Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах. Этапы работы

Подписи к слайдам:

Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах. Этапы работы.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типов связной речи).

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН

  • Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
  • картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
  • картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного

Общие требования к организации работы с картиной: 

1.Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине. Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу»..

6. Рассказывание по сюжетной картине с элементами творчества

Составление рассказов по картине

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи.

Картина не только  расширяет и      углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но       и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Для методики обучения рассказыванию по  картине существенное значение имеет понимание особенностей  восприятия картин. Восприятию картин  ребёнка надо учить постепенно, исходя из возрастных возможностей подводя его к пониманию того, что на ней  изображено.  

Обучение рассказыванию по картине предполагает 3 этапа:

I этап.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

   Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога.

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, лаконичной, ясной, выразительной.

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

II этап. В средне группе дети учатся и рассматривать и составлять описательные рассказы по картинам. На 1-ом занятии по картине – дети рассматривают картину; на 2-ом занятии по этой же картине – дети, опираясь на образец педагога, составляют описательный рассказ.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение». - Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать.  Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину. • Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

   В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца. Рассказ-образец должен отвечать определенным требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно).

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

. III этап. В старшей и подготовительной группах на одном занятии и рассматривают и составляют рассказ по картине. При этом поощряется творчество детей, разнообразие рассказов. В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в диалоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности. Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по картине, что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется   «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. —.

«Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению

  На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа .В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

     В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. 

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?».

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.

Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  • выделение значимых объектов картины;
  • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  • объединение мини-рассказов в единый сюжет.
  • В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине

Требования к рассказу.

1. 1,2 младшие группы – 4-6 предложений.

Средняя группа – 7-8 предложений, к концу года 10-13 предложений

Старшая группа – 8-13 предложений и более.

2. Рассказ должен иметь завязку. Которая имеет эмоциональный характер.

(Пример«Решили дети катать шары….»«Подарили детям поезд. Ну и поезд! ….»«Хорошо ребятам играть вместе. ….»).

3. Рассказ заканчивается фразой ярко передающей настроение картины или отношение к ней. Это легче сделать через использование прямой речи. (Пример«… Пей лошадка, пей!»«Хорошо ежам на полянке. Очень хорошо!»).

4. Образец рассказа педагог составляет заранее и опираясь на него составляется беседа.

5. В рассказе отмечать действующих лиц, их взаимоотношения и действия.

Структура занятий с учетом возрастных особенностей

В младшей группе

1.Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя;

2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

В средней группе

1 Рассматривание картины.

2 Беседа, уточняющая основное содержание картины и её детали.

3 Рассказ воспитателя ( можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).

4 Помощь воспитателя ( пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений).

В старшей и подготовительной группе

1. Рассматривание картин осуществляется по частям.

2. Используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.

3. Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают, можно использовать указания, кому начать, о чем рассказывать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.

4. После пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании. Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.

.

Методика проведения занятий по картинам в разных возрастных группах

1 младшая

I. Вступительная часть

II. Основная часть:

1 этап Первичное созерцание картины.

2этап Предваряющий рассказ педагога.

3 этап Рассматривание картины (беседа по содержанию картины). Главный методический прием – вопросы.

4 этап Завершающий рассказ педагога. Можно второй раз использовать прием совместного рассказывания.

III. Заключительная часть.

2 младшая

I. Вступительная часть.

II. Основная часть.

1 этап. Первичное созерцание картины.

2 этап. Беседа по картине.

Главный методический приём – вопросы.

3 этап. Обобщающий рассказ педагога по картине.

Можно повторить рассказ ещё раз, используя приём совместного рассказывания.

III. Заключительная часть (в игровой форме).

 

Средняя группа

Первое занятие по картине.

Рассматривание картины проходит по той же структуре, что и во 2-ой младшей группе.

Второе занятие по картине.

I. Вступительная часть.

Очень короткая, где педагог через игровой приём вносит картину и настраивает детей на составление рассказа.

II. Основная часть.

1 этап. Образец рассказа по картине.

2 этап. Рассказы детей (4-6 рассказов).

III. Заключительная часть.

Старшая подготовительная группы.

Вступительная часть.

II. Основная часть.

1 этап. Сообщение цели занятия. Показ картины детям. Первичное созерцание картины.

2 этап. Беседа.

а) Работа начинается с сообщения названия картины

б) Работа над содержанием картины

3 этап. Рассказы детей (3 – 4 рассказа).

В начале года можно помочь детям:

- дать образец;

- дать план;

- уточнить последовательность рассказа вместе с детьми.

4 этап. Рассказ воспитателя по картине (по мере необходимости).

III. Заключительная часть.

 

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной. В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Итак, картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

 В трудах Е.И.Флериной, Л.А.Пеньевской, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и других раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.

 Приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности.

Спасибо за внимание