План-конспект открытого урока "Работа над использованием тембров гитары"

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Светогорская школа искусств»
ПРИНЯТО:
Методическим объединением
протокол
от « » 20 г.
План-конспект
Открытого урока
Работа над использованием тембров гитары
Составитель:
Преподаватель
МБУДО
«Светогорской школы искусств»
По классу гитары
Богомолов С.Ю.
2019-2020 учебный год
г. Светогорск
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
1. Дата проведения: 00.00.2020 г.
2. Преподаватель: Богомолов Сергей Юрьевич.
3. Обучающийся: Алексей Яков, 5 класс (гитара).
4. Тема урока: Работа над использованием тембров гитары.
5. Цель урока: Закрепление навыков использования тембров.
6. Задачи урока:
Обучающие:
- закрепить навыки механических движений кисти правой руки;
- добиваться точного касания струн кончиками пальцев правой руки при
смене позиционного положения;
- соблюдать штрихи, динамические оттенки.
- обобщить и систематизировать приобретенные знания.
Развивающие:
- развивать ощущения «удобства» при использовании тембров;
- развивать координацию рук;
- развивать музыкальный слух;
- развивать ассоциативность музыкального мышления (музыкальное
воображение);
- развивать умение организовывать свою работу и свое время.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, внимание, собранность и слуховой контроль;
- воспитывать исполнительскую культуру;
- расширять кругозор;
- познавать разнообразие музыкального языка и его выразительность.
Итогом занятия является: умение использовать тембры в музыкальных
произведениях.
7. Тип урока: Закрепление практических навыков использования тембров.
8. Вид урока: Урок с углубленной проработкой учебного материала.
9. Методы, используемые на уроке: словесный, метод упражнений и
повторений, метод показа, объяснительно-иллюстративный, метод
формирования умений и навыков, метод активного восприятия,
репродуктивный, частично-поисковый, творческий.
10. Оборудование: кабинет, стол, стулья, подставка, описание урока, нотная
литература, текст, иллюстрации, пюпитр, музыкальный инструмент гитара,
компьютер, видеокамера, фотоаппарат, проектор, журнал, образовательная
программа.
11. Структура урока:
Вводная, организационная часть (2 минуты): Приветствие, создание в
ходе общения необходимой атмосферы, мотивирующей ученика на обучение и
творчество. Сообщение обучающемуся цели урока. Настройка инструмента,
подготовка соответствующего нотного материала для работы.
Преподаватель: Тема сегодняшнего урока посвящена работе над развитием
умений и навыков использования тембров гитары. Целью же нашего урока мы
ставим закрепление навыков использования тембров.
Основная часть урока (38 минут). Работа над музыкальными
произведениями.
Преподаватель: Перед тем, как начать работу непосредственно над
музыкальными произведениями нам нужно потренироваться над
воспроизведением одних и тех же звуков используя разные тембры. Для этого
давай соберемся и сосредоточим наше внимание на упражнениях, которые мы
будем исполнять разными тембрами.
Упражнение №1. Использование тембров в пассажной технике (3 минуты).
Упражнение №2. Использование тембров в пассажной технике (3 минуты).
Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над
упражнениями:
Своевременно производим смену положения кисти правой руки: sul pont (у
подставки); над розеткой; sul tasto (у грифа).
Соблюдаем аппликатуру пальцев правой руки.
Кончики пальцев правой руки точно ставим на струну на подушечку у
ногтя. Всегда одинаково. Самоконтроль.
Пальцы левой руки прижимают струну быстрыми и легкими
прикосновениями, после которых обязательный отдых - легкое
прикосновение, отдых.
После смены положения кисть правой руки – неподвижна. Пальчики i, m, a
ударяют по струнам при неподвижной кисти.
При плавном переносе кисти от подставки к грифу и обратно во время
исполнения упражнения пальцами i, m, a кисть не теряет своего
неподвижного положения.
Упражнение №3. Использование тембров в аккордовой технике (2 минуты).
Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над гаммой:
Перед тем как воспроизвести аккорд подготавливаем положение правой
кисти: sul pont подставки); над розеткой; sul tasto грифа). Играем
каждый аккорд одним из тембров.
Левая рука отдыхает после каждого аккорда. Слушаем тишину после снятия
звучания аккорда.
Внимание ученика должно быть направлено на необходимость постоянного
слухового контроля.
Л. Леньяни (Luigi Legnani) Каприс №15 (15 минут). (Нотное приложение
№1)
Преподаватель:
Луиджи Леньяни, выдающийся итальянский композитор. Широко известен как
певец и гитарист-виртуоз. Современник Бетховена и Паганини, оставил после
себя богатое музыкальное наследие. Написанные им произведения исполняются
многими гитаристами мира, и являются хорошим пособием, как для начинающих,
так и для профессиональных гитаристов. Луиджи Леньяни выступал на
совместных концертах с легендарным Николо Паганини.
В Каприсе, над которым мы будем работать, Л. Леньяни подражает каприсам
Н. Паганини. Исполняется оно в быстром темпе (Аллегро moderato), характер
музыки напряженный, порывистый. Соответственно, для того, чтобы
произведение звучало красочно и контрастно, мы должны уметь применять не
только штрихи и динамические оттенки, но и владеть навыками использования
тембров гитары.
Итак. Прежде чем мы начнем детально прорабатывать произведение нам нужно
его прослушать целиком от начала до конца.
Исполнение:
Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над каприсом:
Для контрастности играем фразы разными тембрами.
Там где музыкальный материал подразумевает мягкое звучание, там играем
у грифа гитары.
Там где музыкальный материал подразумевает острое, резкое звучание, там
играем у подставки гитары.
А там, где требуется звучание среднее между мягким и резким используем
тембр над розеткой.
Мыслим по оркестровому. Подражаем «тутти», группе струнных, группе
духовых инструментов.
Соблюдаем динамические оттенки.
Соблюдаем штрихи.
Играем ритмично.
А. Виницкий – Этюд (Латино) (15 минут). (Нотное приложение №2)
Александр Виницкий композитор, аранжировщик, известный концертный
исполнитель на классической гитаре, виртуозно владеющий разными джазовыми
стилями и искусством аранжировки. В его творчестве соединяются и взаимно
обогащают друг друга традиции классической и джазовой музыки, современная
музыка и фольклор, бразильская босса нова и блюз. Александр Виницкий создал
свой собственный музыкальный язык под влиянием выдающихся мастеров джаза
Джо Пасса, Оскара Петерсона, Дюка Эллингтона, Антонио Карлоса Жобима,
Ленни Брю, Пэта Мэтини, Мишеля Петруччиани.
Название этюда латино, над которым мы будем работать, говорит само за себя.
Это латиноамериканский танец. Темп подвижный, характер веселый,
зажигательный, ритмичный. Украсит композицию контрастное исполнение. В
этом нам поможет использование тембров гитары.
Для начала прослушаем все произведение целиком.
Исполнение.
Замечания и рекомендации преподавателя в процессе рабаты над каприсом:
Там где музыкальный материал подразумевает мягкое звучание, там играем
у грифа гитары.
Там где музыкальный материал подразумевает острое, резкое звучание, там
играем у подставки гитары.
А там, где требуется звучание среднее между мягким и резким используем
тембр над розеткой.
Для контрастности играем фразы разными тембрами. Первые четыре такта
средний тембр (над розеткой). Вторые четыре такта резкий тембр
подставки).
Там где нужно поменять тембр гитары подготавливаем положение правой
кисти: sul pont (у подставки); над розеткой; sul tasto (у грифа).
После смены положения - кисть правой руки неподвижна. Пальчики правой
руки ударяют по струнам при неподвижной кисти.
Кончики пальцев правой руки точно ставим на струны на подушечку у
ногтя. Всегда одинаково. Самоконтроль.
Соблюдаем динамические оттенки.
Соблюдаем штрихи.
Играем ритмично.
Подведение итогов (5 минут). Анализ проделанной работы в форме беседы.
- Какая была тема сегодняшнего урока? (Работа над использованием тембров
гитары)
- Для чего мы используем тембры гитары? (Чтобы музыка звучала интересно,
разнообразно, контрастно.)
- Что нужно сделать, для того чтобы поменять тембр гитары? (Перенести
кисть правой руки в нужную позицию).
- Куда нужно перенести кисть правой руки, чтобы звук был мягким? (Для того,
что бы звук был мягким, кисть правой руки нужно перенести к грифу).
- Куда нужно перенести кисть правой руки, чтобы звук был резким? (Для того,
что бы звук был резким, кисть правой руки нужно перенести к подставке).
- Куда нужно перенести кисть правой руки, чтобы звук был средним? (Для
того, что бы звук был средним, кисть правой руки нужно перенести над
розеткой).
- Что еще мы относим к средствам выразительности? (Динамические оттенки,
и штрихи).
- Какими динамическими оттенками ты умеешь пользоваться? (f, mf, mp, p, sp,
crescendo, diminuendo).
- Что означает f (форте) – (громко).
- Что означает mf (меццо форте) – (не очень громко).
- Что означает mp (меццо пиано) – (не очень тихо).
- Что означает p (пиано) – (тихо).
- Что означает crescendo? (Постепенное усиление звука).
- Что означает diminuendo? (Постепенное ослабление звука).
- Что означает sp (субито-пиано) – (Внезапное ослабление звучания (отдельного
звука или аккорда)).
- Для чего нужны динамические оттенки? (Для того, чтобы музыка не звучала
скучно и однообразно).
- Для чего нужны штрихи? (Для подчеркивания характера звучания).
- Что у тебя получилось и над чем еще нужно потрудиться? (Мне все понятно,
но не все еще получается. Думаю, что мне необходимо потрудиться над умением
своевременно переносить кисть правой руки в нужное положение).
- Хорошо! На сегодня урок закончен. Молодец! Все, над чем мы сегодня
трудились, прорабатывай дома. Старайся играть каждый день. (Хорошо!) Всего
тебе доброго. До свидания, Яков! (До свидания, Сергей Юрьевич!)
Литература: Klassiker der Gitarre, band IV, © VEB Deutscher Verlag fur Musik
Leipzig 1978; А.Виницкий – сборник произведений для шестиструнной гитары; Г.
Фридкин Практическое руководство по музыкальной грамоте изд. Москва
«Музыка» 1985; Л.С.Выготский «Воображение и творчество в детском
возрасте».
Адрес: 188 990, Ленинградская область, Выборгский р-н, г. Светогорск, ул.
Школьная, 9;
Сайт: svdshi.lenobl.muzkult.ru
E-mail: muzshkola.svetogor[email protected]
Приложение №1
Приложение № 2