Роль дидактической игры на уроках в начальной школе

Роль дидактической игры на уроках в начальной школе
Работая в школе перед собой всегда ставлю цель найти такие формы
работы с детьми, которые вызывали бы у них интерес к учёбе и заставляли
мыслить.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету,
наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках -
дидактическая игра. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы
занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того,
чтобы процесс познания был более продуктивным.
Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в
школе. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и
тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные
упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять
арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.
Через игру я ставлю учащихся в условие поиска, пробуждаю интерес к
победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко
выполнять задания, соблюдая правила игры.
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения
интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение,
облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
В свои уроки я включаю приемы слуховой, зрительной, двигательной
наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты
неожиданности всё это способствует активизации мыслительной
деятельности.
Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание,
призыв к действию, например: «Кто быстрей?», «Не зевать! Отвечай сразу.
Кто верней?» и т.д.
Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное
обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить,
повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует
более глубокому усвоению пройденного.
Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения с
переводом через десяток я часто использую игру «Поймай рыбку».
На доске висит таблица, на которой изображен аквариум с рыбками. На
каждой рыбке записан один из следующих примеров:
7 + 8
9 + 6
9 + 7
16-8
13-6
9 + 3
14-6
15-7
18-9
8 + 5
Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать
выражения. Остальные учащиеся выполняют задания в тетради, По
истечении времени, отведенного на вычисление, ученики сверяют свои
ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество
выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в данной
игре. Для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10
можно использовать игру «Самый быстрый почтальон».
Я раздаю пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на
обратной стороне которых записаны выражения. Игра интересна в том
случае, если в ней участвует каждый ребенок. Подведение результатов игры
должно быть справедливым и четким.
На уроках я часто включаю логические игры, в которых путем
несложных умозаключений можно получить нужный результат. В таких
играх
Принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные
контролируют ход игры. Вот как я провожу некоторые игры.
Лучший летчик.
Провожу небольшую беседу по вопросам: «Кто хочет стать
летчиком?»,
«Каким должен быть летчик?», «Что он должен хорошо знать и уметь?».
Дети обобщают: «Летчик должен много знать и уметь, чтобы уверенно
вести свой самолет. И прежде всего он должен правильно вести расчеты».
Чтобы летчиком стать,
Чтобы в небо взлетать,
Надо много знать,
Надо много уметь
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка, друзья,
Летчикам поможет математика.
На доске записаны три столбика выражений, под ними рисунки
самолетов. Над каждым выражением три ответа. Один из них правильный.
1097 567 475 345 867 897
10 1 4 + 2 3 + 2 2 + 2 5 + 3 10 - 3
Класс делится на 3 команды. В каждой назначаются лётчики. Они по
команде и по очереди вычисляют значения выражений, начиная с нижнего,
обводят ответ и ведут свой самолет по намеченному курсу. В конце игры
подводятся итоги,
Учитель показывает на выражение. Контролёры подтверждают ответ
или исправляют ошибку, если она допущена. Определяют лучшего летчика.
Допущенные ошибки анализируются.
Элементы игры способствуют активизации деятельности учащихся и
развитию интереса к предмету. А интерес в свою очередь снимает
перенагрузку, усталость, создаёт эффект личной причастности школьников к
учебному процессу. Современные учебники создают условия для творческой
деятельности, у детворы появляется математический азарт, им хочется
решать и решать, поэтому они выполняют полюбившиеся задания.
Как может не понравиться игра на внимание под названием
«Фотограф», в которой я показываю детям полоску с цифрами, знаками, а
ученики должны их запомнить за 5 секунд и «сфотографировать» в тетрадь?
Игра способствует созданию эмоциональной обстановки, что
необходимо для активного усвоения материала. Использование современной
интерактивной доски расширяет возможности игры.
Вот раздвигается на доске «шторка», и перед глазами детей
волшебная дверца. Тихо звучит мелодия из кинофильма «Приключения
Буратино».
Это волшебная дверца в страну Знаний,— говорю я, У каждого из
вас на партах золотые ключики. Они тоже волшебные. Это ключи к знаниям.
Ими мы откроем волшебную дверцу.
Так создается особый эмоциональный настрой, интерес к уроку. Детям
хочется поскорее открыть эту необычную дверь, чтобы узнать, что же ждет
их за нею.
С таких позиций подхожу я к организации словарной работы, чтобы
процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями сделать более легким
и быстрым. Например, знакомлю учащихся с новым словарным словом через
составление ребусов, кроссвордов. Используя этот вид работы, можно
подобрать материал таким образом, что образуется тематическая группа
слов, повторяются изученные ранее и происходит знакомство с новым
словарным словом. Сначала детям предлагаются загадки.
Дом зеленый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда:
Треснул домик гладкий.
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(Горох)
Красненькая матрешка, беленькое сердечко.
(Малина)
В поле серёжки на тоненькой ножке.
(Овёс)
На одной ноге стоит.
Срежут, засолят — хрустит.
Приготовят салат,
С постным маслицем съедят.
(Капуста)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег.
Кудрява, а не голова.
(Берёза)
Никто её не пугает, а она вся дрожит.
(Осина)
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
(Помидор)
Без окон, без дверей
Полна горница людей.
( Огурец)
Отгадки записывают в специально подготовленную схему ребуса таким
образом, что в выделенной красным колонке появляется слово, с которым
должны познакомиться на уроке.
Г
О
Р
О
Х
М
А
Л
И
Н
А
О
В
Ё
С
К
А
П
У
С
Т
А
Б
Е
Р
Ё
З
А
О
С
И
Н
А
П
О
М
И
Д
О
Р
О
Г
У
Р
Е
Ц
Новое слово растение.
Знакомству с новым словом помогают и герои мультфильмов.
Раздается стук в дверь, и в класс входит почтальон Печкин. Он принес
ребятам письмо из Простоквашина. Пишет им кот Матроскин о том, что они
с Шариком решили купить очень нужную в хозяйстве вещь. Какую можно
узнать, если отгадаете загадки и составите кроссворд. Ребята выполняют
работу и знакомятся с новым словом машина.
Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто
быстрее», «Лесенка», «Не зевай», заложен элемент соревнования между
группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае
дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к
этому своих товарищей, помочь им.
Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию
нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в
коллективе.
Хорошая игра похожа на хорошую работу, писал А. С. Макаренко. Вот
почему я уделяю игре особое внимание.