цели.
3) Изучение материала
4) Физ.минутка.
5) Рефлексия.
6) Домашнее задание
Ход урока
Этап урока
Содержание учебного материала и деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
1.Организационный
момент, мотивация к
учебной деятельности
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с
вами! Хорошего вам настроения и успехов!
Приветствуют учителя,
проверяют свою
готовность к уроку
Записывают число в
тетрадь
Личностные: самооценка.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
преподавателем и со
сверстниками
2.Актуализация
знаний. Постановка
учебной задачи.
Самостоятельная работа – орфоэпические нормы
СвЕкла, баловАть, договОр, звонИт, каталОг, красИвее, щавЕль,
столЯр, опЕка, обеспЕчение, квартАл, бАрмен, цыгАн, облегчИть,
украИнский, нефтепровОд, газопровОд, ходАтайство, кАмбала,
премировАть, тУфля, кОфе, языкОвая колбаса, жалюзИ, оптОвый,
фенОмен, арАхис, тЕфтели, тОрты, вероисповЕдание.
Ребята, сегодня я предлагаю вам отгадать «очень трудную»
загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (жук)
Хочу отметить, что эту «очень трудную» загадку легко разгадывают
дети 4-5 лет. Как вы думаете, почему малышам это легко удается?
Это связано с тем, что в загадке повторяется звук Ж, подбором этого
звука воспроизведены звуки, которые издают жуки, поэтому и мы, и
малыши легко представили того, о ком в ней идет речь.
Как называется такой прием на языке лингвистики?
Это звукопись.
Именно об этом ярчайшем средстве выразительности пойдет речь на
нашем уроке.
Какова же тема нашего урока? (Звукопись)
Сформулируйте цель урока: чем мы будем сегодня заниматься?
(узнать, что такое звукопись).
Выполняют
самостоятельную работу
Отгадывают загадку
Формулируют тему урока
Формулируют цель урока
УУД: коммуникативные,
познавательные,
регулятивные (развитие
внимания учащихся,
монологической речи;
3.Изучение материала
Эпиграфом нашего урока станут слова замечательного русского поэта
конца 19-нач. 20 века К.Бальмонта: «Каждый звук речи - малый
колдующий гном». (Записываем в тетрадь). Как вы понимаете слова
поэта?
При помощи звуков можно творить разные чудеса.
Я приглашаю вас на урок-исследование. Мы будем исследовать
Записывают определения
Принцип деятельности,
непрерывности,
вариативности, творчества.
УУД: познавательные
(опирается на уже известное);
коммуникативные (учит
4.Физ.минутка
выразительные возможности звукописи, чтобы убедиться в истинности
слов поэта, увидеть, как виртуозным сочетанием звуков или повтором
одного и того же звука мастера слова помогают нам получить яркие
слуховые впечатления, представить изображаемые явления, понять
мысли и чувства автора, а также характер лирического героя.
Любое исследование предполагает определение понятия
исследования. Вспомним, что же такое звукопись?
1) Аллитерация-повтор одинаковых или сходных согласных звуков.
Это средство выразительности мне поможет проиллюстрировать
стихотворение детской поэтессы А.И.Токмаковой:
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят на крыше мыши.
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом.
Впереди идут старшины,
Запевают гимн мышиный:
«Тише, тише, тише, тише!»
Для мышей столы накрыты.
Затихает шорох шинный,
Ночью пусть пируют мыши
Тише, тише, тише, тише!
Повтор [ш] изображает шуршание мышей, шорох, который они могут
издавать.
2) Ассонанс-повтор гласных звуков. Проиллюстрирую это языковое
явление, обратившись к поэме А.С.Пушкина «Полтава»:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.
Повтор [а] изображает великолепие, великое пространство, глубину,
вышину, спокойное, умиротворенное дыхание украинской ночи.
3) Звукоподражание- употребление слов, которые своим звучанием
напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления. Я искала
примеры во многих словарях и справочных пособиях, и в каждом из
них в качестве примера приводили строки А. Сумарокова, где кваканье
лягушек изображено так:
О как, о как нам к вам, бога, не гласить!
Сообщения
Звукопись как средство выразительности привлекала внимание
мастеров слова давно. В этом нас убеждает историческая справка,
Выполняют упражнения
Слушают
способам взаимодействия,
сотрудничества).
Снятие мышечного
напряжения, усталости
подготовленная ребятами:
1) Уже в 18 веке М.В.Ломоносов в "Риторике" доказывает, что поэт,
слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по
звучанию: "В российском языке, как кажется, частое повторение
письмена А способствовать может к изображению великолепия,
великого пространства глубины и вышины; учащение письменных Е,И-
к изображению нежности, ласкательства; через Я показать можно
приятность, увеселение, нежность, через О,У,Ы - страшные и сильные
вещи: гнев, зависть, боль и печаль".
2) Характеризуя каждый звук речи, К.Бальмонт тоже пытается наделить
его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы: "О -
звук восторга, торжествующее пространство есть О: поле, море,
простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон,
горе, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако».
3) Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель
Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая
буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления,
создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому
звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем,
быстром.
[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.
Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:
Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о
затхлом.
Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.
С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.
С [о]- высокое, голубое, лоно:
С [и] - близкое, низкое, стискивающее".
Ассоциативная разминка № 1
Правы ли поэты, писатели? Можно ли довериться их фонетическому и
эстетическому вкусу? Исследование предполагает экспериментальную
работу. Мы опытным путем докажем или опровергнем высказанную
мысль о связи звука и смысла. Если такая связь существует, то у разных
людей одинаковые звуки должны вызывать одни и те же ассоциации.
Дайте характеристику звукам (1-2 определения) по величине, силе,
красоте.
[в], [а], [р] - сильные, активные;
[п'], [х']- слабые, хилые, маленькие, плохие;
[а] - широкий, сильный, хороший;
[к], [ш], [ж], [с], [ф], [щ] - шероховатые;
Дают определения звукам
[о], [и], [м], [л], [у] - гладкие.
Передайте настроение, характер, который создается при помощи
следующих звуков:
[а], [р] - храбрые, бодрые, радостные;
[х'] [с'] - трусливые;
[С], [к], [т] - печальные;
[Д], [н], [л], [м] - добрые ;
[Ж], [з], [с], [ф] - злые;
[и], [л'] [м']- нежные.
Исследовательская работа
Теперь, когда связь между звуком и смыслом не вызывает сомнения,
познакомимся с ней поближе. Проведем свое лингвистическое
исследование. Попробуем определить вид звукописи и ее связь со
смыслом в произведениях малого фольклорного жанра - в загадках. Мы
не случайно обращаемся к фольклору. Русский народ всегда был очень
внимателен к слову, чутко улавливал малейшие оттенки и звука, и
смысла. Мы должны знать это и гордиться славным наследием нашего
великого народа. Работаем в группах. Каждая группа должна
выполнить следующие задания:
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие
определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите
соответствие между звуком и смыслом.
Карточка 1
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие
определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите
соответствие между звуком и смыслом.
Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке
трава густа.
Это коса. В загадке соединены ассонанс и аллитерация. Повторение
шипящего согласного звука [щ] и гласного звука ] передает звуки при
косьбе.
Карточка 2
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие
определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите
соответствие между звуком и смыслом.
Еду, еду, следа нету; режу, режу, крови нету.
Это лодка. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука
[у] помогает передать ее движение.
Карточка 3
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие
определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите
Выполняют
исследовательскую работу
соответствие между звуком и смыслом.
Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу
просится.
Это ветер. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука
[у] помогает представить себе шум ветра, его завывание.
Карточка 4
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие
определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите
соответствие между звуком и смыслом.
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Это вьюга. В загадке использована аллитерация. Повторение звуков [р,
ч] помогает описать ее дыхание, кружение снега, порывы ветра.
В чем убедила нас проведенная исследовательская работа?
При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы,
понять их, получить разнообразные слуховые впечатления.
6. Ассоциативная разминка № 2
Продолжаем наше исследование. Поговорим о роли звукописи в
поэтических тесках, ведь именно поэзия является самым ярким
выражением всех средств речевой выразительности, в том числе и
звукописи. Предлагаю вам ассоциативную разминку № 2: вы
закрываете глаза и слушаете стихи, а потом рассказываете о тех
образах, которые представили, о тех чувствах, которые возникли.
Какие звуки помогли вам? Сделайте вывод о роли звукописи.
В.Брюсов
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
Я слушаю стихотворение, и в моем воображении возникают образы
сумрака, вечера, кажется, что слышишь шорохи, возникает чувство
тревоги, смятение. Повтор слова сухие намекает на отжившее,
мертвое, это рождает в душе неопределенность, страх. Звукопись
помогает поэту изобразить, а читателю представить различные
образы, картины, вызывает определенные чувства.
М.Цветаева
Бузина цельный сад залила!
Бузина зелена, зелена!
Зеленее, чем плесень на чане.
Зелена, значит, лето в начале!
Слушают и делают
выводы о роли звукописи
Синева - до скончания дней!
Бузина моих глаз зеленей!
В стихотворении использованы звонкие, жизнеутверждающие звуки.
Так и слышится многоголосая перекличка звуков, которые отражают
буйное торжество красок, ярких, контрастных звуков. Звукопись
рождает конкретные слуховые впечатления.
К.Бальмонт
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнил откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то,
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь. Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
В данном стихотворении преобладают гласные [а, о, у] - сильные,
открытые, радостные. Именно их обилие создает радостное,
торжественное, громкое звучание. За ними - образ лирического героя,
уверенного в жизни, стремящегося к жизненным победам, открытиям,
утверждающего могущество человека. Звукопись помогает
нарисовать образ лирического героя.
Сочинение-миниатюра
Любое исследование по лингвистике предполагает наличие своего
слова по вопросу исследования. В нашем случае это может быть
написание сочинения-миниатюры с использованием звукописи на тему
«Подумайте, о чем шепчутся листья в пасмурный осенний день».
Напишите миниатюру, используя живопись.
Ключевые слова: сухие листья, кружатся, шуршат, шепчутся,
посмеиваются, потрескивают.
5.Рефлексия
деятельности
Итак, наш урок подходит к концу, подведем итоги.
Продолжите фразу «Сегодня на уроке я…»
Проговаривают по плану
новые знания,
высказывают свои
впечатления от урока
Осознание учащимися своей
учебной деятельности
6. Домашнее задание
Дописать сочинение
Записывают задание