Картотека игр на формирование знаний об эмоциях

Игра «Кто когда радуется,
огорчается, обижается…?».
Цель: формирование способности
определять причины эмоциональных
состояний.
Дети рассматривают пиктограммы
(«Радость», «Грусть», «Обида» и т.п.),
называют эмоцию, изображают ее.
Затем отвечают на вопрос: «Кто когда
радуется? (огорчается, боится и т.д.)?».
Игра: «Саша веселый-грустный».
Цель: развитие способности
осознавать причины различных
эмоциональных состояний,
совершенствовать способность
выражать эмоции.
Ведущий называет ситуации
(например: «Саша разбил чашку»,
«Сашу похвалили, потому что он был
внимательным на занятии», «к Саше
подбежала на улице огромная собака
без намордника» и т.д.); дети
изображают эмоциональное состояние
Саши в каждой ситуации, называют
эмоцию. Затем предлагается побыть
ведущим детям.
Закрепление знаний о чувствах
Цель: закрепление умения различать
чувства.
- А теперь вспомним, с какими чувствами
мы с вами познакомились (детям
демонстрируются пиктограммы, они
называют изображенные чувства и
объясняют, почему они так решили, в
каких случаях может возникнуть то или
иное чувство).
МАДОУ «Детский сад №349» г.о. Самара
Картотека игр на
формирование
знаний
об эмоциях
Подготовила: педагог-психолог
Федотова Е.В.
Игра «На что похоже настроение?»
Цель: эмоциональное осознание своего
самочувствия, развитие симпатии.
Участники игры по кругу при помощи
сравнения говорят, на какое время
года, природное явление, погоду
похоже их настроение. Начинает игру
ведущий: «Мое настроение похоже на
белое пушистое облачко в спокойном
голубом небе. А твое? «Ведущий
обобщает какое же сегодня у всей
группы настроение: грустное, веселое,
смешное, злое, и т.п.
Этюд «Три характера».
Цель: дать моральную оценку злости,
плаксивости; работа над мимикой и
пантомимой.
Дети слушают три музыкальные пьесы
Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса» и
«Резвушка». Вместе с ведущим дают
оценку поведения Злюки, Плаксы и
Резвушки. Трое детей изображают
девочек, все остальные догадываются
по их мимике и пантомиме, кто из них
кто
Игра «Как выглядят чувства?»
Цель: совершенствование
способности определять
эмоциональные состояния людей.
Ведущий показывает детям
поочередно картинки с изображением
ребенка, который злится, плачет,
радуется, боится, хвастается,
находится в задумчивом состоянии.
Просит их отгадать эмоцию, а затем
изобразить ее. Спрашивает, в каких
случаях они сами испытывали это чувство.
Игра «Угадай эмоцию».
Цель: развитие способности определять
эмоциональные настроения людей.
Детям поочередно демонстрируются
пиктограммы эмоций. Ребята отгадывают
эмоции.
Игра «передай настроение».
Цель: развитие способности определять
эмоциональное состояние сверстников,
изображать их.
Ведущий (сначала взрослый, затем ребенок)
придумывает какое-нибудь эмоциональное
состояние (грустное, веселое, тоскливое,
удивленное и т.д.). Дети по кругу передают
его. Обсуждается, какое именно настроение
было загадано.
Игра «Глаза в глаза».
Цель: совершенствование способности
определять эмоциональные состояния
сверстников по выражению лица;
развитие невербальных навыков общения.
Ведущий рассказывает, что люди не всегда
могут понимать друг друга, бывает так,
что человеку плохо, а
окружающие этого не замечают.
- Давайте поиграем в игру, которая научит
нас угадывать настроение человека без
слов. Вы разобьетесь на пары по
желанию, возьметесь за руки. Затем глядя
только в глаза друг другу и чувствуя руки,
попробуйте молча передать разные
эмоции, например, «Я грустный», «Мне
весело», а потом вы мне расскажите,
какие эмоции передали, и как они
воспринимались вашими товарищами.
Игра «Что чувствует кошечка».
Цель: развитие способности различать
вербальные проявления чувств.
Ведущий на ушко загадывает ребенку
одно из изученных чувств. Ребенок
изображает загаданное чувство при
помощи мяуканья. Остальным
необходимо догадаться, какое чувство
было загадано. В итоге делается вывод,
что чувство можно узнать по голосу.
Игра «Заблудившиеся утята».
Цель: развитие способности
выражать эмоцию страха, осознать
некоторые причины его
возникновения, искать способы
избавления от страха.
Ведущий собирает детей вокруг себя и
говорит:
- Сегодня мы с вами поиграем в утят,
которые заблудились в лесу. Пусть
трое утят будут утятами, а остальные
деревьями, корягами и кустами в лесу.
Потом у каждого из вас будет
возможность поменяться ролями и
побыть утятами. Утята побежали с
птичьего двора. Ночь застала их в
лесу. К тому же испортилась погода,
пошел дождь, поднялся ветер. Деревья
громко скрепят и гнут ветки под
напором ветра почти до земли, а
утятам кажется, что их хватают
большие темные и мокрые лапы.
Перекликаются филины, а утята
думают, что это кто-то кричит от боли.
Долго метались утята по лесу, пока не
нашли себе местечко, где можно было
спрятаться.
Игра «Дай мне игрушку».
Цель: развитие способности выражать
эмоциональные состояния вербально.
Дети произносят фразу с различным
выражением: зло, обиженно, грустно,
радостно, испуганно и т.д.
В комнате приглушается свет, дети
изображают деревья, коряги и пни, они
принимают угрожающие позы и издают
громкие угрожающие звуки: завывают,
ухают и пр. Утята бродят по комнате,
шарахаются от деревьев и коряг, дрожат
от страха и холода. Через несколько
минут ведущий указывает утятам на
пещерку, где они могут укрыться от дождя
(под столом). Дети забираются под стол,
сжимаются в комочек. Когда взрослый
включает свет, он предлагает желающим
поменяться с утятами ролями, и игра
продолжается до тех пор, пока каждый
желающий не побывает в роли утенка.
После окончания игры проводиться беседа
о том, как можно избавиться от страха.
МАДОУ «Детский сад №349» г.о. Самара
Картотека игр на
формирование
умения выражать
эмоции
Подготовила: педагог-психолог
Федотова Е.В.
Игра «Раз, два, три настроение
замри».
Цель: развитие способности
определять эмоциональные состояния
людей и выражать их с помощью
мимики.
Детям демонстрируются картинки с
изображением людей в различных
настроения (радость, грусть, обида,
злость и т.д.). Ребята по команде: «Раз,
два, три - настроение замри!»
изображают на лице соответствующую
эмоцию.
Игра «Необычные стульчики».
Цель: закрепление знаний
пиктограмм, совершенствование
способности выражать
эмоциональные состояния с помощью
мимики.
В группе или дома ставятся стульчики
по количеству детей, на спинках
которых прикреплены различные
пиктограммы. Под слова ведущего :
«Мы ходим, ходим, ходим, мы
бродим, бродим, бродим» дети ходят
по помещению. Как только ведущий
говорит: «Раз, два, три - к стульчику
беги», дети бегут к стульчиками,
садятся на них и изображают эмоцию,
нарисованную на пиктограмме
Игра «Кто как радуется(огорчается)».
Цель: развитие способности изображать
различные эмоциональные состояния
вербальными и невербальными способами.
Ведущий просит детей без слов показать,
как радуются (грустят, злятся,
удивляются, боятся и т.д.) разные живые
существа (жучки, птички, дети, взрослые,
звери и т.д.).
Пальчиковый этюд «Поссорились,
помирились».
Цель: развитие мелкой моторики,
невербальных средств изображения
эмоциональных состояний.
Дети выбирают пальчик на одной руке
Сашу, пальчик на другой руке – Машу.
Показывают, как два пальчика сначала
поссорились друг с другом, а затем
помирились.
Игра «Покажи голосом».
Цель: развитие способности выражать
эмоциональные состояния вербально.
Детям предлагается показать голосом котят
грустных, веселых, злых, обиженных,
испуганных, затем мышат, щенят, поросят
и т.д.
Игра «Актеры».
Цель: развитие способности
выражать эмоции невербальными
средствами.
- Вы все-актеры, а я зритель. Я буду
говорить, кого вы должны
изобразить. Хороший актер играет
так, что зрители верят, что он
изображает.
- Нахмурьтесь, как: осенняя тучка,
рассерженный человек, злая
волшебница; улыбнитесь, как: кот на
солнце, само солнце, Буратино,
хитрая лиса и т.д.
- Позлитесь, как ребенок, у которого
отняли мороженое, два барана на
мосту, человек, которого ударили…
- Испугайтесь, как дети,
потерявшиеся в лесу, заяц увидевший
волка, котенок, на которого лает
собака…
- Вы устали, как папа после работы,
человек, поднявший тяжелый груз,
муравей, притащивший большую
муху…
- Отдохните, как ребенок, помогший
маме убрать весь дом…
- Старайтесь представить, как себя
чувствуют ваши герои и точно
передать их состояние. Смотрите
друг на друга, пытайтесь заразить
своих соседей этим состоянием.
МАДОУ «Детский сад №349» г.о. Самара
Картотека игр на
снятие
психо-
эмоционального
напряжения
Подготовила: педагог-психолог
Федотова Е.В.
Игра «На что похоже настроение?»
Цель: эмоциональное осознание своего
самочувствия, развитие симпатии.
Участники игры по кругу при помощи
сравнения говорят, на какое время
года, природное явление, погоду
похоже их настроение. Начинает игру
ведущий: «Мое настроение похоже на
белое пушистое облачко в спокойном
голубом небе. А твое? «Ведущий
обобщает какое же сегодня у всей
группы настроение: грустное, веселое,
смешное, злое, и т.п.
Игра «Настроение и походка».
Цель: снижение эмоционального
напряжения, уменьшение
тревожности, снятие мышечных
зажимов.
Ведущий показывает движения и
просит изобразить настроение:
«Покапаем, как мелкий и частый
дождик, а теперь как тяжелые,
большие капли. Полетаем, как
воробей, а теперь как чайка, как
орел. Походим, как старая бабушка,
попрыгаем, как веселый клоун.
Пройдемся, как маленький ребенок,
который учится ходить. Осторожно
подкрадемся, как кошка к птичке.
Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво
пройдемся, как рассеянный человек.
Побежим навстречу маме, прыгнем ей
на шею и обнимем ее».
Комплекс «На лесной поляне».
Цель: снятие эмоционального
напряжения, мышечных зажимов,
ауторелаксация.
Ведущий предлагает детям представить,
что они попали на залитую солнцем
поляну. На нее со всех сторон сбежались и
слетелись лесные жители всевозможные
букашки, таракашки.
Звучит ритмичная, задорная музыка.
Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают
лапки, лягаются, весело скачут по поляне.
Бабочки порхают с цветка на цветок.
Жучки жужжат и перелетают с травинки на
травинку. Гусеницы ползают между
стеблей. Задорные муравьишки-непоседы
снуют туда-сюда.
Игра «Дракон кусает свой хвост».
Цель: снятие напряженности,
невротических состояний; развитие
сплоченности группы.
Звучит веселая музыка. Играющие
становятся в линию, держась за плечи.
Первый ребенок «голова» дракона,
последний — «хвост».
«Голова» пытается поймать «хвост», а тот
уворачивается. «Тело» дракона
неразрывно. Как только «голова» схватила
«хвост», она становится «хвостом». Игра
продолжается до тех пор, пока каждый
участник не побывает в двух ролях.
Этюд «Смелые ребята».
Цели: преодоление негативных
переживаний, воспитание уверенности в
себе.
Дети выбирают ведущего он страшный
дракон. Ребенок становится на стул и
говорит грозным голосом: «Бойтесь меня,
бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы
тебя!» Так повторяется 2—3 раза. От слов
детей дракон постепенно уменьшается
(ребенок спрыгивает со стула),
превращается в маленького воробышка.
Начинает чирикать, летать по комнате.