Обучение детей составлению рассказов по картине с использованием технологии Крыловой Н.М. Детский сад – дом радости

«Обучение детей составлению рассказов по картине
с использованием технологии Крыловой Н.М. Детский сад – дом радости».
Участники: педагоги дошкольных муниципальных образовательных учреждений
Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных
рассказов по картине.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении детей
старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картине.
Задачи:
1.Создать условия для полноценного проявления и развития педагогического
мастерства его участников на основе организации пространства образовательной
деятельности по коммуникативному развитию.
2. Передать педагогический опыт путём прямого и комментированного показа
последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической
деятельности при описании картины.
3. Освоить практически методические подходы и приёмы решения поставленной в
мастер-классе проблеме.
4. Мотивировать участников мастер-класса на активное использование полученных
знаний в своей педагогической деятельности.
Форма проведения: занятие со взрослыми, на котором демонстрируются методы и
приёмы эффективной работы с воспитанниками.
Используемые материалы: картина К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»,
раздаточный материал «Ромашка» (главный или второстепенный персонажи
картины (предмет или любой объект живой - неживой природы) на лепестках
ромашки).
Литература:
1. Альтшуллер Г.С.- Методика изобретательского творчества. - Минск,1970.-24 с.
2. Детский сад- Дом радости.Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования.Н.М.Крылова.-М.:ТЦ СФЕРА,2015- 352с.
Этапы мастер-класса:
Теоретическая часть. (Приветствие, Передача педагогического опыта путём прямого
и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и
форм педагогической деятельности при описании картины.)
Практическая часть. (Отработка полученных знаний в процессе составления
описательного рассказа по картине.)
Рефлексия. Работа в группах (каждый участник получает индивидуальные
рекомендации).
Ход мастер-класса:
Слайд 1
Рассказ ребенка по картинке. Кажется - что может быть проще? Однако на
самом деле это не совсем так - рассказывание по картине является особенно
сложным видом речевой деятельности для ребенка. Детям-дошкольникам трудно
правильно воспринимать картинку. Ведь даже самая простая картинка, включающая
в себя изображение хотя бы двух предметов, дает их в каких-то пространственных
связях. Осмысливание этих связей необходимо, чтобы раскрыть взаимоотношения
между частями картинки. Традиционная методика обучения рассказыванию по
картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец
рассказа воспитателя, а затем выслушиваются рассказы 4-5 детей. Опыт
показывает, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с
очень незначительной интерпретацией.
Закономерно возникают вопросы: Действительно ли надо заставлять детей
слушать однообразные рассказы? Нужны ли примеры рассказов воспитателя до
того, как ребенок сам составил текст по картине? Совершенно очевидно, что
необходимо изменение способов работы педагога по обучению дошкольников
составлению рассказов по картине.
Я хочу сегодня вас познакомить с технологией Натальи Михайловны Крыловой,
которую я использую в утреннее и вечернее время по обучению детей составлению
описательных рассказов по картине с использованием технологии «ТРИЗ».
Слайд 2
САМА Технология Н.М.Крыловой «Детский сад - дом радости» содействует
развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности на
уровне самостоятельности и творчества, что я вам сегодня и продемонстрирую.
Слайд 3
Предлагаемая технология ТРИЗ рассчитана на обучение детей составлению двух
типов рассказов по картине. 1-ый тип: «Описательный рассказ». Цель: развитие
связной речи на основе отображения увиденного. 2-ой тип: «Творческое
рассказывание по картине (фантазирование)». Цель: составление рассказов
фантастического плана по мотивам изображенного на картине.
Слайд 4
В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них
представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у
ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по
картине.
На первом этапе «Определение объектов на картине» формируем у детей
умение определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их.
Для мотивации детей к выделению объектов на картине используются приемы
«подзорная труба», «бинокль».
На втором этапе« Установление взаимосвязей между объектами на картине»:
упражняем детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
«Давайте ребята, поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины. Как все
предметы на картине между собой связаны». Взаимодействие между объектами
могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…),
на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не
любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др.
На третьем этапе «Представление возможных ощущений с помощью разных
органов чувств» : учим ребенка составлять рассказы-описания на основе
возможного восприятия объекта картины через разные органы чувств. Например:
«Войдите в картинку, осторожно "походите" по ней. Что вы почувствовали?
Притроньтесь рукой ко всему, что встретилось на пути. Что вы почувствовали
теперь?
На четвертом этапе «Определение местонахождения объектов на картине»
дети описывают объект с точки зрения расположения других объектов по
отношению к нему с позиции постороннего наблюдателя
или в роли самого объекта. Правило этапа: «У каждого объекта есть своё место
на картине». Например: «Я старший брат медвежонок, я лезу на дерево. Слева
от дерева на пенечке стоит младший медвежонок. В дереве есть дупло, в
котором сидят сердитые пчелы».
На пятом этапе «Составление речевых зарисовок с использованием разных
точек зрения» дети упражняются в умении перевоплощаться в объект на картине.
« Я пчела, я очень сердита, потому что рядом с моим домом, в дупле
дерева, появились медвежата, которые хотят забрать наш мед».
Многим покажется, что работа над картиной по этой технологии занимает слишком
много времени. Однако при планомерной работе по методике ТРИЗ вы заметите, как
сохраняется интерес детей к картине и происходящему в ней в течение всего
занятия. Даже через неделю дети способны составить рассказ по данной картине по
памяти.
Слайд 5
Сейчас я вам предлагаю взять воображаемую «подзорную трубу» и ознакомиться
вот с этой картиной и визуально обозначить ее эмоциональный характер.
Эту замечательную картину «Дети, бегущие от грозы» написал Маковский
Константин Егорович в 1872 году.
Надвигающаяся гроза застала деревенских детей далеко от дома. Босоногая
девочка в простом сарафане, дешевеньких бусах, с грибами, завязанными в
передник, и доверчиво обхвативший ее шею белоголовый малыш бегут от
дождя. Они реальны каждой своей черточкой и, одновременно, напоминают
сказочных героев – сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Художника
привлекло ощущение тревоги перед грозой, объединившее природу и детей. В
пейзаже, пронизанном ветром, запечатлено переменчивое состояние природы:
чередование света и тени, разнообразие оттенков неба – от темно-лилового до
золотисто-желтого. Колеблющиеся верхушки растений, бегущие облака
подчеркивают движения детей, подгоняемых ветром. Шаткий мостик
прогибается под торопливыми шагами девочки – совсем скоро разразится
гроза. А внизу, у самой земли, где сплетаются болотные травы и цветы –
тишина и покой
Сколько вы видите героев на картине? (мальчик, девочка, облака, ветер, шаткий
мостик) (ромашка).
Возьмите на себя роль выбранного из лепестков ромашки объекта. От имени
выбранного героя опишите всё, что вы видите и ощущаете. Во время описания вы не
должны терять связь с остальными объектами: как только вы назовёте и опишете
себя, дайте слово следующему объекту, называя его в конце своего выступление.
Как только вы услышите имя своего героя, вы выходите занимаете его место в
картине и рассказываете о себе, описываете себя. Рассаживайтесь поудобнее, и мы
начинаем…
Слайд 6
3. Рефлексия. Мотивация участников мастер-класса на активное использование
полученных знаний в педагогической деятельности.
А теперь представьте, что вы ожившая картина, которая попала из Третьяковской
галереи на аукцион добрых слов., вы хотите, чтобы вас быстро купили. Как вы себя
опишите.