Сопоставительный анализ стихотворений А.А. Фета "В дымке-невидимке" и "Ещё весна, - как будто неземной…"

Сопоставительный анализ стихотворений А.А. Фета «В дымке-
невидимке» и «Ещё весна, - как будто неземной…»
В дымке-невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.
Так и льнёт, целуя
Тайно и нескромно.
И тебе не грустно?
И тебе не томно?
Истерзался песней
Соловей без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слезы.
Уронила косы
Голова невольно.
И тебе не томно?
И тебе не больно?
Еще весна, как будто неземной
Какой-то дух ночным владеет садом.
Иду я молча, медленно и рядом
Мой темный профиль движется со мной.
Еще аллей не сумрачен приют,
Между ветвей небесный свод синеет,
А я иду — душистый холод веет
В лицо — иду — и соловьи поют.
Несбыточное грезится опять,
Несбыточное в нашем бедном мире,
И грудь вздыхает радостней и шире,
И вновь кого-то хочется обнять.
Придет пора — и скоро, может быть,
Опять земля взалкает обновиться,
Но это сердце перестанет биться.
А. Фет тонкий, проникновенный лирик. Он любил природу и чутко
прислушивался к её голосу. Лирический герой его произведений всегда тесно
слит с окружающим его миром. Он буквально дышит им, проникая во всё,
разлитое вокруг, становится его частью, единым целым. Фет не ставил перед
собой задачу точно и верно изобразить картину природы, поразившую его.
Он рисует мир как художник-импрессионист, ему важны не столько
предметы, сколько впечатление от них. Поэтому все тончайшие нюансы
природы поэт передавал через переливы красок, переходы звуков, перемену
настроения. И если в его ранних стихах преобладает именно впечатление от
увиденного и прочувствованного, то в позднем творчестве на первое место
выходит философское понимание мира, то есть размышления о сущности
жизни и неотвратимости смерти, о загадках судьбы, о неповторимости
мгновения.
В этом смысле показательно сравнить стихотворение юного поэта «В
дымке-невидимке…» и «Ещё весна…», написанного в зрелом возрасте. Они
объединены общей темой изображением весеннего ночного сада. Сад
волшебно прекрасен: «цвет садовый дышит яблоней, черешней», «между
ветвей небесный свод синеет». Однако лирический герой первого
стихотворения в большей степени испытывает радость, чем грусть, так как
любование весенней природой придаёт ему новые силы, молодую энергию,
жажду любви. Сама природа говорит с ним: «И тебе не грустно? И тебе не
томно?» «И тебе не томно? И тебе не больно?» Повтор строк с
усиливающейся градацией – от грусти до боли помогает понять загадочные
вопросы природы. Мир создан не просто так, всё взаимосвязано, всё должно
существовать одно для другого, чтобы разделить счастье и горечь бытия с
кем-то. Природа подсказывает это очень деликатно, но настойчиво: цвет
яблонь и черешен нежно скользит по щеке, словно это поцелуй девушки;
«истерзался песней соловей без розы» - разве поэт может творить без
вдохновения, без любви к своей Музе; «плачет старый камень, в пруд роняя
слёзы» - он скорбит о былом, теперь холодный, а когда-то согретый солнцем
любви. Природа шепчет человеку, своему созданию: спеши любить, просто
быть, пока не охладели чувства, чтобы не было больно при мысли о
несбывшемся.
Если стихотворение «В дымке-невидимке» отличается бодрой и
энергичной интонацией, чётким ритмом, словно повторяющим биение
молодого сердца, жаждущего любви, то «Ещё весна…» звучит
торжественно, тихо, интимно, печально. Второе стихотворение
перекликается с первым, как бы подводя итог юношеским стремлениям,
которые неизбежно потускнеют, поблёкнут и оборвутся смертью:
«Несбыточное грезится опять, несбыточное в нашем бедном мире». Но
наречие «опять» подчёркивает упрямое желание человека верить, надеяться,
несмотря на суровые жизненные уроки, о которых ещё не хочет знать
лирический герой первого стихотворения. А природа предупреждала, что
будет больно. Но есть величие в безумном желании человека, знающего, что
он смертен, вернуть прошлое, снова беспечно слушать пение соловья. Снова
почувствовать себя молодым, и тогда «грудь вздыхает радостней и шире, и
вновь кого-то хочется обнять». Но жизненный круг, совершив свой оборот,
начавшись с детской наивной радости, с волшебной сказки: «В дымке-
невидимке выплыл месяц вешний…», закончится суровой неизбежностью:
Придет пора — и скоро, может быть,
Опять земля взалкает обновиться,
Но это сердце перестанет биться.
Природа вечна, она обновляется и молодеет весной, но человек, её
творение, лишён этого счастья. Но, может быть, именно понимание
кратковременности жизни и дарит ему волшебное умение наслаждаться
каждым мигом «каким-то неземным духом сада», его душистым холодом,
нежным ароматом цветущих деревьев. Два стихотворения А. Фета,
разделённые временем, сливаются в одну песню – песню красоты жизни.