Развитие музыкальности у детей в спортивной гимнастике

Методическая работа
« Развитие музыкальности у детей в спортивной гимнастике ».
Норильск, МБУ «СШ 2», 2022г.
Содержание:
1. Вступление.
2. Задачи и педагогические функции концертмейстера в спортивной
гимнастике.
3. Необходимые свойства для развития творческого потенциала.
4. Вывод.
Цель работы:
Актуальность выбранной темы обусловлена отсутствием в большинстве
учебных заведений условий для подготовки концертмейстеров хореографии,
что во многом усложняет адаптацию пианиста традиционного академического
направления к концертмейстерской работе в хореографическом классе.
Задачи работы:
1. Выявить основные аспекты работы концертмейстера в классе
хореографии.
2. Охарактеризовать этапы развития творческого потенциала.
Развитие творческих способностей в настоящее время является одним из
основных направлений воспитания подрастающего поколения. Хореография,
как один из видов искусства, лежащий в основе эстетического воспитания,
оказывает огромное влияние на развитие музыкально-творческих
способностей обучающихся.
В основе хореографического искусства лежит тесная связь движения и
музыки. Искусство танцора заключается не только в умении точно исполнять
движения, но и передавать смысл музыки. Поэтому, кроме педагога-
хореографа, на уроке с обучающимися работает концертмейстер, от
мастерства которого во многом зависит развитие музыкальности, чувства
ритма, эмоциональности и осознанности при исполнении каждого движения
обучающимися.
На занятиях хореографией ребенок обучается не только искусству танца,
но и учится распознавать музыкальные образы и их выразительное значение,
определять структуру произведения, распознавать и сравнивать музыкальные
фразы, определять характер произведения. Все это в итоге помогает учащимся
воспринимать единство музыки и хореографии.
Актуальность выбранной темы обусловлена отсутствием в большинстве
учебных заведений условий для подготовки концертмейстеров хореографии,
что во многом усложняет адаптацию пианиста традиционного академического
направления к концертмейстерской работе в хореографическом классе.
Предметом данной методической разработки является деятельность
концертмейстера в классе хореографии.
Цель - выявить условия, при которых музыкальное оформление урока
будет соответствовать решению поставленных педагогических задач.
Процесс ознакомления обучающихся с музыкальным сопровождением
на уроке хореографии имеет свои особенности для начального и
заключительного этапов обучения. Рассмотрим этот процесс для учащихся
младших и частично средних классов. На этом этапе формируются
музыкально-ритмические способности, учащиеся знакомятся с основными
музыкальными жанрами, используемыми для оформления уроков
классического танца, характером основным движений экзерсиса и
соответствующей им музыки.
Первый этап заключается в знакомстве с музыкальным произведением.
На этом этапе важно научить эмоциональному восприятию музыки,
пониманию характера, настроения, что способствует развитию эмоциональной
сферы и образного мышления.
На втором этапе формируется понятие единства музыки и движения. Это
способствует развитию музыкальности в исполнении движений, умению
передать характер музыки в соответствующем движении.
На этом этапе большое внимание уделяется подбору репертуара,
соответствующего замыслу педагога-хореографа(характер мелодии,
ритмический рисунок,наличие затакта, темп,размер, количество
музыкальных фраз). Каждый музыкальный фрагмент на уроке подвергается
анализу с точки зрения вышеперечисленных особенностей, что способствует
более глубокому пониманию учащимися связи характерного движения с
соответствующим ему музыкальным фрагментом.
Этот этап представляет собой кропотливую работу по выявлению всех
неточностей исполнения, исправляются ошибки, педагог добивается
грамотного, точного и осознанного исполнения движений.
Третий этап посвящен закреплению навыков исполнения и доведению
работы по выполнению заданий до автоматизма. На этом этапе уже можно
говорить о формировании мышечной памяти и переходе к эмоциональной
составляющей выполняемых движений, позволяющей каждому ученику
проявить инициативу и творческую индивидуальность.
На этом этапе обучающиеся, опираясь на полученные навыки,
доведенные до автоматизма, получают возможность проявить себя, реагируя
на предлагаемую концертмейстером музыку, создавая свои неповторимые
образы в танце.
Говоря об этапах работы по ознакомлению с музыкальным
сопровождением в старших классах, можно отметить тот факт, что первый и
частично второй этапы, необходимые для работы с младшим составом
хореографического коллектива, уже не требуют реализации. Ученики уже
владеют основными элементами экзерсиса и умеют исполнять их музыкально
и осознанно. На этом этапе хореограф предлагает к изучению различные
танцевальные комбинации, и в этом случае успех в достижении планируемых
целей зависит от мастерства концертмейстера грамотно подобрать
музыкальное сопровождение для каждой новой комбинации в соответствии с
замыслом хореографа.
Список литературы:
1. Ревская, Н. Е. Классический танец: Музыка на уроке. Методика
музыкального оформления урока классического танца / Н. Е. Ревская.
СПб.:Композитор, 2005.
2. Ярмолович, Л. И. Принципы музыкального оформления урока
классического танца / Л. И. Ярмолович; Под ред. В. М. Богданова-
Березовского–2-е изд.–Л.: Музыка, 1968
3. https://e-koncept.ru