Игры для детей в группе продленного дня
ГБОУ № 622 Санкт –Петербург
Воспитатель группы продленного дня
Радивилова Ирина Александровна
Игры для детей в группе продленного дня
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание
подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не
может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной
работы время.
От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня,
насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их
сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной
работы в целом.
В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности
младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции
педагогической целесообразности) должно стать основой для их всестороннего развития.
На протяжении пребывания ребёнка в группе продлённого дня происходит формирование
личностных качеств, осуществляется процесс социализации, формируются общепринятые
жизненные навыки. А поскольку дети начальной школы направлены на игру, оптимально
осуществлять педагогическое влияние помогают игры и игровые ситуации. «Игра имеет
важное значение в жизни ребёнка, имеет то самое значение, которое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он будет и в работе, когда
вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходить в первую очередь в игре», -
говорил А. С. Макаренко.
Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, сопереживая
героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие
поручения.
Игра, как основная деятельность ребёнка в раннем и младшем школьном возрасте,
является постоянным его спутником. Игра для ребёнка – первая возможность проявить
себя, самовыразиться и самоутвердиться. В играх школьники не только отображают
реальную жизнь, но и перестраивают её. По словам Л. Выготского, «игра ребёнку – это не
простое воспоминание о том, что было, а творческое переосмысление пережитых
впечатлений, комбинирование их и построение из них действительности, которая отвечает
запросам и интересам самого ребёнка», то есть игра рассматривается как творческая
деятельность. Игры бывают разные.
Познавательные игры открывают ребенку окно в мир знаний. Познавательная
деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышлений.
Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, я
отмечаю ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.
Решение игровой задачи требует смекалки, сообразительности, нестандартного
творческого мышления.
Предлагаю некоторые интеллектуально - развивающие игры, которые я провожу в группе
продленного дня - “ИГРЫ СО СЛОВАМИ И БУКВАМИ”. Они помогают детям закрепить
знания, полученные на уроках, сформировать положительное отношение к учебе.
1. “Гласные-близнецы”
Предлагаю учащимся поработать со словарем и найти слова, содержащие две или
три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова:
БАРАБАН, САХАР, ЗАВТРАК, ОКОЛО, МОЛОТОК, ВЕЧЕР, БЕРЕГ, ФИНИКИ,
КАРАВАН…
2. “Зашифрованное слово”
Эта игра помогает детям закрепить умение делить слова на слоги и составлять из них
новые. На доске записаны слова: АВТОР, ТОВАРИЩ, МОТОР, БИЛЬЯРД.
Задание: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное (АВ-ТО-
МО-БИЛЬ)
Возможны и другие виды заданий, когда из первого слова берется первый слог, а из
второго-второй, а из третьего - третий.
Например: УРОЖАЙ ПОЧЕМУЧКА САДОВНИК (У - ЧЕ - НИК)
3. “Третий лишний”
Эту игру можно проводить с первого по четвертый класс.
Дается три слова. Например: ПТИЦЫ ЛИСИЦА ОГУРЕЦ. Учащиеся сравнивают данные
слова по различным признакам, находят “лишнее” слово, которое им не соответствует.
От класса к классу работа усложняется. Количество пунктов, по которым сравнивают
слова, заметно увеличивается. В третьих и четвертых классах рекомендую проводить
более сложную игру на “выбывание слов”.
Например: на доске записаны слова СТОИТ БЕЖАТЬ ВИДИТ РЕШАЛ РИСОВАЛИ
ПИШЕТ. Дети анализируют написанное и ищут то единственное слово, с которого
необходимо начать игру, например: БЕЖАТЬ - единственный глагол, стоящий в
неопределенной форме и т.д.
Эти занятия формируют у ребенка умение нестандартно мыслить, закрепляют в игровой
форме знания, полученные на уроках.
4. “Наборщик”
В начале игры произвольно подбирается слово. Из букв выбранного слова составляются
(набираются) другие слова. Выполняемые действия напоминают работу наборщика в
типографии. Выигрывает тот, у кого окажется больше набранных слов.
Например, из набора букв слова СВЕРЛО можно составить слова СЕЛО ЛОВ РОВ ВОР
СЕВ ВЕС ВЕСЛО
5. “Флот помог”
Запишем четыре слова ПЕНА ШАР БОР МЕТР. А рядом еще одно — ФЛОТ.
Из слова ФЛОТ будем брать по одной букве, и добавлять в конец какого-то из четырех
слов. У вас должны получиться новые слова.
6. Большое внимание необходимо уделять обогащению словарного запаса. “Найди
друзей”
Написаны два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу
слова из правого.
Алфавит аккуратный
Огонь алый
Шалун скакать
Чистый азбука
Конница пламя
Прыгать озорник
Бросать кавалерия
Красный кидать
7. “Какие слова”
Переставьте буквы так, чтобы вышло слово: ОДМ ВОРД ВАРТА ЦОВА КУТА ЕЛОНЬ
СУТК АВИ КОКАШ.
Ответ: дом двор трава овца утка олень куст ива кошка.
Такие интеллектуально-развивающие игры я провожу на занятиях “В помощь учению”.
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности детей на занятиях
самоподготовки в группе продленного дня дает большие возможности для
целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, и
обеспечивают интересное и максимально полезное пребывание учеников в группе
продленного дня.
Эта работа обеспечивает формирование личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных действий как основы умения учиться.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СКОРУЮ РУКУ
1. «Мы – весёлые ребята»
Дети находятся в одной стороне зала, по центру – двое водящих. Все ребята выбегают со
словами: «мы – весёлые ребята, любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать». Дети
перебегают, водящие ловят.
2. «Мяч соседу»
Делим детей на 3-4 шеренги. Мяч у первого игрока в каждой шеренге. Передают по
сигналу друг другу в шеренге, последний ударяет о пол и передаёт назад. Повторить 2-3
раза. Детям необходимо стараться не уронить мяч.
3. «Передал – садись»
Поделить детей на 3 команды. Впереди, напротив, с мячом на расстоянии
1 м находится водящий. По очереди бросает мяч игрокам. Поймав мяч, ребёнок бросает
обратно водящему, а сам садится на пол. Потом второму и т. д. Кто быстрее.
4. «Узнай по голосу»
Дети разбежались. Услышав команду: «1, 2, 3 – в круг скорей беги!», все сбегаются и идут
по кругу. В кругу водящий : «Ты загадку отгадай, кто тебя назвал – узнай». Один называет
фамилию и имя. Если угадал – меняются.
5. «Парашютисты»
2-4 команды детей. Столько же гимнастических скамеек на расстоянии 1,5 – 2 м. одна от
другой. В конце скамейки круг радиусом 30-40 см. Это место приземления. По сигналу
дети входят на скамейку (в самолёт). По сигналу – спрыгивают парашютисты точно в
круг, сохраняя устойчивость (при этом необходимо выпрямиться в основную стойку и
выйти из круга. За 1 человека засчитывается 1 очко.
6. «Космонавты»
На площадке круги-ракеты с надписями «Земля – Венера – Земля» и пр. В ракету садятся
4 человека. Все дети в большом кругу идут и говорят: «Ждут нас быстрые ракеты, для
прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет –
опоздавшим места нет». Все стараются занять место в ракете. Кто опоздал – возвращается
в круг. И так повторить несколько раз. Отмечаются те, кто совершил больше полётов.
7. «Догони свою пару»
Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, образовывая пары. По сигналу первые
догоняют вторых, а те бегут за черту. Определяются более ловкие дети.
8. «Слушай сигнал»
Ребята идут в обход по залу. Услышав один хлопок, кладут руки на пояс, 2 хлопка –
опускают вниз, 3 хлопка – руки за спину, ошибся – назад.
9. «Мяч над головой»
Делим детей на 2-4 колонны. У первого в руках мяч, мяч передают над головой прямыми
руками. Последний ребёнок с мячом бежит и отдаёт первому. Повторять 2-3 раза.
10. «Метко в цель»
2-3 команды детей. 1-я выстраивается вдоль линии. У каждого мячик для метания. В 5-8
метрах напротив каждого – кегля. По сигналу выбивают каждый свою кеглю. В каждой
команде считаются очки. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество
очков.
11 «Удочка»
Все дети стоят в кругу. По центру водящий с верёвкой, на конце которой мешочек с
песком. Водящий крутит верёвку, все подпрыгивают, чтобы их не задело. Тот, кто попался
на удочку, выбывает из игры.
12. «Горелки»
Две колонны. Слова:
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят
Колокольчики звенят
1-2-3 – беги!
Последняя пара бежит вперёд и старается стать впереди и взяться за руки. Водящий
пытается поймать одного.
13. «День и ночь»
Две команды стоят спиной друг к другу на расстоянии 2 м, по команде «День» -І команда
убегает в свой дом, а «Ночь»(ІІ команда) - ловит. И наоборот.
14. «Охотники и утки»
Круг. На первый-второй рассчитываются дети. 1 – охотники. 2 – утки. Утки в кругу. Мяч у
охотников. Охотники передают мяч друг другу, выбивают уток. Когда большее
количество выбито, меняются ролями..
15. «Лиса и куры»
Дети – куры. Назначается лиса. Гимнастические скамейки – насест. По сигналу учителя
лиса перепрыгивает через скамейки и ловит кур. Курица на насесте – ловить нельзя. Долго
на насесте сидеть нельзя. По сигналу учителя лиса уходит к себе подсчитывать пойманых
курей. Затем назначается новая лиса.
ИГРЫ НА ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ
1. Вьюны
В командах по б—7 человек. Каждая команда выстраивается в колонну по одному. По
сигналу стоящий первым быстро поворачивается кругом, после чего второй берет его за
пояс и они вращаются вдвоем, затем втроем и т. д. Игра заканчивается, как только
последний участник одной из команд присоединится к своей колонне и все ребята
повернутся вокруг оси.
2. Скорый поезд
В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде: «Марш!» первые игроки
быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и
возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе
они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти и во
время ходьбы двигают руками наподобие паровозного шатуна. Когда паровоз (передний
игрок) возвратится на место с полным составом, он должен подать протяжный гудок.
Выигрывает команда, первой прибывшая на станцию.
3. На новое место
Две команды выстраиваются в колонны по одному. На расстоянии 15—20 м от них
проводится черта. По сигналу руководителя первые и вторые номера каждой команды,
взявшись за руки, бегут за черту. Первые номера остаются на новом месте, а вторые
возвращаются, берутся за руки с третьими игроками и опять бегут до черты. Затем
остаются вторые номера, а третьи возвращаются, чтобы объединиться с четвертыми, и т.
д. Побеждает команда, все игроки которой первыми окажутся на другой стороне.
4. Эстафета с мячами:
Для игры нужны волейбольные мячи по числу команд. В 6—7 шагах от линии старта
перед каждой командой ставится стул. Первые номера, получив по мячу, бегут к своим
стульям, становятся за ними и с этого места бросают мячи вторым номерам, после чего
возвращаются и становятся в конец своей колонны. Вторые и последующие номера,
поймав мяч, проделывают то же самое. Если очередной игрок мяч не поймал, он должен
побежать за ним, вернуться на свое место и лишь после этого продолжать игру.
Выигрывает команда, у которой мяч, обойдя всех игроков, раньше вернется к первому
номеру.
5. Мяч в кругу
Участники игры берутся за руки, образуют круг, а после отступают назад насколько
возможно. Разомкнув руки, играющие перекидывают друг другу мяч без определённой
очерёдности. Каждый, кому брошен мяч, должен ловить его, не сходя с места.
Кто не поймает поданный мяч, тот становится водящим и занимает место в середине
круга. Теперь любой игрок, поймав мяч, может бросить его в водящего, которому
разрешается увёртываться как угодно; но отбивать мяч водящий не имеет права. Если же
мяч пролетит мимо, то промахнувшийся игрок сменяет водящего. И так далее.
6. Ловля парами
Двое, по желанию или по выбору, становятся водящими; остальные игроки разбегаются
по площадке. Водящие берутся за руки и, бегая по площадке, стараются поймать одного
из игроков. Кого водящие окружат, сомкнув руки, тот считается пойманным; пойманный
отходит в сторону и ждёт, пока водящие изловят ещё одного игрока. Тогда оба пойманных
образуют новую пару водящих и ловят игроков так же, как и первая пара.
Игра заканчивается, когда все играющие будут переловлены. Пойманному запрещается
освобождаться силой – разрывать руки поймавшей его пары. Он может проскользнуть под
руками и увернуться, пока двое ловящих не сомкнут руки.
7. Лови палку
Участники игры становятся по кругу и рассчитываются по порядку номеров. Каждый
должен помнить свой номер. Ведущий становится в центре круга; в руках у него палка
длиной примерно в метр. Он ставит палку концом на землю, другой конец придерживает
рукой. Затем громко называет какой-либо номер и быстро отпускает палку, отбегая в
сторону. Играющий, номер которого назван, должен подбежать и схватить палку, прежде
чем она упадёт. Если ему это удаётся, он становится ведущим, а ведущий занимает его
место под тем же номером. Если палка упадёт на землю, ведущий остаётся прежний, а
игрок занимает своё место.
8. Перелётный мяч
Участники игры стоят по кругу; в середине его – водящий. Играющие быстро
перебрасывают мяч один другому без всякой определённой последовательности. Водящий
старается куснуться мяча, когда он находится у кого-нибудь в руках или в воздухе.
Игрок, у которого в руках запятнан мяч, сменяет водящего. Если мяч запятнан на лету, то
на место водящего идёт тот, кто бросил мяч. Игрок, уронивший мяч, сменяет водящего.
Мяч можно бросать не выше рук, поднятых над головой.
9. За мячом противника
Две равные команды играющих, колоннами по одному, становятся за черту.
Головные игроки получают от ведущего мячи; по сигналу каждый из них бросает мяч
вперед насколько возможно дальше и сейчас же бежит за мячом противника. Кто скорее
принесет мяч обратно на черту, тот выигрывает в пользу своей команды 1 очко.
Пробежав, первый игрок передает мяч второму из своей команды и становится в хвосте
колонны. Так, по сигналу ведущего, игроки, пара за парой, бросают мячи и бегут за ними.
Побеждает та команда, которая наберёт больше очков.
10. Свободное место
Выбрав водящего, участники игры становятся по кругу спиной к центру. Водит водящий,
бежит, огибая круг с внешней стороны, на секунду останавливается перед любым
игроком, хлопает в ладоши и ещё быстрее продолжает бег в противоположную сторону.
Тот, кого вызвал водящий, сейчас же бежит за кругом, но в противоположном
направлении. У обоих одна задача: занять свободное место. Оставшийся без места
выбывает из игры.
11. Машина
Дети встают в пары спинами друг к другу, сцепляются локтями и начинают приседать на
счет. Задача – не расцепиться, не упасть. Каждый ребенок должен поработать в паре со
всеми участниками. При обсуждении следует спросить детей, с кем им было легче
работать, а с кем – труднее.
12. Паровоз
Дети выстраиваются в шеренгу и превращаются в «вагончики». Все закрывают глаза,
кроме «паровоза», который возит «вагончики» по всей комнате, а потом приезжает в
какой-нибудь угол. Задача детей, не открывая глаз, угадать, где оказался поезд. Задача
«паровоза» не уронить «вагоны», не стукнуть их об окружающие предметы. Затем
проводится обсуждение, дети решают, кто был лучший паровозом.
13. Кидай-говори
Игра с мячом. Все встают в круг и перебрасывают мяч друг другу, задавая вопросы или
отвечая на них. Можно давать детям определенное задание, например: «Говори наоборот»
(дети должны называть слова-антонимы). Важно проследить, чтобы мяч побывал у
каждого ребенка.
14. Запретное число
Участники считают по порядку, не называя определенные числа (например,
заканчивающиеся на цифру 3), можно просить их вместо запретного числа выполнять
какое-нибудь движение (хлопнуть в ладоши).
15. Запретное движение
Участники повторяют за ведущим все движения, кроме запрещенного. Тот, кто ошибся,
выбывает из игры.
16. Замри-отомри
Это упражнение помогает расслабиться, сбросить напряжение. Все бегают, как хотят, а по
сигналу ведущего должны замереть. После следующего сигнала дети снова бегут. Тот, кто
не успел замереть, или пошевелился до сигнала, разрешающего движение, выбывает из
игры.
17. Сядьте – встаньте
Участники превращаются в роботов, которые понимают и выполняют лишь две команды:
«Сядьте!» и «Встаньте!». Ведущий командует, постепенно увеличивая темп, а потом
вдруг произносит новую команду, например, «Попрыгайте!». Тех, кто не смог удержаться
от выполнения этой команды, «отправляют в ремонт».
ИГРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ КУЛЬТУРУ ПОВЕДЕНИЯ
Особое место среди игр этой группы занимают ролевые и сюжетно-ролевые. В них дети
не просто копируют действительность, а сочетают впечатления жизни с личным опытом.
Сначала они придумывают сюжет игры, находят средства для его реализации, затем
определяют свое место в этой игре. Вмешательство взрослого в такие игры нежелательно.
Оно допустимо лишь тогда, когда необходимо дать игре нужное направление. И даже в
этом случае следует помнить, что вмешательство будет успешным, если у взрослых
доверительные отношения с детьми. Влияние на содержание, т. е. на выбор темы,
развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов — основной
путь воспитания в игре.
Приведу в качестве примера игру со следующим сюжетом: Остановка автобуса.
Идет сильный дождь. Ребенок стоит под зонтом, а рядом с ним человек без зонта. Ему
необходимо решить, как он поступит". Сюжет развивается в разных вариантах: "с зонтом
девочка — без зонта мальчик", "с зонтом мальчик — без зонта девочка", "с зонтом
взрослый — без зонта школьник".
Разное отношение
Игру следует начать так: "К разным людям мы относимся по-разному. Представь, что
вчера ты забыл в школе очень нужную книгу (подумай какую) и тебе необходимо ее
найти. Для этого ты должен спросить о ней по очереди у друга, учителя и ученика, с
которыми ты давно не разговаривал. Как ты будешь спрашивать, каким тоном? Подумай."
Скворец
Эта игра поможет детям научиться позитивно, не нанося психологических травм другим
людям, разрешать конфликты.
Сюжет игры заключается в том, что в "скворечнике" поздней осенью поселяются три
"воробья". За время зимы они обжились в своем домике, обустроили его. Им хорошо и
уютно жить вместе. Но вот пришла весна, и из теплых краев возвратились три "скворца".
Они подлетели к своему домику и увидели, что он занят "воробьями".
Далее детям предоставляется возможность действовать самостоятельно. Игра
заканчивается, как только "воробьи" и "скворцы" придут к какому-нибудь общему
решению.
Оно может быть следующим:
- "скворцы" выгонят "воробьев" из скворечника;
- птицы соглашаются жить вместе;
- "скворцы" помогают найти "воробьям" другой домик и обустроиться там, а также
договариваются, что зимой "воробьи" могут вновь его занять;
- "скворцы" улетают, увидев, что их дом занят;
- свой вариант.
В заключение игры важно сделать вывод, что в конфликте всегда необходимо увидеть и
понять позицию другого и искать способ разрешения сложившейся ситуации вместе.
Хороший врач
Предложите ребенку подумать, как должен поступать хороший врач в следующих
ситуациях:
- К врачу на прием пришла мама с мальчиком, который очень боится укола и плачет.
(Вариант решения: врач должен поговорить с мальчиком, угостить его конфетой,
рассказать сказку, а затем уже сделать укол.);
- К врачу пришел старик, который не согласен с тем, как врач его лечит. (Вариант
решения: врач должен внимательно выслушать его, спокойно высказать свое мнение, а
затем показать книги по медицине, которые подтверждают правильность выбранного
лечения, и предложить ему прочесть их.);
- Перед кабинетом врача ругаются несколько больных;
- Медсестра часто опаздывает на работу;
- Медсестра плохо моет медицинские инструменты.
Пусть ребенок выберет одну ситуацию и придумает небольшую сценку-диалог, которую
вы разыграете вместе.
Учимся заботиться
Попросите ребенка подумать, как бы он поступил в следующих ситуациях, как проявил
бы свою заботу. Пусть он выберет одну из ситуаций, и вы вместе инсценируете ее:
- мама заболела. (Вариант решения: надо уложить ее в постель, принести чай с
малиновым вареньем или медом; открыть форточку, чтобы в комнате был свежий воздух,
и поставить маме градусник.);
- день рождения бабушки;
- младший брат капризничает;
- в гости пришел друг;
- папа вернулся с работы уставший;
- у кого-то из членов семьи (друга, учителя) плохое настроение;
- тебя (твоего брата или сестру, друга) отругали родители;
- твой друг плохо учится.
Добрая сказка
Попросите ребенка представить, что однажды во всех сказках герои стали хорошими,
совершающими добрые поступки. Пусть он выберет две известные сказки и составит из
них одну таким образом, чтобы отрицательные персонажи двух сказок совершали в общей
сказке только добрые поступки (например, сказку про Красную Шапочку и сказку про
трех поросят). Однажды Красная Шапочка пошла к бабушке. По дороге она встретила
волка, который работал лесным врачом. Волк рассказал ей, что идет в домик к поросятам,
потому что они заболели гриппом.
Красная Шапочка тоже захотела навестить поросят и пошла к ним вместе с Волком. Волк
дал поросятам лесную микстуру из ягод малины и листьев мяты, и им стало лучше.
Затем Волк предложил Красной Шапочке проводить ее к бабушке, потому что было уже
темно. Бабушка очень волновалась, что Красной Шапочки долго нет. Она думала, что ее
внучка заблудилась в лесу, и от волнения у нее началось сильное сердцебиение. Когда
Волк и Красная Шапочка пришли, Волк дал бабушке несколько мятных таблеток, чтобы
она успокоилась. Потом они вместе стали пить чай с пирожками и брусничным вареньем.
На прощание бабушка подарила Волку банку вкуснейшего джема и попросила отнести в
подарок трем поросятам вкусных пирожков.
Пресс-конференция
Эта игра будет интересной, если в ней примет участие как можно больше детей.
Выберите того, кто будет давать ответы на вопросы "журналистов". Рядом за столом
вместе с ним садится "ведущий", желательно взрослый, напротив располагается пять-
шесть "журналистов", которые задают вопросы, когда им предоставят слово. Вопросы
должны касаться разных сторон жизни ребенка: школы, класса, учителей, семьи, его
интересов и т. д.
Если вопрос окажется некорректным, ребенку будет сложно на него ответить, "ведущий"
имеет право отклонить его. "Журналист", перед тем как задать вопрос, должен встать и
назвать газету или журнал, который он представляет. Вопросы задаются четко и в
вежливой форме. Ответы должны быть ясными и полными.
Жизнь взрослых
Попросите ребенка взять интервью у нескольких взрослых. Например, у бабушки или
дедушки, старшего брата или сестры, тети или дяди. Можете помочь ребенку, предложив
примерные вопросы:
- Когда вы впервые почувствовали, что стали взрослым?
- Мечтали ли вы стать взрослым, когда были ребенком?
- Чем, по вашему мнению, жизнь взрослого отличается от жизни ребенка?
- Часто ли вы вспоминаете о своем детстве, и когда это происходит?
- Сохранились ли у вас какие-нибудь вещи из вашего детства?
- Хотели бы вы снова вернуться в детство? Ребенок должен записать все
ответы взрослых и сравнить их, выявляя общие закономерности. Будет хорошо, если в
конце он составит рассказ на тему "Мир взрослых".
Чудесное превращение
Дети по кругу передают карандаш, мысленно превращая его в любой другой предмет. При
этом все остальные участники игры должны понять в какой именно. Например, ученик
подносит карандаш к волосам, и по его движениям все понимают, что это расческа. Когда
предмет угадан, участник передает карандаш следующему. Повторяться нельзя.
Окно
Игра начинается со слов: "Перед тобой окно с очень толстым стеклом, через которое не
проникают звуки. Ты хочешь что-то сказать товарищу. Заранее реши что. Можно
артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на пальцах".
Второй участник игры, которым можете быть и вы сами, должен его понять и ответить
тем же способом.
Каждый воспитатель в своей копилке должен иметь свою коллекцию игр, которую он мог
бы предложить ученикам в зависимости от их индивидуально-типологических
особенностей. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на
формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие
способности детей она должна развивать. Правильно подобранную, умело и уместно
проведённую игру следует считать таким же важным и необходимым элементом
образовательной работы, как и урок. Играя в игры, дети получают навыки сплочения в
группе, происходит развитие их коммуникативных способностей, создается радостное
настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.