Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Т.В. Яковлева (г. Белгород, НИУ БелГУ)
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
В условиях кардинальных изменений в социальной, экономической и
политической жизни России, происходящих перемен в образовательной сфере,
проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников особенно
актуальными. Современное общество переживает глубокие преобразования,
которые сопровождаются как приобретениями, так и серьезными
нравственными потерями. Формирование личности младших школьников
происходит в условиях экономического и политического реформирования, в
силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего
поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой
информации, детских общественных объединений, религиозных организаций.
Происходящие сегодня в стране изменения оказали серьезное влияние на все
стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и
ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов,
процессов, явлений. Это привело к деформированию ранее существовавших
убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность»
вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние
школьников. Кроме того, в последнее десятилетие произошло снижение
воспитательной роли школьного образования, и причины тому разные.
Стремление государство деиделогизировать школу не только ослабило ее
позиции как общественного института, но и обернулось деиделогизацией
образования. Провозглашение духовного кризиса в обществе возвращает
понимание того, что «образование без воспитания дело ложное» (И. Ильин).
Утверждение данной позиции (Е.П. Белозерцев, В.А. Караковский, Н.Д.
Никандров, Л.И. Новикова, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова и др.)
сопровождается дискуссиями относительно целей воспитания, возможного
содержания образовательно-воспитательных программ, технологий.
Выстраивание гуманистической парадигмы в педагогике освобождается от
крайностей индивидоцентристской позиции и все более связывается с
гармонизацией интересов личности и общества, культурологическим подходом
к воспитанию и признанием менталеобразующей функции образования. В этой
связи актуализируется задача ориентации учащихся на традиционные духовные
ценности, заостряется вопрос о соотношении в педагогических устремлениях
общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей, особенно в
отношении «образа» школы в регионах русского этноса.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время происходит
формирование новой религиозной ситуации: произошла переоценка роли
религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на
духовно-нравственное развитие человека. Становится иной и современная
стратегия развития российской школы: в центре ее формирование духовно-
богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.
Восстанавливаются важнейшие функции школы воспитательно-
образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с
увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.
Образовательные учреждения стремятся сформировать духовный мир
школьников, приобщить их к ценностям национальной и мировой культуры.
В поиске соответствующих решений мало внимания уделяется
начальному звену школы. Между тем уже в младшем школьном возрасте,
«золотой поре» (В.В. Зеньковский) духовно-личностного становления,
обнаруживаются симптомы меркантилизации ценностной сферы
развивающейся личности ребенка в связи с проявлениями негативной
национально-культурной самоидентификации. Решению воспитательных задач
препятствует недостаточная связь обновляющейся теории воспитания с теорией
образования и дидактикой. Проблема имеет непосредственное отношение к
предметным методикам, поскольку ценностно-ориентирующая функция
образования реализуется на основе учебных дисциплин, обладающих высоким
воспитательным потенциалом. Дисциплины образовательной области
«Филология», несомненно, относятся к числу таких дисциплин. Усиление
негативных тенденций в развитии духовной культуры российского общества
делает особенно значимыми вопросы качества преподавания филологических
дисциплин, так именно они играют основную роль в процессе воспитания,
формирования нравственных качеств личности.
Следует подчеркнуть, учебный предмет «Русский (родной) язык» всегда
рассматривался в начальной школе как «главный, центральный» (К.Д.
Ушинский), способствующий через развитие дара слова, изучение языка и
произведений отечественной словесности наследованию учащимися народного
духа, традиций. Подход к преподаванию русского языка на широком
культурно-историческом фоне восходит к трудам К.Д. Ушинского, Ф.И.
Буслаева, И.И. Срезневского, Л.В. Щербы. Благодаря своей кумулятивной
функции язык может быть эффективным средством приобщения учащихся к
материальной и духовной культуре русского народа, к его истории, обычаям и
традициям. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания младших
школьников средствами русского языка как учебного предмета становится
одной из актуальных проблем современности. Неслучайно свое методическое
развитие взгляд на воспитательную роль этого предмета получил в настоящее
время в работах В.Г. Горецкого, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.Н.
Светловской. Однако выдвинутые положения лежат в разных методических
областях, отражают особенности авторских позиций, требуют системного
осмысления.
По нашему мнению, важнейшим средством духовно-нравственного
воспитания младших школьников должна стать Библия.
Следует отметить, что методика ознакомления младших школьников с
Библией в настоящее время находится в стадии научной разработки: учеными-
методистами рассматриваются особенностей образовательно-воспитательных
задач, решаемых в ходе чтения библейских текстов, принципов отбора
содержания и построения курса библейского чтения, методика восприятия
материала. В оценке того, как представлены сведения о Библии в учебниках для
начальной школы, мы осуществили анализ содержания учебных пособий по
гуманитарным дисциплинам.
В начальном курсе литературного чтения ознакомление учащихся с
Библией включено в программу А.С. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко. В
созданном ими учебнике «Глаголъ и Добро» излагаются некоторые сюжеты
Ветхого Завета в переложениях для детей М. Львовой, Я. Екера, Т. Литвиновой.
Авторами курса заявляется «взгляд на великую книгу как на Священную
историю». Однако нравственные идеи ветхозаветных сюжетов раскрывают
недостаточно, а содержание Нового Завета не рассматривается вообще.
Опыт чтения Библии в образовательно-воспитательных целях получает с
начала 90-х годов отражение на страницах периодической печати, и также
касается в основном использования некоторых ветхозаветных сюжетов.
Педагоги сходятся во мнении, что ознакомление младшего школьника с
библейскими сказаниями, рассчитанными на другой уровень социально-
исторических и бытовых представлений, нежели у современного ребенка,
вызывает значительные трудности в их восприятии. Методика использования
Библии в качестве воспитательного чтения в образовании до сих пор не
становилась предметом научно-методическою исследования. Рекомендации же,
предлагаемые в рамках дополнительного образования на основе курсов
христианской этики, не лишены формальности, проявляющейся в беседах по
содержанию христианских идей без систематического обращения к чтению
библейского текста и в его вольном толковании с попытками применять
игровую методику восприятия текста, не отвечающую отечественной традиции
изучения Священного Писания.
Собственно методическая сторона включения Библии, в частности
Нового Завета, в литературный курс вызывает различные замечания педагогов,
прежде всего православных. Критике подвергается подбор библейских
сюжетов, используемые переложения канонического текста, которые вряд ли
могут быть предметом художественного изучения, ограниченность
методических рекомендаций для учителей и, наконец, сам возраст учащихся.
Наш методический поиск был направлен на обоснование образовательно-
воспитательных задач и средств их решения, предполагающих определение
того» на основе каких конкретных библейских сюжетов, заповедей, притч и как
повести младших школьников к извлечению и последовательному освоению
ими необходимых идей, образов, понятий.
Результатом исследования стало выдвижение некоторых методических
положений по отбору содержания курса библейского чтения, его построения,
методике восприятия текста.
К числу основных задач ознакомления младших школьников с Библией в
системе духовно-нравственного воспитания мы относим следующие:
- формирование у детей начальных представлений об идеальном мире через
знакомство с его библейской трактовкой как воплощения всеобщего
согласия и любви;
- расширение у младших школьников в соответствии с библейским
пониманием человека представлений о нем как о духовно-телесном
существе и возвышение нравственного идеала до «обожения» человека,
созданного по образу и подобию Божьему;
- развитие у школьников нравственных мотивов учения на основе осознания
его значения как пути к духовно-нравственному преобразованию,
восприятие образа Иисуса Христа как Учителя;
- зарождение у детей ценностного отношения к дару слова через знакомство с
его библейской трактовкой как орудия духовного творения.
С учетом педагогического и методического опыта нами разработаны
некоторые методические положений по отбору содержания курса библейского
чтения, его построения, методики восприятия текста. Эти положения состоят в
следующем.
1. Обеспечение целостности восприятия Библии.
В основание этого методического требования полагается православно
понимание целостности Евангелие как единой книги, объединенной в своем
содержании образом Христа и идеей Искупления. Последняя в решении задач
духовно-нравственного воспитания требует переосмысления в качестве идеи
нравственного самосовершенствования человека как его жизненной цели.
Соответствующей христианско-центрической логикой должно
объединятся рассмотрение ветхозаветных и новозаветных сюжетов, а именно:
христианский нравственный идеал должен предстать ориентиром,
направляющим восхождение человека к своему первообразу в его
Божественном замысле.
2. Актуализированность проблематики библейского чтения.
Выдвигаемое требование не исчерпывается возможным приурочиванием
библейского чтения к церковным праздникам (Рождеству Христову, Светлому
Христову Воскресению и др.), а предполагает и выбор его содержания в
ориентации на текущую педагогическую ситуацию. Осмысление опыта
семейного воспитания позволяет выдвинуть такое положение: Библия
привлекается для очищения детской души от «нравственного сора» тогда, когда
ребенок пребывает в духовном смятении, ищет нравственной опоры. Формой
педагогическою реагирования на нравственную коллизию может выступать
ситуативное чтение.
3. Системно-уровневый характер знакомства с Библией.
Выстраивание курса библейского чтения требует ориентации на
возрастную перспективу, учета обновляющегося с возрастом восприятия
библейского текста. В этом отношении следует принять во внимание
рекомендацию К.Д. Ушинского, заключающуюся в том, что библейские
рассказы, переданные один раз, на втором, третьем годах обучения должны
повторяться и дополняться, чтобы образы и события становились все определен
нее и ярче. Теоретико-экспериментальное осмысление нами этой рекомендации
в построении христианско-центрированного в своем содержании курса
библейского чтения позволяет утверждать целесообразность его выстраивания
на двух уровнях.
Первый из них (1-2 класс) направлен на закладывание представлений об
Иисусе Христе как Богочеловеке с обозначением главных вех его жизни и
выстраивается преимущественно на рассказах учителя и чтении Евангельских
переложений для детей и приуроченной к христианским праздникам.
Второй этап (3-4 класс), состоящий в обращении к ветхозаветным
сюжетам из книг Бытия и Исхода, призван раскрывать их как приготовление к
Новому Завету и, опираясь на полученные учащимися представления о его
содержании, должен включить в себя чтение Евангелия по каноническому
тексту.
4. Обеспечение сознательности библейского чтения.
Соответствующие методические установки прошлого носят достаточно
общий характер: усвоение учащимися наизусть повествуемого и вместе с тем
достижение его понимания е исключая сокровенного смысла притчей)
посредством перечитывания несколько раз библейского текста, его анализа по
вопросам на правильность понимания идеи (С.Слободской, А. Соклов).
Содержание рекомендаций, предложенных современными методистами
применительно к начальному звену (С.Ф. Иванова), пока не обрело достаточной
определенности.
В начальной школе можно ставить задачу достижения относительно
сознательности библейского чтения. Это вызывается не только особенностями
плана содержания библейского текста (информацией об отдаленных во времени
социально-культурных реалиях), но и особенностями плана его выражения в
силу специфики библейского языка, и, в частности, повышенной
метафоричностью языковой формы. С другой стороны, сама суть Библии как
свидетельства реальности, «книга бытия» не допускает субъективного
интерпретирования ее содержания. Тем самым обеспечение сознательности
библейского чтения не отрывается нами от достижения адекватности
восприятия младшими школьниками библейского текста, что, в свою очередь.
предполагает возможно полное восприятие заложенной в ней фактической,
концептуальной, подтекстовой информации. Это требует расширенного
культурно-исторического комментария к тексту с углубленной лексико-
семантической работой, стилистическим и фразеологическим анализом,
толкованием историзмов, этнографизмов, экзотизмов. В качестве ключевых
слов они обеспечивают восприятие фактической информации в единстве с
концептуальным выходом в подтекст: лепта (вдовицы) - мелкая медная монета,
приобретающая значение «больше всех; рожки
для свиней - сладкие на вкус
стручки как символ животного, телесного насыщения (притча о блудном сыне).
Постижению младшим школьникам сокровенных смыслов библейского
текста способствует этимологический анализ ключевых слов с выявлением
внутренних смысловых связей текста. Например, через опору в понимании
идеи притчи о сеятеле Кто имеет уши слышать, да услышит» - Мф., 13, 9)
на сведения о том, что «слово», «слушать», «послушание» одного древнего
корня дети выстраивают умозаключение: слово должно быть услышано и
исполнено, быть послушным - значит слышать слово и исполнять его.
Условием сознательного восприятия учащимися библейского текста
является освоение его метафоричности и символики образов, к числу которых
мы относим: христианство, вера, «книжное учение» - солнце, свет, посев; ум,
сердце, душа - земля, поле: благие мысли, добродетели - проросшее семя,
всходы, плоды; злые мысли, пороки - терние, сорняк; проповедник, учитель,
просвещение - сеятель, пахарь). Прямой путь толкования символических
образов следует сочетать с косвенным: через анализ построенных на
аналогичных образах произведении устного народного и литературного
творчества.
5. Следование принципу обратной перспективы библейского текста.
Принцип обратной перспективы проявляется в том, что, если
художественный текст вводит читателя в свой мир, то библейский текст сам
«молит войти в жизнь» читающего его и означает прилагание читателем к себе
библейских событий. Следовательно, отправной и завершающей точкой
анализа должен выступать личный жизненный опыт учащихся.
Эффективным средством для реализации этого методического положения
является прием переадресовки поднимаемых в Библии вопросов к самим
учащимся. Прочитав вступление к притче о неблагодарном рабе («Тогда Петр
приступил к нему и сказал: «Господи! Сколько раз прощать брату своему,
согрешившему против меня - Мф., 18.16-21), учитель переадресует этот
вопрос учащимся и, получив ответы от «от одного раза» до «трех» («Бог
любит троицу»), в ходе чтения и анализа притчи раскрывает смысл ответа
Иисуса Христа «до седмижды семидесяти раз», то есть бессчетное количество
раз.
6. Придание чтению Библии семейного характера.
Взаимоотношения школы и семьи в духовно-нравственном воспитании
детей виделись в традиционной педагогике следующим образом: если семья
должна была посеять нравственное чувство, то школа осветить в душе идею,
без которой одно чувство смутно и неустойчиво. Индифферентность
современных родителей к религиозным вопросам и даже заинтересованное
отношение к ним сочетаются с некомпетентностью в чтении литературы
духовно-нравственного содержания. По результатам нашего исследования,
только 20% родителей делают попытки читать своим детям Библию. Поэтому
домашние задания по ее чтению и анализу должны использоваться как средство
косвенного религиозно-культурного просвещения родителей.
Таким образом, основными условиями обеспечения культурологического
подхода к духовно-нравственному воспитанию в связи с религиозно
культурным просвещением учащихся являются: этическое наполнение
религиоведческого компонента образования, исторический контекст,
выявления содержащихся в нравственных ценностях народа религиозных
воззрений, отказ от мировоззренческих оценок религиозных идей, создание
возможностей для выражения учащимися своей позиции.
Духовно-нравственное воспитание в связи религиозно-культурным
просвещением младших школьников включает в себя изучение библейских
текстов, прежде всего Библии. Благодаря использованию библейских текстов
нравственной тематики можно и нужно организовать процесс духовно-
нравственного воспитания младших школьников. При этом особое внимание
нужно уделять религиозным основам.