Формирование музыкальности у учащихся младших классов ДШИ

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Михайловская детская школа искусств Нижнесергинского района
Свердловской области
Формирование музыкальности у учащихся
младших классов ДШИ
Подготовила преподаватель
Складная
Елена Владимировна
Г. Михайловск
2020
Актуальность
Развитие музыкальности детей было и остается одной из актуальных
задач музыкального воспитания.
Через воздействие на эмоционально – чувственную сферу музыка
влияет на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развитие
познавательных сторон личности учащихся. Проблемы, связанные с
исследованием музыкальных способностей и выявлением
возможностей и закономерностей их развития, занимают одно из
центральных мест в музыкальной педагогике.
Как показывают педагогические наблюдения, многие учащиеся за время
обучения в образовательных учреждениях так и не научились
некоторым важным для музыканта вещам и не приобретают таких
умений, как подбор мелодии по слуху, аккомпанемента к ней,
способность к импровизации.
Большое значение творческой деятельности в развитии музыкальности
детей отмечал Д.Б. Кабалевский. Он считал, что все формы музыкальных
занятий в школе должны способствовать творческому развитию
учащихся, то есть, вырабатывать в них стремление к самостоятельному
мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление
сделать что-то своё, новое, лучшее. Процесс творчества, сама обстановка
поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание
действовать самостоятельно, а значит уверенно.
Теоретические основы формирования музыкальности учащихся
младших классов на уроках фортепиано.
Музыкальные способности определяются современной психологией и
педагогической как специфическая форма познавательных
способностей, которые проявляются в особой духовной деятельности
человека. Развивающиеся музыкальные способности позволяют
человеку более тонко чувствовать красоту, выразительность музыки,
воспринимать в ней определённое художественное содержание и
воспроизводить в своём исполнении. Полноценное музыкальное
развитие (восприятие, исполнение, творчество) требует от человека не
только высокоорганизованных специальных способностей, но и
высокого уровня общего развития, богатой эмоциональной культуры,
тонкой наблюдательности творческого воображения.
Музыкальность ребёнка является сложным сочетанием природного
(врождённого) и приобретённого в практической музыкальной
деятельности опыта.
Все музыкальные способности развиваются в условиях взаимодействия:
не может быть одной способности при полном отсутствии других.
В отечественной психологии исследование музыкальных способностей
связано с именем Б. М. Теплова. Он считал, что структура музыкальных
способностей состоит:
1) из ладового чувства;
2) слухового представления;
3) музыкально-ритмического чувства.
Эти три частные способности образуют стержень музыкальности, т. е.
способности воспринимать смысловое содержание музыки.
Музыкальность целесообразно развивать с раннего детства. В процессе
развития музыкальности развиваются и общие способности ребёнка:
внимание, память, эмоции, мышление, творческое воображение,
укрепляется воля и др. Развитие всех способностей требует
индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей и интереса.
Качественное сочетание общих и специальных способностей образует
более широкое по сравнению с музыкальностью понятие и музыкальная
одарённость.
В трудах Б. М. Теплова были разработаны категории музыкальной
одарённости «качественно своеобразного сочетания способностей, от
которых зависит возможность успешного осуществления музыкальной
деятельности и которое определяется самой природой музыки как
таковой», и музыкальности «способности переживания музыки как
выражения некоторого содержания». Центром её является
«эмоциональная отзывчивость на музыку». Две стороны музыкальности
эмоциональную и слуховую Б. М. Теплов рассматривает в единстве, так
как «взятые в отдельности, они лишают музыкального восприятия и
переживания музыки предметной определённости».
В понятие музыкальной одарённости Теплов включает не только
специфические проявления психических свойств человека, но и общие
качества личности, которые участвуют и в музыкальной, и в
художественно-творческой деятельности. Это сила, богатство и
инициативность воображения, сочетание в нём слуховых и зрительных
образов; умение эмоционально погружаться в музыкальное
произведение и концентрировать на нём все душевные силы;
особенности внимания, памяти, уровень знаний, жизненный опыт.
Структура музыкальных способностей изменяется с возрастом, в
зависимости от характера музыкального обучения и накопления
музыкального опыта человека: в разных возрастных группах
наблюдается разное соотношение опорных, ведущих и фоновых
компонентов структуры музыкальных способностей.
Д.К. Кирнарская в монографии «Музыкальные способности» определяет
структуру музыкальной одарённости как совокупность нескольких
компонентов:
1) интонационный слух
2) чувство ритма;
3)аналитический слух;
4) архитектонический;
5) музыкально - продуктивная способность.
Принципы, формы и методы формирования музыкальности у
учащихся младших классов
на уроках фортепиано.
Формирование самостоятельного музыкального мышления
начинающего музыканта тесно взаимосвязано с развитием осознанного
восприятия музыки, осмысленности и выразительности в исполнении
репертуара. Важнейшим фактором здесь является использование
элементов целостного анализа, раскрытие музыкально-образного
содержания произведения в единстве с его формой. На начальном этапе
обучения ребёнок сможет определить общий характер пьесы, темп,
динамику, регистры, количество частей. Объяснение музыкальной
фразы как небольшой, относительно законченной части музыкальной
темы рекомендуется проводить на фразах, которые оканчиваются
паузой или долгим звуком. В образной, игровой форме детям
объясняются такие важнейшие понятия, как темп, артикуляция,
динамика. Преподаватель должен руководить творческой
деятельностью своих учеников: детское творчество опирается на знания
и навыки, полученные в процессе обучения. С другой стороны,
творческое музыцирование активизирует процесс обучения, приучая
детей к свободному владению музыкальным материалом.
Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже
весьма средние музыкальные данные. Всё это требует от педагога
высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка
и большой к нему любви и уважения. Для самостоятельного
музицирования необходимо формирование у учащегося целого ряда
качеств, позволяющих получать эстетическое наслаждение от
проигрывания сочинений. Для того чтобы музыкальность ребёнка
была раскрыта в полной мере надо добиться того, чтобы на уроках
фортепиано осуществлялась деятельность художественная по
содержанию и учебная по форме. Такое становится возможным тогда,
когда учащиеся сами воспроизводят процесс рождения музыки -
самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных
средств, интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее
раскрывают жизненное содержание произведения, творческий замысел
автора. При этом учащиеся проникают в произведение, познав саму
природу музыкального творчества. Специфика каждого урока
определяется содержанием учебного материала, комплексом учебно-
воспитательных целей, познавательными возможностями учащихся
совокупностью и последовательностью применения дидактических
приемов и средств, посредством которых преподаватель задаёт
определённые виды деятельности учащихся и управляет их обучением,
воспитанием и развитием. Сущность урока составляет организация
учебно-познавательной деятельности учащихся. Урок фортепиано –
основная форма музыкального обучения и воспитания учащихся ДШИ,
ДМШ. В концепцию такого урока закладываются такие составляющие,
как:
- изучаемая музыкальная тема и учебный материал, обуславливающий
его конкретное наполнение;
- художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача урока;
- психология учебно-музыкального процесса, эмоционально-
познавательные возможности, музыкальные способности учащихся;
- творческие и исполнительские задатки учащихся;
Определяя концепцию занятия фортепиано, важно представлять себе
основы его драматургии. В зависимости от ритма урока учитель -
музыкант подбирает темп и ритм своей речи, организует другие
средства педагогического воздействия.
Организационно-педагогическими условиями, способствующими
эффективности проведения занятия фортепиано, являются:
- соответствие учебного материала и его изложения основным
дидактическим принципам обучения;
- установление связи изучаемых произведений искусства с явлениями и
образами окружающей действительности;
- содействие созданию атмосферы комфорта для проявления духовной
свободы посредством эмоциональной открытости педагога и учащихся;
- высокое качество музыкального инструмента.
Для музыки характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне
естественно и необходимо, ведь музыка – « язык чувств». Музыка
волнует детей и вызывает у них определённые настроения и
переживания. Таким образом, сущность урока фортепиано, как любого
урока, составляет организация учебно-познавательной деятельности
учащихся, в основе которой лежит процесс восприятия.
Основными принципами организации музыкальной деятельности детей
является планомерность, преемственность, последовательность,
системность и увлечённость. Развитие музыкального мышления,
музыкальных, творческих способностей и художественного вкуса у
учащихся младших классов происходит в различных формах
музыкальной деятельности с помощью разнообразных методов. Наряду
с вышеуказанными закономерностями и дидактическими принципами
педагогического процесса методика музыкального воспитания
учащихся подразумевает следующие закономерности:
- коммуникативные (зависимость эстетического развития детей от
характера взаимодействия учителя и учеников);
- организационные (зависимость результатов от работоспособности
учащихся);
- психологические (зависимость результатов от интереса детей к
музыкальным занятиям, возрастных особенностей, степени постоянства
внимания, уровня развития памяти).
Процесс формирования музыкальности можно представить как
повышение интереса к музыкальным впечатлениям,
которые порождают потребность к
слушанию музыки и её исполнению (импровизации). При решении
проблем развития музыкальности детей необходимо учитывать то что
каждая способность (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная
память, музыкальное мышление, музыкальное воображение) это
сложное образование, состоящее из множества взаимодействующих
компонентов, в том числе моментов общей одарённости
и личных качеств. Трансформируясь в специальные
музыкальные способности, они содействуют
их развитию от элементарных к более сложным
составляющим и обеспечивают их объединение в целостную систему.
Заключение
Безусловно, сам процесс формирования и развития музыкальности
ребёнка длинен и сложен. Большое значение имеет максимальная
сосредоточенность на уроках. Если педагог основную работу будет
брать на себя, то ученики останутся пассивными, инициатива их не
станет развиваться. Надо, чтобы основная мыслительная деятельность
падала на учащегося. Используя небольшие задания, дать возможность
самому дойти до решения задач, т.е. развивать у ребёнка творческую
инициативу. Для этого следует, к примеру, предложить ему сочинить
мелодию на заданный ритмический рисунок, на стихотворный текст,
«досочинить» конец музыкальной фразы, подобрать знакомую
мелодию, сыграть её от разных звуков, прочитать с листа новую пьеску
(отрывок) и угадать из какого фильма или телепередачи эта музыка и
т.д.. Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны
быть тесно связаны.
Особое значение в педагогическом процессе имеет достижение
единства эмоционального и сознательного в развитии личности, что
значительно повышает психические возможности учащихся и
позволяет педагогу музыканту расширять спектр средств
педагогического воздействия. Это становится возможным благодаря
постоянному и активному привлечению связей музыки с жизнью,
заострению внимания ученика на жизненном содержании музыки и
её выразительных средствах, подключению музыкальных знаний и
внемузыкальных ассоциаций, выявлению и обогащению музыкально -
художественного и общего жизненного опыта учащихся.
Практика подтверждает, что целенаправленное
педагогическое воздействие эффективно формирует и
развивает музыкально – творческие
способности учащихся младшего возраста.
Литература
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977г.
2. Асафьев Б. В. О музыкально - творческих навыках у детей.//Избранные
статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973г.
3. Баренбойм Л.А. Об основных
тенденциях музыкальной педагогики 20 века
//Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974г.
4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.:
Академия, 2002г.
5. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: ИПРАН,
1997г.
6. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - Просвещение,
1968г.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
психологический очерк. – М., 1991г.
8. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.: Магистр,1993г.
9. КабалевскийД.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение,1984г.
10. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. Таланты 21 век, 2004г.
11. Красильников И.М. Музыкально творческое развитие младших
школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах.
Автореф. канд. дис. - М., 1997г.
12. Критская Е. Д. Интонационный анализ творчество учителя и
ученика. / Искусство в школе. – М.: 1993г.
13. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. – М., 1998г.
14. Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации. - М.: музыка,
1991г.
15. Никитин А. А. Импровизация как метод обучения начинающих
пианистов: Автореф. канд. дис. - Вильнюс, 1981г.
16. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студ. и
преподав.- М.: Академический Проект, 2006г.
17. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб.
пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под ред.
Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003г.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М, 1946г., - 370с.