Воспитание ощущения свободы рук при игре на баяне и аккордеоне
1
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 110
Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Воспитание ощущения свободы рук
при игре на баяне и аккордеоне.
Автор: Педагог дополнительного образования
Клочнев Сергей Геннадьевич
2019
2
К вопросу освобождения исполнительского аппарата при игре на баяне и
аккордеоне, я обращаюсь не случайно. Этому важнейшему вопросу
уделяется настолько мало места в обширной методической литературе, что
приходится искренне сожалеть об этом. На самом деле свобода рук,
ощущение удобства игровых движений является залогом успешного
обучения игре на баяне, аккордеоне, да и на любом другом музыкальном
инструменте. Известно много случаев, когда болезнь рук вследствие
неправильно воспитанных исполнительских навыков и игровых ощущений
становилась непреодолимым препятствием на пути весьма талантливых
музыкантов, вынуждая их даже менять профессию.
Задача педагога - дать комплексное развитие ученику, «оснастить» его
необходимыми умениями и навыками игры на музыкальном инструменте, из
которых – свобода исполнительского аппарата естественность и удобство
игровых движений являются определяющими.
Они – фундамент, на котором затем будет построено все дальнейшее
обучение. От того, насколько прочным будет этот фундамент, зависят успехи
или неудачи юного музыканта.
Основная ошибка при игре на музыкальных инструментах, которая
приводит к быстрой утомляемости исполнительского аппарата и болевым
ощущениям в руках - в недооценке включения в работу крупных мышц
корпуса, плеча и предплечья. Именно они поддерживают руку во время
исполнения, направляют ее. Ощущение постоянной включенности этих
мышц в работу - основа неутомляемости исполнительского аппарата.
Ощущение естественности и свободы игровых движений воспитывается
вначале на упражнениях без инструмента, а затем – за инструментом.
3
Упражнения без инструмента.
1. Упражнение на освобождение верхнего плечевого пояса.
Встать ровно. Ноги на ширине плеч. Руки свободно опущены. С вдохом
поднимаем руки перед собой вверх над головой (кисти рук
расслаблены и висят). С выдохом разводим руки в стороны и роняем
их вниз, одновременно наклоняя корпус и голову. Даем рукам
свободно раскачиваться, как маятникам, и остановиться самим.
Ощущаем свободную тяжесть рук. Затем возвращаемся в исходное
положение. Упражнение необходимо проделать 3-4 раза.
2. Упражнение на независимость рук.
Встать прямо. Руки поднять перед собой, параллельно полу. Кисти рук
свободно свисают вниз. Расслабить правую руку, дать ей возможность
свободно упасть вниз и, раскачавшись, остановиться. Левую руку
продолжаем держать. После остановки правую руку снова поднимаем
вверх, на один уровень с левой рукой. Затем расслабляем левую руку,
она свободно падает и, раскачавшись, останавливается. Затем левую
руку поднимаем к правой. Упражнение повторить 6-8 раз.
3. Упражнение на освобождение кисти и предплечья.
Руки согнуть в локте, кисти и пальцы смотрят вверх. Делать
ротационные (вращательные) движения кистями. Следить за тем,
чтобы кисть являлась продолжением предплечья и при вращении не
болталась в стороны. Представлять во время упражнения, что через
середину предплечья и кисти проходит стержень, на котором они
свободно вращаются. Во время вращения ощущать свободу и тяжесть в
кисти и пальцах, а также чувствовать, как эта свободная тяжесть
«переливается» в локоть. Вращение начинать в медленном темпе,
постепенно ускоряя. Постоянно чувствовать свободную приятную
тяжесть в пальцах, кисти, предплечье и локтевом суставе. Проделать
15-20 раз. Затем свободно сбросить руки вниз, дать им раскачаться и
4
остановиться. Почувствовать, как тяжесть из корпуса переливается в
кончики пальцев. Ладони свободные, тяжелые и теплые.
4. Вибрационное упражнение. Позволяет почувствовать всю руку, как
единое целое – от корпуса до кончиков пальцев.
Встать ровно. Руку слегка отвести от корпуса. Слегка поддерживая
свободную руку мышцами корпуса и плеча, включить легкую
вибрацию. Мелкими постоянными движениями встряхивать руку,
ощущая эту вибрацию от мышц спины до кончиков пальцев. Затем
опустить руку, почувствовать ее свободу и тяжесть. Проделать то же
упражнение с другой рукой.
5. Упражнение на развитие внутриладонных, межпальцевых мышц –
сгибателей пальцев.
Упражнение выполняется сидя на стуле. Ладони на коленях. Пальцы
стоят вместе. Как бы разглаживая складки на одежде, двигаем ладони
по колену вперед. Ладонями слегка наживаем на колено. Пальцы
расходятся в стороны. Затем ладони ведем в обратном направлении и
прекращаем давление на колено – пальцы снова собираются. При
выполнении этого упражнения необходимо почувствовать растяжение
внутри ладони. Именно из-за него расходятся пальцы. Специально их
разводить не надо. Ладонь при легком давлении на колено как бы
расширяется «плавится» как смола на солнце, растекается по колену и
разводит пальцы. Обратное движение и снятие давления пальцы
собирает.
6. Упражнение на развитие мышц – разгибателей пальцев.
Упражнение выполняется сидя на стуле. Ладони на коленях. Пальцы
собраны в «щепоть». Делаем легкое движение всеми пальцами. Как
бы смахивая соринки с одежды. При этом ладонь слегка расширяется
– «раскрывается». Ощущаем легкое приятное растяжение мышц
внутри ладони. Сразу же сбрасываем натяжение, расслабив ладонь.
Она возвращается в обычное состояние - «закрывается». Завершаем
упражнение потряхиванием опущенных рук.
5
7. Упражнение на работу «целого» пальца из середины ладони.
Исходное положение, стоя или сидя на стуле. Руку, согнув в локте,
слегка отвести от корпуса. Предплечье держать параллельно
поверхности. Раскрывать пальцы в стороны – веером. Легким
движением распрямляя их. Затем расслабляем их и они опускаются.
Следить, чтобы пальцы сгибались только в первом суставе. Ладонь, как
бы «переламывается» пополам. Ощутить при раскрытии «веера»
легкое растяжение внутри ладони. Ладонь раскрывается и закрывается
при падении пальцев.
8. Модификация упражнения № 7
Проделав упражнение и освободив руки стряхивающим движением
вниз, снова поднимаем руку, отводим ее от корпуса. Удерживая ее на
весу мышцами спины и плеча, сгибаем ее в локте. Кисть широкая у
основания. Поиграем пальцами по воздуху, поднимая и опуская их
поочередно, начиная с мизинца и заканчивая большим пальцем.
Пальцы мы поднимаем и опускаем «целыми», т.е. они работают как
единый рычаг, не сгибаясь в первой и второй фаланге. Работа идет из
середины ладони. Свод кисти принимает куполообразную форму. Мы
как бы держим в ладони мячик. Крайне важно почувствовать при
движении пальцев приятное и свободное движение внутри ладони –
это работают межпальцевые мышцы.
Ощущение работы мышц должно быть на внутренней поверхности
ладони. Ладонь – продолжение предплечья.
9. Упражнение «Канатный мостик»
Это упражнение позволяет почувствовать свободу руки от спины
(лопаточная зона), до кончиков пальцев.
Упражнение можно выполнять стоя или сидя. Берем одной рукой
другую за кончики пальцев. Рука, которую взяли – свободная,
ненапряженная. Поднимаем ее за кончики пальцев вверх, раскачиваем
в стороны, даем остановиться, затем повторяем движение. Далее за
кончики пальцев тянем руку вперед, затем возвращаем назад. Делаем
рукой круговые движения по часовой и против часовой стрелки. Все
манипуляции проводит другая - активная рука. Следим за тем, чтобы
6
пассивная рука не напрягалась, а висела свободно. Нужно
представить, что рука как «канатный мостик». Она совершенно
свободна в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах.
Затем упражнение проделывается с другой рукой.
Проделывая все вышеописанные упражнения, следует дышать
спокойно и ровно.
Упражнения без инструмента способствуют освобождению верхнего
плечевого пояса и рук. Они снимают зажимы, спазмы в мышцах, приводят их
в рабочий тонус, подготавливая исполнительский аппарат к работе за
инструментом. Они позволяют почувствовать, как энергия свободно
протекает из корпуса в упругие и пружинистые пальцы.
Упражнения за инструментом
Целью этих упражнений является перенесение правильных ощущений,
выработанных предыдущими упражнениями на работу за инструментом.
Баян и аккордеон – музыкальные инструменты, требующие от ученика
определенных физических усилий. Они весят от 5 до 17 килограммов,
поэтому обязательно нужно подбирать инструмент соответствующий
физическому развитию ребенка.
Нельзя допускать утомления при работе с музыкальным инструментом.
Следует делать перерывы для отдыха, переключая ученика на выполнение
других заданий, уже без инструмента.
7
Посадка оказывает огромное влияние на свободу и естественность
игровых движений. Следует сидеть примерно на половине поверхности
жесткого стула, корпус должен быть слегка наклонен вперед к инструменту,
ноги стоят всей ступней на полу, колени – параллельно полу. Инструмент
мехом стоит на левом колене, гриф правой клавиатуры упирается в правое
колено. Плечевые ремни должны быть отрегулированы с таким расчетом,
чтобы между корпусом исполнителя и инструментом свободно проходила
ладонь. Ремень левого полукорпуса не должен стеснять свободы левой руки.
Правильная постановка инструмента помогает избежать излишнего
напряжения и, как следствие, помочь рационально расходовать мышечную
энергию во время исполнения.
Для контроля правильной посадки можно предложить юному музыканту
встать вместе с инструментом. То положение, из которого он сможет сразу
встать и будет являться наиболее оптимальным при игре на музыкальном
инструменте – баяне или аккордеоне. Это – активная посадка.
Следует объяснить ученику, что для игры нам необходим активный,
упругий тонус мышц. Играть абсолютно расслабленными руками нельзя,
также как и выполнять любые другие действия.
Во время упражнений за инструментом нужно постоянно контролировать
состояние мышц ученика и вовремя устранять все зажимы и спазмы,
объясняя ему причину их возникновения.
Вначале следует предложить ученику почувствовать свободную тяжесть в
руке, для чего необходимо поднять ее вперед и легко сбросить вниз.
Почувствовать, как кровь приливает к самым кончикам пальцев, кисть и
пальцы становятся тяжелыми, «наполненными».
Плавным движением, как бы «обнимая» кого-то, поднять правую руку.
Движение нужно начинать из корпуса, чувствуя работу мышц лопаточной
зоны, затем – крупных мышц предплечья. Рука, округлая, без зажатий в
суставах, поддерживаемая крупными мышцами спины и предплечья,
ставится сверху на клавиатуру. Кончики пальцев ощущают прохладу клавиш.
8
Упражнение «Погладь кошечку»
Исходное положение – рука на клавиатуре. Пальцы свободные,
распрямленные. Делать всей рукой движение от черных клавиш к белым, а
затем совсем убирать их с клавиатуры. Нужно гладить клавиши ласково и
легко, как кошечку, лаская их. Обратить внимание, что пальцы и кисть
расслаблены. Ладонь – широкая у основания. Нельзя убирать большой палец
под ладонь. Он находится рядом с указательным, почти в одной плоскости.
Движение руки осуществляется крупными мышцами спины и предплечья.
Цель данного упражнения – снять зажимы при соприкосновении пальцев с
клавишами. Суть в том, что при соприкосновении пальца и клавиши
возникает некоторое статическое напряжение и короткая фиксация мышц в
этом положении. Сравните, например, падение на землю простое и падение
с перекатом. Во втором случае давление будет гораздо меньше, т.к. сам
момент удара смягчается, переходя в энергию переката. Многие ученики
давят на клавиатуру с большой силой, при этом мышцы сильно напрягаются,
рука становится «каменной», закрепощенной в суставах. Упражнение
«Погладь кошечку», особенно в сочетании с упражнением «канатный
мостик» (при работе за инструментом это упражнение выполняет педагог со
свободной рукой ученика) позволяет ребенку избежать давления на
клавиатуру, неприятных ощущений, связанных с этим давлением. В итоге он
понимает, что клавиатура ничего страшного собой не представляет и,
прикасаясь к ней, можно испытывать приятные мышечные ощущения.
Упражнение «Медуза»
Исходное положение. Пальцы на коленях, собранные в «щепоть».
Веерообразным движением, раскрывая ладонь, толкнуть «целые» пальцы
вверх. Они, упруго распрямляясь, как бы отталкиваются от воздуха и рука,
легкая, невесомая взлетает вслед за ними. Больше взлетает предплечье,
плечо и корпус – слегка. Затем расслабляем пальцы. Они свободно падают
вниз, ладонь «закрывается», т.е. принимает естественное положение, и рука
мягко опускается. Все эти движения напоминают движение медузы в
глубине океана, когда она открывает и закрывает свой капюшон,
поднимаясь и опускаясь в толще воды.
9
Это упражнение позволяет закрепить ощущение работы «целого пальца» из
середины ладони, почувствовать «дыхание» руки.
Упражнение «Падающие пальцы»
Исходное положение. Рука на клавиатуре. Свободно и легко подняв вверх
«целый» палец из ладони (с небольшим вращательным движением
предплечья) «уронить» его на клавишу. Почувствовать, что палец падает
свободно, увлекаемый вниз только собственной тяжестью. Падение пальца
должно сопровождаться ощущением работы мышц внутри ладони.
Нужно как бы «набрасывать» пальцы на клавиши, сохраняя при этом
ощущение «наполненности» руки. Вспомните «канатный мостик».
Ладонь наполнена приятной тяжестью, широкая у основания, пальцы
упругие, «целые», падающие из середины ладони.
Перед тем, как набросить палец на клавишу, слегка поднимите его вверх, как
бы растягивая пружину (почувствуйте некоторое натяжение мышц внутри
ладони «раскрытая ладонь»), а затем расслабьте внутриладонные мышцы,
давая пальцу свободно упасть своим весом – «закрытая ладонь»
Открывание и закрывание ладони с помощью внутриладонных мышц –
сгибателей (на внутренней поверхности ладони) и разгибателей (на внешней
поверхности) в сочетании с «наполненностью» руки обеспечат естественные
движения пальцев, необходимый тонус и свободу мышц при игре на
инструменте.
10
Итак, основные принципы свободы рук при игре на баяне и аккордеоне, а
также на других музыкальных инструментах следующие:
1. Рука подается из корпуса.
2. Рука поддерживается на весу крупными мышцами спины и
предплечья.
3. Рука несколько отведена от корпуса. В подмышечной впадине
должен «ощущаться воздух».
4. Рука как канатный мостик – без спазмов и фиксаций в
лучезапястном, локтевом и плечевом суставах.
5. Ладонь – продолжение предплечья. Работа пальцев осуществляется
с помощью внутриладонных межпальцевых мышц, к которым
подключаются крупные мышцы предплечья.
6. Пальцы, активные и пружинистые работают «целыми» из середины
ладони, свободно своим весом падая на клавиши.
7. Падению предшествует небольшой замах пальца.
8. Вес руки свободно протекает из корпуса до самых кончиков
пальцев.
9. Посадка за инструментом способствует наиболее рациональным
движениям и максимальному освобождению мышечной энергии.
10. Общее состояние организма – свободное, ненапряженное.
Состояние уверенности и спокойной радости.
Список используемой литературы
1. Мазель В. Музыкант и его руки. - С-П., 2000
2. Боровик Т. Игры и упражнения для рук и пальцев. - К., 1999
3. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков М.
1981
4. Ломакина С. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСВОБОЖДЕНИИ ИГРОВОГО АППАРАТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ОБУЧЕНИЯ Томск 2014
Музыка - еще материалы к урокам:
- Конспект открытого урока по сольфеджио "Доминантсептаккорд и его обращения" 5 класс
- Основные методы работы технического освоения музыкального произведения
- Начальный период обучения в классе фортепиано ДШИ и ДМШ
- Проверочная работа по музыке "Единство музыкального, литературного и художественного образа" 4 класс
- «Жаңа жылдан күтер сыйым жақсылық»
- Тесты по предмету сольфеджио 1 класс