Развитие самостоятельности в ДМШ

Российская Федерация
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
ДШИ №2 имени А.А. Цыганкова г. Омска
"Развитие самостоятельности в ДМШ"
Преподаватель по классу гитара
Сацкова Анна Николаевна
2021 г.
Развитие самостоятельности в ДМШ.
Целью обучения детей в ДМШ и ДШИ является подготовка в большинстве своём
музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут
самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно
владеть инструментом, подобрать любую мелодию и аккомпанемент к ней. Научить
музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные
данные. Всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к
обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения. Все знания необходимо
преподносить по возможности в виде интересной игры. Важно, чтобы ребёнок как бы сам
открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме. Как только
ребёнок начинает знакомиться с инструментом, надо обращать его слуховое внимание на
красоту и различие звуков и созвучий, надо научить его слушать и слышать звуки,
соединяющиеся в мелодии. Слышать – это просто слышать окружающие звуки, слушать это
значит прислушиваться к качеству звука, к красоте музыкального звука. Каждый звук должен
быть исполнен так, будто он имеет самостоятельную ценность. Очень полезно направить
внимание ребёнка на звуки природы, окружающие нас, ибо в них берёт начало всякая
музыка.
Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ понимает,
что редкий ученик способен сам, без помощи учителя разобрать произведение. Более того
без активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается порой на недели.
Поэтому на уроке на музицирование и творчество не остаётся времени. В результате
выпускник образовательного учреждения – это нередко беспомощный перед нотным
текстом ребёнок, который вряд ли когда – нибудь сядет за инструмент (во многом именно
по причине страха перед нотами). Это тем более досадно, поскольку год от года рынок
нотной литературы пополняется оригинальными изданиями – популярной классикой,
современными отечественными и зарубежными шлягерами.
Развитие средств звукозаписи, телевидения, музыкальных центров, домашних
кинотеатров безмерно облегчило доступ музыки и информации к слушателю : он может
получать её, не прилагая для этого никаких усилий, - тем самым свелось на «нет» домашнее
музицирование. Для самостоятельного музицирования необходимо формирование целого
ряда качеств, позволяющих получать эстетическое наслаждение от проигрывания
сочинений. Вот и получается, что не владея исполнительскими средствами, учащийся не
стремится к самостоятельной деятельности.
Процесс развития самостоятельного мышления длинен и сложен. Умение самостоятельно
мыслить не даётся человеку само, оно воспитывается путём определённой тренировки воли
и внимания. Большое значение имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Если
педагог основную работу будет брать на себя, то ученики останутся пассивными, инициатива
их не станет развиваться. Надо, чтобы основная мыслительная деятельность падала на
учащегося. Используя небольшие задания, дать возможность самому дойти до решения
задач, т.е. развивать у ребёнка творческую инициативу.Для этого следует, к примеру,
предложить ему сочинить мелодию на заданный ритмический рисунок, на стихотворный
текст, «досочинить» конец музыкальной фразы, подобрать знакомую мелодию, сыграть её
от разных звуков, прочитать с листа новую пьеску (отрывок) и угадать из какого фильма или
телепередачи эта музыка, самостоятельно проставить аппликатуру и т.д
Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны.
Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей
желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. «Зажечь», «заразить»
ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач
педагога.
В процессе обучения первую роль играет домашняя работа. Необходимо помочь ребёнку
в составлении дневного расписания, чтобы была соблюдена разумная последовательность в
занятиях музыкой и приготовлении уроков для общеобразовательной школы. Учащиеся
музыкальных школ не могут уделять очень много времени занятиям музыкой, поэтому
педагог должен обратить внимание на повышение качества домашней работы, приучать с
первых лет обучения заниматься так, чтобы ни одна минута не пропала зря. Одно из важных
положений - гибко распределить своё время между различными объектами работы. Педагог
должен акцентировать внимание на первоочередных задачах. Важно помнить, что урок –
образец ежедневной самостоятельной работы дома.
многократным повторениям, к тому, что мы называем «умением работать».
Успех самостоятельной работы – привычка к самоконтролю. Следует развивать бережное
отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя
добиться точного авторского замысла. Важно, чтобы ученик не только умел слушать себя, но
и знал, что во время работы нуждается в проверке, чаще всего возникают фальшивые ноты,
неточности голосоведения, не уместны изменения темпа. Очень полезно время от времени
выучивать самостоятельно небольшое произведение без помощи педагога. Это способствует
улучшению качества самостоятельной работы ученика. С самых первых шагов юный
музыкант должен делиться с окружающими тем, что приобрёл – в любой форме, какая ему
доступна: играть знакомым, родным, играть на прослушиваниях и концертах, причём так
играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. И надо,
чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность.
Музыкальная педагогика – искусство, требующее от людей посвятивших себя этой
профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Учитель должен не
только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только заразить
его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии.
Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы
быть ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и методов
работы, которые называются зрелостью, за которым начинается мастерство.
Чтение с листа.
Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре
внимания педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное отношение к тексту, приучал
не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание. Зачастую учащиеся даже
старших классов неважно ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на
его разбор и усвоение. Это тормоз в повседневной работе. Между тем, при сокращении
времени на разбор пьес, появляется возможность усвоить больше материала, шире
ознакомиться с музыкальной литературой, следовательно – быстрее развиваться.
. Обучать чтению нот с листа необходимо с самого начала. Необходимо объяснить
ребёнку, что как и при чтении художественного произведения, когда ты видишь целое слово
и даже больше, а не буквы по отдельности, так и в музыке необходимо мыслить не
отдельными нотами, а фразами, предложениями. Необходимо научиться быстро и легко
читать любые ноты, точно так же, как читаешь книжки. Тогда не придётся тратить много
времени на разбор несложной пьесы. А самое главное – умение свободно читать ноты
откроет перед тобой море интересной музыки, которую ты сможешь сыграть
самостоятельно и с удовольствием. Для этого необходимо, чтобы ребёнок прочно усвоил
начертания нот, их названия и расположение на инструменте.
Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и аппликатурных, динамических и
агогических указаний, внимание к этим многочисленным знакам необходимо прививать
ученику с самого начала его обучения, потому что тщательное изучение и выполнение этих
знаков является ключом к пониманию авторского замысла. Для технического роста большое
значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует
сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению нот с листа.
Педагогу необходимо добиваться максимальной точности выполнения нотного текста.
Всякая небрежность и неряшливость исполнения (недосчитывание пауз, неправильная
аппликатура, неумение дослушать до конца пьеску, неточность ритма и т.п.), допускаемая
педагогом на первых шагах обучения, порождает дурные привычки, от которых чрезвычайно
трудно отучить ученика в дальнейшем процессе обучения.
С самого начала и в дальнейшем педагогу необходимо развивать и совершенствовать в
своих учениках не только технологические навыки овладения инструментом и техническое
мастерство, но и внутреннее ощущение музыки. Важно интенсивно «погружать» ученика в
музыку. «заражать» ею, приучать слушать произведения, говорить с ним о них. Со временем
на смену навыкам слушания, умению почувствовать настроение небольшой пьесы приходят
более сложные навыки : узнавание повторяющихся музыкальных тем-образов, различение
контрастных тем, осознание структурных элементов и т.д Если есть техническая
возможность, то стоит прослушивать вместе с учеником отдельные произведения в записи.
Концертное выступление
Ничто не заставляет ученика так внимательно и прилежно работать над произведением,
как осознание того, что ему придётся исполнить его перед слушателями. Поведение ученика
на эстраде, когда он выносит на суд слушателей подготовленную в классе программу, имеет
прямую связь со всем предшествующим концертному выступлению педагогическим
процессом. Случается, что ученик отлично выучил произведение и вполне благополучно
исполнил его в классе, но на эстраде растерялся и сыграл неудачно.
Об эстрадном волнении, от которого столь многие страдают, очень точно сказал Римский-
Корсаков : оно обратно пропорционально степени подготовки. (Эта формула верна, но она
не исчерпывает всех случаев и разновидностей эстрадного волнения). Большей частью это
происходит вследствие недостаточно прочно выработанной волевой закалки. Для того,
чтобы хорошо играть в привычной обстановке класса, нужен сравнительно небольшой запас
волевой энергии. Другое дело, когда действие переносится на эстраду. Зная это, педагог
должен заблаговременно подготовить прочную базу для удачного публичного выступления.
Чтобы проверить, насколько прочно улеглось в памяти данное произведение, нужно
провести ряд публичных репетиций, например, пригласить в класс родителей или разрешить
ребёнку выступить перед своими товарищами. Недостатки, выявившиеся во время этих
прослушиваний, устраняются в классе. Очень важно беречь свои эмоциональные силы в
день концерта и накануне его, не говоря уже о пользе тщательного, точного и
внимательного проигрывания (одними пальцами, при помощи рассудка, «холодного ума»).
Затем выступление на концерте или экзамене обычно проходит успешно. Не следует
забывать - неудачное эстрадное выступление травмирует психику ученика, может пропасть
желание дальше работать. Эти последствия устраняются не легко и не скоро.
Уже с детских лет ученик должен привыкать, что выступление – это серьёзное дело, за
которое он несёт ответственность перед композитором, слушателем, педагогом, собой. И
вместе с тем – выступление – праздник, самые лучшие минуты жизни. Обычно детям я
говорю : «Играй так, чтобы доставить слушателям радость и удовольствие от услышанного,
чтобы другому ученику захотелось самому так хорошо играть и приносить людям радость».
Публичное выступление выявляет достоинства и недостатки ученика, учит тому особому
напряжению и волевой выдержке, которые так важны для исполнителя. Педагогу при этом
удаётся лучше распознать своих учеников. Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля –
вот что движет в работе учащегося. Не ради техники он должен заниматься много часов в
день, а музыка должна рождать потребность в занятиях, а отсюда и саму технику.