Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №107»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
подготовила
учитель начальных классов
Северина Ольга Анатольевна
г. Ростов-на-Дону
2017
«Игра – это жизненная лаборатория детства,
дающая ту атмосферу молодой жизни,
без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.
В игре, этой специальной обработке жизненного материала,
есть самое здоровое ядро разумной школы детства»
С.Т. Шатский.
Еще древние греки говорили, корень учения горек. Но зачем учить с горькими и
бесполезными словами тому, чему можно научиться с улыбкой. Если интересно построить
урок, если попытаться вызвать в глазах детей удивительное любопытство, азарт, восторг,
радость, то корень учения может заменить свой вкус и стать сладким. В этом учителю
поможет занимательная наука – занимательное языкознание.
Бесспорна ценность учебников, научных трудов, всевозможных умных и ценных книг.
Но иногда в них материал изучается так сухо, скучно… Есть, кончено, и немало
учебников, где материал изложен интересно, наглядно, увлекательно, занимательно.
Занимательное это не одно и то же, что и словесное, занятное, забавное.
Занимательность – это свойство, с помощью которого можно не только заинтересовать, но
и увлечь трудным, казалось бы, «сухим» предметом.
Не столь легко науку о языке сделать занимательной, хотя в жизни любого человека,
любого народа язык занимает главное место – это важнейшее средство человеческого
общения. Но как к нему относятся? Для одних язык нечто само собой разумеющееся,
они пользуются им, владеют им, но не задумываются над его сущностью, свойствами.
Другие, наоборот, интересуются его устройством, происхождением отдельных слов,
спецификой их образования, употребления. Порой они ищут ответы на вопросы в
школьных учебниках. Но там ответа нет. В специальных справочниках ответы есть, но,
зачастую, для не лингвиста, они столь мудрены, что понять невозможно. И тогда на
помощь приходит занимательная грамматика.
Для учащихся младших классов занимательные и игровые задания играют
первостепенную роль.
Как сделать урок интересным, задания занимательными над этим вопросом работает
не одно поколение учителей. Чтобы добиться этого, учитель должен быть:
- терпелив в общении с детьми;
- терпим к их незнанию, непониманию;
- знать особенности психофизического развития младших школьников: внимание и
запоминание еще слабое; дети очень эмоциональны и впечатлительны; воля и
сознательность развиты еще слабо; отсутствует усидчивость, дети подвижны; повышенная
утомляемость и пр.
Всегда нужно понимать золотое правило: знания, усвоенные без интереса, не
окрашены собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся
полезными – это мертвый груз.
А.С. Макаренко придавал большое значение игре детей и сравнивал ее с работой
взрослых. «Хороша игра, - говорил он, - похожа на хорошую работу, и плохая игра
похожа на плохую работу. В каждой игре есть, прежде всего рабочее усилие мыслей».
В языковых играх, несомненно должно быть «усилие мыслей». Игры должны
способствовать расширению и укреплению навыков устной речи, они должны быть не
только занимательными, но и обучающими.
В дидактических познавательных играх на первый план выступает наличие знаний,
учебных навыков.
Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач,
поставленных в занимательной форме. Усваивая или уточняя в дидактической игре тот
или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, проявлять
сообразительность, находчивость, а главное – развивать коммуникативную активность.
Каждая дидактическая игра имеет свою структуру:
цель игры – обучающая;
правило игры – пути решения задачи;
игровые действия – реализация поставленной задачи;
окончание игры;
итог игры и оценка учителем деятельности участников игры оценки корректные,
даже либеральные, мягкие.
Успех игры зависит от четкого объяснения правил.
Занимательность может проявляться в различных формах:
- в неожиданной постановке вопроса;
- в создании проблемной ситуации;
- в необычной форме проведения урока (виде интервью, путешествия, инсценировки и
пр.).
к занимательности, используемой на уроках русского языка, предъявляются
следующие требования:
1. задания должны соответствовать психофизическим возрастным особенностям
школьника;
2. задания должны быть доступны в исполнении;
3. задания должны соответствовать изучаемой грамматической теме;
4. игра не должна быть самоцелью;
5. учитель не должен вмешиваться в игру, но только корректировать ее;
6. нельзя во время игры делать негативные замечания, наоборот, надо всячески
поощрять участников игрового процесса;
7. игра или выполнение занимательного задания обычно должны проводиться на
этапах закрепления, повторения, обобщения учебного материала;
8. игра не должна занимать много времени
Классификация дидактических игр
Обращение к игре на уроках русского языка объясняется тем, что в игровой
деятельности легче воспроизвести основные факторы, определяющие коммуникацию,
лексические особенности и грамматический строй русского языка. Игра создает в классе
атмосферу свободного общения, привлекает внимание всего класса. В игре учащиеся
попадают в ситуации, позволяющие им самим критически оценить свои знания. Игры в
веселой форме способствуют развитию речи, прививают навыки практического
применения знаний по языку. Игра - это и школа социальных отношений. Именно в
условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное
поведение в коллективе, правила речевого этикета в разных речевых ситуациях. Игра
полезна и тем, что речь учащихся оценивается не по косвенным критериям (скорость
говорения, чтения, число ошибок языковых и речевых), а по коммуникативному эффекту:
учащиеся справились с заданием, достигли поставленной цели, следовательно, владеют
изучаемым материалом и получают хорошие оценки.
Все языковые игры можно разделить на несколько групп:
1. игры графические - основная цель которых усвоение значений, написаний и
употреблений всех букв русского алфавита (примечание: графические игры можно
проводить тогда, когда дети изучили все буквы алфавита, умеют свободно читать и
писать);
2. игры словарные - основная цель обогащение словарного запаса учащихся,
совершенствование лексического строя их речи;
3. орфографические игры - закрепление навыков правописания слов, морфем; такие
игры направлены на совершенствование знаний тех орфограмм, которые уже изучались,
например, правописание безударных гласных после шипящих, правописание безударных
гласных в корне слова, правописание прописной буквы, Ъ и Ь знаков, звонких и глухих
согласных, правила переноса слов и пр.;
4. игры грамматические, прививающие навыки практического применения правил
фонетики, орфоэпии, словообразования, морфологии, синтаксиса
5. игры, развивающие связную речь учащихся, умение пользоваться разнообразными
речевыми средствами в той или иной ситуации, умение использовать правила речевого
этикета и т.п.;
6. логические игры - основная цель которых, способствовать развитию
логического мышления учащихся, умение выделять предмет из совокупности
подобных, устанавливать связь между предметами реальной действительности, а также
включать предмет в разряд однородных. Логические игры - это проверка
интеллектуальных способностей человека Обучать логике мышления следует на всех
уроках, но на уроках русского языка в первую очередь, так как язык - это средство
выражения логически понятий, суждений, умозаключений.
Формы игровых и занимательных заданий разнообразны. На уроках должны
происходить удивительные события: в гости к детям приходят известные сказочные герои
- Буратино, Незнайка, Карлсон, Винни-Пух, Чебурашка, диковинные звери. Они просят у
ребят помощи, совета, рассказывают о своих проблемах. Так, например, Буратино не
знает, как составить схему слова или предложения, а Карлсон ко всем словам дописал Ь, и
что получилось? Чебурашка не знает, какие слова в песенке о дне рождения обозначают
предметы и т.п. Игра - это начало трудного пути к познанию. Она помогает учащимся
усвоить грамматический материал, развивает любознательность, инициативу,
эмоциональную память. Во время игры улучшается психологическое состояние учащихся,
снимается напряженность, создается обстановка доверительности и непринужденности.
Но нужно помнить, что игра не предшествует обучению и не чередуется с ним. Игра -
это форма организации учебной деятельности, форма контроля знаний и умений
учащихся.
Игры могут быть:
инструментальные (манипуляции различными предметами с комментированием своих
действий);
имитационные – учащиеся выполняют мнимые действия, но без предметов;
игры соревнования. Такие игры проводятся по командам. Их задача достичь
экстралингвистического и экстраметодического результатов;
лингвистические или словесные игры - игры в слова и со словами;
ролевые игры – микроэтюды, макроэтюды (инсценировки);
деловые игры как разновидность ролевых игр. Основная цель расширить проблемную
задачу, наладить взаимодействие, взаимоотношение с партнерами;
интеллектуальные игры, типа «Эрудит», «Кто хочет стать миллионером?» и т.п.
Игры можно организовывать и по сюжетным картинкам. Картинка как бы является
отправным моментом в игре. Учащиеся дают имена персонажу, составляют для них
диалоги.
Можно организовать и игру «Картонное лото», составление сказок по динамическим
картинкам и т.д. Но такие игры должны быть целенаправленны на закрепление какой-
либо темы по русскому языку. Например «Картонное лото» на тему «Несклоняемые имена
существительные».
Особенно детей привлекают ролевые игры, где они могут свободно двигаться,
проявлять инициативу, осуществлять общение. Дети очень любят рисовать. Эта любовь к
изобразительному искусству может быть использована и на уроках русского языка.
Например, при изучении безударных гласных предлагается нарисовать предметы, в
названии которых есть эта орфограмма.
Даже начиная такой, казалось бы, скучный урок, как чистописание, можно внести
элемент занимательности. «Дети, сегодня я открою вам одну тайну, - говорит шепотом
учительница, - мы с вами поплывем на корабле в страну Лингвинию. Но попасть туда
может лишь тот, кто красиво напишет две строки буквы Л и назовет 5 слов - имени
существительных, начинающихся (оканчивающихся) букой Л».
Итак, занимательные дидактические игры – это творческая лаборатория учителя. И
владеть ею можно только при условии любви к детям, любви к своему учительскому
труду, любви и восхищения красотой и мощью нашего одного языка.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на
своих уроках.
1. РЕБУСЫ.
Г (гроза) (вода)
2. КРОССВОРД. 2 класс. Непроверяемые безударные гласные. Словарные
слова.
3. ВИКТОРИНА ПОСЛОВИЦ.
По двум словам нужно отгадать всю пословицу. За каждую отгаданную
пословицу команда получает 1 очко. Команда, составившая пословицу, поднимает
флажок.
1. Дело-мастер. 2. Труд-лень.
1. Дело мастера боится. 2. Труд человека кормит, а лень
портит.
4. “СОСТАВЬТЕ ТЕЛЕГРАММУ !”
Из слова “сумка” составить предложение со словом с безударной гласной.
Сегодня убежал медведь. Караул, администрация.
“Кто отгадает?”
5. ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ. (+ с коллективным ответом)
На шесте дворец Лежит верёвка,
В дворце певец Шипит плутовка.
А зовут его …….(скворец) Брать опасно-
Укусит, ясно?
Д
А
1. То он блин, то он клин, на небе один. (месяц).
2. Самый бойкий я рабочий в мастерской, колочу я что есть
мочи день-деньской. (молоток).
3. Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней-красные детки.
(помидор).
4. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз).
5. Всегда шагаем мы вдвоём, похожие как братья, мы за
обедом под столом, а ночью под кроватью. (тапочки).
6. В лесу кланяется, придёт домой-растянется. (топор).
Отгадать и сказать, какая безударная гласная в корне отгадки и как её
проверить.
6. ИГРА “ТИПОГРАФИЯ”.
Составьте из букв слова “грамотей”другие слова (герой, море, гром, рот, маг,
торг, тема).
7. ЭСТАФЕТА “ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ”
На доске записаны 3 столбика слов с безударными гласными:
моря -…….. старик -…….. дома -……..
столы -…… коса-………. роса-…...…
Каждый член команды должен подчеркнуть безударную гласную и написать
проверочное слово, поставить ударение.
8. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЛОТО.
Карточки для каждого игрока 15х9 см., разделённые на 9 клеток. В средней
клетке написано правило: “Безударную гласную в корне проверяй ударением.” В
остальных 8 клетках записаны слова с пропущенными безударными гласными в корне.
Для закрывания клеток у каждого ученика должны быть фишки из плотной бумаги.
Водящий достаёт из мешочка по одной карточке, читает написанное на ней проверочное
слово, а игроки закрывают фишками клеточки с родственными словами. Игра
продолжается, пока 2-3 человека не закроют свои карточки. Они выходят к доске, читают
свои слова, объясняют, какие гласные в них пропущены, и доказывают проверочным
словом. На карточках: бежать, года, дома, зверьки………..
Проверочные слова: бег, год, дом, зверь………..
9. “СМОТРИ В КОРЕНЬ!”
На доске записывается столбик проверочных слов с ударением на гласной
корня, а рядом с каждым проверочным пишется по 2 родственных слова с пропущенными
безударными гласными в корне:
бег - б…жать - б…гуны,
пар – п…ровой – п…ровоз…
Дети списывают с доски, обозначают ударение, вставляют пропущенные
безударные гласные. Победители 3 ученика которые правильно выполнят задания и
объяснят написание безударных гласных.
10. “ЧЕЙ РЯД ЛУЧШЕ?
У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами А,О,Е,И,Я. Все
результаты (ошибки) каждой команды отмечаются на доске.
Ведущий называет слова: трава, роса, длина, трясти… . дети поднимают
карточку с нужной буквой, которую нужно написать в этих словах.
11. КОНКУРС ЗНАТОКОВ.
На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых
пропущены безударные гласные в корне: кр…снеть, сл…за, м…хать, г…сить, в…зить,
ч…рнеть. Участники игры выбирают карточку, читают слова, говорят, какую гласную
нужно вставить в каждое слово и как проверить. Класс оценивает работу знатоков и
выбирает победителей.
12. “БЫСТРЫЙ ОТВЕТ”.
Класс-2 команды. У ведущего список слов с безударной гласной в корне:
ночной, словарь, тр..пинка, м…рской. Ведущий называет слово и указывает на игрока,
который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать
в корне, и подтверждает проверочным словом, например: “Конец, пишем О, кончить”. В
случае задержки или неправильного ответа команда получает штрафное очко. Выигрывает
команда с наименьшим числом штрафных очков.
13. «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по
русскому языку).
Цель: проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы
над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова ,
имеющую одинаковую орфограмму.
I рыбка вьюга чулок II подъезд склад ворона
дубки варенье чучело съемка град ворота
гриб ручьи чум подъем клад воробей
14. Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить
словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
15. Игра «Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия,
процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы,
обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои
силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил ански кьоинк
лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы
лишнее слово.
Например:
1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
16. Игра «Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление
фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек
(суффикс, окончание).
17. «Буквы рассыпались»: составь слово из букв (Т Е У Х П – петух).
18. «Найди гласную»: С С С ? Р => С (О; Ы) Р Н Н
19. «Не ошибись»: а) напиши 3 названия животных с «Ь» на конце; б) ученик называет
слово, которое должно быть подлежащим, остальные составляют предложение.
20. «Угадай-ка»: составь пословицу из данных слов, при чем бери из них столько букв,
сколько указано в скобках: Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2), глагол (3), коза (2),
велосипед (3), веник (2), имя (1).
21. «Третий лишний»: а) горка, гора, горе (родственные слова); б) поход, походка, ходить
(часть речи); в) Саша, Таня, дежурный (заглавная буква в имени) и т.д.
22. «Не подведи свой ряд» а) записать родственные слова: сад / летать / стол; б) найти
родственные слова и записать их в два столбика: сад, сажать, сажа, лето, летать, полет.
23. «Кто больше?»: существует много вариантов. а) подбери слова с разделительным «Ъ»,
«Ь» б) слова с НН, ММ, СС в) слова с данным корнем (например, -ход-) г) с буквой «Б» на
конце (парные согласные) д) подбери существительные, которые состоят из одного корня
и т.д.
24. Шарады
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.
Мы – для пильщиков подставка.
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
25. «Грамматическая арифметика»
БА + большой деревянный сосуд = ?
БА + пресноводное животное с клешнями = ?
БА + приятный полезный напиток = ?
БА + музыкальный звук = ?
• Тоска + пар + шов = молочный продукт
• Лик + пена = птица
26. «Путаница»: составить из слогов и предлога с народную примету о весенних месяцах:
МАРТ АП ГРО РЕЛЬ ЗОЙ МАЙ ВО ТРА ДОЙ ВОЙ С
27. Загадки (отгадки – словарные слова)
Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет (дорога)
Маленькие домики по улице бегут.
Мальчиков и девочек по улице везут (машина)
Чудо-птица – алый хвост –
Полетела в стаю звезд (ракета)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет (сорока)
Вместе с месяцем девятым
Школьный год пришел к ребятам (сентябрь)
Чем жара стоит сильнее,
Тем он слаще и краснее (помидор)
По рекам – по волнам
Плавает все лето.
Хорошо, что он зимой
Отдохнет за это (пароход)
Игровые приемы.
1. Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания,
закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
Задания: Подчеркни «лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
2. Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Распредели слова на две группы.
- найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Список литературы:
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М.:
Просвещение, 2001. - 144 с.
Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи / Е.В. Архипова. - Санкт - Петербург:
изд. дом «Литература», 2005. - 96 с.
Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста /
З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М., 2011. - 207 с.
Букатов В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для
учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - М.: «Первое сентября», 2002. - 224 с.
В.В.Волина Занимательное азбуковедение/Волина В.В.-Просвещение, 2000.
Ипполитова М.В. Игровые технологии для детей младшего школьного возраста /
М.В. Ипполитова. - М.: Просвещение, 1993 - 262 с.
Теплякова С.О. Интеллектуальное развитие на уроках русского языка / Начальная
школа, 2006, №4 – 96с.