Презентация "Обучение дошкольников составлению рассказов по серии картинок"

Подписи к слайдам:

Обучение дошкольников составлению рассказов по серии картинок.

(По кн. Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх

Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие.

-М.:АРКТИ, 2009)

Презентацию подготовила учитель – логопед, воспитатель:

Федосейкина Наталья Викторовна

Общие принципы работы.

  • 3 года – 2 – 3 картинки;
  • 4 года – 4 – 5 картинок (реальный опыт детей);
  • 5 лет – до 6 картинок (типичные события, знакомые детям, серии картинок на основе сказочных ситуаций);
  • 5 – 7 лет – 6 – 8 картинок (личный опыт детей, наблюдаемые события, ситуации из литературных произведений, не знакомых детям.

Требования к серии картинок с учетом возраста детей

Не рекомендуется использовать серии картинок:

  • с нарушенной логической цепочкой;
  • по литературным произведениям, знакомым детям.

Рекомендации к выбору картинок

Организация и время работы

  • по подгруппам или индивидуально.
  • до 4 лет – 5-6 минут;
  • 5 лет – 10 минут;
  • 7 лет – 15 минут.

Предварительная работа

Цель:

  • Обучение детей анализу реальных ситуаций из жизни (в режимных моментах)
  • Работа по анализу причинно-следственных связей в литературных произведениях.

1 этап «Паровозик из картинок»

Цели:

  • Научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию без учета последовательности сюжета;
  • По схеме этапа узнавать игровое действие.
  • Игровое действие:

  • Составление паровозика из картинок.

2 этап

«Назови место, где происходит событие»

Цели:

  • Научить ребенка определять место действия объектов на каждой картинке;
  • По схеме узнавать игровое действие.
  • Игровое действие

  • Найди место, где происходят события, и опиши его.
  • Покажи схему, обозначающую место, где происходят события.

М

3 этап «Определи время событий»

Цели:

  • Научить детей определять время событий, с уточнением времени года и части суток;
  • По схеме этапа узнавать игровое действие.
  • Игровое действие:

  • Определи время года или часть суток на каждой картинке;
  • Покажи схему игры «определи время событий».

4 этап «Найди общих героев на картинках»

Цели:

  • Научить ребенка находить героев и объекты на всех картинках серии;
  • Учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы);
  • По схеме этапа узнавать игровое действие.
  • Игровое действие:

  • Посмотри на каждый «вагончик» паровозика и найди главного героя.
  • Найди схему, обозначающую героев на всех картинках.

5 этап «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает»

Цели:

  • научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия.
  • учить детей делать обобщения (у всех героев есть цель и для ее достижения они совершают действия)
  • по схеме этапа узнавать игровое действие.
  • Игровое действие:

  • Ребенку предлагается поочередно брать картинки и называть героя, его действие и обсуждать, с какой целью он это делает.

6 этап «Что за чем?»

Цели:

  • учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки;
  • по схеме этапа узнавать игровое действие.
  • Игровое действие

  • предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе. Затем еще раз назвать действие объекта и его цель.
  • Далее игра «Что было раньше, что будет потом?»

7 этап «Составь рассказ»

Цель:

  • Учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.
  • По схеме этапа узнавать игровое действие.
  • Игровое действие.

  • Ребенку предлагается «расшифровать секретное письмо», т.е. составить рассказ по серии картинок.
  • Фактически ребенок составляет рассказ, используя нижеприведенную базовую модель.
    • Однажды … (время года, часть суток)
    • В … (каком-то месте – указание либо на общее место, либо на место действия , происходящего в первом кадре)
    • Такой-то объект (указание на героя, героев на первом кадре)
    • Делал… (то-то) для … (того-то).
    • Потом … (этот же объект) переход ко второму кадру … (действие и цель действия)
    • В результате получилось … (то-то – обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект … (герой) … (такой-то) по характеру.
  • Фактически ребенок составляет рассказ, используя нижеприведенную базовую модель.
    • Однажды … (время года, часть суток)
    • В … (каком-то месте – указание либо на общее место, либо на место действия , происходящего в первом кадре)
    • Такой-то объект (указание на героя, героев на первом кадре)
    • Делал… (то-то) для … (того-то).
    • Потом … (этот же объект) переход ко второму кадру … (действие и цель действия)
    • В результате получилось … (то-то – обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект … (герой) … (такой-то) по характеру.

Заключительный этап

Цель:

  • Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии серии картинок.
  • Игровое действие:

  • Игра проходит без сюжетных картинок. Педагог предлагает вспомнить, в какие игры они играли с картинками и какие игровые действия при этом выполняли.
  • Работа с серией картинок решает не только конкретные задачи: учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы.
  • Эта работа решает и более серьезную задачу: формирование понимания, что любое событие в жизни имеет обязательные условия.
  • Таким образом, мы формируем у детей начальные навыки анализа ситуаций, что чрезвычайно важно не только для успешного обучения в школе, но и в целом для подготовки детей к жизни в завтрашнем дне.

Заключение:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! ЖЕЛАЮ УДАЧИ!