Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте

Волошина Е. Г.
МДОУ «Ц.Р.Р. – д/с №182
Воспитатель
«Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в
раннем возрасте»
Сенсорное развитие
это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о пред
метах и явлениях окружающего мира.
Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств:
у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволя
ющей осязать предметы, и т.
п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы
сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо
целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить расс
матриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., т.
е. сформировать у него перцептивные действия. Но
обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо
определить отношение выявленных свойств и качеств данного предме
та
к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны
мерки, с которыми можно сравнить то,
что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками,
так называемыми «эталонами», которые сложились исторически,
сравнивают, сопоставляют
результаты восприятия. Это системы геометрических форм,
шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов,
система фонем родного языка и т. д.
Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ст
упенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного
, физического,
эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня с
енсорного развития детей, т. е. от того,
насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувств
ительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возраст
ная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-
психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем
меньше ребенок,
тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе
раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огром
ную роль. Профессор Н.М.
Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспи
тания.
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей
считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельност
и органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.
Фребель, М. Монтессори, О. Декроли),
а также известные представители отечественной дошкольной педагоги
ки и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П.
Саккулина, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.)
справедливо считали, что сенсорное развитие,
направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развити
я, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Л.А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорно
му воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно,
полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойст
ва и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве)
. Основой для таких игр служат сформированные представлении о по
строении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с пред
метами. Игры -
занятия, поэтому и относятся к прямому обучению детей с использов
анием разнообразных игровых приемов.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения де
тей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игр
овой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности
ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается
в двух видах: игра -
занятия и дидактические или автодидактические, игры. В первом случ
ае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения и
нтереса детей к занятию использует разнообразные игровые приемы, с
оздает игровую ситуацию, вносит элементы соревновании и др. Испол
ьзование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается
с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
С помощью игр
занятий воспитатель не только передает определенный знания, формир
ует представления, но и учит детей играть. Основой для
игр детей служат сформулированные представления о
построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с п
редметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса э
тих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
С помощью игр -
занятий воспитатель не только передает определенные знания, форми
рует представления о построении игрового сюжета, о разнообразных и
гровых действиях с предметами. Важно,
чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и пред
ставлений в самостоятельные игры.
Занятия по сенсорному воспитанию включаются не только в пред
метную, но и в элементарную конструктивную деятельность-
рисование, выкладывание мозаики.
Последние научные данные свидетельствуют о возможности выра
ботки у детей первых дней и месяцев
жизни тонких дифференцировок предметов разной формы, величины, ц
ветовых тонов и оттенков. Например, дети трехмесячного возраста
отличают такие объемные формы, как прямоугольная призма, куб, шар
, цилиндр, конус,
такие плоские формы, как квадрат, круг, треугольник. В трехлетнем в
озрасте у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который
используется при рисовании (особенно по замыслу),
выкладывание несложных сюжетов с помощью мозаики.
В
раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить дете
й
с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематически
е знания о свойствах предметов. Однако
проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения
эталонов,
т.е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за
порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленении и
группировку свойств.
Сенсорное развитие неразрывно связано с развитием эстетическим
. Если человек способен отличать оттенки цветовой гаммы,
разнообразие вкусов, запахов и звуков-
он в полной мере воспринимает красоту окружающего мира и наслаж
дается ею. Если же опыт сенсорного развития невелик -
это отрицательно скажется на развитии воображения.
Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира на
чинается познание. Все другие формы познания -
запоминание, мышление, воображение -
строятся на основе образов восприятия,
являются результатом их переработки.
Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры
на полноценное восприятие.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни в
ыдвигает
перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки
и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорног
о воспитания в детском саду.
Главное направление сенсорного воспитания должна состоять
в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Сенсорная культура ребенка-
результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование
у детей представления о сенсорных эталонах
общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсо
рных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и
их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы -
геометрические фигуры, величина - метрическая система мер.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке,
конструированию,
знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математ
ики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областя
х требует
постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов.
Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым пр
едметом,
ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы,
цвета, материала.
Конструирование требует тщательного исследования формы предмета,
его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей
в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющего
ся материала.
Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невоз
можно получить
объективные представления о явлениях живой и неживой природы,
в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных
математических представлений предполагает знакомство с геометрическ
ими формами и их разновидностями, сравнение объектов по
величине. При усвоении грамоты огромную роль играет
фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков -
и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно
было бы возвести в энную степень.
Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс,
не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющей свою
предысторию. Усвоить сенсорный эталон -
это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свой
ство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидност
ях каждого свойства и, главное,
уметь пользоваться такими представлениями для анализа
и выделения свойств самых разнообразных предметов
в самых различных ситуациях. Иначе говоря,
усвоение сенсорных эталонов - это адекватное использование их
в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои зада
чи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
В процессе действий с предметами ребенок учиться различать
их форму. Малыша необходимо научить таким действиям,
при которых он мог бы понять,
что от умения определить форму зависит результат его деятельности.
Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практ
ических действиях, требующих опоры на форму предметов,
так как ребенок может еще не выделять форму зрительно и тем более
не знать ее названия.
В дальнейшем он вычленяет форму зрительно.
Сначала делает это недостаточно точно, проверяя с помощью другого
способа - примеривания. Лишь на
основе длительного использования способов проб и примеривания в са
мых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребенка может
возникнуть полноценное зрительное восприятие формы,
умение вычленить ее из предмета и соотносить с формой других пред
метов.
Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продукт
ивной деятельности,
в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществля
ются не изолировано от деятельности, а в
ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспит
ания в широком его понимании.
Конструируя, ребенок учиться различать не только внешние каче
ства предмета, образца (форму, величину, строение); у
него развиваются познавательные и практические действия.
В конструировании ребенок,
помимо зрительного восприятия качества предмета, реально,
практически разбирает образец на детали, а затем собирает их модель
(так в действии осуществляется он анализ и синтез).
Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет н
а мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, вообр
ажение,
и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко ч
увствующий,
замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен п
о-
настоящему насладиться красотой музыкального или художественного
произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.