Отчет "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Отчет по теме:
«Театрализованная деятельность как средство развития
речи детей дошкольного возраста»
Воспитатель первой квалификационной категории
Воспитатель:
Тухватуллина
Марина Викторовна
п.Метлино
2020г.
2
Содержание
Стр.
ВВЕДЕНИЕ: актуальность
3
Глава 1. Теоретические аспекты использования театрализованных
игр в развитии речевой деятельности детей младшего возраста
1.1. Возрастные особенности младших дошкольников
6
1.2. Понятия и виды театрализованных игр
9
1.3. Роль театрализованных игр в активизации речевой
деятельности младших дошкольников
11
1.4. Методика руководства играми-драматизациями
13
Глава 2. Практическое внедрение театрализованной деятельности
как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста
2.1 Комплекс мероприятий, способствующих развитию связной
речи у детей младшего дошкольного возраста посредством
театрализованной деятельности в младшей группе Детского сада
№ 8
19
2.2. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
20
2.3. Взаимодействие с родителями
24
2.4. Результаты внедрения в образовательный процесс младших
дошкольников театрализованной деятельности.
25
Заключение
27
Используемая литература
29
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни
каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими
добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе,
ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено
виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных
ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Воплощение
фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому
соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем
говорить о сказочном мире театра.
Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная
сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди
могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и
колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Сказочный мир театра страна реальных фантазий и доброй сказки, игра
вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков.
Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают
образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских
народных сказок (Дед Мороз, Иванушка дурачок, злая мачеха, глупый и
жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним
в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Дошкольный возраст уникальный период развития человека,
обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим
языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного
детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через
самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником
детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства,
так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе,
деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее
благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка,
поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не
умеет. Игра это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд
ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только
окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш
накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной
язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом
общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей
предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников
является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая
способствует возникновению желания активно участвовать в речевом
общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации,
4
в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое
общение и раскрываются. Поэтому и цель занятий по развитию речи
формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе
общения. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в
игровую деятельность.
Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал
театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить
наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее
организации.
Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение),
театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего
"зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов
заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и
движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и
коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как
результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако
освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую
деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи
на игру!
Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно
назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто
перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой
деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит
атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный
набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев. Младших
дошкольников это привлекает прежде всего из-за возможности переодеться, а
значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет,
поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития
психических процессов, возросшим возможностям самореализации в
творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие
театрализации в игровом опыте детей.
Между тем музыкальный руководитель принес в группу новый сценарий
спектакля. Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной
игре места в нем не осталось. Противоречие между развивающим
потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в
детском саду может быть разрешено только при условии разработки научно
обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии.
Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные
теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной
игры, и определиться с понятиями. Выше изложенное позволяет сделать
вывод об актуальности выбранной мною темы: «Театрализованная
деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного
возраста».
Цель: создание условий для формирования связной речи у детей
младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
5
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- разработать модель взаимодействия с родителями, направленную на
формирование связной речи детей младшего дошкольного возраста через
театрализованную деятельность;
- сделать подборку дидактического и развивающего материала,
направленного на формирование и развитие связной речи детей младшего
дошкольного возраста в различных видах деятельности;
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду
дидактическими играми, пособиями, развивающими материалами,
направленными на формирование связной речи детей младшего дошкольного
возраста;
- расширить и обобщить знания родителей воспитанников в вопросах
развития связной речи детей.
6
ГЛАВА 1.
Теоретические аспекты использования театрализованных игр в
развитии речевой деятельности детей младшего возраста
1.1. Возрастные особенности развития детей
дошкольного возраста.
У ребёнка активно развиваются психические функции, возрастают
физические возможности, показатели роста. Наиболее важное достижение
этого возраста состоит в том, что повышается активность ребенка, действия
его приобретают намеренный характер, более разнообразными и
координированными становятся движения. В разных видах деятельности - в
конструировании, самообслуживании, в игре, рисовании, а также в
повседневном поведении ребенок начинает действовать в соответствии с
заранее намеченной̆ целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель
может «теряться», малыш быстро отвлекается, оставляет одно дело ради
другого.
С трех лет происходят существенные изменения в характере и
содержании деятельности ребенка, в развитии отдельных психических
процессов, в отношениях с окружающими, потому что наряду с имеющимся
предметным сознанием появляется второй его вид - самосознание
(самопознания: рефлексия и самооценка результата деятельности и себя как
субъекта).
Самосознание в жизни и деятельности человека как индивидуальности
выполняет такую же роль, образно говоря, как мотор у машины. Его
возникновение и темп обогащения развития - показатель уровня развития
предметного сознания, благодаря которому ребенок воспринимает и
отражает окружающий его мир. Однако в последующие годы именно
самосознание становится ведущим в саморазвитии и развитии человека как
интегральной индивидуальности. Это взаимовоздействие развитию двух
видов сознания происходит при выполнении ребенком разных видов
деятельности, прежде всего продуктивных (В.С. Мерлин).
Результат деятельности ребенка – это самооценка им полученного
продукта на основе рефлексии (самоанализа). Неудовлетворенность
продуктом побуждает малыша искать причины неудачи при выполнении
каждого из компонентов. Анализ причин и следствий активизирует работу
его предметного сознания. И так бесконечно один вид сознания влияет на
развитие другого.
Трёхлетний дошкольник медлителен в своих действиях любого
содержания (предметных, двигательных, речевых и т.д.) Для него значимо
лишь указание что делать. Задавая инструкцию последовательно: что сейчас
сделать, из чего, чем, как, что же получилось - можно с первых дней работы
создать образ структуры любой деятельности (умывания, одевания, еды и
т.д.). Но успех всецело зависит от терпения взрослого. Для того чтобы
малыша сделать активным в выполнении деятельности, каждый раз его надо
ставить перед ситуацией выбора. Появляется условие для опытов и
экспериментирования. В развитии и усложнении выбора им разных видов
7
деятельности, определяющих жизнь малыша, - состоит педагогическая
стратегия и тактика воспитателя.
У ребенка повышается восприимчивость к художественным
произведениям, к некоторым элементам художественной̆ формы - ритму,
рифме. Он различает поэтический и прозаический тексты, у него растет
интерес к слушанию сказок и стихов, усиливается стремление подражать
речевым интонациям взрослых.
Воспитанник четвертого года жизни проявляет эмоциональную
отзывчивость на музыку. Он различает контрастное настроение музыкальных
произведений (веселое, спокойное), узнает знакомые песни и пьесы, называет
их. Ребенок различает звуки по высоте (в пределах сексты), тембры
музыкальных инструментов (высокий, низкий и средний регистры). Он
хорошо подстраивается к голосу педагога, начинает петь протяжно. Он
может передать в движении ритм ходьбы и бега, яркие динамические и
темповые изменения, двухчастную форму пьесы (Н.А. Ветлугина)
Резко возрастает любознательность ребенка. Особенно велик его
интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся
преобладающими. Во время выполнения разных видов самообслуживания,
конструирования, лепки они активно познают предметный мир опытно-
экспериментальным путем. Достижения в психическом развитии ребенка
(особенно овладение намеренными действиями) создают благоприятные
условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется
возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании
действиям взрослого, к формам, где взрослый̆ в игровой̆ форме организует
самостоятельные действия малыша, направленные на выполнение
определенного задания. Несмотря на растущую самостоятельность ребенка,
роль взрослого в его жизни очень велика. Основные побуждения к общению
с взрослыми у него начинают переходить из сферы чисто практической̆
(совместного выполнения действий̆) в сферу познавательную: взрослый̆
начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем.
Малыш ощущает потребность в теплоте, внимании, любви. Это дает
возможность испытать ему чувство защищенности, помогает ощутить свою
значимость, адаптироваться к новым условиям (особенно тем, кто недавно
пришел в детский сад из семьи). Велика роль общения ребенка со старшими
(в первую очередь с родителями, воспитателями) в познании им
окружающего мира, освоении его. Вначале в этом помогает эмоционально-
деловое общение. У ребенка данного возраста во многом сохраняется
ситуативно-деловая форма общения. Он воспринимает взрослого как
партнера по игре и выделяет, прежде всего, его деловые качества. Основным
средством взаимодействия становится при этом речь на основе наглядного
материала. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии
речи: ребенок овладевает контекстной связной речью, хотя еще
существенное место занимает и ситуативная связная речь. Значительно
увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об
окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых
8
высказываниях, в возможности составить на основе образца взрослого
описательный и повествовательный рассказы. У него появляется тяга к
словотворчеству, игре со словом, что помогает ему успешно овладевать
родной речью. Совместные игры начинают преобладать над
индивидуальными играми и играми рядом, однако достаточной
согласованности между участниками такой игры еще нет и
продолжительность ее невелика.
В этом возрасте у детей возникают и развиваются гуманные чувства и
элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи,
дружелюбия, внимании к взрослым и сверстникам. Поэтому необходимо
побуждать их к взаимодействиям друг с другом (в объединениях по 2-3
ребенка), разговаривать друг с другом в приветливой форме, оказывать
помощь по просьбе другого ребенка, обращаться к сверстнику, называя его
по имени, отвечать на его вопрос.
Развиваются все виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые,
строительно- конструктивные, театральные, дидактические, подвижные и
музыкальные. В каждой из этих видов игр ребенок берет на себя
определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется
интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве
образца поведения. У него обнаруживается стремление к освоению этого
мира.
Важно подчеркнуть, что для младшего дошкольника значимо не слово
взрослого, а его мимика. Поэтому расположение многих игр по кругу
позволяет ребенку наблюдать за выражением лица воспитателя. На
радостную интонацию он отвечает улыбкой, на таинственную - замирает в
ожидании чуда. Наибольшую сложность для воспитательницы представляет
интонация иронии, которую уже к четырем годам хорошо понимает малыш.
Ребенок младшей группы может научиться соблюдать правила
организованного поведения: в детском саду, на улице и в общественных
местах говорить естественным голосом, без напряжения и крика, вести себя
спокойно. Он учится здороваться и прощаться с воспитателем и другими
сотрудниками детского сада, одновременно со словами приветствия называть
их по имени и отчеству. Поэтому необходимо учить его благодарить
взрослого и сверстника за оказанную помощь, внимание; делиться
игрушками, поднимать упавшую вещь, уступать место, четко и ясно
выражать свою просьбу, пользоваться словами спасибо, пожалуйста,
извините.
Трехлетний воспитанник не замечает порядка так же, как и беспорядка.
В порядке он не видит скрытой красоты и удобства. Значит, помощь и
доброжелательное напоминание поддерживать порядок, а также фиксация
внимания на достигнутом результате сделают постепенно свое дело - ребенок
будет стремиться поддерживать порядок. Положительная оценка усилий
одного воспитанника вызовет желание у другого высказать, назвать свои
действия, чтобы заметили и его.
Если ребенок радостно, с удовольствием, проживает день, он не болеет,
9
стабильно весь год посещает детский сад, успешно овладевает программой
воспитания.
1.2. Понятие и виды театрализованных игр.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в
“театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки,
рассказы, театральные представления.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим
миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность
обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает
интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-
этическому воспитанию каждого ребенка.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность
ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое
педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом
удовольствие, радость.
Характерными особенностями театрализованных игр являются
литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В
педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных
игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации
театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в
зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности,
посредством которых разыгрывают сюжет на:
игры-драматизации и
режиссерские игры.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,
самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и
невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.
Видами драматизации являются:
игры-имитации образов животных, людей, литературных
персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким
произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких
сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их
заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер»,
управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он
использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с
разнообразием театров, используемых в детском саду:
настольный,
плоскостной и объемный,
кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
10
катушечный;
ложковый;
баночный;
кулачковый и т.д.
В них ребёнок не является действующим лицом, он создает сцены,
ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он
действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от
художественного оформления на игры- драматизации, игры с настольным
театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.
Театрализованные
игры
Плоскостные
фигурки
Игра с
марионетками
Игра с
настольным
театром
Объемные
фигурки
Игра -
драматизация
Фланелеграф
Теневой театр Театр Бибабо
11
1. Классификация театрализованных игр Н.А. Реуцкой
2. .Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр,
Л. С. Фурмина предложила следующую:
Предметные
Театр на ширме
Непредметные
Настольный
театр
Драматизация
С объемным
материалом
(театр
игрушек)
С плоским
материалом
С объемным
материалом
(перчаточные
куклы)
С плоским
материалом
(на палочках)
2. Классификация театрализованных игр Л.С. Фурминой.
Все перечисленные виды театрализованных игр требуют
режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные
интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его
поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру
голоса.
1.3. Роль театрализованных игр в активизации речевой
деятельности младших дошкольников.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы
детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,
формирования элементарных математических представлений до физического
совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения,
эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в
целях всестороннего воспитания личности.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития
(совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети
знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их
внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра
является средством самовыражения и самореализации ребенка.
12
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах
литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные
инсценировки). Герои литературных произведений становятся
действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные
детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр
состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка
во многом предопределена текстом произведения
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ
переработки и умение представлять героя произведения, его переживания,
конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит
от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об
окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными
изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами,
выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно,
подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой
уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается
понимание художественного произведения, возникает эмоциональный
отклик на него, происходит овладение художественными средствами
передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а
формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет
большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только
потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и
потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития
благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание.
Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои
мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои
действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая
жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в
суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения
впечатлений, знаний и эмоций.
Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников
праздничные, радостные представления. Дети 3-4 лет очень впечатлительны,
особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-
конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения
помогает ярче и правильнее его воспринимать.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол,
выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в
него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством
драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и
распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют,
импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный
материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре
побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать
13
выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного
развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,
собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка,
звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит
ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него
улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает
активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях
расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле
своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию
речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической
форме.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно
в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то,
что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать,
сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием
мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение
составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию
рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы,
композиционно оформлять их содержание способствует овладению
монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной
подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте
постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное
преобразование целиком опосредовано участием взрослых.
1.4. Методика руководства играми-драматизациями.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится
на два этапа:
художественное восприятие литературных и фольклорных
произведений;
освоение специальных умений для становления основных («актер»,
«режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель»,
«костюмер»);
Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем
активность и творчество проявляются в трех аспектах.
Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в
интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета
или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении
адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств
выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
В-третьих, в оформлении спектакля в создании (подбор,
изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов,
музыкального сопровождения, афиш, программок.
14
Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по
отношению к ней чаще используется термин «театрально-игровая
деятельность» и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
1. Как разновидность художественной деятельности она входит в
раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного
искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами
деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;
2. Как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном
игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «Как играть с детьми».
Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных
игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во
время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно
всегда вежливо и ласково. Следить, чтобы и они так же обращались друг с
другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной
действительности.
. Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего
дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в
постепенном переходе ребенка:
от наблюдения театрализованной постановки взрослого к
самостоятельной игровой деятельности;
от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-
пяти сверстников, исполняющих роли;
от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к
имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и
освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-
драматизации.
Задачи и содержание работы:
Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным
играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных
спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание
знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в
спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые
обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что
в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.
Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в
повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей,
здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается
последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в
которые включается ребенок.
Ступени работы следующие:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц
(дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация
15
основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались:
улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании
с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки
и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей
(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки
летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем но текстам
стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...»,
«Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и
стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К.
Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине»,
«Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина
избушка», «Три .медведя»).
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»,
«Кот, петух и лиса»).
Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным
сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»,
К. Чуковский «Цыпленок»).
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской
театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного
плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового
театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и
авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-
бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев
«Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает
использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития
специальных игровых умений:
умений связанных с освоением позиции «зритель» (умение быть
доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в
ладоши, сказать спасибо «артистам»);
умений обеспечивающих первичное становление позиции «артист»,
включающих умение использовать некоторые средства выразительности
(мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи
образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести»
куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре;
умений взаимодействовать с другими участниками игры: играть
дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
В играх-драматизациях решаются следующие задачи:
16
Воспитательно-образовательные:
обогащение знаниями, умениями, навыками;
развитие интереса к литературе и театру;
развитие психических процессов (памяти, внимания, речи,
мышления);
развитие таких качеств личности, как самостоятельность,
инициатива, воображение;
формирование норм поведения;
воспитание морально-волевых качеств личности.
Коррекционные:
закрепление навыков правильной, речи;
усвоение богатства родного языка;
усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
активизация и пополнение словаря;
совершенствование грамматического строя речи;
развитие тонкой моторики рук.
Рассмотрим методику руководства играми-драматизациями.
Здесь прослеживается тесная взаимосвязь работы специалистов
детского сада. На занятии по развитию речи воспитатель читает детям
художественное произведение, рассматривает с ними иллюстрации.
Дети пересказывают произведение по вопросам. При этом
используется аппликационный материал и фланелеграф. Затем можно
перейти к пересказу по цепочке. Параллельно ведется большая словарная
работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их
действия. Завершить этот этап работы предлагается коллективным
проигрыванием этюдов.
Далее проводят цикл занятий, на которых дети в изобразительной
деятельности и художественном труде отображают свои впечатления о
прочитанном (рисуют, лепят, конструируют и т.д.).
Музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар и
отрабатывает пантомиму. На заключительном занятии дети выбирают роли и
"показывают спектакль" для подгруппы детей, обслуживающего персонала.
При этом воспитатель берет на себя роль режиссера, он активно вмешивается
в ход игры, предлагает ребенку исполнить свою роль более выразительно.
По желанию детей тот или иной спектакль может быть показан на
праздничном утреннике, вечере-досуге. Здесь воспитателю отводится роль
зрителя.
Как уже отмечалось, репертуар игр-драматизаций зависит от возраста
детей, учитывая особенности психоречевого развития детей, материалом для
игр-драматизаций в группе (3-4 года) служат потешки, прибаутки, не
требующие прямой речи, например:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
17
Удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.
Затем, предлагается драматизировать потешки более сложного
содержания, где дети включаются в диалог с воспитателем, например:
Гуси вы, гуси, красные лапки!
Где вы бывали, что вы видали?
Мы видали волка. Он унес гусенка.
Гуси вы, гуси, красные лапки!
Ищите вы волка, спасайте гусенка.
К концу года в младшей группе драматизируются небольшие сказки:
"Колобок", "Рукавичка", "Теремок", "Репка", "Лиса и заяц", "Лиса и дрозд",
"Снегурочка и лиса", "Пузырь, соломинка и лапоть".
Принципы организации театрализованной игры.
Реализация названных задач и содержания работы с детьми младших
групп требует учета основных принципов организации театрализованной
игры.
1. Важнейшим является принцип специфичности данной
деятельности, объединяющий игровой (свободный, непроизвольный) и
художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты
2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь
театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами
художественной деятельности ребенка.
3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра
рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое
взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого
составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы,
отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка,
стремление к оригинальности и самовыражению.
4. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе
интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по
развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный
педагогический процесс.
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как
известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно
связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание,
сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач
естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку
интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль - образ
выбранного героя.
Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой
деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее
русло. Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного
произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить
отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые
подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо
18
продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть.
В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой
понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей -
угадать эпизод, догадаться, о чем идет речь. Можно сопровождать свои
выступления, показы музыкальными фрагментами.
Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог
прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими
внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами,
характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне
оценить проблему, поставленную в произведении.
Все эти приемы стимулируют развитие речи, мышления, фантазии,
воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение
переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами
передачи образа. Таким образом, в процессе организации театрализованной
игры у детей развиваются организаторские умения и навыки,
совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и
осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом,
приобретаются коммуникативные умения и навыки.
Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных
игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом,
развивая и активизируя свою речь. Во время подготовки и разыгрывания
спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следить,
чтобы и дети также обращались друг с другом.
Итак, возможности театрализованных игр как средства активизации и
развития речи младших дошкольников достаточно широки. Они позволяют
добиваться совершенствования выразительности речи ребенка, которая
развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной
эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего
возраста, а затем и к языковой выразительности речи старших дошкольников.
Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в
себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика,
жесты, поза) средства. Использование в педагогической работе потешек и
прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи уточнять и
закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в
словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя
речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха,
диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при
активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов
театрализованных игр.
19
Глава 2. Практическое внедрение театрализованной деятельности
как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста
2.1 Комплекс мероприятий, способствующих развитию связной
речи у детей младшего дошкольного возраста посредством
театрализованной деятельности в младшей группе Детского сада № 8
В соответствии с содержанием образовательной программы я
определила возрастные характеристики ребенка, задачи работы с детьми и
пути их решения главные направления взаимодействия с родителями.
Для достижения цели моей педагогической деятельности по созданию
психолого-педагогических условий для формирования связной речи детей
младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность был
проведен ряд мероприятий.
Были поставлены следующие задачи по развитию речи младших
дошкольников:
развитие связной монологической и диалогической речи;
развитие звуковой культуры речи;
воспитание привычки публичной речи;
обогащать, уточнять и активизировать словарь;
формирование грамматических навыков.
Прежде чем приступить к выполнению поставленных целей и задач,
направленных на активизацию речевого развития, необходимо было создать
речевую среду. Так как средством развития речи были выбраны игры-
драматизации, то возникла необходимость в проектировании зоны
театрализованной деятельности детей, которое предполагает соблюдение
основных принципов построения развивающей предметно-пространственной
среды в группе:
обеспечение баланса между совместной и индивидуальной
деятельности детей;
организация «зон приватности»;
предоставление права и свободы выбора;
создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
поли функциональность использования помещений и оборудования;
возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.
Оборудование располагается так, чтобы дети могли свободно
пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с
его помощью ребенок легко включался в игровую ситуацию. Материалы
театральной зоны периодически обновляются, ориентируясь на интересы
разных детей.
На первоначальном этапе была проведена диагностика общего
речевого развития детей группы. Полученные данные и их анализ позволили
выстроить цепочку занятий по развитию речи, которая смогла решить
выявленные проблемы речевого развития каждого ребенка группы.
Была создана система по речевому развитию детей с
использованием театрализованных игр.
Вся работа строилась в несколько этапов.
20
1 этап:
Изучение программ по развитию речи детей.
Исследование различных видов художественно-литературных
произведений (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы.)
Были отобраны сюжеты из повседневной жизни детей.
Были отобраны литературные персонажи.
2 этап - отобранные произведения подвергались дидактической обработке:
Подбирались вопросы и задания от персонажей, направленных на
активизацию речевой деятельности младших дошкольников в соответствии с
программным содержанием.
Подбирались физкультминутки, подвижные игры, загадки.
Подбиралось оборудование для создания сказочного сюжета:
иллюстрации, игрушки, демонстрационный раздаточный материал,
массажные коврики, дорожки, модули.
3 этап. Характеризовался творческим применением театрализованных игр на
практике
На занятиях дети с удовольствием превращались в актеров и воплощали
литературные образы.
Имитировали характерные движения героев произведений.
Работали над интонациями.
Учились работать за ширмой.
В первый раз театрализованная игра проводилась в вечернее время на
фланелеграфе, т.к. он позволяет свободно моделировать и одновременно
фиксировать различные ситуации. Чуть позже дети познакомились с
настольным театром игрушек и картинок, которые обладают теми же
свойствами, что и фланелеграф. К тому же в нем удобно имитировать
движения автомобилей, пешеходов, животных и других персонажей.
Затем дети учились игре- драматизации с пальчиками. Здесь можно
было обыгрывать персонажа как находясь за ширмой, так и изображать
действия передвигаясь свободно по группе.
2.2. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
Содержание театрализованных занятий с детьми младшего
дошкольного возраста должно включать в себя:
упражнения по формированию выразительности исполнения
(вербальной и невербальной;
упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
коррекционно-развивающие игры;
упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
задания для развития речевой интонационной выразительности;
игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные
упражнения;
21
упражнения на развитие детской пластики;
ритмические минутки (логоритмика);
пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой
для свободного кукловождения;
упражнения на развитие выразительной мимики, элементы
искусства пантомимы;
театральные этюды
отдельные упражнения по этике во время драматизации;
подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и
инсценировок;
знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее
драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями
(реквизит), мизансценой и т.д.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль
играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия
должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и
развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения
должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:
1. развитию речи и навыков театрально-исполнительской
деятельности;
2. созданию атмосферы творчества;
3. социально-эмоциональному развитию детей.
Поэтому содержанием таких занятий являлось не только знакомство с
текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с
жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками»
визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого
ребенка являлось важнейшим методическим принципом проведения данных
занятий.
Одно из главных условий – эмоциональное отношение воспитателя к
читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько
искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является
как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
Причем чем меньше ребенок, тем определённее, акцентированнее
должно быть чтение.
Недопустима даже мысль о разделении детей на «зрителей», т.е. на
постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют»
другие. Нельзя пускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы
дети боялись выйти «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или
«показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных
детей.
Подготовка к театрализованной деятельности проводилась в
несколько этапов:
1. Воспитатель выразительно читает произведение.
2. Проводится беседа, поясняющую и выясняющую понимание не
только содержания, но и отдельных средств выразительности.
22
3. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем
легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении
широко использовался весь комплекс средств интонационной, лексической и
синтаксической выразительности. Были глубоко изучены дети группы как
личности, чтобы понять, что чувствует ребенок, слушая наше чтение. Это
подчеркивал В.А. Сухомлинский. Если ребенок, писал он, «не переживает
борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в
глазах пренебрежение — это значит, что-то в детской душе надломлено, и
много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».
4. Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать
последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте,
представлять образы героев использовались специальные упражнения,
проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?».
Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает:
согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и
семеро козлят»? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся...»)
Почему вы так думаете?» Или показывались детям иллюстрации с лисой и
спрашивалось: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»?
Почему вы так решили?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они так
думают, дети вынуждены вспоминать и представлять определенный образ.
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских
книгах, а также видеофильмы, музыкальные подборки по прочитанным
произведениям. При рассматривании иллюстраций особое внимание
необходимо было уделить анализу эмоциональных состояний персонажей,
изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др
.
).
5. После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных
упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к
проговариванию его отдельных фрагментов.
Из многообразия средств выразительности в детском саду мы во 2-й
младшей группе:
формируем у детей простейшие образно-выразительные умения
(уметь имитировать характерные движения сказочных животных), например,
изобразить, как поет и двигается петушок, как прыгают зайцы, идет медведь,
и т.д.;
проговариваем с детьми слова одного персонажа например, в
сказке «Теремок» надо попроситься как мышка и как волк. Кто жалобнее
скажет? Кто похож больше?
разыгрываем диалог двух персонажей: проговариваем слова и
действуем за каждого – это упражнение в интонировании диалога. Дети
хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах.
Например, как разговаривают три медведя. Воспитатель называет сказку, а
дети, угадывают за какого из медведей говорит воспитатель. Затем дети сами
с помощью интонации загадывают друг другу загадки;
читаем четверостишия с разными интонациями, отдельные фразы.
При этом обращаем внимание, как меняется смысл. Например, произнесите
23
фразу: «Посадил дед репку» меняя слово «репка», произнесите фразу
удивленно, с грустью, гневно, весело и т.д.
Все эти упражнения использовались как в речевых занятиях, так и на
физкультурных, музыкальных, в свободной деятельности. Передать характер
персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в
грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель
может спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из
сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении.
После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя
движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за
исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере
одного образа («Чем отличается лиса Алиса от лисы Софии?» и т.д.).
При обучении детей средствам речевой выразительности
использовались знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в
себе всю совокупность выразительных средств русского языка и
предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой
языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание
сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными
выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика,
пантомимика).
Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному
перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его
привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно
предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации
движений. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к
необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными
состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их
невербального и вербального выражения. Особое внимание детей
обращалось на связь между настроением и особенностями вербальной и
невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и
логическими ударениями).
Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания
эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна
выразительность речи.
Театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок,
каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям,
самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни - смешной случай,
интересное событие и др.
Занятия в основном строились по единой схеме:
введение в тему, создание эмоционального настроения;
театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель
и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий
потенциал;
эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность
театрализованной деятельности.
24
Таким образом, развитию речевых навыков, уверенности в себе и
социальных навыков поведения способствует такая организация
театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет
возможность проявить себя в какой-то роли: выбрать роль по желанию, дать
главную роль наиболее робкому, застенчивому ребенку, имеющему
проблемы с речью, возможно распределение ролей по карточкам (дети берут
из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен
персонаж), проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо было: внимательно выслушивать ответы
и предложения детей; если они не отвечают, не требовать объяснений, а
переходить к действиям с персонажем; при знакомстве детей с героями
произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или
поговорить с ними; в заключение различными способами вызывать у детей
радость.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях
формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития
ребенка стало возможным при выполнении следующих условий:
единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-
значимым для детей содержанием;
постепенности и последовательности ознакомления с
разнообразными вербальными и невербальными средствами
выразительности;
наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с
детьми;
совместного участия в данном процессе детей и взрослых.
2.3. Взаимодействие с родителями.
Одной из центральных задач, поставленных в рамках достижений цели
стала разработка модели взаимодействия с родителями.
Отмечу, что взаимодействие с родителями я считаю непременным
условием освоения детьми моей группы образовательной программы, так как
она является залогом успешной работы педагога, направленной на
сохранение психологического здоровья детей через формирование общего
воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность
воздействия взрослых.
Тематические
праздники и
развлечения
Сбор и анализ
сведений о
родителях и
детях,
выявление их
трудностей и
запросов
Консультации,
тематические
родительские
собрания
Совместные
творческие
проекты,
выставки,
конкурсы
25
Большинство родителей дошкольников, посещающих мою группу
заинтересовано в воспитании и развитии связной речи своих детей. Приятно
сознавать, что многие родители понимают важность сотрудничества с
воспитателем для обеспечения единых подходов и активно включаются в
жизнь группы, и при этом получают удовлетворение от совместной
деятельности детского сада и семьи. Родители ежедневно интересуются
успехами детей, предлагают и оказывают помощь в пополнении
развивающей среды.
2.4. Результаты внедрения в образовательный процесс младших
дошкольников театрализованной деятельности.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в
Детском саду, был решен комплекс взаимосвязанных задач во всех
образовательных областях по ФГОС ДО.
Театрализованная деятельность в области социально –
коммуникативного развития повлияла на:
формирование положительных взаимоотношений между детьми в
процессе совместной деятельности;
воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные
состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
воспитание у детей уважения к себе, сознательного отношения к
своей деятельности;
развитие эмоций;
воспитание этически ценных способов общения в соответствии с
нормами и правилами жизни в обществе.
В познавательной области помогла:
развитию разносторонних представлений о действительности
(разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
наблюдению за явлениями природы, поведением животных (для
передачи символическими средствами в игре–драматизации);
обеспечила взаимосвязь конструирования с театрализованной игрой
для развития динамических пространственных представлений;
развитию памяти, обучение умению планировать свои действия для
достижения результата.
В области речевого развития способствовала:
развитию монологической и диалогической речи;
обогащению словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов,
синонимов, антонимов и пр.;
овладению выразительными средствами общения: словесными
(регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и
невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
В художественно – эстетической области способствовала:
приобщению к высокохудожественной литературе, музыке,
фольклору;
развитию воображения;
26
приобщению к совместной дизайн-деятельности по моделированию
элементов костюма, декораций, атрибутов;
созданию выразительного художественного образа;
формированию элементарных представлений о видах искусства;
реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
В области физического развития способствовала:
согласованию действий и сопровождающей их речи;
умению воплощать в творческом движении настроение, характер и
процесс развития образа;
выразительности исполнения основных видов движений;
развитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой
моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной
осанки.
Именно театрализованная деятельность позволила решить многие
педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи
детей, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Участвуя в театрализованных играх, дети стали участниками разных событий
из жизни людей, животных, растений, что дало им возможность глубже
познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра привила
детям устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей
сформировалось уважительное отношение друг к другу. Они познали
радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в
себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт,
раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти
сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность научила детей быть
творческими личностями, способными к восприятию новизны.
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из
приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается
постоянно - в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и
взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так,
чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и
навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом
процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной
любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают
образы, превращаются в артистов. Игра дело серьезное, но и веселое то же.
Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но
ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время
игры раскованно и свободно.
Игры- драматизации позволяют решать одновременно несколько задач:
развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности,
созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и
вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы
специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над
образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и
развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния,
поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр
в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится
публично говорить и действовать.
В моей работе был проведен анализ педагогической литературы,
посвященной данной проблеме, была раскрыта роль воздействия
театрализованных игр на речевое развитие младших дошкольников и
необходимость их использования как во время занятий, так и в свободное
время. Был изучен механизм руководства театральными играми и методика
проведения занятий. Были разработаны этапы постепенного включения
данного вида игр в процесс развития речи детей младшего дошкольного
возраста.
Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка
театрализованных игр оправдала себя: дети стали более раскрепощенными,
открытыми, улучшилась речь и взаимопонимание.
С учетом успехов и проблем, планирую, продолжение работы по
взаимодействию с родителями, продолжение совершенствования предметно-
развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО. В перспективе своей
работы планирую продолжить активное внедрение театрализованной
деятельности для развития связной речи у детей младшего дошкольного
возраста.
На межаттестационный период планирую:
- продолжить развитие речи детей посредством театрализованной
деятельности;
28
-изучить литературу и повысить профессиональную компетентность в
области применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
- оптимизировать взаимодействие со всеми участниками образовательных
отношений по речевому развитию детей.
29
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования
«Детский сад – дом радости», Н.М. Крылова.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для
воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.
3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.:
Воспитание детей в игре. - М., "КНОРУС", 2007.
4. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей,
работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2000 г.
5. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание
с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.
6. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист»,
2001г.
7. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб.: ООО
«Речь», 2002г.
8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам:
Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и
музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.
9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
10. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. -
М.: А.П.О., 1994.
11. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по
мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
12. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»:
пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.